Работа «Нравственное воспитание на уроках русского языка» представляет собой дополнительный материал при изучении таких разделов, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис».
Тема нравственности и нравственного воспитания была актуальна всегда и в особенности она востребована в наши дни. Цель жизни и самооценка, сострадание и воспитанность, милосердие и интеллигентность… Будущий специалист не сможет состояться без человеческих качеств, о которых просто и ненавязчиво говорит в своих «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Тексты Лихачёва имеют большое значение в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, в процессе работы с текстом учащиеся познакомятся с особенностями публицистического стиля и жанра письма.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kozlov_a._i_serotetto_m.pptx | 767.62 КБ |
Слайд 1
Дмитрий Сергеевич Лихачёв В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.Слайд 2
Тема нравственного воспитания на уроках русского языка. В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Д.С.Лихачёв
Слайд 3
Актуальность работы заключается в том, что советы, которые можно получить, прочитав «Письма» Лихачёва, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с молодыми – один из главных его талантов.
Слайд 4
Цель проекта: подготовить дополнительный материал, соответствующий актуальным проблемам нашего времени и волнующий возраст обучающихся. Задачи: обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения; определить характер заданий к текстам и последовательность их выполнения; научить учащихся самостоятельно анализировать тексты, рассуждать, делать выводы.
Слайд 5
Предполагаемая гипотеза: особую роль в воспитании, развитии современных молодых людей приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.
Слайд 6
Методы, использованные в работе: поисковый, использование информационных технологий, ресурсов Интернет, изучение, анализ и обобщение.
Слайд 7
Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ Задания: 1. Найдите в первом абзаце слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков. 2. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 3. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 4. Определите часть речи слов БОЛЬШОЕ, МАЛОЕ. 5. Определите виды связи предложений в третьем абзаце текста. 6. Творческое задание. Ответьте письменно на вопрос: «Всегда ли цель оправдывает средства?»
Слайд 8
Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из второго абзаца все подчинительные словосочетания, определите вид связи (согласование, управление, примыкание). 4. Найдите в тексте синонимы к слову ПОДЛИННЫЕ (друзья). 5. Сделайте синтаксический разбор предложения: Молодость это время сбл … жения . 6. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение: Как вы понимаете пословицу «Береги честь смолоду»? Отразите в сочинении позицию автора.
Слайд 9
Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из текста предложение с однородными членами, сделайте синтаксический разбор. 4. Определите основную мысль текста. 5. Какие проблемы освещает автор текста. 6. Выпишите из текста слова с орфограммой: З-(С-) на конце приставки. 7. Творческое задание. Ответьте письменно на вопрос: В чём, по мнению автора, заключается самая большая цель жизни?
Слайд 10
Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Объясните значение слов ДОСТОИНСТВО, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ПРОЗЯБАНИЕ . 4. Выпишите из текста предложение с однородными членами, сделайте синтаксический разбор. 5. Творческое задание. Напишите сочинение-рассуждение: «В чем я вижу смысл своей жизни?». Используйте повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Слайд 11
Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, сгруппируйте их по орфограммам. 4. Сделайте синтаксический разбор предложения: Ставя себе задачей к… рьеру или пр ( и,е )обр… тательство человек и( с,з ) пытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и р…скует пот… рять все. 5. Объясните значение слов БЕСКОРЫСТИЕ, САМООЦЕНКА. 6 . Творческое задание. Согласны ли вы с утверждением: Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке.
Слайд 12
Письмо седьмое ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из текста слова с орфограммой «чередующиеся гласные в корне слова». 4. Найдите и выпишите из текста однокоренные слова. 5. Объясните значение слов АБСТРАКТНЫЙ И АЛЬТРУИСТИЧНЫЙ. Подберите к ним антонимы. 6 . Творческое задание. Определите позицию автора текста и прокомментируйте её. Согласны ли вы с тем, что «добро не может быть глупо».
Слайд 13
Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из первого и второго абзацев текста слова, в которых количество букв и звуков не совпадают. 4. Сделайте морфологический разбор краткого прилагательного. 5. Сделайте синтаксический разбор предложения: Заики бывают пр… восходными ор…торами обдумывая каждое свое слово. 6.Творческое задание. Составьте на основании письма свод правил: Как не быть смешным.
Слайд 14
Письмо девятое КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ? Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из текста 3 подчинительных словосочетания со связью согласование, управление, примыкание. 4. Выпишите из текста деепричастия и сделайте морфемный разбор. 5. Напишите мини-сочинение: Как ответить на обиду с большим достоинством?
Слайд 15
Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Выпишите из текста антонимы. 4. Объясните выражения: «честь мундира», «нравственная пустыня человеческой души», «колоссальный ущерб обществу». 5. Приведите примеры слов, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами и путём сложения. 6.Творческое задание. Ответьте письменно на вопросы: В чём, по мнению автора, отличие чести истинной от ложной? В чём отличие чести от совести?
Слайд 16
Письмо одиннадцатое ПРО КАРЬЕРИЗМ Задания: 1. Расставьте в тексте пропущенные буквы. 2. Расставьте в тексте пропущенные знаки препинания. 3. Сделайте синтаксический разбор предложения: И уже пр…ходит время прим… нять свои знания достичь того к чему стремился. 4. Определите основную мысль текста. 5.Творческое задание. Ответьте письменно на вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что карьеризм делает человека несчастным?
Слайд 17
Вывод: «Письма о добром и прекрасном» - это неиссякаемый источник, и чем больше приникаешь к нему, тем больше находишь чистого, ясного, доброго. «Читая ПУШКИНА и ЛИХАЧЁВА, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Слайд 18
Практическая значимость: «Письма о добром и прекрасном» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая о «правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не отступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед…
Слайд 19
Литература: Лихачев Д.С . Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985.
Рисуем тыкву
Калитка в сад
Яблоко
Весенние чудеса
В Китае испытали "автобус будущего"