Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом Учителе всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту – о Ширяевой Софье Арифовне.
На районную филологическую научно-практическую конференцию
НОМИНАЦИЯ: Исследовательская работа
СЕКЦИЯ: Культурное наследие Вознесенского района
«Да будет славен труд учителя»
Ткачёва Мария Петровна,
учащаяся МБОУ «Новосельская ООШ»,
9 класс, 15 лет.
Дом.адрес: 607358 Нижегородская область,
Вознесенский район,
с. Новосёлки,
ул. Советская, д. 42
тел: 8-831-78-72-3-48
руководитель:
Первушкина Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы 1категории
МБОУ «Новосельская ООШ»
Адрес ОУ: 607358 Нижегородская область, Вознесенский район,
с. Новосёлки, ул. Школьная, д. 1а
МБОУ «Новосельская ООШ»
Новосёлки 2019
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………………………2
II. Основная часть
2.1.Детство и юность………………………………………………………………5
2.2.Мастер своего дела……………………………………………………………5
2.3.«В её работе нет мелочей» (отзывы коллег)………………………………..6
III. Заключение
3.1.Человек с большой буквы…………………………………………………….9
IV. Список использованных источников……………………………………..10
I. Введение
Актуальность темы
«Учитель - священное слово для всех,
За ним и победа, и первый успех.
Сокровища знаний и щедрость души,
И искренний смех, и беседа души…»
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.
Известные строки Н.А.Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю.
Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой простоневыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирании» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества.
Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности. Как отметил Медведев Д.А., «государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». И сегодня руководство страны провозглашает одним из основных принципов новой государственной политики в образовании новый статус российского учителя.
Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом Учителе всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту – о Ширяевой Софье Арифовне.
Цель исследования: изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя русского языка и литературы Ширяевой Софьи Арифовны, определить какое значение имеет её деятельность в культурном наследии Вознесенского района.
Задачи:
-собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Ширяевой Софьи Арифовны;
-изучить и систематизировать документы и фотографии личного ишкольного архивов;
-оформить собранный материал.
Методы исследования:
-интервью.
-работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки;
-встречи с коллегами, родственниками;
-изучение и исследование литературы, материалов периодической печати;
-обобщение полученных данных.
Объектом исследования: история жизни и педагогической деятельности Ширяевой Софьи Арифовны от её истоков до современности.
Предмет исследования: исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя.
Новизна данного исследования:собрать материал о Ширяевой Софье Арифовне, и довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей», которых в нашей школе не мало.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.
II. Основная часть
2.1. Детство и юность
Не может учитель без школы прожить,
а без учителя — школа
София Арифовна родилась 31 августа 1961 года в селе Бутаково Вознесенского района в семье колхозников. Отец, Дивеев Ариф Хафизович, работал до войны учителем в Мельсеватовской начальной школе, воевал, после войны работал инспектором райфо, потом скотником колхоза «Бутаковский». Мать, Дивеева София Зайнетдиновна, была телятницей колхоза «Бутаковский». Ещё в раннем возрасте их дочка мечтала стать учителем. Закончила Бутаковскую начальную школу. После неё выпустилась из Теньгушевской средней школы в 1978году. Поступила в Арзамасский педагогический институт на факультет русского языка и литературы и по его окончании работала учителем около пяти лет в Линейской восьмилетней школе. С 1988 года она – завуч, а с 1992 года и до дня смерти - директор Новосельской основной общеобразовательной школы.
2.2 Мастер своего дела
Награды за добросовестный труд
За свой колоссальный труд в образовании София Арифовна награждалась грамотами, районными, областными, за подготовку призеров и победителей олимпиад, конкурсов разного уровня – от школьного до Всероссийского. Такженаграждена значком «Отличник народного просвещения».
Увлечения Софии Арифовны.
В свободное время любила София Арифовна читать (это ее самое любимое занятие),выращивала цветы и очень любила животных. Путешествовала по стране и была во многих её городах.
Это был грамотный, инициативный и целеустремленный руководитель, владеющий современной нормативно-правовой базой, организаторскими способностями, педагогическим тактом.
Большую и неустанную заботу проявляла София Арифовна по созданию всех необходимых условий для безопасного осуществления образовательного процесса, созданию психологического комфорта ребенку в школе и педагогическому коллективу. Внедряя инновационные проекты в образовательный процесс, сама была разработчиком программ развития школы.Новосельская школа из года в год добивалась высокого уровня в обучении и воспитании учащихся. Ежегодно на её базе проводились различные семинары и конференции по обмену опытом работы педагогов.
София Арифовна отличалась твердостью убеждений, умела доказательно отстаивать свои позиции, обладала чувством гражданского долга. Она пользовалась непререкаемым авторитетом среди руководителей образовательных организаций, педагогической общественности района и учителей своей школы.
Умная, чрезвычайно серьезная, строгая к себе, чуткая , очень вежливая и тактичная, она любима школьниками, всегда была готова прийти на помощь людям.
2.3.«В её работе нет мелочей»
В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, я выяснила, каково отношение коллег к Ширяевой Софье Арифовне.
Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот некоторые высказывания коллег.
Парусов М.Н. учитель химии и биологии:
«София Арифовна была настоящим профессионалом своего дела. Она жила школой, учениками. Школа была её вторым домом, в который она каждый раз возвращалась с доброй улыбкой и хорошим настроением, но всегда глубоко озабоченной школьными проблемами ».
Ермакова Е.Н. учитель начальных классов, зам. Директора по воспитательной работе в школе :
«Для меня София Арифовна навсегда запомнится как человек высокого интеллекта, требовательной не только к другим, но и к себе. С ней мне было легко работать, так как она была первым помощником во всем. София Арифовна запомнилась мне ещё и как заботливая мать».
Первушкина А.В., учитель русского языка и литературы:
« С некоторым недоумением и болью в душе вспоминаешь тот день, когда София Арифовна так внезапно ушла из жизни. Она была настоящим руководителем, боролась за дисциплину в школе, за порядок. Ни одну ситуацию в школе не оставляла без внимания: будь то ссоры между учениками, будь то и отношения в коллективе.Во всём она «хотела дойти до самой сути», как у Пастернака. Была внимательной, порядочной, тактичной и очень ценила жизнь».
Костин С.В., учитель географии и физики:
« Софья Арифовна была ответственным и грамотным руководителем, а также добрым человеком. Профессиональные интересы ставила выше своих личных. Пользовалась уважением учителей, учеников и родителей. Относилась к людям с пониманием. К ней всегда в любое время можно было обратиться и по личным и по рабочим вопросам. Она решала их корректно и профессионально, поэтому много лет проработала в своей должности. Побольше бы таких грамотных руководителей».
III. Заключение
В поселке ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка.
Учитель… Что стоит за этим привычным словом Учитель- это отличный психолог, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Профессия учителя – одна из наиболее тяжёлых и сложных, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закостенеть в рутине жизни. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы образ его остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям и справедливости, в какой бы части света они не проживали.
Работая над материалом проекта, я убедилась, что Ширяева София Арифовна - энергичный человек, большой профессионал, влюбленный в своё дело. Учитель с большой буквы!
Я рада, что в моей жизни был такой замечательный педагог, как наш директор, который преподавал нам не только уроки русского языка и литературы, но и уроки жизни.
IV. Список источников и литературы
4.1. Список литературы:
а) А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл. «Время выбора и решений».
б) Альбина Свёклина «На всю жизнь в нашей судьбе» - Нижний Новгород: ООО Растр, 2015. - 452 с., ил.
4.2. Источники:
2. Семейный и школьный архивы:
1) Документы
2) Награды
3) Семейные фотографии
4) Вырезки из СМИ
5) Приказы
6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.
Три загадки Солнца
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ручей и камень
Простые летающие модели из бумаги
Хитрый коврик