Использование фольклорных заимствований в творчестве поэтов Шатковского района как способ приобщения к духовным богатствам народа
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
″Великовражская средняя школа″
Изучение творчества писателей и поэтов родного края
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Использование фольклорных заимствований в творчестве поэтов Шатковского района как способ приобщения к духовным богатствам народа
Выполнили: Кондрашкина Мария Александровна, Леонтьева Марина Михайловна, ученицы 10 класса МОУ ″Великовражская СШ″ Руководитель: Зубкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы |
e-mail: vvrag_shola@mail.ru
Тел.: 8831-90-48711
2017 г.
Содержание
1. | Введение …………………………. | ……………………………… | стр. 3-4 |
2. | Основная часть …………………… | ……………………………… | стр. 4-13 |
3. | Заключение ………………………. | ……………………………… | стр. 14 |
4. | Приложения ……………………… | ……………………………… | стр. 15 |
5. | Список используемой литературы | ……………………………… | стр. 15 |
1.Введение
Актуальность исследования.
В современном обществе настойчиво прослеживается размытость нравственных ориентиров среди представителей молодого поколения. Неисчерпаемым источником духовного обогащения на протяжении многих веков остаются произведения устного народного творчества. "Фольклорные традиции – это своеобразная система ценностей, где сконцентрированы мировоззренческие представления о мире, нравственные эталоны и нормы поведения человека, этические черты и характер народа".[1] Именно поэтому русский фольклор становится надёжной основой для русской литературы и продолжает питать её на всём славном пути её развития, включая и современный этап.
Проводя работу по выявлению и исследованию элементов фольклора в мало изученных произведениях поэтов родного края, мы не только расширили представление о литературном краеведении, но и приобщились к богатому воспитательному потенциалу народного творчества.
Цель исследования.
Цель нашего исследования – выяснить причины использования элементов народного творчества в произведениях местных поэтов, отношение к нему, а также понять, какие способы и методы используют авторы для вплетения элементов фольклора в повествование и какого результата пытаются добиться.
Задачи:
Объект исследования – стихи поэтов – участников общественного творческого объединения «Вдохновение».
Предмет исследования – особенности соблюдения фольклорных традиций поэтами Шатковского района.
Методы исследования:
Гипотеза.
По нашему мнению, с большой долей вероятности можно предположить, что поэты Шатковского района широко применяют в своём творчестве элементы русского фольклора.
2. Основная часть
Историческая справка
Отражение фольклорных традиций можно проследить ещё в текстах древнерусской литературы. Здесь они питают художественную образность, обогащают образный строй произведений, помогают получить представление о народном мире. Так, по словам Д. С. Лихачёва, „Слово“ "…глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям".[2] Среди художественных произведений XIX века нетрудно отыскать такие, в которых явно прослеживается обращение русских писателей к сюжетам, образам и приемам устного народного творчества. Это и сказки А. С. Пушкина, и историческая поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", и поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", и этот список далеко не полный.
Один из самых значительных и известных в мире русских писателей XX века А. М. Горький утверждал, что "коллективное творчество масс явилось материнским лоном для творчества индивидуального", что начало искусства слова, литературы — в фольклоре.[3] С. А. Есенин называл себя " поэтом золотой бревенчатой избы", многие стихотворения поэта схожи с фольклорными и по форме, и по содержанию. Картины народного быта, особенности национального характера в русле народнопоэтичесой традиции широко представлены в повестях В. Г. Распутина, В.М. Шукшина.
Сегодня, на рубеже веков, поэты вновь ищут решения важных нравственных проблем. В этом непростом поиске неоценимую помощь оказывает русское фольклорное наследие, в котором сокрыты наши духовные и культурные истоки.
Материал и методика
В поиске ответа на главный вопрос нашего исследования: "Прослеживаются ли в творчестве шатковских поэтов фольклорные традиции? " - мы изучили основные положения учебника Зуевой Т.В., Кирдана Б.П. "Русский фольклор", познакомились с книгой «Русское народное творчество» — курс лекций профессора В. И. Чичерова, дополнили свои знания о жанровой специфике произведений народного творчества, об их образном строе, об особенностях народно-поэтической лексики, морфологии, синтаксиса.
Затем было проведено наблюдение по нескольким сборникам лирики местных поэтов: "Испытание временем" 2004 г., "Прикосновение"2009 г., "Вдохновение" 2010 г., кроме того, мы познакомились с книгой стихов, песен, рассказов В. П. Винидиктовой "Осенняя рапсодия" 2008 г. Отобранный материал был проанализирован с применением следующих опорных схем: "Примерный план анализа фольклорного произведения"(http://www.studfiles.ru) и "Слагаемые анализа поэтического текста" (http://uchitel-slovesnosti.ru). Результаты исследования логически вытекают из накопленного материала. Они представлены в разделе "Основные результаты ".
Основные результаты исследования.
Фольклорный материал активно используется шатковскими поэтами. Используется по-разному. Особо нужно отметить, что использование фольклорных элементов наблюдается в основном в женской лирике. Наиболее масштабно использование фольклорного материала представлено в творчестве Нины Мирсковой. Поэты либо включают в произведение конкретный текст русских народных пословиц, примет, либо видоизменяют фольклорный материал, лишь ссылаясь на тексты народных песен, легенд, пословиц.
Так Нина Мирскова в стихотворении "Курьёз" напоминает читателю пословицу "Нет дыма без огня"[I. c. 82], Галина Суханова в стихотворении "Жизнь бывает на песню похожа" отсылает к народной песне "У дороги куст калины" [Ic.148 – 149], Зоя Пичугина в стихотворении "Папоротник" вспоминает древнюю легенду [II. c. 171]. На страницах поэтического сборника Валентины Винидиктовой "Осенняя рапсодия" нам неоднократно встречаются упоминания о народных приметах [III.C. 105, 121].
Чаще же всего поэты-шатковцы создают произведения, совершая жанровые, тематические, образные, и стилистические заимствования, используют художественные средства и приёмы фольклора.
Жанровые фольклорные заимствования немногочисленны. В основном встречаются стихотворения, напоминающие народные лирические песни. Чаще других они встречаются в лирике Нины Мирсковой ("Ах, ромашка белая" [I.c. 78] "Кольцо потеряла" [I. c. 79] (Ср. нар.песня "Сронила колечко"), "Ой, холодный дует ветер" [I. c. 98]. Как в народной песне, в названных стихотворениях есть сюжет, который выполняет вспомогательную роль, являясь поводом для выражения переживаний о трудной судьбе:
Ой, холодный дует ветер Над моею головой. Как безрадостно на свете Коротать свой век одной |
Мысли и чувства передаются в форме монолога.
Так же, как и в народных песнях, лирическая героиня Мирсковой обращается к явлениям природы: ромашке [I.C. 78], журавушке[I. C. 72]:
Ах, ромашка белая, Что с мечтою сделала… |
Среди произведений Анны Тяпковой мы отметили стихотворение, по жанру напоминающее народную колыбельную песню. Оно так и называется: "Колыбельная" [II. C. 298]. Сближает это стихотворение с народной колыбельной её назначение – укачать ребёнка. В нём, как и в подавляющем большинстве народных песен, прослеживается материнская ласка и любовь к малышу ("ты усни, мой маленький", "закрывай-ка глазки"). В отличие от народной песни, длинной, протяжной, текст А. Тяпковой короткий, нет традиционных слов, замедляющих ритм: "баю, баю, баю", нет традиционного предрекания ребёнку богатой счастливой жизни ("будешь в золоте ходить"), нет упоминания о сказочных животных, подходящих к колыбели ("придет серенький волчок…"). На основании проведённых сравнений можно утверждать, что близость стихотворения А. Тяпковой к народной колыбельной песни условна.
Наиболее распространенным жанровым заимствованием из области фольклора в творчестве поэтов-шатковцев становится жанр частушки.
Короткие четырёхстрочные песенки-стишки "про Шатки", "про деревню" читаем мы у Александры Петровны Ёмкиной [II. C. 276]:
Ох, деревня, ты деревня, До чего же дожила: Всю Россиюшку кормила, А себе что нажила? |
Эти строки отражают острые социальные явления современной русской действительности.
Оптимизмом и жизнелюбием веет от "Шараповских частушек" Галины Фёдоровны Агафоновой [IV. C. 28-30]:
Вот сейчас и стар и млад – Все про кризис говорят, Нам же нечего тужить, Жили, есть и будем жить! |
Одно из стихотворений Галины Михайловны Сухановой называется "Старая сказка на новый лад «О рыбаке, рыбке и Пенсионном фонде»"[IV. C. 295]. Уже в самом заглавии определён жанр. Зачин тоже напоминает сказочный:
Это было не во сне, Не в экзотической стране, Всё, представьте, приключилось На российской стороне. |
Далее автор нас ориентирует на сказку о рыбаке и рыбке. Народную или литературную? Мы сравнили текст русской народной сказки "Золотая рыбка" и текст А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Упоминание о "корыте", перед которым старуха "в старом платье" "села… горевать", в народной сказке не встречается. Это заставило нас убедиться, что в основу произведения была положена сказка А. С. Пушкина.
Волшебный помощник (рыбка) помогает старику очутиться в Пенсионном фонде, который решает все проблемы героя. Стиль сказки близок к разговорному, в который вклиниваются многочисленные выражения из официально-делового стиля. Сказка имеет традиционную концовку, которая, тем не менее, по своему содержанию и форме далека от сказочной:
Вывод в сказке здесь простой: Пенсионный Фонд такой Раз создали, то нужды нет Больше в РЫБКЕ ЗОЛОТОЙ! |
Сказочный мотив потери звучит в стихотворении Н. Мирсковой "Перепёлочка" [I. c. 86]:
Плачет неутешная Птичка перепёлочка, Потеряла детушек, Небо близко к полночи. |
Счастливый финал стихотворения традиционен для народной сказки:
……………………………….. Прибегли под крылышко Птенчики голодные. ………………………………… ………………………………… Пёстрыми комочками Жмутся ближе к матери. |
Одной из актуальных тем является тема крестьянского труда. В стихотворении Г. Шаровой "Полюшко-поле" [I. c. 159] труд на земле несёт человеку радость, благополучие. Растить хлеб и трудно, и почётно:
Поле-полюшко родное, Ярким солнцем залитое, Ты в венке из васильков, Любишь ласку ты и волюшку, Много требуешь забот! |
Среди проанализированных стихотворений отмечены тексты о трудной, несчастной женской судьбе. Часто они встречаются в творчестве Нины Мирсковой. Это стихи о вдовьей доле ("Милый мой меня покинул"[I. c. 105], "Выйду я в полюшко" [IV. C. 233]); об одиночестве ("Ой, холодный дует ветер"[I. c. 98]); о непосильном труде:
В борозде своей, в общем поле ли Всю землицу вы потом полили, С потом сеяли, хлеб растя стране, За свой труд почёт заслужив вдвойне. "Ой ты, Русь моя деревенская!" [II. C. 110] |
Тема разлуки с любимым драматично звучит в стихотворении Валентины Винидиктовой "Из-за леса по-над Тёшею" [III. C. 100]:
Знает Солнце, что я, девица, Думой чёрною измучена: Вот уже четыре месяца Мною писем не получено. |
Близкими, важными и поэтому необходимыми стали для шатковских поэтов фольклорные образы русской избы, которая осмысливается как центр крестьянского мира, и печки, сердца русской избы. Эти образы ярко и эмоционально представлены в стихотворениях Василия Агафонова "Русские печи" [II. C. 30] и Александра Полякова "Русская печь" [I. c. 154]:
Расправивши белые плечи, Горячим дыша пирогом, Родные нам Русские печи Собой украшали наш дом. В. Агафонов. "Русские печи" | Дом рубной, тропа к крылечку, А над крышей дым колечком. Пироги пыхтят в печи, В чугунке варятся щи. ........................................................................................... В селе, известно, люд добрее, Его ведь с детства печка греет. А. Поляков. "Русская печь" |
Для Нины Мирсковой глубокий жизненный смысл заложен в традиционном образе дороги, воплощающем идею духовного развития народа:
Ох, дороженька – Вьётся, тянется, Босы ноженьки – Да по камешкам! |
Сколько горечи и боли слышится в строчках о деградации нравственных устоев:
Так – в подвал, во тьму, В щёлку узкую – На поклон кому Душу русскую? "Ох, дороженька…" |
Стихийность, непредсказуемость русского характера воплотилась у Нины Михайловны в образе "лихих троек", которые летят "по дороге столбовой" ("Русь державная, святая" [I. c. 62]).
В стихотворениях двух поэтесс, Нины Мирсковой и Зои Пичугиной, встречается образ раненой птицы ("обескровленная" – у Мирсковой [I. c. 62], "раненая" – у Пичугиной [II. C. 163]). В обоих случаях это образ лирических героинь, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Каждая находит свой путь излечения. Лирическая героиня Нины Мирсковой черпает силу в "родниках" родной земли, "спасательным кругом" лирической героини стихотворения Зои Пичугиной становится "дом" и "семья".
Традиционные фольклорные образы красной девицы и её милого друга предстают перед нами в стихотворении Валентины Винидиктовой "Из-за леса по-над Тёшею" [III. C. 100]. Как и в народных сказках, песнях, помощь человеку оказывают силы природы. Таким традиционным образом является в тексте образ солнца, своим "лучиком - надеждою", успокоивший сердце лирической героини.
В творчестве поэтов родного края часто можно встретить лексико-стилистические средства фольклора. Это разговорная лексика, слова-повторы, устойчивые выражения (пословицы, фразеологизмы), постоянные эпитеты, сравнения. Широко применяется инверсия, есть примеры анафоры. Результаты исследования лексико-стилистических средств представим в виде обобщающей таблицы.
Средства фольклорной стилистики | Тропы | Фигуры | ||||
Разговорная лексика | Слова-повторы | Устойчивые выражения | Постоянные эпитеты | Сравнения | Инверсия | Междометья |
Затеять (хлеб) | Поле-полюшко, зимушка-зима, гармошечка-гармошка, судьба-судьбинушка, | Фразеологизмы:семь потов, коротать свой век, слёзы лить. | Связанные с миром людей: Честной мир, славный пир, красны девицы, добры молодцы, белые плечи, честной народ. Связанные с миром природы: пески сыпучие, сыра земля, буйная трава, белый свет, тёмна ночка, ясные зореньки, красно солнышко. | Как полынь-трава доля женская; | Росы обильные, тропка заветная, ромашка белая, выси горные, душу русскую. | Ах, ромашка белая, |
Эмоционально – оценочная лексика: | ||||||
нивушка, небушко,ладушка, волюшка, землица | Синонимиче ские повторы: | Затопило сердце горе, как глубокая река. | Анафора | Ой, холодный дует ветер | ||
Народно-поэтическая лексика: | путь-дорога (-жка), полынь-трава. | Саваном – пурга над деревьями; | Выйду я в полюшко, Выйду я в чистое | Ох, дороженька | ||
вороги, по-над (предлог) | Пословицы: нет дыма без огня, с милым рай в шалаше. | Прошлогоднею осокой в ледяной воде стою. | Ой ты, Русь моя | |||
Диалектные слова: | ||||||
пресняк (пресный пирог) | Ой, вы, вороные |
3. Заключение
Подводя итоги сказанному, отметим, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Стремясь к осмыслению современной действительности с позиций традиционных нравственных понятий, шатковские поэты широко применяют в своём творчестве элементы русского фольклора.
Основными типами заимствования фольклорных элементов стали жанровые, тематические, образные заимствования, использование художественных приемов и средств фольклора.
С их помощью авторам удалось правдиво, ярко и эмоционально изобразить жизнь народа, вызвать у читателя ощущение единства с предыдущими поколениями, внести свой вклад в развитие чувства уважения к духовным народным традициям.
4. Приложения
К работе прилагаются тексты стихотворений из сборников, на которые ссылаются авторы исследования:
5. Использованная литература
[1] О. А. Федотовская "Фольклорные традиции: ценностный потенциал"
[2] (Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве": (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950
[3] Владимир Иванович Чичеров ."Русское народное творчество". Издательство Московского университета 1959
Два петушка
Хитрость Дидоны
Загадочная система из шести экзопланет
"Морская болезнь" у космонавтов
Извержение вулкана