Научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
kirill_rytsarstvo.docx | 37.35 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Рыцарь – кто он: разбойник или образец благородства?»
Введение
Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!
В наших рациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам удалось связать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.
И, несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.
Актуальность моей темы заключается в том, что на уроках истории в
6 классе изучается тема «В рыцарском замке». Тема очень интересная,
существует много картин и рисунков, на которых изображены разные виды
рыцарских замков, рыцарей в доспехах, сцены турниров и сражений. Я думаю, что если я подробно изучу историю рыцарства, то моя работа будет интересна и другим любителям истории и будущим шестиклассникам.
Цель исследования: изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей,
их вооружение снаряжение, рыцарский кодекс, рыцарские нравы и законы.
Задачи: самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы по данной теме; формировать свою точку зрения о средневековом рыцарстве. Вызвать интерес у одноклассников к историческим фактам, связанным с жизнью средневековых рыцарей.
Гипотеза: Кто же такой рыцарь? Разбойник, возникший из глубин железного века “варварских” нашествий и набегов или образец благородства, олицетворяющий союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости.
Книги – необъятный мир знаний и самое любимое мое увлечение. Это они обратили мое внимание в далекое средневековье. Время (впрочем, как и любое другое), сложенное из противоречий, ошибок и примеров, достойных подражания.
Рыцари вызвали у меня огромный интерес. О них я прочитал много книг. Видел фильмы - многочисленные мифы и легенды, связанные с рыцарством. Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными, мужественными... Другие же считают, что рыцари были жестокими, высокомерными по отношению к другим людям, считали себя наивысшим сословием. В своей работе я постарался отметить оба этих взгляда на средневековое рыцарство. И разобраться, почему такая разная слава идет о нем. Могут ли поступки человека в современном мире быть рыцарскими? На мой взгляд, девиз рыцарей: “Честь выше всего» современен в любое время.
Основная часть
I. Происхождение рыцарства
О рыцарстве и о его происхождении писали многие историки, писатели, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения. Некоторые из писателей по этому предмету относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более отдаленным. Первые свидетельства мы получаем от римского историка Тацита, жившего в I в. н.э. Дословно на всех европейских языках слово «рыцарь» означает «всадник», и не случайно — рыцари всегда сражались верхом. В Западной и Центральной Европе в средние века - феодал, тяжеловооруженный конный воин. И появилось рыцарское сословие в системе феодальных отношений.
I.I. Из истории рыцарства
Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые
люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие,
то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее.
Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании,
торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Но если
смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в
военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся
некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и
торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее XI
века. Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей
несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной
награды в будущей загробной жизни. Для своего времени рыцарь был необычайно надежно вооружен. Это воин, обладающий авторитетом, который он снискал себе благодаря отличной воинской выучке и тому, что принадлежал к группе избранных.
В X веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками
обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем.
Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и
бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих
защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и
случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было
положено стремление достичь на земле “мира божия”. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой
обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари .
Соединение особого образа жизни и профессионализма с этической
миссией и социальной программой и превращало воина в средневекового
рыцаря. Рыцарь – это союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости .
I.II. Воспитание рыцаря
Воспитание рыцаря начиналось достаточно в раннем возрасте. При
рождении ребенка, феодалы обычнее не радовались дочери, ведь после того
как она вырастет, за нее нужно будет отдать приданное, которое было частью
земель. А вот рождение сына, совсем другое дело. Сын, это будущий
наследник, который будет рыцарем. При рождении сына, сеньор объявлял
собрание вассалов, на котором говорил о том, что родился будущий властелин
его земель и всех вассалов, тот, кому они будут подчиняться .
После рождения мальчика в семье феодала, до семи лет ребенок
находился с матерью, а вот потом его жизнь превращалась в суровое
испытание, где он должен был постоянно тренироваться, учиться плавать,
тренировать выносливость, учиться военному делу и ориентировке на
местности.
Мальчик должен был научиться также и охотничьему делу, а именно
охоте с собаками и птицей, он должен был уметь управлять соколом, носить
его на руке и напускать на птиц. Но вот обучение грамоте не входило в рыцарские понятия, считалось, что это женское занятие, нередко были случаи, когда рыцари не умели даже читать. А вот девушки, воспитывались в доме, со священником, где и обучались грамоте и постоянно читали книги.
С самого детства будущие рыцари обучались христианской вере как и их
отцы.
Зачастую рыцари даже не знали о любви и прощении, распространяя
слово Божие во всем мире. Главной задачей каждого рыцаря была защита
Бога, даже ценой своей жизни. Когда мальчик подрастал, его отвозили к знатному рыцарю в помощники, чтобы он служил оруженосцем, познавая все рыцарские навыки. Когда наступало мирное время, мальчик ухаживал за домом сеньора, кормил лошадей, ухаживал за ними, встречал гостей, накрывал на стол, приносил вино и выполнял все указания. В военное время, мальчик ни на шаг не отходил от рыцаря, в его обязанности входило ношение доспехов и оружия рыцаря во время похода, а в сражении он должен был менять при необходимости оружие рыцаря, стоя в двух шагах от него. Во время служения мальчик также изучал рыцарский кодекс, то, чему в последствии будет принадлежать смысл его жизни.
I.III. Посвящение в рыцари
За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела
немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную
церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому
быть хозяином своей судьбы и слова. Обряд этот берет начало в истории германских племен. Первоначально он был крайне прост: на глазах у всего клана кто-то из старейшин или самых уважаемых воинов вручал молодому человеку оружие. Затем следовала демонстрация силы и ловкости новообращенного. В большинстве случаев, посвящающим был отец юноши. Этот же обряд был в ходу и у римлян. Также, по своему выбору, воин мог обратиться в храм наиболее почитаемого им божества и осветить там подаренное оружие. С выделением рыцарей в отдельную воинскую категорию, церемония посвящения несколько усложнилась. Во-первых, она стала более торжественной. Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в
праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение
золотых шпор. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии.
Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари,
покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал
посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью.
Предшествующую ночь он проводил в молитве – это была «ночь посвящения».
На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ,
исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды,
ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в
доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества
защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали
позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что
означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв
меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем
представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь
встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем.
II. Вооружение рыцарей
Рыцарь (рыцарь, рейтер, шевалье) — это, прежде всего профессиональный
воин, но не просто воин, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и
мечом. Всё это снаряжение было весьма дорогим: ещё в конце X в., когда
расчёт вёлся не на деньги, а на скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь
обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это
величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие — им
надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные
утомительные тренировки с самого юного возраста, для того, чтобы стать рыцарем.
В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только
кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники
являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные
только кожаной стеганкой. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая
конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже
поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что
стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников
кольчуги.
Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей и
одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из
зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в
рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток
оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. Среди
рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы
стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по
«копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той
же рыцарской единицы появилось название «gleve». Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и
из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед
битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия
распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла .
Снаряжение рыцаря:
Копье – простейшее древковое колющее или метательное, оружие с
каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от
полутора до пяти метров. Копье широко применялось как пешими войнами,
так и всадниками. Оно состояло из металлического наконечника, который
крепился к древку, изготовленному из твердых пород дерева
Алебарда — колющерубящее оружие с длинным древком, на конце которого
крепится топор или секира и имеющее напоминающий копьё наконечник.
Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран в XIV—XVI вв.
Меч — главное рыцарское оружие. Он состоял из трех частей: клинка,
рукояти и ее головки. Его размеры и формы могли быть самыми разными,
однако чаще всего встречался нормандский меч длиной около метра и весом
примерно два килограмма. Его широкий (от 7 до 9 сантиметров), крепкий и
острый клинок делался из прочной стали с одной или двумя выемками на
каждой плоской стороне (так называемыми каннелюрами), иногда его
украшали золотой или серебряной насечкой. Шлем использовали для предохранения головы воина от ударов.
Забрало — подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз.
Забрала примерно в 14м веке стали частью рыцарских доспехов.
Кольчуга – представляла собой своеобразную металлическую тунику из
множества железных или стальных соединенных между собой колечек. Ее
надевали так же, как рубашку, свисавшую до колен, и на поясе стягивали
ремнем.
Щит – переносимое в руке средство защиты воина.
От различного оружия противника. Первоначальные щиты делались из
легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим (щиты,
обтянутые мехом, использовались до XII века). В эпоху Карла Великого щиты
были двух видов: одним пользовались конные рыцари, а другим – пешие
воины .
Доспехи – это защитное снаряжение воинарыцаря, которое закрывало
первоначально самые уязвимые части тела, а позже к XIV веку – и все тело
целиком. Доспех воина в то время состоял из прочной основы с
приклепанными к ней квадратными или круглыми железными пластинами,
заходящими друг на друга. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а
общий вес военного снаряжения доходил до 90кг; с течением времени росли
их сложность и цена .
II.I. Рыцарские турниры
Образ жизни рыцаря – это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI – началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное – его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.
В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.
В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы – за две-три недели (в особо торжественных случаях – за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.
Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле).Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.
Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.
«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой – она составляла 30–50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».
«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила – StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».
В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.
II.II. Рыцарский этикет
Рыцарская честь, рыцарская любовь, рыцарское поведение – все эти понятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству. Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получили распространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь, переняло их у «неверных» – на «языческом» Востоке в ходе завоевательных крестовых походов.
Именно в это время – в XII веке – былая простота и даже грубость рыцарских нравов сменились строгими и утонченными нормами куртуазного поведения.
«Куртуазия – своеобразный свод правил рыцарского этикета – сложилась на юге Франции, в Провансе. Провансальские поэты-певцы трубадуры и труверы первыми стали применять в своих произведениях изысканные и образные приемы восточной поэзии, ранее не принятые в сумрачной Европе. Их героические и лирические песни прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам – верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви». В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.
Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то время обозначала плясовую песню. Пасторела – песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки. Плач – песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона – стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь. Сирвентес – песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви – учтивый простолюдин или бесславный барон?
Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.
Вслед за провансальскими трубадурами эти нормы популяризовались в произведениях певцов других французских областей, германских миннезингеров, в рыцарских романах более позднего времени, тоже, кстати, поначалу стихотворных.
Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – по мере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме.
Идеал куртуазной любви – возвышенный и недоступный. Не могло быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.
Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходил несколько ступеней служения. На первой стадии – таящегося – рыцарю полагалось лишь вздыхать, не имея права открыться своей избраннице. Только когда сама дама замечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и снисхождении. Это уже следующая ступень – молящего. И лишь затем ему улыбалось счастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. В этом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А если прекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин – одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливый поклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он мог удостоиться даже поцелуя.
Выводы
На основании всего вышесказанного, мы можем констатировать, что рыцари были благородными, мужественными и храбрыми. Могут ли поступки человека в современном мире быть рыцарскими? Я считаю, что конечно, могут. Хочу привести пример героического поступка, героя Советского Союза - Эрдни Деликова. Осколком авиационной бомбы отважному бронебойщики оторвало ногу, но, получив смертельное ранение, он продолжал сражаться с врагом. На мой взгляд, этот поступок является рыцарским. Исходя из поставленных задач в моей исследовательской работе, во время одной из наших бесед на классном часе я провел интервью на тему: «Кто же такой рыцарь? Разбойник, возникший из глубин железного века “варварских” нашествий и набегов или образец благородства, олицетворяющий союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости». И сделал вывод: из 24 учащихся, 4 ученика считают рыцаря разбойником, 20 учеников считают образцом благородства. Из диаграммы видно, что для большинства учеников рыцарь - это смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
Заключение
К сожалению, из-за узких рамок объема моей исследовательской работы мне очень много, что касается рыцарства, не удалось ухватить. Но тем не менее, проанализировав хотя бы затронутые вопросы нетрудно понять, как сложна была структура рыцарства. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком с историей Крестовых походов?
Романтика, сила и красота была присуща рыцарям на самом деле. И подобно тому, как в самой кромешной темноте ночи рождается новый день, так в недрах феодальной раздробленности и беззаконья зародилась система рыцарства.
Служение Богу, даме – носителю высшей мудрости и хранительнице добродетелей и государю – проводнику и гаранту «космического» порядка в обществе для рыцаря было высшим долгом, в идеале исполнявшимся на трех планах – духовном, психическом и физическом, что позволяло ему самому стать совершенным образом божества.
Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикете светского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятых и в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодня правила хорошего тона.
И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя – так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой. При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, – так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику – чтобы тот знал, с кем имеет дело.
Воспоминание о славном рыцарстве никогда не исчезнет из памяти людей. Быть может, пройдет еще время, а рыцарство не исчезнет совершенно бесследно, о нем будут помнить.
Совершенно не случайно, по истечении стольких лет честного, великодушного, благородного и храброго человека у нас называют рыцарем. А это значит, что рыцарь – народный герой.
Я хотел бы рыцарем стать,
Чтоб страну свою защищать,
Чтобы девочке руку подать
(Вдруг упала – не может встать).
Я хотел бы рыцарем быть,
Чтоб спокойно всем людям жить.
Ну и пусть, что доспехов нет,
Буду жить для больших побед!
Дорджиев Кирилл
Список использованной литературы
1) Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г.
2) Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2001 г.
3) Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.
4) Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г.
5) Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.
6) Детская энциклопедия том 7 « Из истории человеческого общества».
7) История средних веков 6 класс.
8) «Доспехи рыцаря» giftmagaz.ru
Аэродинамика и воздушный шарик
«Течет река Волга»
Круговорот воды в пакете
Лупленый бочок
Н. Гумилёв. Жираф