Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности.
Цель проекта – изучить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната при выборе профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vybor_professii_kireeva_a.docx | 73.05 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Проектная работа
«Выбор профессии – дело серьезное!
Мотивы выбора профессии»
Автор: Киреева Анна Дмитриевна
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа- интернат»,
8а класс
Руководитель проекта:
Лукоянова Наталья Георгиевна
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа- интернат»,
педагог-психолог
с.Панаевск, 2019
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты изучения проблемы мотивов выбора профессии
Эмпирическое ислледование мотивов выбора профессии
2.1. Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии………….8
2.2. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………................12
Приложение …………………………………………………………………………………...13-14
Введение
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.
Цель проекта – изучить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната при выборе профессии.
Задачи проекта:
1. Изучить источники информации по данной теме.
2. Выявить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интернат при выборе профессии.
3. Разработать рекомендации для обучающихся по определению выбора профессии, подобрать список интернет-ресурсов для помощи обучающимися в профессиональном самоопределении.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Опрос
3. Анализ полученных данных.
Практическая значимость проекта
Выбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения. Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы над проектом могут быть использованы обучающимися, педагогами и родителями при выборе профессии.
Теоретические аспекты изучения проблемы
мотивов выбора профессии
На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации основным условием выживания людей было умение осуществлять продуктивную деятельность, которая приблизительно с XVIII века получила название «профессии». Заимствованное из французского, перенявшего, в свою очередь, его из латинского professio, оно дословно переводилось как «декларация, объявление; официально указанные занятия». «Большой толковый словарь русского языка», составленный С.А. Кузнецовым трактует это понятие следующим образом: «профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования». [1]
Очень давно у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был заниматься всем сам. Впрочем кое-какое разделение труда всё-таки было между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делалаи одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людбми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – землевладельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами и остальные многими другими. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавалисьиз поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его можно называть трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами, сведельствами, аттестами, сертификатоми.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, которой человек может провадать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником дохов человека.
В России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. К исчезающим профессиям можно отнести профессию кузнеца, ткача, резчика, гончара, трубочиста и другие. Появились новые профессии такие, как коммерческий агент, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис – менеджер, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер. [2]
В разные временные периоды профессии можно было разделить на престижные и непрестижные. Каждая профессия имеет свой дебют, свое становление, уровень престижности и полезности обществу. И не всегда престижная работа была высокооплачиваемой. Вот, например, в Древнем Вавилоне престижной была профессия врача, но малооплачиваемой и не безопасной, потому что при ошибке врача он подвергался тем же мучениям. В Древнем Египте были важными писцы. Его можно сравнить с управляющим настоящего времени. Профессия адвоката была популярной в Древней Греции и Риме. Адвокатами был Цицерон, Гай и Тиберий Гракхи. Оплата адвокатской деятельности всегда была очень высокой. Престиж адвоката до сих пор велик, что даже после падения Римской империи в V в. н.э. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. А вот профессия банкира начала свое существование в Италии XII в. Эта профессия была возможна только в привилигированных слоях населения.
В XV–XVI вв., когда открывались новые материки и моря, стала популярной профессия мореплавателя. Эта профессия приносила огромный доход. В эпоху войн (XVII–XVIII вв.) популярной стала профессия военного. Особенно служба в элитных частях армии. Об этом хорошо пишет Александр Дюма, прославляя личную гвардию французского короля. В России профессия военного являлась престижной в течении XIX столетия. Поэтому русские дворяне старались отдать своих сыновей в армию.
1.2 Выбор профессии как психолого-педагогический феномен
Раскрывая определение «выбор профессии», автор статьи о мотивах профессиональных предпочтений школьников Б.В. Барчи поясняет: это «системный процесс, детерминированный совокупностью внешних и внутренних факторов, основанный на сочетании мотивов, потребностей, интересов, а также личностных особенностей, субъективных образов самого себя и выбранной профессии, находящихся под влиянием родительской семьи и общества» [24, с. 60]. По сравнению с предыдущими этапами жизни подростка, уточняет Б.В. Барчи, выбор профессии считается первым серьезным решением, оказывающим влияние на жизненный путь личности.
Размышляя о противоречиях, которые приходится преодолевать школьникам, исследователь А.А. Курбатова обратила внимание на те обстоятельства, которые стимулируют их к принятию окончательного решения. В своей работе, посвященной характеристике психологических особенностей правильного выбора профессии, она пишет о ведущих факторах, обуславливающих подход учащихся к сути проблемы: «Выбор жизненного пути ограничивается реальными обстоятельствами, человек далеко не всегда принимает решение свободно, бывает так, что то или иное решение он должен делать под давлением обстоятельств».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор профессии – это важный этап в жизни выпускников школы. Как ответственное решение, он должен быть осознан, взвешен, определен с учетом массы обстоятельств. И хотя от ошибочных поступков никто не застрахован, лучше всего, если риски будут минимизированы.
Факторы выбора профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? Рассмотрим фактора выбора профессии /по Е.А. Климову/[3]
1.3 Влияние профессионального профессионального
самоопределения обучающихся на мотив выбора профессии
Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.
Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация - процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. [4]
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.
С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.
С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.
Выбор человека, на что бы ни были направлены его устремления, обусловлен осознанным удовлетворением некоей потребности. Это всецело относится и к выбору профессии, который в идеале осуществляется с учетом направленности личности и сформированного самоопределения. Вместе взятые, они составляют интегративное образование, или мотив. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыта личности, отражается в ее системе ценностных ориентаций, установок и интересов.
Выбирая профессию надо четко представлять, что человек хочет получить в процессе своей профессиональной деятельности и что для него приоритетно. Иначе говоря, нужно для себя ответить на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести? Сколько времени и сил могу отдать на получение образования? Какого карьерного роста, статуса хочу достичь? Все это и есть мотивы выбора. При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. [5]
Внутренние мотивы выбора профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа; возможность общения, руководства другими людьми и т.д., внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Глава II. Эмпирическое ислледование мотивов выбора профессии
2.1. Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии
Теоретическое осмысление выбора профессии с точки зрения психолого-педагогического подхода, описание влияния профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии, а также характеристика образовательной среды как фактора подготовки старшеклассников к выбору профессии позволили приступить к проведению практической части. Ее цель – исследование мотивов выбора профессии обучающимися.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Панаевской школы-интерната в ноябре-декабре 2018 года.
Эмпирическое исследование состояло из трёх основных этапов:
Для проведения исследования мотивов выбора профессии обучающихся подобраны следующие методики[6]:
1) Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии». Она представляет собой опросник, включающий 32 утверждения, с которым участник исследования должен согласиться либо опровергнуть их. Отвечая на вопросы, обуачющиеся указывают причины, определяющие собственный выбор. Он имеет определенную «окрашенность», говоря иначе, значимость: чем выше степень значимости мотива, тем более высокий балл присваивается ответу (от 0 баллов до 4-х). Градация такова: не имеет значения (0), скорее незначим (1), скорее значим (2), имеет значение (3), очень значим (4).
2) Методика Р.В. Овчаровой «Ведущий мотив». В опроснике 20 утверждений, характеризующих профессию. От участника исследования требуется оценить, насколько сильно повлиял тот или иной фактор на его выбор. Степень значимости тоже оценивается по пятибалльной системе – от 1-го до 5-ти. Ранжирование осуществляется следующим образом: никак не повлияло (1), слабо повлияло (2), средне повлияло (3), сильно повлияло (4), очень сильно (5). Все мотивы автором методики разделены на 4 группы: внешние отрицательные, внешние положительные, внутренние социально значимые, внутренние индивидуально значимые. Каждому из них соответствует свой порядковый номер утверждения.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах.
Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната.
Таблица 1
Результаты по методике С.С.Гриншпун
«Мотивы выбора профессии»
Мотив выбора престижной профессии | Материальное благополучие, желание заработать | Стремление к творческой работе |
2 чел. – 10% | 4 чел. – 20% | 14 чел. – 70% |
Вывод: Результаты опроса обучающихся 8а класса по методике С.С.Гришпун «Мотивы выбора профессии» свидетельствуют о том что в классе больше всего преобладает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений которые требует избираемая профессия.
Таблица 2
Результаты по методике Овчаровой «Ведущий мотив»
Внутренние индивидуально- значимые мотивы | Внутренние социально-значимые мотивы | Внешние положительные мотивы | Внешние отрицательные мотивы |
4- 20% | 5-25% | 11-55% | - |
Вывод: Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), показал, что ведущий тип мотивации при выборе профессии у большинства обучающихся 8а класса (55 %) - внешний положительный мотив, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. Средние показатели выявлены по показателям: внутренний индивидуально-значимый мотив и внутренний социально значимый мотив по 20% и 25% соответственно. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешний отрицательный мотив у обучающихся 8а класса не выявлен. К внешним отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Вывод: таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что у обучающихся 8а класса есть стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений которые требует избираемая профессия, но в тоже время преобладающий мотивом выбора профессии является внешний мотив. Анализ результатов тестирования обучающихся показал необходимость активизировать профориентационную работу в классе.
Заключение
Проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является актуальной и достаточно сложной в современном обществе. На мотив выбора профессии старшеклассниками оказывают влияние мотивы родителей, социальные ситуации, происходящие в обществе, особенности региона и т. д. Успешность выбора профессии зависит от того, насколько обучающийся сможет соотнести свои интересы, способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы своего решения. Считаю, что необходима целенаправленная работа по осознанию своих индивидуальных возможностей, по формированию механизма принятия решений. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор.
Нами проведен анализ особенностей мотивов выбора профессии обучающимися. Дана характеристика современных подходов к исследованию проблемы мотивов выбора профессии, обоснован ход эмпирического исследования. Было выявлено, что обучающимся 8а класса присущи внешние мотивы выбора профессии, они руководствуются мнением родителей, не знают особенностей профессий, у них нет осознанного выбора. Анализ результатов опроса обучающихся показал необходимость активизировать профориентационную работу в классе, разнообразить формы и приёмы работы с обучающимися, родителями, педагогами, учреждениями и организациями села и района.
Нами были разработаны рекомендации для обучающихся по определению выбора профессии, подобран список интернет-ресурсов для помощи обучающимися в профессиональном самоопределении.
Список литературы и интернет-ресурсов
Приложение
Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»
Текст опросника: Прочтите внимательно вопросы анкеты и определите для себя,
насколько важны при выборе профессии:
Методика Р.В. Овчаровой «Ведущий мотив»
Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов:
«очень сильно повлияло» - 5 баллов;
«сильно повлияло» - 4 балла;
«средне повлияло» - 3 балла;
«слабо повлияло» - 2 балла;
«никак не повлияло» - 1 балл.
Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.
Текст опросника
1. Требует общения с разными людьми
2. Нравится родителям
3. Предполагает высокое чувство ответственности
4. Требует переезда на новое место жительства
5. Соответствует моим способностям
6. Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием
7. Дает возможность приносить пользу людям
8. Способствует умственному и физическому развитию
9. Является высокооплачиваемой
10. Позволяет работать близко от дома
11. Является престижной
12. Дает возможности для роста профессионального мастерства
13. Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах
14. Позволяет реализовать способности к руководящей работе
15. Является привлекательной
16. Близка к любимому школьному предмету
17. Позволяет сразу получить хороший результат труда для других
18. Избрана моими друзьями
19. Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
20. Дает большие возможности проявить творчество
Обработка данных
Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
[1] 8. https://gufo.me/dict/kuznetsov
[2] http://prof.volsk-cherkasskoe.edusite.ru/p6aa1.html
[3] Климов Е.А Психология профессионального самоопределения. -- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Просвещение, 2003.
[4] Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А, Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля / Под. ред. С.Н. Чистяковой. - М: Просвещение, 2001.
[5] Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация в старших классах. - М.: Мнемозина, 2003 – 214 с.
[6] Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. -- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
Притча о гвоздях
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Есть ли лёд на других планетах?
Лист Мёбиуса