Шадараева Хажидма Николаевна написала программу.
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kraevedenie.docx | 28.82 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Санагинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: краеведение
Класс: 3
Учитель: Шадараева Хажидма Николаевна
Категория: первая
Стаж: 24
2019-2020 учебный год
Содержание изучаемого курса «Родной край»
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (66 часов).
2 класс
Программа второго класса представляет собой курс «Природа родного края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Санаги является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории родного края, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)
4 класс
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой. Знакомство с этапами становления родного города, с историческими событиями.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Тематическое планирование1 класс (66 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
Я и моя семья | 20 | |
Мой родной край. | 3 | |
Будем знакомы! | 2 | |
Любимые занятия. | 3 | |
Моя семья. | 2 | |
Семейные традиции. | 10 | |
Наша школа | 7 | |
6. | Наша школа. | 1 |
7. | Правила поведения в школе. | 1 |
8. | Знакомство со школой. | 2 |
9. | Школьные поручения. | 1 |
10. | Школьная дружба. | 2 |
Родное село | 12 | |
11. | Родное село | 1 |
12. | Улица, на которой я живу. | 1 |
13. | Правила безопасного поведения на улице. | 1 |
14. | Виды транспорта. | 1 |
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
16. | Достопримечательности. | 2 |
17. | Труд людей моей местности. | 5 |
Будем жить в ладу с природой | 27 | |
18. | Будем жить в ладу с природой. | 4 |
19. | Красота природы родного края. | 4 |
20. | Животные и растения вокруг нас. | 4 |
21. | Забота о братьях наших меньших. | 4 |
22. | Красная книга Бурятии | 4 |
23. | Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). | 7 |
2 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов |
Земля отцов – моя земля | 2 | |
1. | Родина моя. Гимн, герб, флаг РФ | 1 |
2. | Флаг, герб родного района. | 1 |
Природа родного края | 24 | |
4. | Времена года | 1 |
5. | Дары природы | 1 |
6. | Формы поверхности земли. | 1 |
7. | Водоёмы. | 2 |
8. | Растения моей местности. | 8 |
9. | Лекарственные растения. | 2 |
10 | Ядовитые растения. | 2 |
11 | Животный мир моей местности. | 4 |
12 | Красная книга | 2 |
13 | Любить и беречь! | 1 |
Труд и быт жителей села | 22 | |
14 | Труженики родного края. | 2 |
15 | Профессии моих земляков. | 3 |
16 | Загадки нашего края. | 2 |
17 | Народные и современные праздники и обряды | 4 |
18 | Национальные праздники. | 2 |
19 | Ремёсла | 4 |
20 | Быт | 2 |
21 | Традиции моей семьи | 3 |
Населённые пункты | 20 | |
22 | Родное село. | 4 |
23 | Встреча весны. | 1 |
24 | Улицы моего населённого пункта. | 4 |
25 | Населённые пункты Закаменского района | 4 |
26 | Улан–Удэ- наш любимый город | 5 |
27 | Мирное небо над Родиной. | 2 |
3 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов |
Культурное наследие села | 24 | |
1. | Фольклор – духовное богатство народа. | 3 |
2. | Наш край в устном народном творчестве. | 3 |
3. | Народные таланты нашего края. | 3 |
4. | Песенное творчество нашего края. | 3 |
5. | Писатели и другие деятели культуры и нашем крае. | 3 |
Художники нашего края. | 3 | |
Развитие спорта в нашем районе. | 3 | |
Великая Отечественная война в творчестве наших земляков. | 3 | |
Без прошлого нет настоящего | 10 | |
10 | Лента времени. | 1 |
11 | Древние города. | 1 |
12 | История на карте. | 1 |
13 | Основание нашего села | 2 |
14 | С верою в сердце. | 1 |
15 | История Санаги | 1 |
16 | Добрые соседи. | 1 |
17 | Без прошлого нет настоящего (проектная работа). | 2 |
Родословная | 34 | |
18 | Твоя родословная. | 5 |
19 | Из истории санагинских фамилий | 4 |
20 | Загадочный мир названий. | 3 |
21 | При солнышке – тепло, при матери – добро. | 2 |
22 | Кто ленится, тот не ценится. | 2 |
23 | Умельцы села | 6 |
24 | Народные обычаи и традиции. | 6 |
25 | Фольклор. | 4 |
26 | Проектная работа. | 2 |
4 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов |
Культура села | 22 | |
1. | Образование в нашем селе. | 3 |
2. | Памятники. Памятные знаки | 2 |
3. | Реки и их история. | 4 |
4. | Дацан. | 4 |
5. | Жизнь и быт села. | 7 |
6. | Экскурсия в краеведческий музей | 4 |
Земля отцов – моя земля | 22 | |
7. | История в архитектуре. | 2 |
8. | Вещи рассказывают о прошлом. | 2 |
9 | Народные ремёсла. | 4 |
10 | Одежда жителей села | 2 |
11 | Письменные источники. | 2 |
12 | Как изучают историю села. | 4 |
13 | Обычаи и праздники народов, живущих в нашем крае. | 2 |
15 | Устная история родного края. | 1 |
16 | Символика нашей Родины. | 1 |
17 | Земля отцов – моя земля (проектная работа). | 2 |
Жизнь дана на добрые дела | 24 | |
18 | Знаменитые люди села. | 8 |
19 | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. | 8 |
20 | Труженики полей. | 3 |
21 | Животноводы совхоза | 3 |
22 | Ты – наследник земли отцов. | 1 |
23 | Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). | 1 |
Новый снимок Юпитера
Рисуем "Осенний дождь"
Невидимое письмо
Солдатская шинель
Мост Леонардо