Тема: «Деревянное зодчество уездного города»
Цель экскурсии: познакомить с традиционной культурой деревянного зодчества уездного города Мариинск
Задачи экскурсии:
План выступления:
1.Вступление
2. Основная часть
2.1. Деревянные украшения окон – Наличники.
2.2. Деревянные постройки конца XIX – начала XX веков.
2.3. Строители шедевров деревянного зодчества.
2.4. Инструменты плотника и столяра.
3. Заключение
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ekskursiya_po_zodchestvu.docx | 28.5 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
«Деревянное зодчество уездного города»
Работа на муниципальный конкурс «Юный экскурсовод»
Музея истории города Мариинска
Кудро Анастасия, учащаяся 7 класса
МБОУ «ООШ №3»
Руководитель
Зоболева Наталья Николаевна,
зам.директора по ВР МБОУ «ООШ №3»
г.Мариинск 2018
Тема: «Деревянное зодчество уездного города»
Цель экскурсии: познакомить с традиционной культурой деревянного зодчества уездного города Мариинск
Задачи экскурсии:
План выступления:
1.Вступление
2. Основная часть
2.1. Деревянные украшения окон – Наличники.
2.2. Деревянные постройки конца XIX – начала XX веков.
2.3. Строители шедевров деревянного зодчества.
2.4. Инструменты плотника и столяра.
3. Заключение
Вступление
Мне, как образ материнский –
Сердцу близкий, дорогой –
Все узоры Мариинска,
Что слились с моей судьбой.
Он красив зимой и летом.
Он нежней, чем неба синь.
Если ты не знал об этом,
У меня тогда спроси.
Здравствуйте, Вас приветствует юный экскурсовод Кудро Анастасия, уч-ся 7-го класса, школы №3 города Мариинск.
Вступление
Наш город - Мариинск знаменит своей деревянной архитектурой. Его история началась с освоением Сибири. На территории бывшего Мариинского уезда насчитывалось около 283 археологических памятников, начиная с древнего каменного века и до первых русских поселений.
Деревянные здания составляли основную массу застройки города, так как дерево - материал в высшей степени гигиеничный и податливый в обработке, а также сравнительно дешевый - было наиболее доступным и давало большие возможности для образования сложных форм, свойственных стилизаторской архитектуре. Именно в постройках из дерева воплотились практический опыт и эстетические идеалы не одного поколения русских людей. Каждый старался сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины.
Основная часть
Деревянное зодчество легло в основу данной экспозиции, здесь представлена коллекция, содержащая многочисленные деревянные фрагменты домов, в основном наличники окон, карнизы и другие образцы резного декора. Сегодня мы познакомимся с яркими памятниками деревянной архитектуры Мариинска второй половины XIX - начала XX века.
Внимание посетителей обращаю на художественную обработку дерева оконных наличников, здесь представлено два вида:
наличники мастеров города Томска и мастеров города Мариинска. Так как Мариинский уезд (был образован в 1822 году) входил в состав Томской губернии то и знаменитые деревянные украшения практически схожи и по технике, и по украшению, и по стилю изготовления. Мало в каком городе сохранилось такое количество сложных по исполнению наличников. Объёмная резьба, живое дерево и отсутствие всякой краски – объединяет мастерство по изготовлению деревянных украшений окон.
Если описывать томский наличник - это вытянутый некрашеный (и от того тёмно-коричневый) наличник, выполненный в технике объёмной резьбы. «Томский декор» - это фигурные полуколонны, занавеси с кистями, переплетение растительных узоров, кроме того — популярные завитушки на боковых кромках наличника являются неотъемлемой частью украшения. Техника эта весьма непроста и очень трудозатратна. Принадлежность к стилю — классицизм/барокко. (зановесочки с кистями – символ богатства, достатка и благополучия)
Наличники Мариинских мастеров не чем не уступали в красоте природного рисунка, они имели свои отличия, свою изюминку, свой тип, который назывался «Мариинское барокко». В верхней части наличников изображались в центе между Валюты (бараньи рога) 2-х птушек, прикасающиеся клювами к цветку с двумя листьями, стебель и тоненькие ножки птиц вырастали из волнистой линии корня. Ниже располагался круг солнца (символ жизни и символ деревянного резного узорочья старинного зодчества) – этот орнамент взят за основу Мариинского герба, учреждённый городским Советом народных депутатов в 1981 году. На некоторых наличников, вместо бутона цветка вырезали мокошь - славянское женское божество, её образ связывался с прядением и ткачеством, а также с ремёслами, которыми славился город Мариинск.
Деревянные постройки конца XIX – начала XX веков, поражают их прочностью, фундаментальностью. Конструктивные приёмы и традиции декоративного убранства жилых и бытовых построек поражают своей житейской целесообразностью. Мариинск сохранил в целом традиционный архитектурный облик прошлых времён. Так хорошо сохранился достаточно редкий комплекс двусторонних застроек улицы Большой Московской в настоящее время ул.Ленина. Можно подолгу ходить по его улицам и восхищаться чудесами деревянного зодчества: венцы стен, украшенные богатой резьбой, карнизы, фронтоны, наличники, глухие ворота, деревянные кружева узорных решёток.
Вдоль главной улицы располагались дома богатого купечества, административные и общественные здания – например Управа, (где сейчас располагается Сбербанк) построенная в 70-80 е годы 19 века, Здание славилось не только строением, но главное, то что впервые по всей Кемеровской области в управе располагался пожарный комплекс (здание завершалось шпилем-пожарно-сторожевыми кабинами и смотровой площадкой). Также образцом деревянного зодчества считается, дом короля сибирских ямщиков - купца Кухтерина, в котором сейчас располагается художественная школа. Внутри это гигантских размеров особняк, снаружи - огромное полотно с шифром, пришедшим к нам из глубины 19 века. Еще одним примером является старинный особняк постройки конца 19 века по ул. Рабочей 5, дом - купца 2 гильдии В.П.Чердынцева, в настоящее время Детская музыкальная школа.
Кто строил и создавал, поистине шедевры деревянного зодчества? Мастеров резного узорочья называли столярами и плотниками.
Плотники, которые механически обрабатывали дерево и превращали необработанную древесину в детали, конструкции и стройматериалы. Столяры - выполняли уникальные работы по микромоделированию на деревянной основе. Как выглядела столярная мастерская Вы можете увидеть на иллюстрации. Работали плотники и столяры на верстаках.
В данной композиции представлен верстак столяра – который воспроизведен по старым чертежам.
Необходимы были инструменты, используемые в плотническом и столярном деле, для работы с древесиной и древесными материалами.
Топор - самый главный инструмент плотника. По большому счёту, даже если бы не было других инструментов, сруб можно поставить при помощи одного топора (что и делалось до появления пилы).
Большой знаток Русского леса - советский писатель - Леонид Максимович Леонов с восхищением говорил, что «искусный плотник топором может и конек на крыше вырезать, и лодку, и игрушку для ребенка, да и «часы поправить, каб просунулся туда топор…»
Для деревообработки используются столярный и плотничный топоры.
Столярный топор - лёгкий (700 - 900 грамм), с прямой режущей кромкой. Применяется для обработки палочек, дощечек и т.д. Угол заточки 20-25°.
Плотницкий топор - весом больше килограмма. Режущая кромка - скруглённая (радиус скругления примерно 30см). Скругление необходимо для более эффективной работы с брёвнами. Угол заточки 30-35°.
В своём арсенале плотнику желательно иметь два плотничных топора:
Первый - весом 1200 - 1300 грамм (без учёта топорища) из закалённой стали - для грубой обработки древесины. Длина топорища - 50-55см (с учётом насаженного топора).
Второй топор - весом 900-1000 грамм - для тонкой обработки древесины. Длина топорища - 45 - 50см (с учётом насаженного топора).
Скобель (корилка, скоба) - древнейший (наряду с топором) инструмент плотника. Предназначен для снятия коры с брёвен. Особая ценность скобеля состоит в том, что при снятии коры он не повреждает верхний слой древесины, что очень важно для долговечности бревенчатого сруба.
Скобель также можно применять для чистовой острожки брёвен. Поэтому у него есть ещё одно название - "Струг".
Бурав - это старинный плотничный инструмент, который предназначен для высверливания отверстий в деревянных конструкциях. Его диаметр может быть порядка 20 - 40мм, а глубина высверливаемых отверстий зависит от длины винтовой части. На Руси этот инструмент называли Напария (Напарий) или Сверел.
Киянка - это деревянный молоточек для работы с конопатками. Конопатки - это деревянные лопатки, которые необходимы для конопачения (уплотнения, трамбовки) межвенцового уплотнителя. Конопатки несложно сделать самому, причём желательно иметь их три вида:
Широкая плоская - для обычных участков.
Узкая плоская - для проблемных участков.
Узкая полукруглая - для угловых врубок - чаш.
Материал, из которого изготавливаются конопатки - берёза или клён. Из мягкого дерева (сосны или ели) делать конопатки непрактично, так они очень быстро разлохмачиваются и становятся непригодными для работы.
Черта - инструмент для разметки угловых врубок и продольного паза.
Вставлялся либо карандаш, либо заточенный штырь.
Угломер (синонимы — уклономер, угломерка, угломера, угло́метр) — прибор, предназначенный для измерения геометрических углов в различных конструкциях, в деталях и между поверхностями.
Рубанки, изобретение применяется для строгания дерева. Они различаются размерами, особенностями устройства и дополнительным оснащением. Приведем несколько примеров: шерхебель, предназначенный для обтесывания заготовок, только что вышедших из-под пилы или топора; медведка, которой управляют два плотника; фальцгебель, служащий для обработки выемок.
Фуганки, для выполнения финишной обточки используют уже фуганок. Его корпус удлинен, что позволяет производить более качественное выравнивание.
Заключение
В современном Мариинске много архитектурных и исторических памятников культуры. Мариинск – это музей под открытым небом, включает прекрасные старинные постройки, деревянные сооружения, архитектурные ансамбли. К сожалению, большие разрушения коснулись деревянного зодчества – самой яркой и примечательной области архитектуры.
Деревянные памятники «уходят» с риском никогда не «вернуться» в историю России. Потеря каждого из них становится необратимой. Сегодня в Мариинске осталось 20 памятников деревянного зодчества конца 19 –начала 20 веков. Это происходит, с одной стороны, в результате недолговечности материала, а с другой – недооценки сохранения этого уникального наследия.
Несмотря на это, Мариинская деревянная архитектура, пройдя все этапы развития от архаичных построек до модерна, стала частью истории отечественной архитектуры. Так как русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников и столяров. До сих пор многие строительные и композиционные приемы, технику и орнаменты используют в своих работах мастера нашего города и района, отбирая и совершенствуя все лучшее. Например, Юрий Михайлов, Валерий Кривоногов - Томилин, Басарев Андрей Николаевич, мой дедушка, Зоболев Николай Владимирович и другие, являются мастерами продолжателями деревянного зодчества.
И пока такие мастера будут жить деревянное зодчество будет иметь свое продолжение, а нам юному поколению необходимо сохранить и приумножить архитектуру резного узорчья.
Уважаемые экскурсанты, позвольте завершить нашу экскурсию по Деревянному зодчеству уездного города. Благодарю всех Вас за внимание, остались ли у аудитории вопросы по теме?
Нора Аргунова. Щенята
Твёрдое - мягкое
Без сердца что поймём?
Отчего синичка развеселилась
Бабочка