Дидактическая игра как средство развития счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 4
1.1. Задачи и содержание математической подготовки дошкольников 4
1.2. Счет как показатель математического развития дошкольника 7
1.3. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 9
2. Дидактическая игра как средство развития счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста 13
2.1. История вопроса в науке и практике 13
2.2. Методические основы развития у детей дошкольного возраста представлений о числе 14
2.3. Роль дидактической игры в развитии счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста 17
2.4. Виды дидактических игр, направленных на развитие счётной деятельности у детей младшей и средней группы 18
Список использованых источников 22
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира.
Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений. Но знания, соответствующие предмету математики, характеризуются сложной структурой.
Программы в дошкольном учреждении предусматривают обучение детей математике, в основном, на занятиях. Однако не следует забывать, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Большинство воспитательных и образовательных задач осуществляется через дидактические игры. В них ставятся задачи, способствующие развитию логического мышления, умения осмысливать правила, последовательность действий, развивающие внимание, способствующие усвоению знаний.
Системе дошкольно - дидактических игр в настоящее время уделено большое внимание. Дошкольная педагогика включает в себя дидактические игры с разными объектами, которые обеспечивают основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического применения. Такая форма помогает ребёнку приобрести прочные знания и оказывает положительное влияние на усвоение материала. Игровая форма обучения привлекает ребёнка, вызывает большой интерес к обучению [18].
Воспитатель в начале обучения всё чаще начинает использовать игры, в которых формируются новые знания, умения, навыки. Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на различных объектах, тем самым повышая прочность и осознанность усвоения знаний.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
В начале нашего столетия к введению элементов обучения в форме игры в дошкольном учреждении относились отрицательно. В последние годы произошли огромные сдвиги в разработке научных основ педагогического процесса в дошкольном учреждении. Над этой проблемой работали такие педагоги, как Д.В. Менджерицкая, Б.П. Никитин, Г.А. Тумакова, А.И. Максаков и другие. Игра в настоящий момент рассматривается как основная форма организации жизни детей, особенно – младшего дошкольного возраста.
Но на практике дидактическая игра используется недостаточно, хотя и является эффективным средством образовательной работы с детьми. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитании и обучении дошкольников.
Объект исследования: процесс развития счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть возможность использования дидактической игры для развития счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования,
2. Рассмотреть этапы в развитии счетной деятельности дошкольников;
3. Подобрать и систематизировать дидактические игры, направленные на развитие счётной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Методы исследования:
1. Аналитический (анализ и обобщение литературы по теме исследования).
2. Описательный (описание возможностей использования дидактических игр для обучения счёту детей дошкольного возраста).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие — сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. [8, с.3]
Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. [8, с.3-6]
Грамотно организованное обучение дошкольников математике обеспечивает их общее умственное развитие в дальнейшем. Приобретая математические представления, ребенок овладевает способами и приемами познания, применяет сформировавшиеся в ходе обучения знания и навыки на практике.
Большой вклад в обучение дошкольников математике внесла Е. И. Тихеева. Для закрепления знаний и количественных представлений, полученных детьми в жизни, она предлагает использовать специальные игры - занятия с дидактическим материалом. По мнению Тихеевой, "в условиях нормальной жизни математическое развитие ребенка совершается легко и непринужденно". [17, с.4-5].
Большая роль разработки методики элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста принадлежит Ф. Н. Блехер. Вся работа по формированию математических знаний, по ее мнению, должна протекать в повседневной жизни, а воспитатель должен умело использовать все жизненные случаи. Приобретенные таким образом знания могут закрепляться в индивидуальных играх - занятиях дидактическим материалом. [2]
Успешно разрабатывала вопросы содержания, форм и методов обучения в детском саду А. П. Усова. Ее исследования внесли коренные изменения в систему воспитательно-образовательной работы детских садов, что способствовало повышению умственного развития детей и улучшило их подготовку к школе.
Уделяя много внимания обучению дошкольника, А. П. Усова вместе с тем считала, что оно составляет лишь часть всей воспитательно-образовательной работы детского сада, направленной на всестороннее (физическое, умственное, нравственное и эстетическое) развитие маленького ребенка. Она подчеркивала, что в воспитании детей дошкольного возраста наряду с обучением на занятиях важное место должно занимать педагогическое руководство игрой и трудовой деятельностью. [19]
Вопросы игры интересовали А. Усову с первых шагов ее научной деятельности. Она внесла большой вклад в создание советской педагогической концепции игры и педагогического руководства ей, основы которой были заложены в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л: Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, а вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и другими. [20]
В противоположность широко распространенным на Западе биологизаторским концепциям детской игры как инстинктивной деятельности, развивающейся спонтанно, путем созревания врожденных задатков, независимо от условий жизни и воспитания, советские исследователи показали, что игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием окружающих взрослых. [20]
Соответственно такому пониманию природы и движущих причин развития детской игры, А. П. Усова резко выступала против проповедовавшейся в свое время, например, Стенли Холлом идеи «невмешательства» в деятельность ребенка и настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить, и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если оно основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры.[19]
Она подвергла критике те типичные ошибки, которые, к сожалению, до сих пор еще имеют место в практике воспитательной работы детских садов, когда воспитатель либо вовсе не руководит детской игрой, ограничиваясь предоставлением для этого внешних условий, либо, наоборот, начинает излишне вмешиваться в самодеятельность ребят, навязывает им определенные сюжеты и роли, не считаясь с потребностями и интересами дошкольников.
Ребенок в детском саду постигает "науку до науки". "При первоначальном обучении счету не должно спешить и идти дальше не иначе, как вполне овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу". [21, с.147].
Процесс формирования математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя и связной речи. Количественные отношения ребенок младшего дошкольного возраста отражает с помощью слов: много, один, поровну, больше, меньше, которые осознаются при сравнении отдельных предметов и групп. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовать числительное с существительным: в роде, числе и падеже. Дети учатся не только на чувственном опыте распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове. Дошкольники осваивают словарь временных обозначений. Овладение значением этих слов помогает осмыслить длительность времени, развивает «чувство времени». (12)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, чем глубже осознаются математические связи, тем более совершенствованные средства применяются для их отражения в речи. Следовательно, математическое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с мыслительными и сенсорными процессами.
Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и наглядно - действенное и наглядно - образное мышление дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний. Однако психолого-педагогические исследования показали, что у ребенка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимосвязей». [7, с.244].
На наш взгляд, это свидетельствует о больших потенциальных возможностях развития детского мышления, которое должно эффективно использоваться в обучении детей.
Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных математических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском саду». В каждой возрастной группе программа состоит из одинаковых по названию разделов: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах такие их стороны, свойства и отношения, которые являются предметом изучения математики.
Программа охватывает широкий круг математических ориентировок, знаний и навыков, начиная со второй младшей группы детского сада. При анализе программы прослеживается постепенное нарастание и усложнение материала, одни и те же разделы достигают различной полноты и точности в зависимости от возраста, для которого они разработаны. Программа рассчитана не только на уточнение математического опыта, приобретаемого ребенком в процессе его соприкосновения с окружающим миром, но и на постепенное расширение этого опыта, на подготовку ребенка к школе.
Каждое математическое понятие формируется поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические понятия тесно связаны между собой. Так, в работе с детьми четвертого года жизни основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Дети учатся сравнивать контрастные множества. В последующих группах знания о множестве углубляются: дети сравнивают множество элементов по количеству составляющих, делят множество на подмножества. Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже на освоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой становления сложных знаний и умений. [15, с.78-79]
Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду», мы пришли к следующим выводам. В основе формирования математических представлений лежит линейно - концентрический принцип, который предполагает на каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее обучение. На каждом году обучения выделяется главное направление. Во второй младшей группе - формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней - формирование представлений о числах в пределах пяти, в старших - формирование представлений о числах и отношениях между последовательными числами в пределах десяти. Программа строится с учетом задач предматематической подготовки и характеризуется целостностью, системностью и преемственностью в развитии математических представлений у детей.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что при определении задач обучения дошкольников счету педагог должен учитывать такие факторы, как возраст детей, их индивидуальные особенности, уровень группы в целом, а также уметь менять содержание обучения в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
1.2. Счет как показатель математического развития дошкольника
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
Счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.
Развитие счетной деятельности проходит в несколько этапов:
Первый этап – манипулирование с множествами в развитии счетной деятельности.
Второй этап – в развитии счетной деятельности – появление интереса к сравнению величин и множеств, прослеживается у детей третьего года жизни.
Затем, отправляясь от практических действий с неопределенным количеством однородных предметов, обучаясь количественному сравнению множеств, но, еще не умея считать, не зная названий чисел, упражняясь дальше в сравнении множеств на основе счета с помощью числительных, дети постепенно поднимаются до абстрагирования числа, до отвлеченного представления о числе как о показателе мощности множества.
Третий этап – включение последовательное название слово – числительных. Происходит ознакомление детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос: «сколько?» называя при этом последнее при счете число. Счет предметов, предварительное сравнение сравнение их, например, 1 и 2, 3 и 2, 3 и 4, осуществляет педагог, а дети,наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? Мишек? Поскольку мишек и кукол? (поровну, по три). Чего больше (меньше)?»
Понимание значимости итогового числа при счете усваивается детьми быстрее. Они дифференцируют итог счета от процесса счета, что весьма важно для данного этапа. Дети на данном этапе не сразу учатся считать предметы в большом количестве. Сравнивая две совокупности, состоящие из равного количества элементов, или две совокупности, одна из которых будет содержать на один элемент больше, дети в четыре года учатся считать, пользуясь словами – числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет и в пределах десяти.
Упражнениями по счету предшествует анализ состава предметов, выделение общих признаков, способа расположения. В процессе обучения счету постоянно варьируются задания, оценивается равное и неравное количество предметов (2 и 3, 3 и 3, 3 и 4 и т.д.) при ознакомлении со счетом для каждого числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого т.е. расположенного слева, одновременно следует называть последовательного числа. После названия числа, соответствующего последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Все 5 квадратиков»).
На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева на право. Это обстоятельство необходимо для дальнейшего обучения письму, чтению, хотя в определении количества особой роли не играет.
Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назначении, применении счета в разных видах деятельности. Постепенно дошкольники переходят к пересчитыванию предметов быта, игрушек. Воспитатель должен стремится к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно, и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогло бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности
На четвертом этапе развития счетной деятельности дети 5-6 лет четко усваивают последовательность в названии числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Они не только начинают понимать значение последнего числа, как итогового, но и начинают осознавать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.
Пятый этап – обучение детей 6-7 лет счету множеств с различным основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.
Шестой этап–развития деятельности счета в основном падает уже на 1 класс школы, где, упражняясь в счете множеств с различным основанием единицы, дети усваивают счет десятками. В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а так же развивается новый вид деятельности – измерение. Пользуясь сначала счетом отдельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, измеряя жидкие и сыпучие тела, измеряя температуру воды, воздуха градусами, измеряя длительность времени часами, дети осваивают понятие числа, которое развивается.
Усвоение счетной деятельности совершается в результате организованного обучения. При этом важно с самого начала создать четкий образ действия счета. Счетная деятельность состоит из ряда частных операций, еще неизвестных ребенку. Программой предусмотрена подготовительная работа, которая заключается в многочисленных упражнениях с множествами предметов. После выполнения различных практических действий с множествами ребенок, по моему мнению, может быть подготовлен к пониманию смысла и счета.
Таким образом, мы считаем, что обучение счету в детском саду является необходимым компонентом подготовки детей. В то же время счет не может быть единственным содержанием обучения и полностью обеспечивать математическое развитие дошкольников.
Мы считаем, что обучение счету в детском саду является необходимым компонентом подготовки детей. В то же время счет не может быть единственным содержанием обучения и полностью обеспечивать математическое развитие дошкольников.
1.3. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо учитывать закономерности развития детей, особенности формирования у них тех или иных математических представлений, исходить из требований дошкольной педагогики и психологии. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для образования представлений и понятий. Успешное овладение математическими понятиями зависит от уровня развития восприятия, от сенсорного развития детей. «Дитя мыслит образами, звуками, красками» (21, с.516). В свою очередь многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике, где они сталкиваются с проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, пространственным расположением предметов. Большое значение в сенсорном восприятии имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем. Так, в качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, кругом, треугольником, овалом и прямоугольником.
Дети трех лет воспринимают размеры предметов не дифференцированно. Они не выделяют длину, ширину и высоту. Четырехлетние дети более правильно выбирают различные по высоте, длине и ширине предметы, но эти различия воспринимаются ими при условии, если они ярко выражены. Опыт показывает, что дети часто ошибаются при показе ширины, что свидетельствует о недостаточно четкой дифференциации других измерений.
Овладение измерением влияет на общее умственное и математическое развитие дошкольника. Измеряя, дети начинают точнее дифференцировать длину, ширину, высоту и объём. Сочетая практическую и теоретическую деятельности, измерение отвечает требованиям развития наглядно - образное и наглядно - действенное мышления детей. Вопрос о роли измерения в формировании математических представлений освещается в работах таких учёных, как К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер.
Многие педагоги указывали на необходимость практического ознакомления детей дошкольного возраста со способами измерения величин. «Детей … следует привлекать к разному виду измерениям, практически познакомить их с метром и научиться обращаться с ним». (17)
В то же время умения и знания детей об измерении вместимости сосудов, как показывают исследования, находятся на низком уровне. Большинство детей затрудняются измерить количество жидкости в сосуде или же делают это неправильно. (Пиаже, 340)
Например, когда ребёнок переливает жидкость или перекладывает бусинки из одной стеклянной бутылки в другую, отличную от первой по форме, он думает, что действительное количество жидкости или бусинок во второй бутылке в результате этого процесса возрастает или уменьшается. Ребёнок уверен, что две палочки одинаковой длинны равны, если их конечные точки совпадают, но если немного сдвинуть одну из них относительно другой, то он решит, что палка удлинилась. Ребенок считает, что расстояние между двумя предметами изменится, если между ними положить третий предмет. Когда равные части берутся от двух равных целых фигур, у него нет уверенности в том, что оставшиеся части равны, если они различаются по всей конфигурации. (Пиаже,342)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что суждениям ребенка о количестве недостает систематической транзитивности. Однако данный феномен снимается у детей пяти лет при условии систематического обучения использованию действий измерения.
Программа предусматривает материал по обучению детей ориентировке в пространстве в разных возрастных группах. Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентации на своем теле. Дети овладевают ориентировкой «от себя» в младшем возрасте. В среднем дошкольном возрасте дети используют данную систему отсчёта в разных ситуациях. Задача ориентировки на внешних объектах становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты. Опыт работы в дошкольных учреждениях показал, что дети затрудняются в ориентировке, если объекты не имеют ярко выраженных пространственных характеристик. В дошкольном возрасте ребёнок осваивает словесную систему отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд - назад, вверх - вниз, направо - налево. В ходе проведённых исследований было установлено, что освоение каждой следующей системы отсчёта базируется на прочном знании предшествующей. Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют. На первом этапе - пространственные отношения ещё не выделяются ребёнком. В дошкольном возрасте отражаемое пространство дискретно. Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. При этом точность оценки этих отношений ещё относительна. Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приёмом контактной близости приходит зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.
От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений дети переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. Вследствие целенаправленного обучения они приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении, но и в окружающем пространстве. Умение детей анализировать пространство широко используется при обследовании форм предметов. Дети выделяют противоположные стороны, углы. Опираясь на умение пространственной ориентации, дети точнее характеризуют форму строительных деталей и зависимость строения от особенностей формы. Дошкольники учатся анализировать конструкции, опираясь на знания особенностей геометрических фигур. Они выделяют особенности треугольной, квадратной и круглой форм, что достигается за счет пространственных представлений.
Мы пришли к выводу о том, что дети трех - четырех лет успешно ориентируются в расположении предметов в знакомой обстановке, знают точное местонахождение предметов. К пяти годам знания детей о пространственных отношениях между предметами обобщаются и систематизируются, увеличивается объём конкретных представлений о пространственных отношениях.
Знакомство детей с геометрическими фигурами тоже начинается с младшей группы. Дети учатся различать и правильно называть их, пользуясь приемами обследования этих фигур. Дошкольники знакомятся с квадратом, кругом и треугольником. С возрастом знания о геометрических фигурах уточняются и обогащаются. В процессе обучения детьми осознается, что форма не зависит от размера, цвета и других особенностей. С новыми геометрическими фигурами дети знакомятся, сравнивая их модели с уже знакомыми или одну с другой. В конце средней группы дошкольники хорошо усваивают особенности геометрических фигур, определяют фигуры на ощупь и по контуру. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами они переходят к словесным описаниям их формы и обобщениям.
При систематическом обучении, как свидетельствует педагогическая практика, на пятом году жизни дети умеют описывать форму предметов, состоящих из двух - пяти частей.
Дети знакомятся с ориентировкой во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Педагог знакомит детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Детям дошкольного возраста необходимо объяснить временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом. Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как целенаправленность, организованность, собранность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем, специфические особенности времени затрудняют его восприятие детьми. Время воспринимается дошкольником опосредованно, через конкретизацию временных единиц. Детей следует знакомить с такими интервалами времени, которыми можно определять длительность их действий, разнообразных видов деятельности.
В повседневной жизни в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Педагог имеет возможность уточнять и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе полученные знания уточняются и систематизируются.
В ходе физиологических исследований было показано, что выработка условных рефлексов на время у детей дошкольного возраста образуется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. На наш взгляд, восприятие дошкольниками таких свойств времени, как текучесть, необратимость, периодичность, весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Одной из причин непонимания детьми смысла слов, обозначающие временные отношения, является их относительный характер. «При торжественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигаться. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать». (16, с.57). Дошкольники рано проявляют интерес к временным отношениям. По мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов. Они начинают различать части суток, связывая их с хорошо знакомыми и эмоционально привлекаемыми событиями.
Мы предполагаем, что формирование у дошкольников временных представлений в значительной мере зависит от того, уделяют ли этому внимание взрослые. «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступность». (16, с.57).
2.1. История вопроса в науке и практике
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Ее корни уходят в устное народное творчество, так как оно было предшественником становления методики как науки. На приобщение детей к счету, на формирования понятия числа оказали большое влияние народные считалки, поговорки, пословицы и загадки.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Мы считаем, что такое особое место игры в различных системах воспитания определяется тем, что игра является ведущим видом деятельности ребенка.
«Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь». (23, с.67).
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. «Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняет и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии, игра является, таким образом, как бы биологическим дополнением к пластическим задаткам и способностям ребенка. В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка». (4).
Впервые о значении игр упоминается в материнской школе Яна Амоса Коменского, в которой он рекомендует игры, дающие детям знания, и вместе с ними беседы и упражнения. Следовательно, образовательную работу с детьми Я.А. Коменский не целиком включал в детские игры. Игры использовались им лишь как условие лучшего усвоения детьми программы. Дальнейшая разработка дидактики дошкольного воспитания связана с именем Песталоцци. Он считал, что с раннего детства познание детьми мира должно происходить по средством обучения. В дидактике Песталоцци ярко выступают черты, находящиеся в прямом противоречии с возрастными возможностями и интересами детей.
Характерной чертой фребелевской дидактики является обучение. Занятия с «дарами» Ф. Фребель облёк в игровую форму, но игра здесь была только формой, носила служебный характер. В соответствии с характерной для детей потребностью с игровой деятельности Ф. Фребель создал игры - занятия, в которых серьёзное содержание давалось детям в игровой форме. Содержание игр - занятий составляет развитие математических представлений о форме, величине, цвете. Ф. Фребелю принадлежит идея соединения обучения и игры. Такое соединение не оправдало себя, так как игра становилась навязанной детям. Положительным результатом этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр.
После Ф. Фребеля идея образовательного содержания воспитания развивается в течение XIX века и закрепляется дидактическим материалом Марии Монтессори. Игровой метод получает широкое развитие, разработанная Марией Монтессори система дидактического материала замыкает развитие детей в узкие рамки сенсорного развития. М. Монтессори рассматривала воспитание как содействие развитию сил ребёнка.
В истории отечественной педагогической мысли вопросы воспитания детей дошкольного возраста впервые глубоко излагаются в трудах К.Д. Ушинского. Он считает игру свободной детской деятельностью, вносящей в развитие детей на данной ступени такой вклад, который не может сравниваться ни с чем другим. (19, с.20). Придавая игре громадное значение в жизни детей и указывая при этом на ее большие воспитательные возможности, он отводит соответствующее место учению.
«Игра есть свободная деятельность дитяти, и если сравнить интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех - пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». (21, с.520).
Большую работу по методике обучения счету провела Ф.К. Блехер. Рассматривая развитие математических представлений у детей под влиянием организованного процесса образовательной работы, Ф.К. Блехер разработала ряд пособий, в которых проанализировала роль дидактических игр в усвоении счета.
Вопросами дидактической игры занимались также такие педагоги, как А.П. Усова, Р.И. Жуковская, В.Н. Аванесова, Н.Д. Мчедлидзе, В.Р. Беспалова, А.А. Смоленцева, А.И. Сорокина и другие.
На данный момент дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является средством всестороннего воспитания личности ребенка. В рамках данной работы нас интересует умственное воспитание, как одна из задач всестороннего развития личности. С помощью дидактических игр педагог получает возможность обучать детей самостоятельной мыслительной деятельности. Воспитатель приучает детей использовать полученные знания в различных условиях соответствии с поставленной задачей. (3, с.4)
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и умозаключения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению прочных и глубоких знаний. Дидактические игры развивают и математические представления дошкольников. Ознакомление детей с формой, величиной, цветом предмета позволило создать систему специальных дидактических игр, где игровое начало тесно переплетается с учебным. (3, с.10)
На наш взгляд, дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе с детьми. В науке и практике утвердилось положение о том, что игра является эффективным средством обучения. Эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах» (6). Педагогическая ценность дидактических игр определяется их своеобразием.
2.2. Методические основы развития у детей дошкольного возраста представлений о числе
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения.
Освоение детьми счета — длительный и сложный процесс. Истоки счетной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами.
Счет как деятельность состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.
Предметные действия детей раннего возраста (1,5—2,5 года) являются пропедевтикой счетной деятельности. Активно действуя, дети разбрасывают предметы или, наоборот, собирают их. Как правило, все одинаковые действия сопровождаются повторением одного и того же слова: «вот..., вот..., вот...», или «еще..., еще..., еще...», или хаотическим называнием чисел: «раз, один, пять...». Иногда каждое повторяемое ребенком слово соотносится с одним предметом или с одним движением, между словом и предметом устанавливается соответствие. Слово помогает выделить элемент из множества однородных предметов, движений, более четко отделить один предмет от другого, способствует ритмизации действий. При этом устанавливается еще не осознанное ребенком взаимно однозначное соответствие между предметом, движением и словом. Это стихийно используемый ребенком прием, однако он служит подготовкой к счетной деятельности в будущем. Такие действия с множествами можно рассматривать как начало развития счетной деятельности. Дети легко усваивают простые считалки, отдельные слова-числительные и используют их в процессе движений, игр.
Появление в активном словаре детей (1,5—2 года) числительных не является показателем сформированности количественных представлений. Эти слова заимствуются из речи взрослых и употребляются детьми во время игры.
В раннем возрасте (2—3 года) дети от хаотического познания числительных под влиянием обучения переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3.
Дальнейшее упорядочение чисел происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть — за пятью. При этом возникают рече-слухо-двигательные связи между называемыми числительными.
Вслед за рече-слухо-двигательными образами у детей 3—4-летнего возраста успешно формируется слуховой образ натурального ряда чисел. Слова-числительные выстраиваются в ряд и называются по порядку, но происходит это постепенно. Вначале упорядочивается лишь некоторое множество числительных, после него числительные называются, хотя и с промежутками, но всегда в возрастающем порядке.
Такие действия в дочисловой период обучения помогут в последующем точнее понять и усвоить счет, прием соотнесения числа с предметом, порядок следования чисел, место числа в натуральном ряду.
На третьем году жизни дети пытаются считать, проявляя большой интерес к счетной деятельности. Освоение детьми последовательности чисел в процессе счета ими предметов, звуков, движений и составляет содержание следующего этапа в развитии у них количественных представлений (для 3-4-летних).
Счет в этот период очень однообразен. Дети называют слова-числительные: раз (в значении один), два, три, другой (второй), третий и др., показывают при этом на предметы. На вопрос «Сколько?» вновь начинают пересчитывать. Это свойственно всем детям на начальном этапе овладения счетной деятельностью. Они осваивают процесс счета (название чисел, отнесение их к предметам), но последнее названное при этом слово-числительное не соотносят со всем множеством. Часто встречающейся ошибкой в этот период является и неточность соотнесения числа с предметом. Ребенок называет одно слово-числительное, показывая при этом на два предмета, и наоборот.
В возрасте 3—4 лет (иногда и 5 лет) дети, освоившие счет, не могут ответить на вопрос «Какое из чисел идет до числа 4, какое после?». Они начинают или восстанавливать (на пальцах) ряд чисел, или слова до и после заменяют словами впереди, сзади и, называя следующее число, рассматривают его как впереди стоящее. Многие дети, называя следующее число, не могут назвать предыдущее.
Так, на основе слухового образа натурального ряда возникает его пространственный образ.
Дальнейшее формирование представлений о числе и натуральном ряде чисел осуществляется под влиянием овладения счетной деятельностью.
Овладевая счетом, дети приобретают умение определять количество предметов в результате осознания итогового значения числа, сравнивать множества и числа.
В процессе освоения счета и сравнения двух групп предметов по количеству у детей формируется представление о числе как показателе равночисленности множеств.
При этом перестраиваются восприятие и мышление детей. У них вырабатывается умение видеть одно и то же количество независимо от внешних несущественных признаков
Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов.
В процессе овладения счетом происходит развитие и речевого компонента: от громкого называния слов-числительных в процессе счета ребенок переходит к называнию их шепотом, затем лишь шевелит губами и, наконец, произносит их мысленно, т. е. в плане внутренней речи.
В процессе освоения счета речевое и двигательное действие проводит общий путь развития: от внешнего, развернутого действия к внутреннему, свернутому, Движение глаз и произнесенное слово выполняют функцию дробления множеств. Постепенно слово и движения глаз начинают заменять действие руки, становясь основным носителем счетного действия.
В 4—5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов независимо от их качественных особенностей и форм расположения, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают измерением. Под влиянием овладения двумя видами деятельности, счетом и измерением, у детей формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10). Достигнутый уровень развития количественных представлений позволяет детям в 5—б лет эмпирически подойти к пониманию принципа построения натурального ряда: каждое следующее число больше предыдущего на 1 и каждое предыдущее меньше следующего на 1.
Итак, общая последовательность развития представлений о числе в период дошкольного детства состоит в следующем: от восприятия множественности (много) и возникновения первых количественных представлений (много, один, мало) через овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) к осмысленному счету и измерению.
2.3. Роль дидактической игры в развитии счетной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактических игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. В процессе игр дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности.
Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание, и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.
Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
2.4. Виды дидактических игр, направленных на развитие счётной деятельности у детей младшей и средней группы
Младшая группа
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
«Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
Оборудование: «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Педагог предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.
Средняя группа
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал. Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
Дидактическая игра "Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
А курица - на утке.
Вывод
Мы считаем, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Дидактическая игра, на наш взгляд, выполняет две основные функции. Первая функция заключается в том, что в процессе игр совершенствуются и закрепляются знания, которые были усвоены детьми в процессе обучения на занятиях. Вторая функция состоит в том, что дети в игровой форме усваивают новые знания. Усвоение детьми новых, более сложных знаний требует специальной организации способов познавательной деятельности. На наш взгляд, сам материал дидактической игры, от которого зависит развёртывание игрового действия, может быть разработан таким образом, что он направит ребёнка на овладение новыми способами познавательной деятельности, а в частности счётной деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Основной формой реализации программных требований являются занятия в детском саду. Также для закрепления знаний и усовершенствования навыков и умений, полученных на занятиях по счету, необходимо включать упражнения по развитию количественных представлений в различные виды деятельности.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что если планомерно и систематически использовать дидактическую игру, то это приведёт к более успешному формированию математических представлений у детей.
Подводя итог исследованию, можно заключить, что мы реализовали его задачи, т.е. изучили литературу по данной тематике, определили уровень развития счетной деятельности у детей, подобрали игры в соответствии с уровнем развития счетной деятельности детей, определили эффективность использования дидактических игр в работе с детьми, а также дидактической игры в целом как средства развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Дидактическая игра, на наш взгляд, выполняет две основные функции. Первая функция заключается в том, что в процессе игр совершенствуются и закрепляются знания, которые были усвоены детьми в процессе обучения на занятиях. Вторая функция состоит в том, что дети в игровой форме усваивают новые знания. Усвоение детьми новых, более сложных знаний требует специальной организации способов познавательной деятельности. На наш взгляд, сам материал дидактической игры, от которого зависит развёртывание игрового действия, может быть разработан таким образом, что он направит ребёнка на овладение новыми способами познавательной деятельности.
Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания. Она является основой для дальнейшего обучения в школе.
Мы рекомендуем применять дидактические игры в воспитательно-образовательной работе с детьми как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, потому что в обучении детей должны принимать участие и дошкольное учреждение, и семья.
Результаты окажутся успешными в том случае, если взрослые будут соблюдать принципы организации игр, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения детей математике.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что систематизированный материал по теме исследования может быть использован на педагогической практике студентами учебных заведений педагогического профиля, а также при подготовке к занятиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе
Тема: Знакомство с цифрами
Цель: Учить устанавливать связь, между числом и количеством предметов, обозначать число шесть цифрой шесть.
Формировать умение сравнивать предметы по высоте: самый
низкий, выше, самый высокий. Учить самостоятельно применять способ наложения для определения схожих форм.
закрепить количественный и порядковый счет.
Материал:Лесовичок, терем, фланелеграф,
медведь, мышка, заяц, лягушка, лиса;два домика, разные по высоте, три замка, разные геометрические фигуры, четыре щенка, пять крольчат (вырезанные из бумаги) ;счетные палочки (по шесть палочек на каждого ребенка, пластилин, карандаши,
карточки с изображением цифр три, четыре, пять.
Ход занятия.
Воспитатель.Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Подойдите, пожалуйста все ко мне и послушайте, меня внимательно.
(Сопровождаю рассказ показом на фланелеграфе) .
Однажды, гуляя по своему лесу, Лесовичок Кузя заблудился.
Шел он шел и наконец вышел на красивую полянку.
Смотрит:стоят домики, а среди домиков красивый терем-теремок.
-дети, посмотрите на домики. Какие домики по высоте?
(Предлагаю сравнить домики по высоте, используя способ наложения) .Ребята, покажите самый высокий дом. Теперь
покажите низкий дом. А сейчас, покажите дом повыше.
(Дети выполняют задание) Молодцы!
-Дети, а теремок какой по высоте (Самый высокий) .
Правильно! Молодцы, хорошо справились с заданием.
Ребята смотрите на домиках висят замки, а ключи к ним имеют определенную геометрическую фигуру.
-Давайте, с вами подберем ключик к каждому домику и узнаем, кто там живет.
(Дети подбирают ключ к самому высокому домику, называют его форму)
Дети кто живет в самом низком домике (Щенки) .
Сколько щенков в домике (Три) .Какая цифра обозначает число три (Дети поднимают карточку с цифрой три) .
Молодцы, правильно.
Ребята, подберите ключ к домику повыше и назовите его форму. Кто в этом домике живет (Крольчата)
Сколько крольчат живет в домике (четыре) .
Обозначьте число четыре цифрой. (Дети выполняют задание) .
Воспитатель. Молодцы, ребятки. Скажите. Кого больше щенков
или крольчат (Крольчат) На сколько, больше (На одного)
Лесовичок. Теремок, самый высокий, значит и жильцов в нем больше, и стал искать ключик к теремку.
Воспитатель.Дети, давайте, поможем Лесовичку.
Физкультминутка.
Лесовичок нагнулся, потянулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети вместе с Лесовиком подбирают ключ к теремку и
вспоминают сказку.
Воспитатель. Ребята, скажите а кто пришел к терему первым? Кто вторым? Кто третьим? А кто пришел, четвертым?
(Ответы детей) Молодцы!
-Давайте поможем Лесовичку расселить животных в окошки с соответствующими цифрами.
Воспитатель.А теперь ребятки, отгадайте загадку, и тогда
узнаете, кто пришел к терему последним.
Загадываю загадку.
Ходит по лесу Федот
Летом лыко дерет
зимой лапу сосет. (Медведь) .
-Ребята, которым по счету пришел медведь (Последним)
Что произошло когда медведь влез на крышу?
Чем закончилась сказка? Сколько животных стало жить в новом тереме (Ответы детей)
Лесовичок.Я тоже хочу научиться строить теремок.
Ребята, помогите, мне пожалуйста построить теремок.
(Раздаю счетные палочки и предлагаю из шести палочек построить домик) .
Лесовик.Какие вы ребята, молодцы. Теперь в теремке живут шесть друзей. А какой цифрой обозначается число шесть?
Воспитатель.Тут вдруг домик кувыркнулся, в цифру шесть он обернулся.
(Показываю цифру шесть, выложенную из шести палочек)
Ребята, давайте, подумаем, как можно, переложив две палочки в домике, получить цифру шесть.
Цифра шесть-дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.
(Показываю карточку с изображением цифры шесть) .
Воспитатель.Молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, помогали Лесовичку. Досвидания.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе
Тема: «Один и много»
Цель:Учить детей рассматривать предметы (домашних животных, отличать характерные особенности, уметь различать предметы по величине (большой - маленький, по количеству (один - много).
Дать детям понятие "домашние животные, дикие животные".
Учить различать основные цвета, соотносить их с другими предметами.
Воспитывать интерес к совместным играм.
Материал: Игрушки - большой и маленький медведь, большая и маленькая собака, большая и маленькая кошки, курочка, цыплята, домик, тарелочки с крупой, силуэты домика на каждого ребёнка; разноцветные шары и ленты на обруче.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в группу, видят игрушечного медведя, рассказывают про него стихотворение:
Мишка по лесу идёт,
Ароматный мёд несёт,
Он на травке у осин,
Будет завтракать один.
Затем появляется медведь (взрослый в костюме) и воспитатель с детьми рассматривают его, задаёт вопросы:
Кто к нам пришёл?
Какая у него шерсть?
Что у медведя (уши, лапы, хвост)
Что любит кушать? (мёд)
Где он живёт? (в лесу)
Медведь жалуется, что не может найти свой домик и просит помочь детей найти его.
Воспитатель с детьми предлагает поискать домик медведя и ведёт их.
На пути встречают собак *(большую и маленькую, воспитатель спрашивает кто это? Дети отвечают: маленькая и большая собаки. Предлагает рассказать стихотворение:
У собаки острый носик
Есть и шейка, есть и хвостик.
Предлагает посмотреть, кто ещё во дворе. Во дворе находятся курочка с цыплятами. Воспитатель обращает внимание на то, что цыплят много, а курочка - одна, предлагает спеть песенку "Вышла курочка гулять".
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышко ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы, полное корытце.
Воспитатель показывает котёнка с котом, спрашивает какие они (большой и маленький, где они живут. Обращает внимание на то, что домашние животные, рассказывают стихотворение:
Кошка в кубики играла
Кошка кубик потеряла,
Закружилась голова,
Было 3, а стало 2.
Спрашивают медведя, здесь он живёт или нет. Медведь отвечает "нет", и тогда воспитатель предлагает детям сделать домик для медведя (на столах лежат заготовленные силуэты домиков, крупа, дети садятся и насыпают крупу на силуэт) .
(Во время работы звучит тихая музыка) .
Дети с воспитателем дарят медведю свои готовые работы и напоминают ему, что он живёт в лесу.
Медведь благодарит детей, и предлагает детям поиграть в игру "Подбери ленту".
(Во время игры звучит весёлая мелодия) .
Медведь прощается и уходит.
Воспитатель подводит итог занятии:
Кто сегодня к нам приходил?
Почему он пришёл в детский сад?
Что мы ему сделали?
В какую игру мы с ним поиграли?
Этот древний-древний-древний мир!
Прекрасное далёко
Без сердца что поймём?
Мальчик и колокольчики ландышей
Галка в чужих перьях