Аннотация
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Вот поэтому я и решила заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.
Цель данной работы – изучив проблему засоренности речи словами-паразитами в нашей школе, предложить способы борьбы за чистоту языка.
Объект исследования - лексика русского языка;
Предмет – слова-паразиты, используемые как взрослыми, так и детьми в устной речи.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, оформление результатов
Выводы, сделанные в ходе работы:
- слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;
- слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени;
- одним из видов слов-паразитов – сквернословием страдает 80% школьников;
- необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.
План исследования
Важнейшей особенностью литературного языка является его чистота. Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота – это качество речи, которое при его несоблюдении оказывается самым заметным для слушателей. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение. Духовная, общественная, служебная и бытовая речь нашей страны поражена неким вирусом - повсеместным распространением слов-паразитов. Практически никакой разговор, никакое торжество, никакая встреча и даже выступление по радио или ТВ не обходятся без двух десятков часто произносимых бессмысленных слов - это, ну, так сказать, в общем, короче говоря, это самое, вот, как бы, как его, типа, в принципе, короче и т.д
Поэтому была выдвинута гипотеза: Если я докажу, что слова- паразиты приносят больше вреда, чем пользы, то сумею убедить сверстников, что чистая речь- гарант успеха в будущем Думается, что если настойчиво и упорно обращать внимание школьников на эту вредную привычку, то, возможно, станут более внимательно относиться как к своей речи, так и речи своих собеседников
Исследование велось по следующему плану:
1.Составление временного графика для основных этапов работы
2. Определение конкретных заданий в установленные графиком временные периоды;
3.. Изучение популярной литературы по проблеме (статьи журнала Интернет – ресурсов)
4. Выбор предмета исследования
Цель: определить, что интереснее изучать: речь сверстников или взрослых людей
5. Составить вопросы и провести анкетирование
Цель: определив круг слов-паразитов, выяснить, какие пользуются большей популярностью среди школьников, выявить причины употребления слов- паразитов
6.Провести анализ анкетирования
Цель: выбрать слова – паразиты, которым можно дать лингвистическое объяснение
7. Подбор литературных источников
Цель: доказать, насколько портят речь «лишние слова»
8. Провести наблюдение за речью учителей.
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом
9.Изучение пользы слов-паразитов
Цель: определить ситуации, когда «лишние» слова помогают.
10.Выяснение объёмов сквернословия
Цель: узнать, как школьники относятся к матерным словам, часто ли употребляют
11. Сбор приёмов борьбы со сквернословием
Цель: изучить предложенные в Интернете методы борьбы, отобрать наиболее действенные, подумать, как объединить усилия учителей, родителей, учащихся в этой борьбе.
12. Составление таблиц и графиков, показывающих результаты исследования, обработка и анализ результатов исследования.
13. Подготовка выступления по защите работы
14. Подготовка презентации работы
Вложение | Размер |
---|---|
slova_-parazity.pdf | 657.87 КБ |
Осенняя паутина
Воздух - музыкант
В Китае испытали "автобус будущего"
Сила слова
Зимний лес в вашем доме