Открытая Республиканская научно - практическая конференция проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки»
Вложение | Размер |
---|---|
«Составление задач экологического содержания на основе краеведческого материала» | 68 КБ |
Открытая Республиканская научно - практическая конференция
проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки»
Проект
«Составление задач экологического содержания
на основе краеведческого материала»
Выполнила: Жилицина Жанна,
ученица 6 класса МБОУ «Сивинская ООШ»
Краснослободского района РМ
Руководитель: Пильщикова Т.Г.,
учитель математики МБОУ «Сивинская ООШ»
2018г
I. Актуальность
Охрана природы всегда занимала важное место в жизни человека. Особенно остро эта проблема возникла в настоящее время. Наш мир стоит на пороге экологической катастрофы, поэтому важно воспитывать бережное отношение к природе.
Наше село Сивинь расположено в красивом месте. Я люблю свой родной край, свою природу и являюсь членом школьного лесничества «Сосновый бор». Мы занимаемся благоустройством нашего села, сажаем саженцы, очищаем речку и родники, охраняем животный мир.
Нам хочется, чтобы наш лес был чистым, ухоженным, чтобы в нем всегда слышалось пение птиц, а белки, зайчата радовали глаз. Меня очень волнуют вопросы экологии. Но мне еще нравится и математика. Поэтому я выбрала проект по теме «Составление задач экологического содержания на основе краеведческого материала». Такие задачи приобщают нас к бережному отношению к природе. Мы должны не только брать у нее, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Гипотеза: если учащиеся будут решать задачи, составленные на реальных событиях, то они будут развивать не только математические способности, но и углубят экологические знания.
Цель: составить мини – сборник математических задач с экологическим содержанием на основе краеведческого материала.
Задачи:
- найти и изучить материал по экологии родного края;
- обобщить полученную информацию;
- составить математические задачи;
Проектный продукт: мини - сборник математических задач.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Мероприятия |
1 этап (ноябрь) | Сбор материала по теме проекта и его изучение |
2 этап (декабрь) | Анализ подобранного материала по теме проекта |
3 этап (январь - февраль) | Составление экологических задач |
4 этап (февраль - март) | Создание мини - сборника |
4 этап (март) | Реализация проекта |
Основная часть. Содержание проекта.
Математика не только учит, но и воспитывает. Математические задачи с экологическим содержанием помогают проводить расчеты и видеть состояние окружающей среды. Это заставляет задуматься над тем, что в будущем может произойти с природой, если не заботиться о ней сейчас.
Для составления экологических задач мы изучили литературу о природе Мордовии, материалы школьного музея природы, отчеты о проведенных акциях по охране природы. Беседовали с учащимися школы и жителями села, изучали материалы сети Интернет по данной теме.
На слайдах моей презентации представлены примеры некоторых задач с экологическим содержанием по темам.
-Рассмотрим задачи по теме «Натуральные числа».
-Красота должна окружать человека повсюду. Мы хотим, чтобы улицы нашего села всегда были чистыми. Для этого проводятся субботники по уборке территории. Об этом первая задача.
Задача №1.
Во время субботника учащиеся начальных классов Сивинской школы собрали 5 мешков мусора. А учащиеся основных классов в 2 раза больше . Сколько всего мешков мусора собрали учащиеся школы?
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай-
Муравейники не разоряй.
Эти санитары нам нужны
Для лесов твоей родной страны
- Следующая задача призывает ребят охранять муравейники.
Задача №2
В акции «Муравейник» участвовали две группы учащихся нашей школы. Первая группа огородила 9 муравейников, а вторая - в 3 раза больше, чем первая. Сколько муравейников огородила вторая группа? Сколько всего огородили муравейников?
- Одна из острых экологических проблем - проблема загрязнения рек и их берегов. Село Сивинь – зона отдыха. В летнее время на берегу нашей реки бывает много отдыхающих. Хочется, чтобы они убирали после себя мусор.
На это направлена следующая задача.
Задача №3
На берегу реки «Сивинь» расположились три группы отдыхающих. Первая группа после отдыха собрала 5,6 кг мусора, вторая на 200 г. меньше, чем первая, а третья - столько, сколько 1 –я и 2-я группа вместе. Сколько килограммов мусора собрала третья группа? Сколько килограммов мусора собрали три группы вместе?
- А теперь рассмотрим задачи по теме «Проценты»
- Как известно, леса - легкие нашей планеты. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы во многом помогаем им. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в акциях по посадке леса. Об этом следующая задача.
Задача №1.
Члены школьного лесничества «Сосновый бор» посадили 3000 саженцев сосны. Первая группа посадила 50% всех саженцев, вторая ½ того, что посадила первая группа. Сколько саженцев посадила третья группа?
- Большое внимание мы уделяем и охране птиц. Особенно наша помощь нужна им в зимнее время. Следующая задача призывает ребят охранять пернатых друзей.
Задача №2
В акции «Наши зимующие птицы» учащиеся Сивинской школы изготовили 24 кормушки. Из них- 25 % они развесили в школьном саду, а остальные на территории школьного лесничества. Сколько кормушек развесили на территории школьного лесничества?
- Во Всероссийской акции «Сделаем вместе» активное участие приняли ученики Мордовии (86%). Это видно на представленной диаграмме. Не стали исключением и учащиеся нашей школы.
-Гордостью нашей республики являются Национальный парк «Смольный» и природный заповедник имени П.Г. Смидовича. Они находится под охраной государства. Отвечая на вопрос следующей задачи, мы узнаем о лесах Национального парка «Смольный»
Задача №3.
Общая площадь Национального парка «Смольный» составляет 36 тыс.га. Сколько процентов занимают в нем леса, если их площадь равна 32 тыс. га?
- В Мордовском государственном природном заповеднике имени П.Г. Смидовича обитает много животных и растений. Они требуют особой заботы и охраны. Их количество показано в виде диаграммы.
- Рассмотрим задачи по теме «Площадь»
Задача №1.
Длина школьной клумбы 73 шага, ширина – 38 шагов. Найдите площадь клумбы, если длина шага 50 см?
- Дорога и любима нам березовая аллея, которая создана еще в XIX веке. Она - наша история, память и святыня. Мы бережно ухаживаем за ней.
Задача №2.
Длина Аллеи Славы равна 30 м., а ширина на 12 м. больше. Найдите площадь Аллеи Славы.
При решении экологических задач приобретаются практические знания. Они направлены не только на развитие логического мышления, но и на воспитание бережного отношения к природе родного края.
Занимательные задания
-В свой сборник я включила занимательные задания на изучение примет и пословиц о природе.
1.Необходимо решить выражения. Стрелками соединить выражения с одинаковым значением. Примеры таких заданий вы видите на экране.
(40-25)+ 5= (Вороны летают, кружатся стаями -…) | (75-20)+ 25= (…к оттепели) |
(95 - 35) + 20= (Воробей под окном чирикает -…) | 10 * (48 : 6) – 74 = (мало леса - посади.) |
18 : 6 + 27 : 9 = (Много леса – береги,…) | 50- (13 + 17)= ( …к морозу) |
32 – (15 : 3) * 4 = (Много снега -…) | 40- (73 – 30) = (…ожидаются оттепели) |
50 + (43 – 10) = ( Синица «пишет» на снегу -… | 9 + (6 * 4) : 8 = ( много хлеба) |
Вывод
Решение задач с экологическим содержанием влияет на качество математических знаний учащихся, способствует их умственному развитию, воспитывает бережное отношение к природе родного края.
Экологические задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения, служат и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел.
Составляя задачи экологического содержания, я рассказала о наших делах по охране родной природы. Надеюсь, что сборник с экологическими задачами повысит интерес ребят к математике и краеведению, будет служить помощником, как для учителя, так и для учеников. Его можно использовать на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. С каждым разом можно расширять и пополнять его новыми задачами.
Некоторые задачи я предложила решить ученикам школы. Они показались им интересными и полезными.
Используемая литература:
Литература о природе Мордовии:
1. А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. Великан на поляне, или уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2014.
2. На краю Мещеры. Мордовский государственный заповедник имени П.Г. Смидовича, 1978 .
3.Мордовский заповедник. Научно - популярный журнал о природе заповедника и его окрестностей.
Материалы школьного музея природы:
1. Калявин Д., Лисин А. Исследовательская работа «Комплексная характеристика рек в окрестностях села Сивинь»
2. Дерунов Е. Исследовательская работа «Памятники природы. Из поколения к поколению»
Гайдина .Л.И., Кочергина А.В. Учим математику с увлечением Изд. Москва 2008
Отчеты по акциям: « Защитим лес», «Муравейник», «Наши зимующие птицы», Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе», «Живи, лес!»
Что общего у травы и собаки?
Золотая хохлома
Вокруг света за 80 дней
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Тигрёнок на подсолнухе