Готовясь к школьной конференции "Математика вокруг нас", ученица 6 класса Гришан Анастасия подготовила, а затем сообщила ученикам о первом учебнике на Руси "Арифметика Магницкого". Рассмотрела несколько задач из этого учебника, что было интересным для учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
tochnaya_nauka_-_matematika.ppt | 1.67 МБ |
Слайд 1
« Арифметика Магницкого» Подготовила: ученица 6 класса Гришан Анастасия МКОУСОШ 14 Руководитель: учитель математики Сашкова М. В. Точная наука математикаСлайд 2
Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739) В июне 1669 года в семье крестьянина Осташковской слободы Тверской губернии Филиппа Теляшина родился мальчик, которого назвали Леонтием.
Слайд 3
При огромном участии Петра в России выходит первый отечественный учебник по математике. Идет 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издает "Арифметику". Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала — таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам. Титульный лист первых на русском языке таблиц логарифмов, в составлении которых участвовал Магницкий
Слайд 4
Арифметика Магницкого В 1703 году вышло первое русское печатное руководство под длинным заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на словенский язык переведённая и во едино собрана и на две книги разделена…Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого». В книге были сведения из механики, физики, гидравлики, метеорологии, навигации, корабельного дела и пр., то есть научный материал, который имел исключительное значение для всего русского народа, в том числе для поморов и М.В. Ломоносова.
Слайд 5
Внешний вид «Арифметики» Оформление книги довольно скромно, но оригинально. Рамки составлены из наборных украшений, заставки же и концовки резаны на дереве. Размер книги 312 х 203 мм, в ней 331 лист, то есть 662 страницы, набранные славянским шрифтом. Печать в две краски — черной и красной на плотной бумаге, страницы в рамках из наборных украшений. В тексте — заставки, концовки, гравюры.
Слайд 6
Структура и содержание учебника. Почти каждое старинное русское руководство по математике начинается с разъяснения значения этой науки для человека. Изобретение арифметики и геометрии приписывается чаще всего Пифагору (греческому философу и математику VI века до н.э.). Эту традицию продолжает и Магницкий. В своей «Арифметике» на титульном листе он изобразил, кроме Пифагора, ещё и Архимеда, и написал: Архимедес же тут представлен, Древний философ велик явлен, Где с ним и другой равный ему Лицу представлен есть твоему. Оный Архимед и Пифагор Излиша яко воды от гор, Первые были снискатели, Сицевых наук писатели, Равно об водам излияша, Многи науки в мир издаша
Слайд 7
Содержание учебника Всё произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трёх частях первой книги. Часть 1-я – «О числах целых», часть 2-я – «О числах ломаных или с долями», часть 3-я – «О правилах подобных, в трёх, пяти и в семи перечнях», части 4-я и 5-я – «О правилах фальшивых и гадательных», «О прогрессии и радиксах квадратных и кубических» - содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал.
Слайд 8
. В к ниге с трого и п оследовательно п роводилась одна ф орма и зложения: к аждое н овое прав ило н ачиналось с п ростого примера, з атем д авалась е го о бщая ф ормулировка и , н аконец, о но закреплялось больш им к оличеством з адач, п о п р е имуществу практического содержания. К каждому д ействи ю п рисоединялось прав ило п роверки — « поведение».
Слайд 9
Врата учености Великий русский ученый М. В. Ломоносов называл«Арифметику» Магницкого«вратами своей учености». «Вратами учености» эта книга была для всех стремившихся к образованию в первой половине XVIII века. У многих людей желание всегда иметь под рукой книгу Магницкого было столь велико, что они переписывали её от руки.
Слайд 10
Слова и символы В «Арифметике» выделено как особое действие «нумерацио, или счисление». В нем говорится: «нумерация есть счисление словами всех чисел, которые изображаемы быть могут десятью такими знаками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Из них девять значащих; последняя же 0, если стоит одна, то сама по себе значения не имеет. Когда же она присоединяется к какой-нибудь значащей, то увеличивает в десять раз, как будет показано в дальнейшем».
Слайд 11
Некий человек продает коня за 156 рублев; раскаявся же, купец нача отдавати продавцу, глаголя: «Яко несть мне лепо взяти ситцевого коня, недостойного такие высокие цены». покупатель, заплатив деньги, раздумал, считая цену слишком высокой, и возвращает коня. Продавец предложи ину куплю, глаголя: «Аще те мнится велика цена сему коню быти, убо купи звоздие, их же сей конь имать в подковах своих ног, коня же возьми за тою куплею в дар себе. А гвозди во всякой подкове по шести, и за един гвоздь даждь ми полушку (¼ копейки), за другой же – две полушки (½ копейки), за третий – 1 копейку, и тако все гвозди куп (т.е. плата за каждый следующий гвоздь была в 2 раза больше, чем за предыдущий). Купец же, видя столь малую цену и коня хотя в дар себе взяти, обещал таку цену платити, чая не больше 10 рублев за гвоздие дати. И ведельно есть, колико купец – он проторговался? (На сколько покупатель просчитался?) Задача Магницкого Предупреждение Магницкого: «Хотяй туне притяжати, От кого что принимати, Да зрит то себе опасно…» Ответ: 4 178 703 ¾ коп.
Слайд 12
Математические забавы. В «Арифметике» Магницкого забавы составляют особый раздел «О утешных некиих действах, через арифметику употребляемых». Автор пишет, что помещает его в свою книгу для утехи и, особенно для изощрения ума учащихся, хотя эти забавы, по мнению его, «и не зело нужные».
Слайд 13
В процессе исследования: я выяснила, что в учебнике Магницкого использованы традиции русских математических рукописей, но в нем значительно улучшена система изложения материала: вводятся определения, осуществляется плавный переход к новому, появляются новые разделы, задачи, приводятся дополнительные сведения; убедилась, что «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности»; Решила задачи на «фальшивое» правило из «Арифметики» Магницкого и провела сравнительный анализ старинного и современного способов решения. Могу сделать вывод, что некоторые из рассмотренных в работе методов решения задач положили основу современным методам или наоборот с течением времени перестали использоваться из-за нерациональности. рассмотрела и решила различные занимательные задачи;
Рисуем белые грибы пастелью
По морям вокруг Земли
Тигрёнок на подсолнухе
Загадка Бабы-Яги
Что есть на свете красота?