Сегодня «ведущие позиции» занимает проблема формирования этнического самосознания, поэтому основное внимание сосредотачивается на воспитании любознательной и трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своего края. Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина – это не огромная страна, а маленький посёлок? И это – тоже Родина. Только – малая. У каждого человека есть малая Родина — место, где он родился и вырос. Для нас — это наш поселок Питляр.
Вложение | Размер |
---|---|
proek_gerb_pitlyara.docx | 151.1 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
Исследовательский проект:
Герб села Питляр
история создания
Подготовила: ученица 6 класса
Сязи Анна Викторовна
Руководитель: учитель родного языка
Серасхова Эльвира Прокопьевна
с. Питляр, 2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История создания гербов……………………………………………..5
Глава 2. История происхождения селения «Питлор»………………………..6
2.2. Описание герба села Питляр……………………………………………....7
2.3. Обоснование символики герба села Питляр……………………………..7
Глава 3. Анализ и интерпретация исследования……………………………..9
Выводы…………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….10
Литература………………………………………………………………………12
Введение
Наш посёлок природой гордиться
Редким зверем и редкою птицей,
Может нашу историю чтить,
Может память о предках хранить…
Р.Ругин
Актуальность: Сегодня «ведущие позиции» занимает проблема формирования этнического самосознания, поэтому основное внимание сосредотачивается на воспитании любознательной и трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своего края.
Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина – это не огромная страна, а маленький посёлок? И это – тоже Родина. Только – малая. У каждого человека есть малая Родина — место, где он родился и вырос. Для нас — это наш поселок Питляр. На уроках культуры народов Ямала мы узнали, что каждая нация имеет свои символы. На занятиях по внеурочной деятельности «Северный край» мы часто работали в школьном музее, Эльвира Прокопьевна нам рассказала о символах народов финно-угорской группы. Нас заинтересовала тема истории происхождения символов родного поселка. Мы решили остановиться на истории символа посёлка – герба, узнать, почему именно такой символ был выбран для нашего поселка Питляр. И главное, что означает название нашего посёлка – Питляр.
Таким образом, проблемные вопросы проекта актуальны, так как важность краеведческого компонента в образовании и воспитании школьников в современном мире переоценить невозможно.
Цель проекта исследования:
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному посёлку, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи:
- усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь;
- познакомиться с историческим прошлым поселка Питляр;
- оформить проектную работу, пополнить фонд школьного музея.
Гипотеза: мы предполагаем, что герб связан с историческим прошлым поселка Питляр.
Объектом исследования является герб поселка Питляр.
Предметом исследования является история возникновения герба поселка Питляр.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, фондов школьного музея, анкетирование, анализ и интерпретация полученных данных.
Планируемые результаты: учащиеся приобретут следующие умения:
- работать с периодическими изданиями СМИ, научной литературой;
- проводить исследования по выбранной теме;
- устно излагать свои мысли; делать сообщения, делиться информацией с одноклассниками, с руководителем;
- устанавливать причинно – следственные связи;
-усваивать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества.
Критерии оценки успеха работы над проектом: защита проекта: выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»
Глава 1. История появления и создания гербов.
Что же означает слово «герб»? Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова и «Толковому словарю великорусского языка» В.И. Даля. Из них мы узнали, что:
Герб – наследственная эмблема. Присвоенная государству, городу, роду как отличие, и изображаемая на монетах, знаменах, флагах.
Герб – слово польского и немецкого происхождения и дословно переводится как «наследство».
Герб – официальный символ страны, государства, города, семьи.
Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба — стабильность, постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.
Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI-XII в. в среде западноевропейского рыцарства. Рыцари с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуги, латы, наколенники, щиты, сапоги. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, передавались от отца к сыну и получили название гербов, которые являлись символами достоинства и чести. Позднее появились корпоративные (гербы ремесленных цехов, купеческих гильдий, университетов, учреждений, церковных объединений и др.), затем городские, территориальные и государственные.
В России сначала появился герб государственный.
В XII веке при царе Алексее Михайловиче в России появились первые городские гербы. У каждого городского герба тоже было свое особое наследство. На небольшой площади герба лаконично отображалась информация о красоте и богатстве земли, о ратных и трудовых подвигах, о народных сказаниях, легендах, о жизни и занятии горожан.
На гербе отражалось историческое, легендарное прошлое города, его экономическая жизнь.
Часто на гербе изображали животных и птиц, деревья, солнце и луну, звезды, огонь и воду, оружие. Чаще встречались изображения легендарных и мифических животных и птиц: дракона, птицы Феникс, единорога, пегаса, грифона – зверя с туловищем льва.
Глава 2. История происхождения селения «Питлор»
«… И раздался в небесах страшный грохот, казалось, земля закачалась. Многотысячными стаями птиц пронеслись лохматые тучи в разные стороны. А рядом с селеньицем что-то тяжёлое и неповоротливое обрушилось на землю… Великий бог, Нум Турам спустил на землю своего посланца «Ялань ики», чтобы помочь людям селенья.
Если подниметесь на крутолобый холм, и взберётесь на высокую ель, то увидите вы распластавшегося великана: два истока в верховье – две ноги,
расширение берегов – абрис гигантского живота, длинные протоки – две вытянутые руки, сужение длинного русла – горло. А голова – священный остров – Ем пухар…(1).
…И поведал шаман народу:
…Подсказал мне Великий Бог наречь этот сор – именем Питлор – Сором, упавшим с Неба…».
Так повествует хантыйская легенда о возникновении в устье сора маленького селения Питлор. Первые люди пришли на эти места в 1-ом тысячелетии до новой эры. Об этом свидетельствуют найденные остатки древних поселений эпохи раннего железного века – городища Питлярское, а также Питляр – 2 (эпоха средневековья) и Питляр – 3 (ранний железный век). Все эти археологические памятники расположены на правом берегу Питлярского сора, в устьях небольших ручейков, впадающих в сор.
В 1990 году в результате раскопок экспедиции под руководством С.Т. Пархимовича (г.Тюмень) было обнаружено большое количество фрагментов керамики, изделия из бересты и кости, глиняная скульптура водоплавающей птицы, обломок одной зооморфной фигурки, напоминающей голову лося, наконечники стрел. (экспонаты школьного музея ФУК).
2.2. Описание герба села Питляр
«В серебряном поле лазоревая оконечность и поверх всего со смещением влево - прямо восстающий и обернувшийся вправо черный медведь в золотой ладье, обращенной прямо; в лапах медведь держит косвенно слева золотую острогу, пронзающую хвост вогнутого и обращенного вправо и вверх серебряного муксуна».
2.3. Обоснование символики герба села Питляр.
Старинное село Питляр, основанное в 1898 году, расположено на левом берегу реки Большая Обь. Со дня основания села и по настоящее время основным занятием местного населения является охота и рыболовство.
Герб села представляет аллегорию, в которой человек в образе медведя – хозяина тайги занимается рыбной ловлей. Эта аллегория – символ связи прошлого с настоящим. Медведь – символ силы, превосходства, неутомимости и надежности.
У наших предков существует культ медведя. В его основе лежала вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах. Проводились праздники «Медвежьи игрища». Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности.
В эпосах и легендах многих северных народов образ медведя ассоциируется с высшими силами, с проявлением их активности. Так, например, высший бог Нум Турам отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. В поверьях народа ханты медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес. Медведя величали «Апсие» (брат), «Пупи» (сын бога). Поэтому медведь в гербе села Питляр может восприниматься как образ, связанный с названием села, поскольку «Питляр» в переводе с ханты языка «питты – упасть», «питы – чёрный» означает – упавший, «лор» в переводе с ханты языка – сор. Упавший с неба – образовал сор.
Муксун – «живое серебро», символ рыбных богатств реки Обь, сора и озер. В настоящее время муксун занесён в Красную книгу. 2017 год объявлен годом экологии, поэтому местное население занимающееся рыбалкой должны с пониманием отнестись к проблемам экологии.
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
Лазурь – символ реки Большая Обь, а также символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Авторская группа:
идея герба: мотив сюжета значка посвященного 100-летию села Питляр (автор неизвестен), Константин Моченов (Химки), Алексей Привалов (Москва);
художник: Роберт Маланичев (Москва), Ирина Соколова (Москва);
компьютерный дизайн: Ирина Соколова (Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки).
Герб села утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования село Питляр от 12.11.2009 за № 111.
Герб села Питляр внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 5759
Глава 3. Анализ и интерпретация исследования
Мы провели анкетирование-опрос среди учащихся начальных классов: всего приняли участие в анкетировании 25 школьников.
1.Знаешь ли ты о происхождении села Питляр?
2.Что такое герб?
3.Почему именно такой символ был выбран?
По данным анкетирования (см. диаграммы №1,2) было выявлено, что 56% учащихся не знают, почему именно такой символ (герб) был выбран для нашего посёлка Питляр. Но 88% учащихся от общего числа хотели бы узнать о гербе, почему был принят этот символ и о происхождении села.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
В ходе работы мы изучили литературу Р.Ругина «Легенды и мифы народа ханты». Читали периодические издания, вырезки из местной газеты «Северная панорама». Рисовали герб села, сделали игру-пазлы «Собери герб».
Согласно легенде происхождения села Питляр, можно сказать о том, что изображение медведя на гербе – хозяина тайги, «апси» связано с историческим прошлым нашего села и есть взаимосвязь прошлого и настоящего.
Герб села Питляр является отличительным знаком села. Герб может помещаться на фасадах зданий местного самоуправления, предприятий находящихся в муниципальной собственности, на бланках, наградах главы села. Также герб может использоваться в краеведческих изданиях села.
Выводы
Хантыйская легенда гласит о возникновении в устье сора маленького селения Питлор. Образ медведя, посланника с небес ассоциируется с высшими силами, с проявлением их активности. Герб села представляет аллегорию, в которой человек в образе медведя – хозяина тайги занимается рыбной ловлей. Эта аллегория – символ связи прошлого с настоящим.
По данным анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся желают знать об истории происхождения родного села, его символов.
Заключение
Каждый уважающий себя гражданин обязан знать историю родного поселения. В результате работы над проектом мы узнали о происхождении родного села. Приобрели знания по истории появления и создания гербов.
Наша гипотеза, что герб связан с названием нашего села Питляр,
подтвердилась. Изображение медведя в гербе села Питляр может восприниматься как образ, связанный с названием села, поскольку «Питляр» в переводе с хантыйского языка «питты – упасть, уронить», «питы – чёрный», «лор - сор». Упавший с неба – образовал сор. Согласно легенде происхождения села Питляр, можно сказать о том, что изображение медведя на гербе – хозяина тайги, «апси» связано с историческим прошлым нашего села и есть взаимосвязь прошлого и настоящего.
Мы любим свой посёлок и гордимся тем, что здесь живем. Нам нравится, что он растет и облагораживается, становится таким красивым и современным. А работа над проектом сплотила нас и помогла нам еще больше узнать об истории малой Родины, нашего села Питляр.
Родина – это самое дорогое, что есть у каждого человека! И нельзя не гордиться своей малой Родиной, зная её историческое прошлое, развивая настоящее и заботясь о будущем своего края! Работая над нашим проектом мы сочинили строки о гербе:
Наследство наше означает герб.
Оно – как воздух, как вода, гранит.
И как огонь нам в жизни очень нужен.
Историю, надежду он хранит
Всему народу стал он ближе!
Литература
1. Мифология, фольклор, и литература Ямала / Хрестоматия 5-7 классы. Ю.И. Попов, Н. В. Цымбалистенко.
1. Р.П. Ругин «Легенды и мифы народа ханты»;
2. Периодическое издание «Северная панорама»;
3. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов;
4. «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даль;
5. Положение о гербе Муниципального Образования село Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа,
Тупое - острое
Сорняки
Хрюк на ёлке
Извержение вулкана
Распускающиеся бумажные цветы на воде