.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 91.5 КБ |
nauchnyy_proekt.pptx | 2.89 МБ |
Оглавление
2.1. Теоретическая часть работы. 2
2.1.1. Что такое звук и как мы его слышим. 3
2.1.2. История появления первых музыкальных инструментов. 3
2.2. Практическая часть работы. Технология изготовления музыкальных инструментов. 5
IV. Список используемых информационных ресурсов. 9
Моя семья очень музыкальная! С раннего возраста родители привили мне любовь к музыке и к музыкальным инструментам. Дома у нас много разных музыкальных инструментов - на некоторых мы играем, а некоторые для коллекции. С детства я любила наблюдать, как родители играют на гитарах, синтезаторе, на барабанной установке. Когда у них была своя музыкальная группа, я часто бывала на репетициях. У меня была возможность опробовать все инструменты, которые там были, особенно мне нравились барабаны, и я всегда пыталась отстучать какой-нибудь ритм. В 6 лет я попросилась в музыкальную школу, там я изучала нотную грамоту, а в 7 я поступила в Школу Искусств №1. Там я изучаю теорию музыки, биографии композиторов, ознакомилась с прекрасными музыкальными произведениями, а так же учусь на двух инструментах, на виолончели и фортепиано. А лет в 12, я хочу освоить ударные инструменты, духовые и гитару.
Этим летом я отдыхала у бабушки с дедушкой в г.Белгород. У них свой дом и там очень интересно. Практически всё свободное время я проводила на улице, но мне не хватало моего увлечения - музыки. И именно тогда я решила изготовить свои музыкальные инструменты и радовать дедушку с бабушкой моими произведениями. Я не знала с чего начать, но родители мне подсказали, что звуки можно извлекать практически из любых предметов. Тогда я, вооружившись парой палочек, начала искать самые приятно звучащие предметы, которые можно было найти поблизости. Железные трубы, стаканы, металлическая посуда и инструменты давали звонкие звуки, и на них можно было даже сыграть простую мелодию. Камни, деревья, пластиковые игрушки – давали глухие звуки и вполне успешно заменяли ударные инструменты. Мне стало интересно:
- как появились на свет первые музыкальные инструменты и из чего их делали;
- от чего зависит звук инструментов;
- какие бывают виды инструментов;
- какие инструменты можно изготовить самой в домашних условиях.
На эти вопросы я постаралась ответить в моей работе. Моя работа может быть интересна всем, кто увлекается музыкой и любит мастерить различные поделки своими руками.
II. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть работы.
2.1.1. Что такое звук и как мы его слышим.
Звук образуется тогда, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией или колебанием. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые и достигают наших ушей.
В нашем ухе есть тонкая туго натянутая кожица – «барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает вибрацию этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук. Пространство между предметами, находящимися на поверхности земли заполнено воздухом. Воздух состоит из огромного количества мельчайших частиц газов, таких крошечных, что их невозможно рассмотреть в самый сильный микроскоп.
Звучащий предмет создает колебания (звуковые волны). Они дают толчок ближайшим частицам воздуха, эти частицы толкают следующие. Постепенно передаваясь от частицы к частице во все стороны, звуковые колебания достигают барабанной перепонки нашего уха. Как только они до него доберутся, мы и услышим звук.
Но звук умеет распространяться не только через воздух, но и через все газообразные, жидкие и твердые тела. Только скорость распространения и сила звука при этом не одни и те же. Через некоторые газы и через все жидкие и твердые тела звук распространяется скорее, чем через воздух. На основании знаний о распространении звука в твердых телах и создаются многие музыкальные инструменты.
2.1.2. История появления первых музыкальных инструментов.
Ударные.
Как известно, первые орудия труда, придуманные человеком, были как бы “заменой” или “продолжением” его естественного орудия – руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Вместо того чтобы в такт песни хлопать в ладоши или притоптывать ногами, люди стали постукивать двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешками. Звук получался более громкий и звонкий. Так возникли первые ударные инструменты. Они были весьма разнообразны: колотушки, трещотки, погремушки из высушенных плодов с камешками и косточками внутри, и множество различных барабанов. Изобретение барабана говорит о том, что человек открыл свойство пустых предметов резонировать - увеличивать силу звука. На это открытие могла натолкнуть случайность: ударив по сухому или дуплистому дереву, человек заметил, что такой звук отличается от звука удара по здоровому дереву. То, что это произошло именно так, доказывает форма первобытных барабанов, представлявших собой просто пустое полено. Немного позже люди догадались натянуть на полено шкуру животного и получили более громкий и более яркий звук. Такие барабаны были уже очень похожи на современные.
Духовые и язычковые.
Самым древним инструментом, используемым для создания музыкальной мелодии (а не ритма, как в ударных), является флейта. Древнейшие флейты, найденные археологами, были созданы более 30 тысяч лет назад. В своей первобытной форме она представляла собой свисток, который мог издавать только одну ноту. Его открытие тоже могло произойти случайно: человек заметил, как в ветреную погоду ветер «насвистывал» в пустой стебель какого-то растения, например тростника. Со временем трубочка приобрела отверстия для пальцев и стала полноценным музыкальным инструментом, который издавал много различных звуков. Улучшение этого инструмента происходило из-за того, что человек пытался подрожать звукам окружающего мира: вою ветра, пению птиц, журчанию ручья. Позже люди научились делать духовые инструменты из дерева, костей животных, и, наконец, из метала (медь, латунь, серебро и другие).
Струнные.
Ударные и духовые инструменты были изобретены гораздо раньше струнных. Они как бы заменяли человеку его естественные музыкальные инструменты: собственные ладони и собственный голос. Струнные инструменты появились тогда, когда человек научился охотиться. Изготовляя лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот однажды кто-то прислушался к нему, стал снова и снова трогать тетиву и слушать ее пение. Так тетива стала струной, а охотничий лук — музыкальным инструментом. Много веков прошло, прежде чем к этой, единственной, струне добавили еще несколько, и получилась кифара — один из древнейших инструментов, предок современной арфы. В погоне за красивым и громким звучанием человек дорабатывал и переделывал арфу. Например, натянув струны на пустую деревянную коробку, древний музыкант услышал, что звук от струн стал громче, а добавив к ней палку, заметил, что, играть на таком инструменте стало удобнее. Вот так экспериментируя с формами и материалами инструмента, с длиной и толщиной струн, человечество придумало много замечательных струнных инструментов. Играли на них, в основном, пальцами или специальными пластинками – плекторами. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. А вскоре был изобретен смычок: если щипок или удар по струне вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание.
2.2. Практическая часть работы. Технология изготовления музыкальных инструментов.
2.2.1. Ксилофон.
Необходимые материалы:
Порядок действий:
На получившимся инструменте можно играть двумя способами: палочками, как на классическом ксилофоне, и ртом, подув в горлышки бутылок, как на пан-флейте.
2.2.2. Барабан
Необходимые материалы (Рис. 1):
Порядок действий:
2.2.3. Бубен.
Необходимые материалы (Рис. 3):
Порядок действий:
2.2.4. Гитара.
Необходимые материалы:
Порядок действий:
Имея опыт настройки струнных инструментов или при помощи специальных тюнеров, можно настроить этот инструмент как гитару, балалайку или домру. Также можно добавить лады из спичек или зубочисток, сделав неглубокие прорези на грифе.
2.2.5. Шейкер.
Необходимые материалы:
Порядок действий:
2.2.6. Трещотка.
Необходимые материалы:
Порядок действий:
2.2.7. Калимба.
Необходимые материалы (Рис. 8):
Порядок действий:
Играют на данном инструменте, задевая (дергая вниз) пальцами металлические полоски. Высота ноты зависит от длины полоски от нижней скобы до конца. Соответственно настраивается калимба, путем изменения длин этих полосок: прижимная пластина ослабляется, «клавиша» удлиняется или укорачивается и обратно прижимается пластиной.
При работе над проектом я сделала вывод, что в любой сфере деятельности, человек стремиться подражать природе и использует ее законы. Если посмотреть на современные музыкальные инструменты, то можно заметить, что по принципу работы они ничем не изменились. Человек лишь сделал их удобнее, красивее, практичней.
В ходе работы была реализована цель проекта: из подручных средств и бросового материала были изготовлены в домашних условиях музыкальные инструменты. Гипотеза подтверждена: мне удалось создать музыкальные инструменты в домашних условиях.
Кроме этого я пришла к выводу, что самостоятельно сделанные музыкальные инструменты дешевле, экономичнее приобретённых в магазине. Я узнала, принципы, по которым музыкальные инструменты издают звуки и приобретают свое неповторимое звучание.
Я заинтересовалась этим направлением в науке и, в качестве перспективы, для своего развития и дальнейшего образования уже наметила новую цель - изучить строение и попытаться воспроизвести некоторые музыкальные инструменты коренных народов Севера.
IV. Список используемых информационных ресурсов.
V. Приложение.
Слайд 1
Научный проект: «МУЗЫКА – ПОЭЗИЯ ВОЗДУХА». Выполнила: ученица 3 «а» класса Силяева Анна Научный руководитель : Пикова Марина НиколаевнаСлайд 2
Об авторе:
Слайд 3
Цели и задачи проекта Цели: Задачи: Изучить историю появления первых музыкальных инструментов ; Изучить понятия звука и музыки; Изготовить музыкальные инструменты ; Вдохновить и увлечь слушателя миром музыки. Рассказать о истории появления первых музыкальных инструментов; Рассказать о разновидности музыкальных инструментов; Поделиться опытом создания музыкальных инструментов из подручных средств.
Слайд 4
«Звук» и «Музыка» Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха. Малейший толчок воздуха достигает наших ушей и вызывает вибрацию барабанной перепонки – и он воспринимается нами как звук. Музыка – это искусство соединять различные звуки приятным для слуха образом. Музыка — поэзия воздуха . (Жан Поль) Музыка — универсальный язык человечества . (Лонгфелло Г .)
Слайд 5
Виды музыкальных инструментов и история их появления
Слайд 6
Ударные
Слайд 7
Духовые и язычковые
Слайд 8
Струнные
Слайд 9
Электронные
Слайд 10
Изготовление музыкальных инструментов Ксилофон Барабан Бубен Гитара Шейкер Трещотка Калимба
Слайд 11
Испытание изделия Две курицы ( калимба , барабан, шейкер, трещотка) Два веселых гуся (ксилофон, бубен, трещотка)
Слайд 12
Спасибо за Внимание!
Мороз Иванович
Разноцветное дерево
А теперь — мультфильм
Вокруг света за 80 дней
Несчастный Андрей