Научно- исследовательская работа в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Секция: «Быстрее в мысли, ярче в слове»
Направления: Русский язык
Вложение | Размер |
---|---|
Научно- исследовательская работа в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан | 36.45 КБ |
Научно- исследовательская работа в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Секция: «Быстрее в мысли, ярче в слове»
Направления: Русский язык
Выполнил: обучающийся 9 класса
ООШ с.Исламбахты- филиал
МОБУ СОШ с.Тарказы
Клементьев Антон Сергеевич
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ...........................................................................................6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................14
Язык современного подростка рассматривается во взаимосвязи понятий «язык», «личность», «культура». Являясь достоянием отдельной личности, язык актуализирует личное сознание, т.е. усвоение хранимого в языке общественного опыта. Личность формируется через язык и проявляется в языке. Анализ языковых средств, используемых подростками, свидетельствует о стремлении молодежи к их трансформации. В связи с данным явлением возникает вопрос: сможет ли нынешнее поколение молодых людей реально участвовать в диалоге культур.
Образ современного подростка — предмет исследования разных наук. Сложность феномена исследования состоит в том, что подросток — постоянно меняющаяся, развивающаяся особь, homo sapiens, стремящаяся стать личностью в любом её проявлении. При этом не осознается сущность самой категории «личность», что предполагает динамическую, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и морально волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Подросток в процессе социализации актуализирует себя на разных уровнях бытия. Нас интересует уровень языка, речевого поведения. Речевое поведение современного подростка мы рассмотрим во взаимосвязи с понятиями «личность» и «язык», «культура». Язык является носителем и хранителем культуры. Тесная связь языка с действительностью, обществом, цивилизацией признается филологией и философией едва ли не с момента их возникновения.
Язык подростков XXI века не всегда понятен их родителям, учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл подопечные вкладывают в свои дела. Тем более что особенности лексикона молодежной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.
Обоснование актуальности темы.
Мы считаем, что выбранная нами тема в настоящее время является актуальной. Ярким подтверждением этому может служить современное состояние литературного языка. Проникновение арготизмов, жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу, в повседневную речь, расширение социальной и возрастной базы жаргонов стало предметом изучения социологов, педагогов, лингвистов.
Думается, что существуют достаточно веские основания для выявления современного подросткового жаргонизма. По отношению к словам подросткового жаргонизма должны быть применены самые решительные меры с целью ликвидации, искоренения их в языке школьников и пресечения их дальнейшего проникновения туда, так как этот фонд «блатных слов» создаёт чрезвычайно благоприятную почву для появления и развития хулиганства.
Обратите внимание, на этом, довольно таки, распространённом языке говорят не только обучающиеся школ, студенты, но также молодёжь. Порой, не всегда понимаешь значение жаргонизмов, но этот язык в нашем современном мире в лексиконе занимает чуть ли не первое место.
Постановка и формулировка проблемы исследования.
Проблема данной работы заключается в том, что жаргоны, к сожалению, использует большинство школьников, начиная с учащихся начальных классов. И такую речь полностью искоренить невозможно. Она передаётся из уст в уста, несмотря на то, что находится за пределами литературного языка. Мы думаем, чтобы решить эту проблему, необходимо нам, подросткам, научиться разговаривать друг с другом на «чистом, непорочном, литературном языке».
Разработанность исследуемой проблемы.
Оказывается, изучением и выявлением причин активного употребления жаргонизмов в речи учащихся занимаются не только социологи, педагоги, лингвисты, но и сами учащиеся школ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель работы – как жаргон используется в речи современного подростка. Язык для любого человека является важнейшей частью его культуры. И что же мы наблюдаем сейчас? Говорящие стали употреблять ругательства и нецензурные выражения. С экрана телевизора звучат пошлые шутки, слова, которые раньше употреблялись только в уголовной среде! Похоже, что сейчас можешь говорить, что хочешь и как хочешь.
Основные задачи исследовательской работы:
1. изучить теоретический материал по проблеме «Употребление жаргонов в подростковой речи»;
2. выявить источники возникновения жаргонов;
3. познакомиться со словами, используемыми подростками в речи;
4. исследовать уровень использования и восприятия жаргонов подростками.
Особенно много жаргонизмов возникало до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка путем привнесения специфических элементов и тем самым несколько отделить людей своего круга от остальных носителей национального русского языка.
Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях дореволюционной России, например: в бурсацком жаргоне слямзил, стибрил, свистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр.
В советское время изменилась социальная сущность жаргонов, изменилось и их понимание. В современном русском языке имеются лишь отдельные слова «жаргонно окрашенной» лексики, которые или связаны с факторами профессиональной речи, или являются характерным признаком возрастной общности поколения, преимущественно молодого. Например: шпоры, шпаргалка, контролка, петух (пятерка), туфтаи др. у школьников.
Те, чье взросление пришлось на 60-70-е годы, наверное, припомнят, что и в ту далекую пору подростки стремились обособиться от старших в своей языковой непохожести. Однако их жаргон был совсем иным, чем нынешний. Молодежный жаргон изобиловал корявыми англицизмами: пипл ( people )- народ, люди; шузы (shoes) – ботинки и вообще любая обувь; батл (bottle) – бутылка и т.д.
В то время эта пагубная тенденция не стала массовой, она «обогатила» молодежь элементами жаргона наркоманов – типа облом, прикол, отстой, улёт и т.п. показательно, что этот лексикон сохранился и по сей день.
Казалось бы, надо порадоваться патриотизму молодежи. Но радоваться особо нечему, ибо слова родного языка, составляющие костяк современного молодежного жаргона, используются преимущественно в тех значениях, которыми их наделила криминальная субкультура. Про отмазки, разборки, наезды и откаты сегодня говорят не только безусые мальчишки, но и государственные мужи. В этом особая примета нашего времени, а разводить и наваривать – почётно. Огорчает то, что такая извращенная система ценностей все сильнее овладевает умами молодежи. И, вероятно, можно даже заключить: чем больше юноша употребляет словечек из лексикона новорусского сброда, тем сильнее в нем стремление войти в этот круг. Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята в целом менее комфортны и, соответственно, менее склонны к употреблению жаргона. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.
Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без жаргона и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана , или ботаника. К науке ботанике эта пренебрежительная кличка отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращенно – ботать. Иными словами, ботаник – это тот, кто своим трудом пытается пополнить содержание своей головы, а, возможно, при этом ещё и наивно полагает, что впоследствии это поспособствует и пополнению кошелька.
По большому счету наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические молодежные жаргонизмы и не особая склонность к их использованию, а широкое распространение малозначимых, казалось бы, «вводных» словечек (так и хочется назвать их паразитами)- короче, типа, прикинь, не тормози и т.п. их на самом деле намного больше, но для компактности изложения разберём хотя бы эти.
Короче. Частенько доводится это слышать, причем нередко из одних юных уст по несколько раз в минуту. Означает ли это, что перед нами серьёзный, деловой человек, дорожащий временем и не склонный к многословным рассуждениям? Увы, вовсе нет – достаточно просто прислушаться к сказанному. Фактически многократное даже навязчивое короче означает: «Конечно, всё это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов-то подходящих мне не подобрать. Короче, скажу как умею.»
Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать правильную формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно и более точное определение, но оно ему не по силам. А призыв прикинь! Заставляет слушателя самого додумать то, что в силу убожества речи оказался не в силах выразить говорящий.
Тормоз – как известно, техническое устройство для замедления и остановки движения. С недавних пор активно употребляется в молодёжном жаргоне в значении «тугодум, человек недалёкий, медленно соображающий». Соответственно, тормозной – «неадекватный, не умеющий быстро и правильно реагировать», тормозить – «пребывать в прострации, замешательстве». Призыв Не тормози! Обычно бывает адресован человеку, который слишком долго размышляет над простыми и понятными вещами либо колеблется, не в силах принять решение. Такой призыв часто встречается и в рекламных объявлениях, адресованных молодёжи, и означает: «Перестань колебаться! Скорее прими правильное решение и сделай покупку!» Такую рекламу мы ежедневно видим по нашим телевизорам Не тормози! Сникерс ни!
Однако частота употребления этого слова заставляет призадуматься. Что означают упрёки в тормознутости, раздаваемые направо и налево? Не слишком ли много вокруг развелось тормозов?
О связи мышления и речи на протяжении веков говорили многие умные люди - от Сенеки до Выготского. А вот американец Брюс Бартон выразился бесхитростно и прямо: «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа». Но всё же, прислушайтесь внимательнее, о чём, а главное -как, говорят друг с другом подростки.
Обращаясь к словарям, мы обнаружили, что слово жаргон является иноязычным, заимствованным.
ЖАРГОН ( фр.jargon). Речь какой-либо социальной группы, объединенной общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования. Школьный жаргон. Воровской жаргон.
В значении «чириканье» слово жаргон употреблялось во французском языке в средние века (XII в.), затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык». До революции в составе русского языка было много жаргонов. На них говорили люди, принадлежащие к какой-либо группе и ставящие своей целью скрыть что-либо от окружающих. Использование жаргонов или частое употребление жаргонных слов нежелательно, оно свидетельствует о плохом языковом вкусе или о невладении литературной нормой языка.
ЖАРГОН (фр.jargon), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной неправильной речи.
Мы провели исследование среди учащихся нашей школы по употреблению жаргонов. И выяснили, что, практически, все ребята, кроме начальных классов, используют жаргоны. Которые, как они считают, пополняют школьный словарный запас. На основании этого мы составили небольшой словарик тех слов – жаргонов, которые используют учащиеся нашей школы.
Дискач - сокр. от "дискотека".
Чел - парень (иногда другое значение: человек).
Чики-пуки - удачное стечение обстоятельств (обычно говорят: "Все будет чики-пуки!", т.е. все будет хорошо).
Фигня – ерунда, что-то плохое
Прикольно, классно, здорово, круто – хорошо
Офигеть, опупеть, очуметь – удивление
Вооще – вообще
Чувак, карифан – друг, товарищ
Отпадно – удивительно
Ласты – ноги
Дыня, тыква, чайник – голова
Отвали, отвянь – отстань
Копец – конец
Оборзел - обнаглел
Беспонтовый – бестолковый
Не гони – не говори
Базар – разговор
Стрёмно – некрасиво, безобразно
Атас – беги
Паливо – осторожность, предупреждение
Без балды – без проблем
Тусняк, денс, скачки – дискотека
Контрошка – контрольная
Универ – университет
Общага – общежитие
Прикинь – представь, подумай
Комп – компьютер
Туфта – ерунда, малостоящее доказательство;
Филонить – бездельничать;
Блеск, сила, жесть, потрясно – превосходно;
Как штык - обязательно
Фишка – что-то оригинальное, потрясающее
Глюк поймать – что-то кажется
Лох, тюфяк – слабак
Хавать, точить, уплетать – кушать, обедать
Отстой – плохо
Фиолетово – безразлично
В натуре – действительно
В одну каску – в одиночку
Тёлка – девушка
Бабло, зелень – деньги
Рожу мять, рожу давить – спать, дремать
Не парься – не переживай
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают мысль о том, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов.
Каковы же причины увеличения уровня жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника. (Ответы учащихся и обобщение - вывод)
1. Значимость “своего” (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
2. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности, MTV, компьютерный жаргон, и английский язык, и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (“не грузи меня” – из жаргона компьютерщиков). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: “мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану”. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, которое балансирует на грани литературного языка и жаргона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня засилие жаргонизации речи объясняется отчасти тем, что ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на “своем” (жаргонном) языке.
Язык современного подростка очень своеобразен. Но ведь счастье – это когда тебя понимают, как было сказано в одном старом-старом фильме. А чтобы понять – нужно знать.
Человек преобразует пространство, в котором живёт и действует. Люди строят дома и мосты, разбивают парки и сады. Но люди также разрушают города и устраивают свалки… Это в полной мере относится и к пространству человеческого общения.
Новое время, новые условия жизни обнажили проблемы организации такого пространства. При формировании пространства общения нужно помнить не только о собственном удобстве, но и о тех, кто рядом. Наши мысли должны быть доступны и понятны адресату. Нельзя уважать людей, если не уважаешь сам себя. Без осознания своей личности, без понимания своей самозначимости невозможно оценить и осознать личность другого человека. В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в его речи. Характеристики речи, быстрой или медленной, лаконичной или многословной, логичной или сумбурной, плавной или прерывистой, правильной или с ошибками, часто более важны в понимании и раскрытии человека, чем информация, которую он передаёт в том или ином случае. Именно личность определяет, каким будет пространство человеческого общения, в котором мы живём.
В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Ведь, как следует из Ветхого Завета, язык – это мостик из земного начала в духовное. В языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Живая нация не может и не должна смириться перед лицом деградации своего языка.
Нужно пробуждать в вас, юных гражданах, чувство собственного достоинства и самоуважения. Поэтому, общаясь друг с другом, всегда помните о назначении человека: он несёт в этот мир добро, красоту. А ведь правильная и грамотная речь – это тоже красота и добро. Закончить наш урок мне хочется словами мастера красивой и правильной речи.
По отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.
Любите русский язык!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическая газета для учителей-словесников №16. Русский язык. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. А.И. Тощева.М.: 2007-с.19.
2. Методическая газета для учителей-словесников №17. Русский язык. Слово о родном языке. Л.А. Кульматов. М.: 2007-с.2.
3. Методическая газета для учителей-словесников №20. Русский язык. Как говорит современный подросток. С.С. Степанов.М.: 2007-с.40-41.
4. Нормы современного русского литературного языка. К.С. Горбачевич. 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1989-с.9-10.
5. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд .М.: Сов. Энциклопедия, 1988-с.433.
6. Нормы современного русского литературного языка. К.С. Горбачевич. 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1989-с.9-10.
7. Школьный словарь иностранных слов. В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И.Голанова,И.А., Василевская; под ред. В.В. Иванова.-М.: Просвещение, 1983-с.59-60.
8. festival.1september.ru›articles/573917/. Урок словесности в 10-м классе по теме «Должны ли мы так говорить, или Речь современных подростков». Автор: Анисимова Н.В., учитель русского языка и литературы.
9. idea.mosuzedu.ru›projects/project.html. Исследовательская работа по теме «Слова – паразиты в речи современных подростков». Автор: Глотова Анна, ученица 8 класса. Руководитель: Давыдова-Мартынова Е.И., учитель информатики.
10. rudocs.exdat.com›docs/index-67937.html. Исследовательская работа по теме «Сленг в нашей школе». Авторы: Смирнова М., Мухутдинова Л., ученицы 10»Р» класса.
11. pandia.ru›text/77/156/23074.php. Научно-исследовательская работа на VII школьную конференцию молодых исследователей. Тема работы «Молодёжный сленг». Авторы: Рудик Денис, Харя Дан., ученики 6 «Б» класса. Руководитель: Суханова О.В., учитель русского языка и литературы.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Самый богатый воробей на свете
Есть ли лёд на других планетах?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Ласточка. Корейская народная сказка