Безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллегентного современного человека. Данная работа позволяет сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
isled_rabota_2018_g_russkiy_yazyk.docx | 375.18 КБ |
Конкурс исследовательских работ учащихся
«ШАГ В НАУКУ, СЕВЕРНЫЙ ТРАМПЛИН - 2018»
направление: русский язык
«Влияние интернет - сетей на письменную и устную речь людей»
Тугушев Даниил
МОУ СОШ № 3
х.Среднего
7 класс
научный руководитель:
Василенко Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
первая категория
с. Северное, 2017-2018 учебный год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. История изучения вопроса ………….…………………………5
Глава 2. Общая характеристика интернета как средства общения.
2.1. Специфика общения в интернете……………………………………7
Глава 3.Влияние интернет-общения на речь учащихся школы и взрослых
3.1. Исследование языка социальных сетей…………………………….8
3.2. Результаты анализа социологического опроса учащихся школы…9
3.3.Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети Интернет……………………………………………………………………...11
3.4. Влияние интернет-общения на лексику современного подростка……12
Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………......15
Приложение …………………………………………………………………..16
Введение
Сегодня интернет – это большая паутина нужной и ненужной информации, которая позволяет пользователям быстро и доступно общаться между собой, а также является инструментом познания. И виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – это основные способы общения молодежи. За эти годы в программах выработался особый язык - язык Интернет - общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилась наше исследование по теме: «Влияние интернет - сетей на письменную и устную речь людей»
Актуальность проблемы: Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего учащиеся допускают много ошибок как в устной, так и в письменной речи.
Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками и взрослыми для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Объект исследования - язык социальных сетей.
Цель работы: определить, действительно ли влияние языка социальных сетей отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности.
Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто мои одноклассники и взрослые, порой даже не замечая этого, употребляют сленговые выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно». Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, я увидел, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинул следующую гипотезу: при анализе переписки в социальных сетях, выявил ошибки, которые допускают не только учащиеся, но и взрослые. А также использование сленга, смайлов и графических сокращений при общении в социальных сетях негативно влияет на общую грамотность учащихся. Поставил перед собой следующие задачи:
1.Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы и взрослые люди;
2.Провести социологический опрос;
3.Рассмотреть часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов;
4.Выявить особенности влияния языка интернет- общения на грамотность людей, классифицировать типы ошибок.
5.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме.
Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы и интернет – источников;
2.Практический анализ информации в социальных сетях;
3.Социальный опрос, анкетирование;
4.Классификация ошибок;
5.Анализ причин допущенных ошибок;
6.Сбор и анализ информации.
Глава 1. История изучения вопроса
О том, как социальные сети влияют на язык современных людей, написано множество монографий и диссертаций в последнее десятилетие. Так, известный редактор и журналист Алексей Тарханов в статье «Вход в «эскейп», опубликованной в журнале «ForbesWoman» признает, что не в состоянии повлиять на изменение роли компьютера и социальных сетей в жизни детей. Автор убежден, что, предоставляя ребенку доступ к Интернету и социальным сетям, родители неизбежно обрекают его на негативное влияние Всемирной паутины. А. Тарханов утверждает, что не все родители понимают, что использование компьютера неизбежно повлияет на вкусы и интересы детей. «Почему-то родители уверены, что им удастся внести в дом заразу, ограничив при этом ее распространение. На столе у детей будет вход в удивительный мир, а они будут читать на ночь Маршака и просматривать фильм «Золушка» 1947 года?». Также известный журналист отмечает, что зачастую не только дети, но и родители попадают под влияние социальных сетей. «Настает семейная идиллия. В одной комнате мальчик убивает монстров, в другой комнате девочка кормит выращенную в компьютере собаку. Жена ищет в сети редкое кино, муж виртуально присматривает автомобиль. И члены семьи переписываются через Facebook, сидя в соседних комнатах» - пишет в своей статье А. Тарханов.
Большую помощь в понимании истории исследуемого вопроса оказала статья «Интернет коварнее кокаина?», опубликованная в газете «Аргументы и Факты» известного психиатра, нарколога, специалиста по лечению больных игровой и компьютерной зависимостью Виктора Ханыкова. Специалист уверен, что социальные сети могут оказывать пагубное влияние на пользователей, а также могут стать причиной интернет – зависимости: «На первом месте по опасности развития компьютерной зависимости - интернет-игры, на втором - социальные сети». В.Ханыков приравнивает интернет-зависимость к наркотической: «По уровню и скорости «втягивания» их действительно можно приравнять к наркотической зависимости, а в чём-то они и сильнее».
Углубила наше представление об изучаемой проблеме статья «5 опасностей виртуального общения в интернете» Дарьи Неровновой, опубликованная в газете «Аргументы и Факты». В статье известный журналист рассуждает об опасностях виртуального общения в сети Интернет. «Социальные сети – штука полезная. Можно по-быстрому списаться с друзьями, коллегами, тетушкой, живущей в Америке… Но иногда «сидение» в соцсетях выходит боком» - рассуждает Дарья Неровнова . Также автор приводит мнение известного доктора психологических наук Альбины Нестеровой: «Живя в электронном пространстве, человек часто придумывает себе образ, не соответствующий действительности. Он может полностью потерять контакт с реальным миром, разучиться общаться. Особенно это касается подростков».
Также при изучении данной проблемы мы познакомились со статьей Н. Кононова и В.Игуменова «Код Павла Дурова», опубликованной в журнале «Forbes». В статье была представлена информация о том, каким образом программист Павел Дуров, основатель социальной сети «Вконтакте», сумел завоевать широкую аудиторию пользователей.
В статье «Развитие социальных связей и отношений в виртуальных сообществах», опубликованной в научном журнале «Социосфера» В.Е.Гревцов объясняет вопрос беспрецедентного роста и развития виртуальных сообществ, говорит о мотивации пользователей сети Интернет. Автор отмечает, что Всемирная паутина, предоставляя человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства.
В статье под названием «Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс», опубликованной в научном психологическом журнале «Современная зарубежная психология», А.Б. Сорокина поднимает проблему обучения и личностного развития подростков в контексте использования ими Интернета. Анализируются вопросы, связанные с особенностями развития коммуникативных навыков и рисками появления у подростков Интернет-зависимости, в частности, от социальных сетей.
Выводы. Изучение литературы по проблеме исследования убедило меня в том, что проблема влияния соцсетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет - зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.
Глава 2. Общая характеристика интернета как средства общения
2.1. Специфика общения в интернете
Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. В последнее время виртуальное общение всё чаще вытесняет личное. Неудивительно, ведь общаться в сети не только дешевле, но и проще, здесь не имеют значения разделяющие собеседников километры, а нередко даже годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова.
Слово - это орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. Слово, имеющее в своем основании и опирающиеся при своем происхождении на добрые духовные начала, осветляет нашу жизнь и окружающий мир. А лексика, которая используется при виртуальном общении такого воздействия оказывать не может, так как лишена своего «духа и души».
При визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через социальные сети: «Одноклассники», «В контакте», «WhatsApp», наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей. Причинами обращения к интернету, как к инструменту общения могут быть:
- недостаточное насыщение общением в «реальном мире»;
- возможность реализации качеств личности, переживания эмоций, по тем или иным причинам, которые невозможны в реальной жизни.
Русский язык существует в интернете в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности. «Обитатели чатов» практически полностью лишены вспомогательных средств, для выражения чувств и эмоций. Отсюда качество речевого общения становится низкой.
Из – за глобального "эмоционального дефицита" в виртуальном общении было введено множество типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "CapsLock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в нтернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров.
Сленг, выработанный пользователями интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику.
Глава 3.Влияние интернет - общения на речь учащихся школы и взрослых
3.1. Исследование языка социальных сетей
Для того, чтобы проанализировать влияние интернет - общения на грамотность подростков, я исследовал сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделал следующие выводы:
- специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, ненормативной лексики и безответственность участников общения;
- в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к наполнению текста специальными значками - смайликами, для обозначения эмоций.
Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному, который успешно возрождается благодаря именно интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто
пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
Русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»). Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.
Язык интернета - это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.
3.2. Результаты анализа социологического опроса учащихся школы
Чтобы узнать отношение подростков и взрослых к данной проблеме, мною был проведен опрос пользователей сети – интернет.
Учащимся школы с 5 – го по 11 класс были предложены вопросы. (Приложение 1)
Исходя из результатов проведенного опроса, мы пришли к следующим выводам:
-учащиеся 8,9-х классов больше в социальных сетях, нежели в жизни - 68% из 100%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки и взрослые выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.
-22% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса. (Приложение 4)
55% опрашиваемых на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 55%, и 45% «нет». (Приложение 4)
Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается).
Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так:
«Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»; «Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»; «Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет»;
Результаты социологического опроса учащихся дают нам возможность утверждать, что при общении в социальных сетях не все учащиеся старших классов МОУ СОШ №3 используют орфографические правила, но большая часть опрошенных старается их соблюдать; выражению мысли учащиеся предпочитают смайл или графическое обозначение, что делает речь учащихся скудной. Раньше, когда не было интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.
Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».
Таким образом, интернет - сленг активно приживается в речи подростков.
3.3.Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети
Интернет
Сделав скриншоты (Приложение 6) переписки учащихся в социальных сетях, я проанализировал слова, (Приложение 7) используемые учащимися во время переписки и пришел к выводу, что общаясь в социальных сетях, учащиеся изменяют слова, что приводит к ошибочному употреблению этих слов и к снижению грамотности учащихся, на основании этой переписки мы создали словарь Интернет-общения. Анализируя словарь участников интернет-общения мы выделили способы создания новых слов в социальной сети.
(Приложение 7)
1.Подражание детской речи. Употребление слова «сибки» вместо «спасибо» фонетически придаёт некую детскость. Можно встретить и сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»), что напоминает детский лепет. Как один из вариантов влияния детской речи—появление приветствия «ку» (детская игра в прятки: «Ку-ку, привет, я здесь!»). Появление приветствия «ку» связывают и с фильмом "Кин-дза-дза".
2.Сокращение слов. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательных слов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» - очень смешно и др.
3.Влияние английского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает на примитивном уровне подражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» как приветствия. «Ку» - «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от «Response» — ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку, можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (или специально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» — уважение (англ.)
4.Суффиксация. В речи пользователей сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов, более типичных для просторечия: «спасибо»—«спасиб-он», «сибо»—«сиб-уль», «день»—«ден-яг-а». Широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «спасибки», «сибульки», «сибки», «сипки», «спасибульки», «пусичка», «лапочка», «няшистики»;
4.Игра в словотворчество. Возникновение некоторых слов (например, «пасяб» - «спасибо») нельзя объяснить никакими законами языкового словотворчества, это стремление выделиться, соригинальничать.
Проанализировав скриншоты переписки учащихся на сайтах я выявил следующие ошибки:
1)Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» Спасип
2)Сокращения (привет-при)
3)Звукоподражания (Ха-ха. УУУ, ОУУ)
4)Написание слов по произношению (нормально - нармас)
6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)
7)Написание имён собственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)
8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)
(9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);
Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:
1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.
3.4. Влияние интернет-общения на лексику современного подростка
Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выделил как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Положительные стороны интернет-общения.
Отрицательные стороны интернет-общения.
1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).
2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.
3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода. Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций.
Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся нашей школы.
Список использованной литературы
1.Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ, 2015.
2. Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие//Ведомости, 14.12.2010, № 236(1763).
3. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва // http://lib.rus.ec/b/150412/read
4. Белкин И., Амзин А. Полный превед // http:lenta.ru/articles/2006/02/28/preved/
5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2012.
6. Буторина Е. А. Интернет как лингвистический феномен // http://www.gramota.ru/ 21 октября 2007.
7. Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.
8. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты.
9.В.Ханыков. Интернет коварнее кокаина? АиФ № 12 от 06.10.2012г
10. .Д.Неровнова. 5 опасностей виртуального общения в интернете АиФ № 16 от 24.12.2014г
Список используемых сайтов
Приложение 1
Анкета
А) иногда Б) всегда В) не использую.
3.Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в социальных сетях?
А) соблюдаю Б) не соблюдаю В) не всегда соблюдаю.
4.Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?
А) Да Б) Нет В) Иногда.
А) Да Б)Нет.
Приложение 2
Рис 1. Результаты ответа на вопрос: «Где вы больше общаетесь?»
в социальных сетях в жизни одинаково
10% 22%
68%
Рис 2. Результаты ответа на вопрос: «Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в социальных сетях?»
не всегда соблюдаю не соблюдаю соблюдаю
41% 56%
3%
Приложение 3
Рис 3. Результаты ответа на вопрос: «Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?»
да нет
10%
90%
Рис 4. Результаты ответа на вопрос: «Используете ли вы при общении в социальных сетях сокращение или замену слов?»
иногда всегда не использую
21%
6%
73%
Приложение 4
Рис 5. Результаты ответа на вопрос: «Можете ли вы отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях?
да нет затрудняюсь ответить
10%
22%
68%
Рис 6. Результаты ответа на вопрос: «Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на Вашу практическую грамотность?»
да нет
45%
55%
Приложение 5
Рис 7. Результаты ответа на вопрос: «Чем вы займётесь в свободное
время - чтением книги или общением в «В контакте?»
чтение книги общение в Вконтакте
0% 0%
60%
40%
60%
Приложение 6
Скриншоты переписки учащихся в социальных сетях
Приложение 7
Словарь Интернет-сленга учащихся
Кек, лол- смешно
Мож, мб- может быть
Чд - что делаешь
Чувак, чел- человек
Сорян, сорь, сори- прости, извини
Спасяб , спс- спасибо
Друзьяшки- друзья
сёня, седня – сегодня
плз - пожалуйста
щас – сейчас
прива!=),хай, прииив, прив, привки – привет
делифки-дела
чё? – что делаешь, что говоришь
ок – хорошо
няшка - милая
норм, нормас – нормально
здаров, даров, дарофф – здравствуй
ахах - смех
чмоки-чмоки – целую
пасибки, спс, пасиб – спасибо
супер – здорово
дз, домаха – домашнее задание
плз , плиз, плесо, пжлст - пожалуйста
комп – компьютер
контр, конроха – контрольная работа
Приложение 8
Рис 8. Ошибки, допускаемые учащимися во время переписки в
социальных сетях
1 | Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» (спасип) |
2 | Сокращения (привет-при) |
3 | Звукоподражания (Ха-ха. УУУ, ОУУ) |
4 | Написание слов по произношению (нормально - нармас) |
5 | Отсутствие пунктуации (гак ты) |
6 | Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=) |
7 | Написание имён собственных с маленькой буквы (маха я тибя жду) |
8 | Неверное написание –тся и -ться в глаголах (Хочеться есть) |
9 | Опечатки ( Полько(только); учудщает (ухудшает) |
Рис 9. Способы образования новых слов в социальной сети
1)Подражание детской речи | «сибки», «приффки» |
2)Сокращение слов | «инфа», «бро», «кэп». |
3)Влияние английского языка | «лол», «хай». |
4)Суффиксация | «спасибон»,«лапочка». |
5)Игра в словотворчество | «пасяб», «няшка». |
Кактусы из сада камней
Военная хитрость
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Загадочная система из шести экзопланет
Фокус-покус! Раз, два,три!