Творческий проект "Духовные традиции моей семьи"
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii.docx | 40.62 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»
Творческий проект
На тему «Семейные традиции»
номинация: «Духовные традиции моей семьи»
Работу выполнила:
ученица 4 В класса
Двоеглазова Мария
Руководитель:
Захарова Наталия Аркадьевна,
учитель начальных классов
г. Йошкар-Ола,
2018 г.
Содержание
Введение
2.2. Анкетирование
2.3. Генеалогическое древо моей семьи.
Заключение
Список литературы
Введение
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Тараданова Дарья (слайд 2)
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Именно в семье усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом.
В школе на уроках ОРКСЭ, на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. И меня очень заинтересовала эта тема, потому что семья – это самое важное для человека. Я задумалась, есть ли у нас в семье традиции. У меня возникли вопросы:
Мы решили разобраться в этом и разработали проект на тему моего исследования «Семейные традиции». Мы считаем, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что в последнее время о традициях говорят много. (слайд 3) Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. Поэтому, я считаю, что нужно возрождать традиции, семейные традиции.
Работа по изучению семейных традиций должна способствовать развитию интереса к истории своих предков, способствовать укреплению духовных ценностей, повысить культурный уровень.
Я поставила перед собой цель: (слайд 4) формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека и выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Задачи проекта: (слайд 4)
Познавательные:
Узнать:
- что такое семейные традиции;
- какие традиции есть в моей семье;
- есть ли у нас совместные увлечения;
- Составить генеалогическое древо моей семьи.
Регулятивные:
- оценить значимости знания традиций своей семьи;
- повысить интерес к семье, её традициям;
Личностные:
- способствовать более близкому общению членов семьи;
- укрепить детско - родительских отношений;
- развить интерес к истории своих предков, своей родословной;
Коммуникативные:
- коллективно обсуждать, размышлять об истории семьи;
- воспитать уважительное отношение к членам семьи, сплочению семьи;
- воспитать интерес к национальной культуре ;
- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Гипотеза – если мы будем изучать историю своей семьи, традиции, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое, будет гордиться своими корнями.
Предмет исследования –история и традиции моей семьи. (слайд 5)
Формы и методы работы - поисковая деятельность, обзор фотографий, беседа с родителями, опрос одноклассников, анализ полученной информации.
Этапы работы исследовательской деятельности: (слайд 6)
1 .Сбор информации (беседы с родственниками, чтение литературы по теме исследования).
2. Анкетирование учащихся.
3. Обсуждение результатов поиска(анализ полученной информации).
4. Оформление презентации.
5. Подготовка к выступлению по собранным материалам.
Результат моей работы – оформление генеалогического древа, защита исследовательского проекта на муниципальном конкурсе исследовательских работ.
На Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. (слайд 7)
Семейные и брачные отношения в Древней Руси регулировались народными обычаями и общественными нормами. Бытовые особенности семьи:
—Коллективная собственность,
—Общее хозяйство,
— Глава семьи – старший мужчина, являвшийся носителем беспрекословной власти, представителем всей семьи, основной работник, от которого зависело материальное состояние и нравственное положение в обществе его родных;
— Старшая женщина – распорядительница семейных запасов и всех домашних дел, которая при долгом отсутствии главы семьи брала его функции на себя.
В семейном воспитании подрастающего поколения помимо родителей участвовали бабушки и дедушки, которые посвящали внукам оставшуюся жизнь.
Множество древнерусских традиций связаны со свадьбой. Брак осуществлялся либо по согласованию и договору старших родственников, либо «умыканием», то есть путем воровства невесты. Свадьба представляла собой последовательное выполнение обрядов, определявшихся традициями:
— Сватовство (переговоры сторон о возможности заключения брака, предложение всегда исходило со стороны семьи юноши);
- Погляд (посещение родственниками девицы семьи посватавшегося);
- Смотрины (представление посватанной девицы родственникам юноши);
- Сговор (окончательное решение о заключении брака и проведении самой свадьбы, сговор оканчивался традиционным рукобитьем, то есть отцы посватанных детей с размаху били по рукам, обернув их платками или овчиной; после этого невеста должна была оплакивать свое девичество, носила строгую одежду и платок, мало говорила; жених же напротив устраивал гуляния со своими друзьями);
- Каравайный обряд (выпечка каравая как символа рождения новой жизни, богатства и благополучия в быту; этот обряд выполняли молодые женщины, счастливые в семейной жизни и имевшие здоровых детей; самим караваем гостей угощали после брачной ночи);
— Подвенёха (девичник, представлял собой ряд обрядов накануне венчания, ознаменование перехода девицы в жизнь замужней женщины);
— Свадебные поезд (выезд жениха и невесты в церковь для венчания);
- Венчание (заключение брака в Православной церкви, основной обряд свадьбы);
- Княжий стол (свадебный пир);
— Брачная ночь (Ночь было принято проводить в другом доме. Эта традиция появилась из-за поверья о злой силе, что насылалась на дом, в котором праздновали саму свадьбу.) ;
— Повивание молодой (смена девичьих прически и головного убора на женские);
- Отводины (застолье для новобрачных в доме молодой жены).
Также существовало немало обрядов и традиций в Древней Руси, связанных с рождением детей, цель которых была оградить ребенка от злых духов и устроить как можно лучше его будущее.
Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые.
«Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
У меня есть замечательная удмуртская бабушка Кошкарова Надежда Ивановна, (слайд 8) именуемая песянай. Живет она в д. Костоваты Республика Удмуртия. Мы тоже раньше жили там. Так получилось, что мы в 2014 г. переехали в РМЭ г. Йошкар-Ола. Так как мы живем далеко друг от друга, то и видимся не так часто, как хотелось бы. Очень многое хочется у них узнать: о детстве моих родителей, о традициях удмуртского народа. Когда я была маленькая, то говорила всем, что у меня «английские бабушки», а теперь-то понимаю, что есть такая национальность, со своими обычаями и традициями. У удмуртского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Живя даже на расстоянии, моя мама помнит и соблюдает традиции удмуртского народа. Хочется рассказать немного о них.
Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования. (слайд9)
Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.
Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.
Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов – Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.
В Удмуртии, как и у нас, отмечают праздник Вой дыр, (слайд 9) напоминающий масленицу. Празднование проводили через 7-8 недель после Нового года, в конце февраля-начале марта. Водили хороводы, катались на санях и жгли солому и факелы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.
Мы соблюдаем эту традицию. На праздник Вой дыр выезжаем за город кататься на ватрушках , есть блины, сжигать чучело.
У удмуртского народа много традиций и обрядов. Но, к сожалению, некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории.
2.2. Традиции моей семьи
Семья – это люди, ближе которых никого не найти. Вот почему для меня семья так важна, почему я так ею дорожу. Моя семья небольшая(слайд 10) У меня есть мама, папа и старшая сестра. Маму я очень люблю. (слайд 10) Где бы я ни была, что бы со мной не случилось, я всегда рассчитываю на ее поддержку и помощь. Она всегда уделяет нам с сестрой много внимания, всегда выслушает, посоветует. С ней можно говорить обо всем, а это очень важно. Хорошо, когда есть такой человек, от которого не нужно ничего таить. Мама работает закройщиком.
У папы работа тоже отчасти творческая, потому что он строитель. В трудную минуту он всегда придет на помощь и даст мудрый совет.
Сестра Амина (слайд 13) для меня самая близкая подруга. Она учится в 9 классе, очень веселая, любит рисовать и у неё это очень хорошо получается. Мама говорит, что у неё дар к рисованию.
Не могу сказать, что наша семья чем-то сильно отличается от других семей нашей страны. Нет в ней ничего необычного и выдающегося. Однако для меня она самая лучшая.
В одной из статей я прочитала: « Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и произнести слово «семья», то представляется что - то такое , что присуще только вашей семье. Вот именно это «что – то» можно назвать семейной традицией. Семейные традиции - это духовное отношение дома.
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Булыковской.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать , и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе, всех родней.
Любите! И цените счастье !
Оно рождается в семье ,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной семье?
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Наши внутрисемейные традиции: (слайд 11,12)
Интересный факт: По исследованиям психологов самыми счастливыми родителями являются те, у которых имеются две дочери. К основным положительным сторонам относятся: огромное взаимопонимание среди детей и родителей, у детей больше общих игр и они меньше ссорятся между собой. И это на самом деле так. Наша семья очень дружная.
Настоящая забота в семье — это мудрое наставничество взрослых над детьми с целью помочь овладеть навыками самостоятельной жизни. Ну, а мы, дети, в свою очередь помогаем заботиться о животных, которые живут вместе с нами. Это наша собака Тед.
3. Совместный отдых:
-способствует укреплению семьи;
-развивает у детей любознательность;
-приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
-расширяет кругозор ребенка;
-сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Каждый год летом мы с мамой, сестрой, папой едем к нашей бабушке в гости.
4.Совместные праздники.
Совместные праздники объединяют, сплачивают родителей с детьми Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Совместные праздники являются необходимыми для каждой семьи: это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, это 1 сентября -ответственный и праздничный день для нашей семьи, это 8 марта, праздник Светлой пасхи, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с нами сладкими воспоминаниями о детстве.
5.Совместные увлечения (слайд 13)
Я считаю, что главное всемье – это совместные увлечения. В совместной деятельности мама и папа могут взглянуть на детей другими глазами, а дети — лучше узнать своих родителей. Кроме того, детям так важно чувствовать свою необходимость, вносить свой вклад в семью. Участие в совместной деятельности позволит им ощутить себя нужными и значимыми.
Мне повезло, у нас есть общее увлечение. Вся наша семья увлекается созданием одежды. Мы с сестрой придумываем дизайн одежды, а мама –шьет. Я участвую в показах «Академии талантов» с созданными мамой костюмами.
После того, как я изучила традиции своей семьи, я решила проанализировать ценности, которые выделяют семьи нашего класса. (Слайд 14) Нами было проведено анкетирование учащихся. Детям были заданы вопросы: 1. Какие традиции есть в вашей семье?
2.Какие совместные увлечения есть в вашей семье?
Результаты анкетирования учащихся нашего класса показали, что главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения - 21 чел. (100%) и гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая…) - 19 чел. ( 90,5%). Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу - 13 чел. (61,9%), около половины всех учащихся - посещение кино, театра, концертов - 11 чел. (52,4%). Совместными увлечениями являются: забота о домашних животных (уход, дрессировка) - 14 чел.(66,6%).
Вывод. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. К совместным увлечениям ребята отнесли: заботу о домашних животных (уход, дрессировка).
После изучения традиций и корня моей семьи, я приступила к следующему шагу моей работы – создание генеалогического древа. (Слайд 15). К процессу создания семейного древа подключились все члены семьи. Пусть оно пока не очень ветвистое, но у нас есть большие планы, но это уже совсем другая история.
Заключение
Подводя итог нашей работы, можно подвести итоги. . (Слайд 16) Цель нашего проекта достигнута. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. Мы уточнили понятие «традиция».Гипотеза – если мы будем изучать историю своей семьи, традиции, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое, будет гордиться своими корнями, подтвердилась. Я очень горжусь своими корнями.
Когда я выполняла эту работу, то ещё раз убедилась в том, что моя семья крепкая и дружная, потому что меня поддерживали и мама, и папа, и бабушка (по телефону), рассказывали о традициях нашей семьи, и у нас есть совместные увлечения.
Теперь я точно знаю, что поддерживать друг друга в делах – это ещё одна традиция нашей семьи, о которой мне не говорили старшие. Я о ней догадалась сама. Это было моё радостное открытие.
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.
Я - память своего рода. . (Слайд 17)Но в этом нет моей большой заслуги. Мне досталось жить сегодня, и весь этот опыт я обязана донести до следующих поколений.
Список литературы
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Юрий Визбор. Милая моя
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного