Проектная работа обучающегося
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.36 КБ |
![]() | 1.47 МБ |
![]() | 14.4 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Златоустовского городского округа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Словарь молодёжного сленга»
Предмет: русский язык
Тип проекта: исследовательский
АВТОР ПРОЕКТА:
Юлмухаметов Марат Раильевич,
ученик 7б класса
НАСТАВНИК ПРОЕКТА :
Меньшикова Дарья Алексеевна,
учитель русского языка
Златоуст – 2018
Оглавление
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1.Характеристика молодёжного сленга............................................................... 4
1.1.Литературный язык и молодёжный сленг........................................................................................ 4
1.2.История возникновения и источники молодёжного сленга............................................................................................. 5
1.3.Особенности молодёжного сленга...................................................................... 6
Глава 2. Практическое исследование роли молодежного сленга в речи одноклассников............................... 7
2.1. . Исследование-опрос о роли молодежного сленга в речи одноклассников................................ 7
2.2.Словарь молодёжного сленга...... 8
Заключение ........................................................................................................... 9
Список литературы ............................................................................................ 10
2
Введение
Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, молодёжный сленг и жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенной возрастной группе. Применяются эти слова неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение вовсе неизвестно для говорящего.
Выбор темы был обусловлен желанием разобраться в истоках такой разновидности языка, как молодежный сленг, собрать, записать и растолковать лексику молодежного сленга, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием. Поэтому я считаю, что актуальность этой темы очевидна.
Молодежный сленг - особая форма языка. В последние годы нелитературная лексика захлестнули нашу речь. Молодёжь, кажется, забывает литературный язык, постепенно переходя на молодежный сленг. Молодежный сленг употребляет большая часть населения, много и часто. Почему все это происходит? К чему приведет?
Объектом моего исследования стали изменения в разговорной речи молодежи, которые привели к снижению языковой культуры.
Предметом исследования являются образцы использования внелитературной лексики, молодёжный сленг.
Учитывая актуальность данного вопроса, цель проекта состоит в том, чтобы на основании изучения научной литературы, собственных исследований в данной области выявить причины возникновения молодежного сленга, его взаимодействие с литературным языком. Определить, как сленг является показателем развития общества, исследовать и анализировать речь моих сверстников с точки зрения использования ими молодежного сленга.
Цель моей работы – изучить особенности молодежного (школьного) сленга.
Для достижения цели, будут решаться следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- познакомиться с различными источниками молодежного сленга;
- составить словарь молодежного сленга, употребляемых в речи школьников нашей школы, проанализировать их происхождение;
- сделать презентацию по данной теме;
- изложить результаты исследования, связанные с проблемой употребления молодежного сленга в речи школьников через опрос учащихся моего класса;
- выявить положительные и отрицательные стороны молодежного сленга.
Методы исследования:
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
3
Глава 1. Характеристика молодежного сленга
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык - исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями. Главный признак литературного языка - нормированность. Норма - это единообразное, общепринятое употребление элементов языка, правила их использования в определенный период. Нормы не выдумываются учеными, а отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, поддерживаются речевой практикой. К основным источникам нормы относятся произведения писателей, язык средств массовой информации, общепринятое современное употребление, научные исследования лингвистов.
Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную.
К литературной лексике относятся:
1) книжные слова;
2) стандартные разговорные слова;
3) нейтральные слова.
Вся эта лексика, употребляется либо в литературе, либо в устной речи, в официальной обстановке.
Существует и нелитературная лексика:
1) профессионализмы;
2) вульгаризмы;
3) жаргонизмы;
4) сленг.
Эта часть лексики отличается разговорным неофициальным характером.
Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.
Вульгаризизмы – это грубые слова, не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными.
Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
В языкознании нет четкого понятия сленга.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых групп.
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Подлинное несчастье нашего общества и нашего языка - сквернословие.
Для некоторых родной язык уже превратился в сплав жаргона и нецензурной брани. Термин "Жаргон" (франц.) - испорченный язык, синоним слову сленг. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это своего рода слова-пароли, для того, чтобы отличить "своего".
Жаргон (или сленг) - разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении, отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (сленг программистов),
4
интересов (сленг филателистов) или возраста (молодёжный сленг). От общенародного языка сленг отличается специфической лексикой и фразеологией.
В молодежных группах употребление сленга - это своеобразная "коллективная игра". В замкнутых группах сленг - сигнал различающий "своего" и "чужого", а иногда средство конспирации. Сленговая лексика проникает в литературный Термин "сленг" (жаргон) применяют для обозначения искажённой неправильной речи. Поэтому этот термин часто заменяют на «язык молодежи».
Проанализировав лексику современного русского языка, мы пришли к выводу, что литературная лексика употребляется либо в литературе, либо в устной речи, в официальной обстановке. Нелитературная
Существует и нелитературная лексика, она отличается разговорным неофициальным характером. Сленг – это разновидность нелитературной речи, используемой преимущественно в устном общении, отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии , интересов или возраста.
1.2. История возникновения и источники молодежного сленга
Сленговая речь стала повседневной. Жаргон постепенно вытесняет литературную речь - её не понимают. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них куски беседы.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Каковы причины появления сленга?
С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга. Первая - 20-ые годы 20 века, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили огромное число беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи стала богата «блатными» словечками.
Вторая волна приходится на 50-ые годы 20 века, когда на улицы и танцплощадки городов вышли так называемые «стиляги».
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда появились многочисленные неформальные молодёжные движения, и молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.
Объединим все причины возникновения сленга и получим, что главное в этом языковом явлении – отход от обыденности. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей, от всяких наставников.
Молодежный сленг подобен его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер. Язык здесь отражает внутренние устремления молодых людей ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков.
В возрасте около 10 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное. Начинается формироваться особое сознание – "быть не как все" и корпоративное – "быть подобно своим". Так создается специфическая лексика подростков, а именно сленг молодежи.
Источники образования молодёжного сленга различны.
-Чаще всего он создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов, например: показуха, спокуха, страшилки, стрелялки
-Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
-Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова. Например: компьютер сейчас сокращённо используется большинством молодёжи как «комп».
-Образование слов на основе звукового подобия: к примеру, люди говорят вместо миллион - лимон.
Повседневная бытовая речь насыщена современными словами, и устранить эти слова из речи подростков -молодёжи уже абсолютно невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
1.3.Особенности молодежного сленга
Молодежный сленг имеет целый ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоев и т.п. К их числу, прежде всего, можно отнести быструю изменчивость молодежного сленга, объясняемую тем, что не прекращающийся "приход" в молодежь подрастающих детей и "уход" из нее во взрослую жизнь приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянным обновлением молодежного сленга.
Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом.
Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому.
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Школьный сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре школьников далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.
Носителями школьного сленга являются исключительно представители молодого поколения - соответственно, школьники. Несмотря на отсутствие какого либо смысла у данного сленга и очевидную понятность большинства его единиц представителям прочих социальных и возрастных групп, реализуется лексика этой жаргонной подсистемы лишь только в речи указанного контингента носителей ввиду своей неактуальности для остальной части говорящих на русском языке. Таким образом, школьный сленг можно квалифицировать как корпоративный молодежный сленг.
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки.
Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов , некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности и т. д. Данную лексическую группу можно рассматривать в качестве "ядра" школьного жаргона - входящие в нее единицы реализуются в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. К указанной группе примыкают единицы, представляющие собой наименования педагогических работников по преподаваемому предмету или по роду профессиональной деятельности.
Отдельного рассмотрения заслуживает такая специфическая часть школьного сленга, как жаргонные наименования учителей и прочих школьных работников по их конкретным признакам. Данная группа достаточно обширна, но составляющие ее слова , даже в случае отвлеченного наименования учителей разных предметов, носят ярко выраженный ''локальный'' характер и реализуются в речи учеников лишь той школы, где были выработаны. Большинство же единиц данной группы номинирует вполне определенных, конкретных людей и уже, поэтому не может быть актуально для всех школьников в целом. В остальном же указанные слова полностью соответствуют понятию жаргонизмов - они экспрессивны, снижено - фамильярны, реализуются лишь при внутригрупповом общении школьников. Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.
Проанализировав особенности молодежного сленга, мы пришли к следующему выводу, что молодежный сленг никому не навязывается, а просто существует, для того чтобы быть включенным в определенное общество, «стать в нем своим». Молодому человеку необходимо говорить на определенном языке, чтобы выделяться из общества обычных людей.
Глава 2. Практическое исследование роли молодежного сленга в речи одноклассников
2.1. Исследование-опрос о роли молодежного сленга в речи одноклассников
Проанализировав проблему молодежного сленга теоретически, мы провели опрос среди одноклассников.
1.Знаете ли вы, что такое молодежный сленг?
Да- 85%
Нет- 10%
затрудняюсь ответить- 5%
2. Используете ли вы слова молодежного сленга при общении со сверстниками?
Да- 90%
Нет- 10%
3. С какой целью вы употребляете сленг?
поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе- 65%
обмениваться информацией и узнавать новое- 15%
придать своей речи живость и юмор- 20%
4.Поправляют ли учителя вашу речь?
Да- 0%
учителя не обращают внимания на мою речь- 90%
не всегда, но все же делают замечания- 10%
5.Как относятся родители к вашей речи?
им неважно, как я говорю- 15%
они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю- 75%
иногда родители делают замечания по поводу моей речи- 10%
6.Как вам кажется, о чем свидетельствует большое количество сленговых и жаргонных слов в речи
одноклассников?
о желании быть похожим на других представителей молодежи- 25%
о стремлении сделать свою речь более яркой и выразительной- 35%
о стремлении придать своей речи неформальный характер- 10%
о низкой культуре человека- 15%
о стремлении подчеркнуть свое отношение к другим группам людей- 5%
о низком уровне образования- 10%
7.Как вам кажется, является ли престижным употребление сленговых и жаргонных слов при общении в кругу молодежи?
да, является- 95%
нет, не является- 0%
затрудняюсь ответить- 5%
Проведя опрос о роли молодежного сленга в речи одноклассников, мы пришли к следующему выводу:
Однако мы считаем, что употребление сленга свидетельствует о низкой культуре человека и невысоком уровне образования.
2.2. Словарь молодежного сленга одноклассников
Словарь:
Чаще всего в современном сленге российской молодёжи используются слова взятые из-за рубежа
(в основном английские слова):
АППАРАТ - бытовая техника, электроника.
БАБКИ – деньги.
БАЗАР - разговор.
БАНДАНА - платок, повязываемый на голову или руку.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВИДАК – видеомагнитофон.
ВИЗА - лицо, физиономия.
КОНТРУХА - проверка, контрольная работа.
ГРОБ – телевизор.
ДЫНЯ – голова.
ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно.
КЕНТЫ - парни, ребята.
КЛАВА - компьютерная клавиатура.
КЛЕШНИ – руки.
КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.
КРЫЛЬЯ – руки.
КУСОК - тысяча рублей.
ЛАПТИ – ноги.
ЛУПАТЬ – смотреть.
ЛЫЖИ – ноги.
МАФОН – магнитофон.
МОЛОТОК – молодец.
НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры.
ОБЛОМ - неудача, невезение.
ПРЕДКИ – родители.
ПИТ – учитель.
ПОТНИК – носок.
ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться.
ПРИБАМБАС - модный аксессуар.
ПРИКИД – модная одежда.
ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.
ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное.
ПРИМАТО – примитивно.
ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо.
РАЗБОРКА - спор.
РЕП – репетитор.
РОДОКИ – родители.
СКАТЫВАТЬ – списывать.
СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное.
СТОПУДОВО - точно, гарантированно.
СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от себя подозрение.
ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо неверно, неправильно.
УГАРАТЬ - долго смеяться.
ФАРЫ – глаза.
ФЕНЕЧКА - украшение, носимое на руке.
ФУФАЙКА – куртка.
ЧУВАК - используется как обращение.
ШПОРА – шпаргалка.
ЯЩИК – телевизор.
9
Заключение
С использованием ненормативной лексики становиться примитивнее не только язык, но и сознание. От плохих мыслей - к скверным делам. Ведь всё начинается со слов…
Проанализировав лексику современного русского языка, мы пришли к выводу, что литературная лексика употребляется либо в литературе, либо в устной речи, в официальной обстановке.
Существует и нелитературная лексика, она отличается разговорным неофициальным характером. Сленг – это разновидность нелитературной речи, используемой преимущественно в устном общении, отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии , интересов или возраста.
Каковы причины появления молодежного сленга?
С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга. Первая - 20-ые годы 20 века, когда революция и гражданская война породили огромное число беспризорных , и речь учащихся подростков и молодёжи стала богата «блатными» словечками.
Вторая волна приходится на 50-ые годы 20 века, когда на улицы и танцплощадки городов вышли так называемые «стиляги».
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда появились многочисленные неформальные молодёжные движения, и молодые люди создали свой сленг. Таким образом, и появился в России сленг.
Объединим все причины возникновения сленга и получим, что главное в этом языковом явлении – отход от обыденности. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей, от всяких наставников.
Проанализировав особенности молодежного сленга, мы пришли к следующему выводу, что молодежный сленг никому не навязывается, а просто существует, для того чтобы быть включенным в определенное общество, «стать в нем своим». Молодому человеку необходимо говорить на определенном языке, чтобы выделяться из общества обычных людей.
Мы провели исследование-опрос о роли молодежного сленга в речи одноклассников. Прошу ознакомиться с результатами опроса.
Проведя опрос о роли молодежного сленга в речи одноклассников, мы пришли к следующему выводу:
1.Мои сверстники знают, что такое молодежный сленг и активно им пользуются при общении.
2.Употребляют сленг с целью поддерживать хорошие отношения с товарищами.
3.Часто взрослые поправляют речь сверстников.
4.Большинство одноклассников сказали, что употреблять сленговые слова – престижно.
Однако мы считаем, что употребление сленга свидетельствует о низкой культуре человека и невысоком уровне образования.
10
Список используемой литературы
1.Елистратов В.С., Словарь русского арго: Материалы, М., "Русские словари", 2016
2.Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И., Слова, с которыми мы встречались: Толковый словарь общего жаргона, М., "Азбуковик", 2015
3.Мокиенко В.М., Никитина Т.Г., Большой словарь русского жаргона, СПб, "Норинт", 2017
4.Никитина Т.Г., Так говорит молодёжь, СПб, "Фолиопресс", 2013
5.Никитина Т.Г., Толковый словарь молодёжного сленга, М., "Астрель: АСТ: Транзиткнига", 2016
6. https://www.survio.com/survey (вопросы для анкеты)
11
Слайд 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Словарь молодёжного сленга» Предмет: русский язык Тип проекта: исследовательский АВТОР ПРОЕКТА: Юлмухаметов Марат Раильевичь , ученик 7б класса НАСТАВНИК ПРОЕКТА : Меньшикова Дарья Алексеевна, учитель русского языкаСлайд 2
Для достижения цели, будут решаться следующие задачи: - изучить литературу по данной проблеме; - познакомиться с различными источниками молодежного сленга; - составить словарь молодежного сленга, употребляемых в речи школьников нашей школы , проанализировать их происхождение; - сделать презентацию по данной теме; - изложить результаты исследования, связанные с проблемой употребления молодежного сленга в речи школьников через опрос учащихся моего класса; - выявить положительные и отрицательные стороны молодежного сленга.
Слайд 3
Методы исследования : изучение литературы по теме исследования, анализ источников; беседы со сверстниками, анкетный опрос; наблюдение за речью сверстников.
Слайд 4
Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной лексике относятся: 1) книжные слова; 2) стандартные разговорные слова; 3) нейтральные слова. Вся эта лексика, употребляется либо в литературе, либо в устной речи, в официальной обстановке .
Слайд 5
Существует и нелитературная лексика: 1) профессионализмы; 2) вульгаризмы; 3) жаргонизмы; 4) сленг.
Слайд 6
Сленг – это разновидность нелитературной речи, используемой преимущественно в устном общении, отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии , интересов или возраста.
Слайд 7
Источники образования молодёжного сленга различны. - Чаще всего он создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов, например: показуха, спокуха , страшилки, стрелялки
Слайд 8
- Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова. Например: компьютер сейчас сокращённо используется большинством молодёжи как «комп ».
Слайд 9
-Образование слов на основе звукового подобия: к примеру, люди говорят вместо миллион - лимон.
Аннотация наставника Меньшиковой Дарьи Алексеевны
к индивидуальному проекту ученика 7 Б класса Юлмухаметова Марата Раильевича
на тему «Словарь молодежного сленга»
Проект «Словарь молодежного сленга» знакомит нас с историей возникновения и характеристикой молодежной нелитературной лексики.
В работе подробно изучены источники сленга и языковые особенности. Практическое исследование составило анализ информированности одноклассников Марата Раильевича о молодежном сленге.
В процессе работы над проектом автор проявил умение работать с информацией, обобщая и систематизируя ее. Марат Раильевич умеет грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимую аргументацию.
При оформлении работы автор проекта оформил текстовый документ в соответствии с требованиями, самостоятельно приготовил презентацию к защите и написал доклад.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
21.03.2018. Меньшикова Д.А.
Этот древний-древний-древний мир!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Три орешка для Золушки
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Девчата