Изучить статистику ДТП (Дорожно-транспортных происшествий) и понятие тормозного пути; рассмотреть условия и внешние факторы, влияющие на величину тормозного пути.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 232 КБ |
Тема: Тормозной путь и безопасность учащихся.
Цель:
Изучить статистику ДТП (Дорожно-транспортных происшествий) и понятие тормозного пути; рассмотреть условия и внешние факторы, влияющие на величину тормозного пути.
Задачи:
Гипотеза: Мы предполагаем, что дети, попавшие в ДТП, чаще всего не знали о понятии тормозного пути и факторах, влияющих на него. Мы предполагаем, что основными факторами, влияющими на величину тормозного пути, являются начальная скорость торможения, погодные условия и характер дорожного покрытия..
Объект исследования:
Тормозной путь.
Актуальность данной темы:
Статистика показывает, что число ДТП, связанных с нарушением Правил дорожного движения (ПДД) как водителями, так и пешеходами, снижается незначительно. Пешеходы стараются быстрее перебежать дорогу, сэкономив доли минуты, но зачастую не учитывают дорожную ситуацию, что ведёт к довольно печальным последствиям.
План проведения исследований.
1. Статистика ДТП с указанием числа погибших и раненых 2010 – 2011 год.
2. Понятие «тормозной путь» по разным источникам.
3. Факторы, влияющие на тормозной путь:
а) Сила трения (покрытие дороги, состояние шин и погодные условия)
б) начальная скорость при торможении.
в) марка автомобиля.
4.Расчёт времени торможения t, начальных условий при торможении.
5. Графики зависимости тормозного пути S от:
а) времени движения t
б) начальной скорости движения Vо
6. Подведение итогов исследования.
7. Заключение с рекомендациями для учащихся, переходящих дорогу.
В 2010 году в Российской Федерации произошло 199 431 дорожно-транспортное происшествие, в результате которых 26 567 человек погибли, 250 635 человек получили ранения. В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 903 дорожно-транспортных происшествия, 119 человек погибли, 1093 получили ранения различной степени тяжести.
В 2010 году в России 11 845 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 954 человека погибли, 17 280 человек получили ранения. В Якутии по вине нетрезвых водителей зарегистрировано 104 ДТП, в которых 18 человек погибли, 150 получили ранения.
За прошедший год в России произошло 20 262 ДТП с участием детей, в которых 898 детей погибли, 21 149 детей получили ранения. В Якутии зарегистрировано 137 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 7 юных участников дорожного движения погибли, 143 получили травмы.
Торможение — процесс, направленный на снижение скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки. Торможение является чрезвычайно важным и в то же время довольно трудным с точки зрения формирования навыков управления автомобилем. Умение грамотно и эффективно тормозить является одним из условий обеспечения безопасности при движении автомобиля.
В каждом автомобиле имеется тормозная система. При неисправности тормозной системы эксплуатация, а также дальнейшее движение транспортного средства категорически запрещается, поскольку это чревато катастрофическими последствиями.
Мы выяснили, специалисты выделяют два основных вида торможения: экстренное торможение и служебное торможение. Экстренное торможение называют также «нештатным», а служебное — «штатным».
Экстренное торможение является максимально интенсивным и применяется при возникновении сложной и непредвиденной дорожной обстановки: для предотвращения наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством либо иным внезапно появившимся препятствием и т. п. Во многих случаях избежать ДТП удается именно с помощью экстренного торможения. Именно поэтому оно и называется «нештатным»: водитель не предполагает снизить скорость или остановиться, но вынужден это сделать как можно быстрее для предотвращения ДТП.
Опытные водители утверждают, что при выполнении экстренного торможения нельзя ни в коем случае поворачивать рулевое колесо, поскольку в подавляющем большинстве случаев это приводит к закручиванию автомобиля вокруг своей оси. Изменить траекторию движения с помощью данного приема не удастся, как ошибочно полагают многие водители. Кроме того, выполняя экстренное торможение, необходимо сохранять за рулем свою обычную позу, не наклоняясь вперед (одна из самых распространенных ошибок, допускаемых водителями), необходимо сидеть ровно, прислонившись к спинке сиденья, чтобы ощущать его лопатками. Это позволит «чувствовать» свой автомобиль, что очень важно в подобной ситуации.
Еще одной распространенной и опасной ошибкой, которая свойственна в первую очередь новичкам — выключение сцепления при экстренном торможении. Делать это нельзя ни в коем случае, поскольку транспортное средство при этом становится полностью неуправляемым.
Служебное торможение используется для остановки транспортного средства в заранее намеченном месте либо для снижения скорости движения там, где это необходимо. Именно поэтому служебное торможение называется «штатным»: автомобиль тормозит в обычном рабочем режиме, и причиной торможения не является быстрое и непредвиденное возникновение опасной ситуации, а штатные условия езды.
Чаще всего водители используют плавное торможение. При движении по сухому покрытию водитель плавно нажимает на педаль тормоза, постепенно замедляя скорость движения транспортного средства, а при движении на скользкой дороге — не допуская полной блокировки колес (поскольку это может статьи причиной заноса). При плавном торможении узлы и агрегаты автомобиля подвергаются наименьшим нагрузкам, что способствует предотвращению их преждевременного износа и, как следствие, увеличению срока эксплуатации.
Резкое торможение водители используют для максимально интенсивного уменьшения скорости движения транспортного средства вплоть до полной его остановки. Именно этот способ часто применяется при экстренном торможении. Сущность резкого торможения заключается в том, что водитель на короткий промежуток времени прикладывает значительное усилие к тормозной педали. При этом не стоит забывать, что заторможенное, и в то же время нескользящее колесо воспринимает более значительную тормозную силу, нежели при движении «юзом», поскольку в последнем случае коэффициент сцепления существенно снижается.
Тормозной путь (из энциклопедического словаря) это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента эффективного нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Важно не путать с понятием остановочный путь.
Одной из составляющих остановочного пути является тормозной путь – расстояние, пройденное автомобилем с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Его величина находится в прямой зависимости от скорости движения, способа торможения и дорожных условий. При скорости 50км/ч средний тормозной путь будет составлять около 15 м, а при скорости 100 км/ч около 60м т.е. больше в четыре раза.
Тормозной путь автомобиля зависит от многих факторов. Он зависит от:
1- начальной скорости торможения
2-дорожного покрытия
3- погодных условий
4- состояния колес и тормозной системы
5- способа торможения
6- веса автомобиля
Тормозной путь зависит от эффективности тормозных механизмов, времени срабатывания привода и тормозов, скорости движения, силы сцепления колес с опорной поверхностью (дорога, рельсы и т. п.).
Протяжённость тормозного пути зависит от начальной скорости торможения, состояния проезжей части, шин, массы транспортного средства, погодных условий. Особое влияние на протяжённость тормозного пути оказывает эффективность тормозной системы. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения.
Тормозной путь легковых автомобилей с исправной тормозной системой не должен превышать 12,2 м (при скорости 40 км/ч на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием. Для автомобиля выпуска до 01.01.81 г. — 14,5 м). Наибольшую опасность для движения представляют дороги со скользким покрытием. В этих случаях дистанцию нужно увеличить как минимум втрое по сравнению с дорогой с нормальным покрытием. Например: если при скорости 60 км/ч на дороге с сухим покрытием остановочный путь автомобиля составляет 40 м, на мокром — 52 м, то на обледенелой — 86 м.
Тормозной путь зависит от силы трения скольжения, которая пропорциональна силе давления, а значит, и силе реакции опоры.
|
где μ – коэффициент трения, который характеризует дорожное покрытие и состояние шин на колёсах автомобиля.
Так, для некоторых марок автомобиля стандартный тормозной путь указан в сводной таблице.
№ | Марка автомобиля | Фото | Тормозной путь |
Citroën C3 Pluriel 1.4 Charleston | 40,9 метров | ||
Hyundai ix55 V6 CRDi | 42,7 м | ||
Daihatsu Cuore | 43,2 м | ||
Mitsubishi L200 4x4 Intense | 43,4 м | ||
Ford Transit FT 350 L. | 43,6 м |
Так, в ходе проведения исследований нами были получены следующие результаты тормозного пути и рассчитаны ускорения и время торможения.
Дата | марка машины | tо воздуха | осадки | дорожное покрытие | начальная скорость, v0 км/ч
| начальная скорость, м/с | тормозной путь, м | время торможения, с | Ускорение, м/с2 |
4.10 | УАЗ | + 4 | дождь | Грунт мокрый | 40 | 5 | |||
4.10 | УАЗ | + 4 | дождь | Грунт мокрый | 60 | 7 | |||
4.10 | УАЗ | + 4 | дождь | Грунт мокрый | 80 | 9 | |||
5.10 | ГАЗ 31029 | + 5 | - | Бетон сухой | 70 | 11 | |||
5.10 | ВАЗ 2107 | + 5 | - | Бетон сухой | 70 | 7 | |||
5.10 | ТОЙОТА корона | + 5 | - | Бетон сухой | 70 | 8 | |||
6.10 | ГАЗ 31029 | - 3 | снег | Бетон гололёд | 60 | 26 | |||
6.10 | ВАЗ 2107 | - 3 | снег | Бетон гололёд | 60 | 21 | |||
6.10 | ТОЙОТА корона | - 3 | снег | Бетон гололёд | 60 | 18 | |||
7.10 | УАЗ | + 4 | - | Грунт сухой | 40 | 3 | |||
7.10 | УАЗ | + 4 | - | Грунт сухой | 60 | 5 | |||
7.10 | УАЗ | + 4 | - | Грунт сухой | 80 | 7 | |||
11.10 | ГАЗ 31029 | + 5 | дождь | Бетон мокрый | 40 | 9 | |||
11.11 | ВАЗ 2107 | + 5 | дождь | Бетон мокрый | 40 | 6 | |||
11.10 | ТОЙОТА корона | + 5 | дождь | Бетон мокрый | 40 | 5 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Грунт сухой | 40 | 3 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Бетон сухой | 40 | 4 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Грунт сухой | 60 | 5 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Бетон сухой | 60 | 6 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Грунт сухой | 80 | 7 | |||
15.10 | УАЗ | - 6 | - | Бетон сухой | 80 | 8 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Грунт гололёд | 40 | 15 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Бетон гололёд | 40 | 16 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Грунт гололёд | 60 | 18 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Бетон гололёд | 60 | 19 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Грунт гололёд | 80 | 21 | |||
4.11 | УАЗ | - 24 | - | Бетон гололёд | 80 | 23 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Грунт гололёд | 40 | 14 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Бетон гололёд | 40 | 14 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Грунт гололёд | 60 | 18 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Бетон гололёд | 60 | 16 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Грунт гололёд | 80 | 20 | |||
7.11 | УАЗ | - 20 | - | Бетон гололёд | 80 | 19 |
С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, переходят через дорогу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит, они всю жизнь сдают экзамены на право называться дисциплинированными водителями, дисциплинированными пассажирами, дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдаёт всю жизнь. Здесь каждая «двойка» может обернуться травмой или даже гибелью. Правил дорожных на свете не мало, все бы их выучить нам не мешало.
В гололед лучше пропустить машину, даже если она далеко.
Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.
Перед тем как перейти дорогу посмотрите по сторонам.
Лиса-охотница
Ералаш
Басня "Море и река"
Под парусами
Барсучья кладовая. Александр Барков