Аннотация
В данной исследовательской работе автор в теоретической части описывает историю возникновения и техникуплетения лаптей, а также отображает использование лаптей в фольклоре и культуре.
В практической части анализируется школьный экспонат музея – лапти.
Представленная работаименно сегодня приобретает особую ценность, так как воспитывает в подростке стремление к национальной гордости за родное народное искусство, предполагает развитие интереса к народным традициям, ремеслам и культуре русского народа в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
lapti.docx | 35.87 КБ |
Оглавление
Введение стр. 3
Основная часть:
1. Из истории лаптей стр. 4
2. Техника плетения лаптей стр. 5-6
3. Лапти в русской культуре стр.7
Практическая часть
Лапти - школьный экспонат стр.8
Заключение стр. 9
Список литературы стр. 10
Введение
В экспозиции «Русская изба» нашего школьного краеведческого музея есть много старинных вещей, которые хранят традиции наших далеких предков. В ходе экскурсии по музею, особое мое внимание привлекли лапти. Меня эта старинная обувь очень заинтересовала. Такую обувь я видела лишь на картинках в книжках, мультфильмах и слышала из рассказов учителей. И я захотела узнать о них подробнее.
Актуальность исследования. Уходят последние мастерицы вышивки, ткачества, шитья русской одежды, плетения лаптей. Очень важно в наше время сохранить традиции и обычаи русской народной культуры – передать их подрастающему поколению.
Цель работы: расширить знания о лаптях.
Задачи:
В работе использовались следующие методы исследования:
− Поисковый: подбор литературы в библиотеке и интернете.
− Исследовательский: работа с музейными источниками, изучение литературы по данной теме.
Основная часть
Из истории лаптей
Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только
деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами.
Вот откуда пошла поговорка "лапотная России". И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи
находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?
С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Лапти из тонких
корней назывались коренниками, из драни молодого дуба дубачами или дубочарами а из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок лапти назывались курпами, крутцами, чунами, шептунами. Чуни носили в основном дома или в жаркую погоду. У них, должно быть, финское происхождение так как финнов в России звали « чухна». Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, рачки.
Плели лапти даже из конских грив и хвостов (волосяники), из соломы
(соломенники). В Полесье плели лапти из лозы. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового
лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали
из мочала. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из
тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые
полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело).
Техника плетения лаптей.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру,
великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое
плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более
консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне
делали заплету с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной
обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена.
Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики подростки, это считалось мужским занятием, женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести
хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7-8
лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год,
по 5-6 каждому. Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.
За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста
рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на
липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево.
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя
луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось
приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Точного учета производства лаптей не было, значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями. Но иногда производство лаптей получало
значительную концентрацию. Для изготовления одного лаптя требуется семь
лык по 2 метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине
большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плел лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для
заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Для плетения
лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру обуви. Кроме колодки еще был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвертки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривленным в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1, 5-2
дюйма. Назначение этого инструмента –приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы просунуть в нее свободный конец лыка.
Лапоть начинают плести с пятки (стоит заметить, что существует и способ плетения с пятки). Для начала используется только 5 лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами , то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник»- сученное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый щнурок, образующий край проема будующего лаптя, в который просовывается нога. После того, как пятка будет сплетена, и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (так же, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой
половинами) вплетаются два последних лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и « голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает
для того, чтобы загнуть ее наверх и закрыть пальцы стопы до подъема(образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через «говенник»(теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний , слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетенные петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краев подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и левой сторон,так же огибаются через говенник , притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став двуслойным»
Лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. Лапти носились с портянками
(онучами). От лаптя вверх и вокруг голени шел лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания.
Лапти в русской культуре.
Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.
В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены сказки, рассказы, песни, поговорки. « Эх, лапти да лапти, да лапти мои!», « Не учась и лаптя не
плетешь», «Сыпь, Матвей, не жалей лаптей!» Считается, что лапти, как и подкова в доме, приносят удачу. Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».
Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево.
В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет». Русские лапти - один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:
Жениться - не лапоть надеть.
Лапти подковырки не стоят.
Это - как лапоть сплесть.
Без снаряда и лаптя не сплетешь.
Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.
Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.
И другие выражения. Много выражений мы повстречали в словаре В.И. Даля. С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшей сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.
Лапти – школьный экспонат
В нашем школьном музее хранится одна пара лаптей, переданные местным жителем Логиновым Александром . Точная история этого экспоната не известно.
Внимательно изучая эти лапти, я установила, что они косого плетения, семерики (по числу лыковых полос), сделаны из липы. В семь лык обычно плели зимние лапти. А самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
Этнографы выделяют несколько типов лаптей косого плетения. «Новгородские» берестяные с высоким задником и «Московские» (великорусские). Для них характерны хорошо выплетенные круглые «головки», высокие берцы, и толстые задники. Ко второму типу лаптей можно отнести школьный экспонат. Значит, школьные лапти были сделаны в Москве или прилегающих к Первопрестольной губерний.
Таким образом, по технике плетения, форме и материалу лаптей можно установить место изготовления плетеной обуви.
Заключение.
В ходе проделанной мною работы я сделала следующий вывод: лапти -это один из важнейших символов традиционного национального быта русского народа. Лапти просуществовали ни одно столетие и теперь продолжают оставаться символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках. Изучая их историю я узнала много нового, поделилась информацией с одноклассниками и близкими.
Сегодня, конечно, в суете повседневности, вряд ли кому-то из нас придет в голову надеть лапти и гулять в них по городу, но иметь лапти как сувенир в своем доме было бы здорово! В наше время лапоть стал ярким символом прошлого и образа жизни наших предков. В лапте сконцентрировано все самое позитивное, что было у простого русского народа, с ним связано так много народных историй и поговорок.
Список литературы
idea-master.ru
lapti-na-rusi
Под парусами
Развешиваем детские рисунки дома
Волшебные звуки ноктюрна
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"