Проектная работа обучающегося
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 57.47 КБ |
annotatsiya.docx | 14.22 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Златоустовского городского округа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Литературные места России
Предмет: русский язык и литература
Тип проекта: информационно-познавательный
АВТОР ПРОЕКТА:
Найвирт Анна Владиславовна,
ученица 7Б класса
НАСТАВНИК ПРОЕКТА:
Меньшикова Дарья Алексеевна,
учитель русского и литературы
Златоуст – 2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3
Введение
Россия – большая страна, которая богатаисторическим литературным наследием. Литературное наследие нашей страны – это объект паломничества любителей таланта поэтов и писателей. Литературное место – это дом, где жил и создавал произведения поэт или писатель, также литературным местом называют город, музей, здание, аллею, которые связаны с литературным наследием.
Особенно интересует место, где родился будущий писатель или поэт, ведь это колыбель становления таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в творчестве. Нельзя остаться равнодушным к стенам здания и предметам интерьера, виду из окна и вековым деревьям – к всему тому, что является немым свидетелем рождения литературного чуда.
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русских писателей и поэтов, позволяет бережно и с уважением относиться к литературному наследию.
Цели: расширить представления моих одноклассников о литературных местах России.
Задачи: узнать об усадьбе А.С Пушкина в селе Михайловское и Царскосельском лицее; познакомиться с местами России, связанными с великими именами писателей; узнать о литературных местах Урала и моей малой Родины – Ташкенте. Собрать материал по заданной теме, представить собранный материал в виде проекта.
Среди великого изобилия литературных достопримечательностей особое место занимает мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», который находится в Псковской области. Он занимает обширную территорию, объединяющую усадьбы, древние города, Святогорский монастырь и природные объекты. Здесь, в семейном имении поэта, расположен дом-музей Пушкина. Село Михайловское — настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, ее знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.
Самая первая комната, куда попадают гости усадьбы, посвящена ее истории. В девичьей выставлены искусные вышивки, сделанные руками местных мастериц. В комнате, где жили родители, можно узнать об истории семьи и увидеть портреты предков поэта. Гостиная и столовая рассказывают о времени, проведенном Пушкином в усадьбе.
Наиболее ценные мемориальные вещи экспонируются в кабинете. Это письменный стол из красного дерева, чернильница из имения, которым владели родственники жены - Гончаровы, подножная скамейка и серебряный подсвечник [1].
Главное же, что осталось неизменным со времен Пушкина и его предков, это живописная природа Псковских земель и великолепные среднерусские пейзажи, окружающие усадьбу[2].
Михайловское — небольшое поселение, состоящее из барского поместья, нескольких домов и большого сада с прудами и аллеями. Это заповедное место постарались сделать таким же, каким оно было две сотни лет назад, когда тут жил Александр Сергеевич Пушкин.
Петербург можно назвать своеобразной родиной современной литературы, ведь в 25-ти километрах от него, в Царском селе, учился и рос, тогда ещё юный, Александр Пушкин, с которого начался Золотой Век русской поэзии. Жили здесь и многие поэты Серебряного Века. Памятуя об этом, многие называют Северную Столицу Литературным Петербургом[3].
Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.
Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству.
Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов [4].
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Пушкин имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах [5].
Сегодня любой желающий имеет возможность посетить Лицей, экскурсия продолжается около пяти часов.
Россия – страна умнейших людей, которые славят и свою малую Родину. Многие города России могут гордиться именами своих гениальных земляков. У меня особый интерес вызывает творчество писателей, которые мне знакомы из уроков литературы. Например, Николай Лесков и Лев Толстой.
Старинный русский город Орел связывают с именем Николая Лескова, хотя здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков — это, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей — живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, — особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.
Единственный в России музей Н.С. Лескова был открыт 2 июля 1974 года. Экспозиция, которая носит название «В мире Лескова», уникальна по насыщенности подлинными материалами. Посетители музея могут увидеть личные вещи писателя, его мебель, книги из мемориальной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Лескова, его родных и близких. Экспозиция музея раскрывает художественный мир писателя самобытного, яркого, охваченного жаждой живого деятельного добра. Богатейшее собрание позволило воссоздать в одном из залов музея обстановку последнего петербургского кабинета писателя – увлеченного коллекционера редких книг картин, часов, шкатулок [4].
Музей-усадьба «Ясная Поляна» - это место в специальных рекомендациях не нуждается. О том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далекие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, создавал произведения, трудился во благо своего народа. Здесь был и похоронен.
Главное строение на территории усадьбы —сам дом Толстого, где все так, как было при жизни писателя, его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и едва не сгорело, но все же дом удалось спасти [5]. Все желающие могут прогулять по усадьбе Л.Н. Толстого с обзорной или тематическойэкскурсией.
В Подмосковье есть уникальная местность, на которой жили и трудились многие писатели и поэты. Переделкино – этогородок писателей, в котором располагаются знаменитые литературные дачи, где в прошлом веке жили все главные действующие лица русской литературы XX века. Писательский городок был создан по совету Максима Горького.Литературой в Переделкино пропитан каждый квадратный сантиметр. Именно в Переделкино Корней Чуковский устраивал чтения своих произведений всей окрестной детворе.
Примечателен и тот факт, что великие писатели похоронены здесь же, на местном кладбище. Местными достопримечательностями стали дачи писателей, ведь в них были открыты мемориальные музеи.
1.4Литературные места Урала
Когда мы говорим о литературный Урале, мы представляем русского писателя, фольклориста, автора уральских сказов – Павла Петровича Бажова.
Автор сказов родился в 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в поселках Сысертский завод и Полевской завод. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. В 1907—1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, а затем в духовном училище Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор.
В Летописи жизни и творчества П.П. Бажова сказано, что в списке домовладельцев г. Екатеринбурга П. Бажов числился с 1911 года, по адресу ул. Архиерейская, 11 ( сейчас ул. Чапаева). Это одна из самых красивых улицеЕкатеринбурга.
Здесь Павел Петрович Бажов прожил с начала XX в и до самой смерти в 1950 г, в нем созданы все до единой его книги. 3 февраля 1969 г., к 90-летию со дня рождения писателя, в доме был открыт мемориальный музей. Экспозиция музея богата: в нем 130 вещей, принадлежавших Бажову, более 800 книг, свыше 50 рукописей [6].
Дом-музей Павла Петровича Бажова уникален, он сохранен в первозданном виде: с подлинной и полной обстановкой кабинета, столовой, детской, надворными постройками и садом, где растут посаженные еще писателем яблони, калина, рябина, липы. Дом-музей уральского писателя могут посетить любители его творчества.
Челябинск связан с именем русской поэтессы Людмилой Константиновной Татьяничевой (1915— 1980). Родилась в Мордовии в семье сельской учительницы, Агриппины Степановны Татьяничевой и студента-медика. Мать была литературно одарённой женщиной: вела дневник, писала стихи. В 1926 году Татьяничева осталась сиротой, ее забрали родственники отца на Урале. В 1932 году окончила школу-семилетку, пошла работать токарем на вагоностроительный завод. В 1933 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота.
В честь Татьяничевой названа малая планета (№ 3517).
Памятный знак размещён на жилом доме по адресу: г. Челябинск, улица Сони Кривой, дом № 39.
На мемориальной доске надпись: «В этом доме с 1957 по 1965 гг. жила и работала поэтесса Людмила Татьяничева» [7].
Наш город славит Златоустовское литературное объединение «Мартен», оно является старейшим на Урале. Официальной датой его рождения считается 13 февраля 1927 года. «С началом войны почти все «мартеновцы» ушли на фронт. На Ленинградском фронте воевал поэт П. Петунии. В составе Уральского добровольческого танкового корпуса сражался на полях войны поэт М. Львов. А один из первых «мартеновцев», бывший журналист комсомольской газеты в Златоусте С. Иванов погиб на фронте в ноябре 1941 года.
Первые послевоенные годы стали для «Мартена» одними из самых плодотворных. Большое внимание в это время уделялось литературной учёбе. В «Уральском современнике» публикуется повесть Вл. Костарева «Судьбы своей хозяева». Городская газета «Златоустовский рабочий», регулярно печатала литературно-критические статьи и театральные рецензии.
Двухсотлетие города стало для литературного объединения стимулом к высокой творческой активности; состоялись первые литературные конкурсы. В альманахе «Южный Урал» увидели свет пьеса Г. Даниленко «Тайна булата», (которая затем была поставлена на сцене городского драматического театра) и критический обзор Д. Макарова «О стихах для детей». Вышла книга очерков о Златоусте «Город славных традиций». Многие из рассказов и стихов златоустовских литераторов включены в коллективные сборники, выпущенные в разных издательствах в 1953—1955 годах. В 1958 году впервые на страницах «Златоустовского рабочего» появились стихи фронтовика В. Бухарцева, ныне старейшего члена литературного «Мартена».
В разные годы во главе «Мартена» стояли прозаики, поэты и журналисты: В. Шкерин, В. Черноземцев, В. Глыбовский, Н. Берзаков, многое сделавшие для развития литературного творчества в Златоусте.
Сегодня работой литературного объединения руководит Н. Глыбовская. В «Мартене» активно работают В. Бухарцев, М. Гатауллин, Ю. Песте-рев, Ю. Зыков, В. Курбатов, Л. Дугарь, С. Трофимова, Ю. Тоскалёв, Ю. Колесников, Н. Галавтина, Н. Данилевский, В. Чабаненко, С. Дегтярёв, Г. Кулакова, В. Баранов. Не порывают своих связей с родным литературным объединением «мартеновцы» прошлых лет, ставшие писателями: С. Соложенкина, К. Скворцов, В. Черноземцев.
Более чем три четверти века литературный «Мартен» неотделим от культурной жизни города. «Мартеновцы» разных поколений способствовали возникновению многих культурных начинаний. Это и «Школа юных талантов» (при редакции городской газеты), и клуб любителей поэзии «Светоч» (при библиотеке и книготорге), и клуб творческой интеллигенции «Таганайские музы» (при центральной библиотеке), и литературные гостиные на базе центральной городской библиотеки... С непосредственным участием местных литераторов в городе проходят литературные праздники, выпускаются страницы в газете «Златоустовский рабочий».
1.5 Литературные места Ташкента, моей Родины
Ташкент – удивительный город с уникальной культурой и историей. С моим родным городом связаны имена великих людей, прославивших имя России: Анна Ахматова, Сергей Есенин, Иосиф Бродский, Николай Рубцов, Константин Симонов, Дина Рубина, Корней Чуковский.
В Ташкенте есть интересное место, которое объединяет многих писателей и поэтов. Аллея литераторов – совершенно новое и уникальное место в городе Ташкенте. Она находится в Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои, что в Чиланзарском районе на улице Фурката, вблизи парламента Узбекистана. Национальный парк очень популярен среди местных жителей, в нём есть различные аттракционы, кафе и большое искусственное озеро, в летнее время в котором можно покататься на катамаранах. С недавнего времени еще одной изюминкой парка стала аллея литераторов, представляющая собой ухоженную дорожку, на пути которой составляют единый ансамбль памятники выдающимся узбекским литераторам. В их композицию вошли монументы Хамида Алимджана, ГафураГуляма, Зульфии, Абдуллы Каххара, Ойбека, Саида Ахмада и, великого тюркского поэта Алишера Навои, памятник которому был установлен еще 1991 году. Наиболее известными его произведениями являются «Сокровищница мыслей», «Сорок хадисов», «Пятерица»
На территории Национального парка совсем недавно построили двухэтажное здание Союза писателей Узбекистана, возможности которого очень велики: в нём имеется богатая библиотека, читальные и выставочные залы, редакции литературных журналов Узбекистана, а также планируется открытие книжного магазина, в котором можно будет приобрести самые последние новинки из отечественной литературы. Таким образом, это поистине духовное место будет собирать в себе всех талантливых писателей современности, здесь будут проводиться просветительские мероприятия и различные выставки, что поможет лучше ознакомиться с литературной жизнью Узбекистана.
Это прекрасная возможность для иностранных туристов и гостей прикоснуться к духовной жизни народа Узбекистана, изучить национальную литературу наших выдающихся писателей, прогуляться по зеленому парку с семьёй и насладиться настоящей духовной жизнью.
Познакомившись с некоторыми литературными местами нашей Родины, я пришла к выводу, что Россия богата интеллектуальным наследием. Особый интерес представляет усадьба Пушкина в Михайловском, Царское село, Ясная Поляна (имение Л.Н. Толстого) не только среди наших сограждан, но и среди иностранных почитателей таланта русских писателей.
Я провела исследование среди учащихся седьмого и одиннадцатого классов знания литературных мест нашей Родины. Я предложила ответить на следующие вопросы:
Опрос среди учащихся 7 класса
Отвечая на первый вопрос ,«литературным местом» мои одноклассники в большинстве не дали ответа ,так же были ответы: «место, в котором есть что –то связанное с литературой», «место ,где происходило событие какой – либо повести», «место, где можно почитать»,«место ,где происходит вдохновение»
Отвечая на вопрос о литературных местах нашей Родины ребята представили следующие ответы : Санкт- Петербург , библиотека , Дом Пушкина , Село Михайловское . Много учащихся вообще не дали ответа.
Большинство учащихся при ответе на вопрос «В каких литературных местах побывали Вы и Ваши родные ?» К сожалению, ответили ,что не бывали . Так же назвали : Центральная библиотека , Музей Лермонтова ,Санкт – Петербург , Парк Бажова.
Как казалось большинство моих одноклассников не мечтают посетить какое – либо литературное ,но тем не менее назвали также места как Санкт- Петербург ,Библиотека , Все самые известные , Дом Пушкина.
Опрос среди учащихся 11 класса.
Отвечая на первый вопрос, «литературным местом» будущие выпускники в большинстве назвали «место, где жили поэты, писатели», также были ответы: «где приходит вдохновение», «библиотека», «где писателям комфортно творить», «места в городе, посвященные литературным произведениям».
Отвечая на вопрос о литературных местах нашей Родины, ребята представили следующие ответы:Центральная библиотека г. Златоуста, усадьба Тургенева, Царское село, Михайловское, Невский проспект, Дом Пушкина в г. Санкт-Петербурге, Дом Гоголя, Санкт-Петербург. Много учащихся вообще не дали ответа.Также назвали литературным местом архитектурное сооружение Покровские ворота и архитектурный комплекс Летний сад.
Большинство учащихся при ответе на вопрос «В каких литературных местах побывали Вы или Ваши родные?», к сожалению, ответили, что не бывали. Также назвали г. Санкт-Петербург и Центральную библиотеку г. Златоуста.
Как оказалось, большинство старшеклассников не мечтают посетить какое-либо литературное место, но тем не менее назвали такие места, как «Дом Пушкина», «Дома, где творили поэты и писатели», «Самые известные».
В ходе работы над проектом я узнала об интересных литературных местах нашей Родины и решила наглядно продемонстрировать фотографии этих мест. С этой целью был создан информационный буклет.
На страницах буклета размещены фотографии усадьбы А.С. Пушкина в селе Михайловское, Царскосельский музей г. Пушкин (Пушкинский район города Санкт-Петербург), Дом Павла Петровича Бажова (г. Екатеринбург), Дом Николая Семеновича Лескова (г. Орел), усадьба Льва Николаевича Толстого Ясная поляна (Тульская область), Аллея Литераторов в Ташкенте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый мыслящий человек должен знать историю своей Родины и великих людей, труды которых наполняют интеллектуальную сокровищницу нашей страны. Необходимо с трепетом относиться к местам, имеющим культурную и научную ценность.
Неравнодушных к культуре и литературе людей всегда влекло к местам, которые были немыми свидетелями становления великого человека. Меня интересуют места нашей Родины, связанные с именами писателей и поэтов. К сожалению, возможности осветить все литературные места у нас нет, поэтому я рассказала лишь о немногих, связанных с именами Александра Пушкина, Николая Семеновича Лескова, Льва Николаевича Толстого, Павла Петровича Бажова, Людмилы Константиновны Татьяничевой, златоустовских поэтов, а также поэтов и писателей моей Родины – Ташкента.
Благодаря проведенной работе, я обогатила знания о литературных местах России, заинтересовалась творчеством представленных писателей и поэтов и поняла, что литературные места есть в каждом уголке нашей страны и их может посетить каждый желающий.
Я провела исследование среди учащихся седьмого и одиннадцатого классов с целью узнать об их осведомленности о литературных местах нашей Родины.Результаты опроса меня удивили. Как оказалось, большинство ребят затруднялись с ответом, не зная о литературных местах, но многие хотели бы посетить известные литературные места.
Я надеюсь, что мой проект поможет моим одноклассникам узнать о литературных местах, вызовет интерес к творчеству великих писателей и поэтов, культурно обогатит и вызовет желание посетить уникальные места.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.https://putidorogi-nn.ru
3.http://www.peterburg.biz
4.https://pushkin.ru
5.http://detskiychas.ru
6.http://turgenevmus.ru
7.https://www.culture.r
8.https://nashural.ru
9.https://ru.wikipedia.org
Приложение
Результаты опроса учащихся 7 класса
1.Как вы понимаете словосочетание «литературное место»?
Таблица 1.
Это место,в котором есть что-то связанное с литературой | 8,69% |
Место, где происходило событие какой-либо повести | 21,73% |
Место, где можно почитать | 9% |
Место, где происходит вдохновение | 17,39% |
Не дали ответа | 47,82% |
Таблица 2.
Санкт-Петербург | 4,34% |
Библиотека | 5% |
Дом Пушкина | 13,04% |
Село Михайловское | 8,69 |
Не дали ответа | 60% |
3.В каких литературных местах побывали Вы или Ваши родные?
Таблица 3.
Центральная библиотека | 13,04% |
Музей Лермонтова | 17,39% |
Санкт-Петербург | 4% |
Парк Бажова | 8% |
Не дали ответа | 69,56% |
4.Какое литературное место мечтаете посетить Вы?
Таблица 4.
Санкт-Петербург | 4,34% |
Библиотека | 13% |
Все самые известные | 8% |
Дом Пушкина | 17% |
Не дали ответа | 60% |
Результаты опроса учащихся 11 класса
1.Как вы понимаете словосочетание «литературное место»?
Таблица 5.
место, где жили поэты, писатели | 60% |
библиотека | 4 % |
место, в которых приходит вдохновение к писателям | 5 % |
место, где писателям комфортно творить | 3 % |
место, где можно почитать | 7 % |
места в городах, посвященные литературным произведениям | 18 % |
не дали ответа | 23 % |
Таблица 6.
Центральная библиотека г. Златоуста | 9 % |
Усадьба Тургенева | 4 % |
Царское село | 9 % |
Михайловское | 5 % |
Невский проспект | 6 % |
Дом Пушкина в г. Санкт-Петербург | 23 % |
Дом Гоголя | 4% |
Санкт-Петербург | 9 % |
Не дали ответа | 27% |
3.В каких литературных местах побывали Вы или Ваши родные?
Таблица 7.
Нигде не бывал | 89 % |
Санкт-Петербург | 9 % |
Центральная библиотека | 5 % |
4.Какое литературное место мечтаете посетить Вы?
Таблица 8.
Никакие не мечтаю посетить | 78 % |
Дом Пушкина | 14% |
Самые известные | 5 % |
Дома где творили писатели и поэты | 4% |
Аннотация наставника Меньшиковой Дарьи Алексеевны
к индивидуальному проекту ученицы 7 Б класса
Найвирт Анны Владиславовны
на тему «Литературные места России»
Проект «Литературные места России» знакомит нас с уникальными географическими объектами, расположенными на территории нашей Родины. Это дома, усадьбы, лицей, которые связаны с именами русских писателей и поэтов.
В работе описаны литературные места, которые являются объектами проживания или нахождения писателя в определенный период его жизни. Практическое исследование составило анализ данных опроса осведомленности о литературных местах среди сверстников, а также учащихся 11 класса.
В процессе работы над проектом автор проявил умение работать с информацией, обобщая и систематизируя ее. Анна Владиславовна
умеет грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимую аргументацию.
При оформлении работы автор проекта оформил текстовый документ в соответствии с требованиями, самостоятельно приготовил презентацию к защите и написал доклад.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках литературы.
Практическая значимость работы заключается в создании мотивации учащихся к чтению художественных произведений представленных авторов, а также в расширении общего кругозора.
15.03.2019. Меньшикова Д.А.
Упрямый зяблик
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Воздух - музыкант
Мост из бумаги для Киры и Вики
Дымковский петушок