Аннотация
Изучая историю детского движения в родном селе, мы не только, повышаем свою культуру и узнаём историю своего села, но и приобщаемся к истории страны. А главное, учимся уважать историю своих предков.Развитие детского движения это значит воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданственности, социально-развитой личности. В конечном итоге у государства, которое пренебрегает воспитанием молодого поколения нет будущего.Всё это позволяет увидеть значимость воспитания молодежи для будущего, нашего государства.
Материал может включаться во внеклассные мероприятия (кружки краеведения, диспуты, конференции.).Мы начали составлять летопись современного детского движения «Планета Детства».
Учащиеся познакомившись с историей детского движения в селе,узнают в активистах этого движения своих родственников, и уже более осознанно работают в детской организации. Активно принимают участие в районном и региональном детском движении. Участие в детском движении способствует формированию социально-значимой личности с твердой гражданской позицией.
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/budushchee_altaya_l19.doc | 172.5 КБ |
«История детского движения села Нижнекаменка»
Россия, Алтайский край, с. Нижнекаменка.
Автор:
Хмарова Валерия Артуровна
ученица 11 класса
Нижнекаменская СОШ филиал
МБОУ Алтайская СОШ №1
Научный руководитель:
Шацких Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания
Нижнекаменская СОШ филиал
МБОУ Алтайская СОШ №1
2019 г.
Оглавление.
2.2. Летопись пионерской организации села Нижняя Каменка…………..……………..С.8
2.3. Летопись детской организации «Планета Детства» села Нижнекаменка……..…С.20
2.4. Планета Детства сегодня……………………..…………………………………...…С.21
1. Введение.
Актуальность работы:
Изучая историю детского движения в родном селе, мы не только повышаем свою культуру и узнаём историю своего села, но и приобщаемся к истории страны. А главное, учимся уважать историю своих предков. Развитие детского движения это значит воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданственности, социально-развитой личности.
- «Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А.С.Макаренко.
Чувство любви к Родине само по себе, стихийно не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет. И здесь я полностью поддерживаю высказывание знаменитого педагога.. У государства, которое пренебрегает воспитанием молодого поколения, нет будущего
Гипотеза: действительно ли в моем родном селе Нижнекаменка существовало и существует детское движение?
Цель работы:
-изучение истории детского движения в селе Нижнекаменка
Задачи:
-сформировать представление об истории детского движения в целом.
- изучить деятельность детской организации в селе Нижнекаменка в разные исторические периоды.
Предмет исследования:
- история развития детского движения в селе Нижнекаменка.
Объект исследования:
- история зарождения и деятельность октябрятских и пионерских организаций в селе Нижнекаменка;
-история зарождения и деятельность детской организации «Планета Детства».
Методы исследования:
-опрос
-анализ документов
Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития. В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды: Допионерский; Пионерский; Постпионерский.
Началом допионерского периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений самых разных направлений деятельности. В России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. характеризуется следующими признаками:
- выбор группы как ребенком, так и взрослым;
- выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, детьми вместе со взрослыми;
- отсутствие контроля над их деятельностью со стороны;
- добровольность вступления в группу.
В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций. Одними из наиболее популярных в то время были финские школьные «Майские союзы», где дети соревновались в совершении добра к животным. В первый день мая все школьные союзы со своими знамёнами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Празднество открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его «совет министров» руководили союзом доследующего мая. Мода на них быстро распространилась и дошла до России.
Считается, что первый в России Майский союз был создан в мае 1898 г. В селе Елисаветино, что в Псковской губернии, мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома. Деревенским ребятам понравилась идея, и через год в союз записалось более 200 детей из всех близлежащих деревень. Немногим позже Майские союзы появились в Новгородской губернии. Цели общества заключались в охране птиц и животных от жестокого с ними обращения. А ещё с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Движение детских Майских союзов после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов». В начале 1900-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге и других городах получило распространение международное движение сетлементов, зародившееся в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 г. педагог С. Шацкий. Главное внимание обратили на общественное детское воспитание, а поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского самоуправления в ней, детские клубы и трудовые мастерские. Но через три года деятельность эта была признана политически опасной, и он был закрыт. В 1909 г. Объединение возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Но официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 г. В этот день под Петербургом, гвардейский офицер О. Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 г. штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Г. А. Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О. И. Пантюховым и О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц. Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде и Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти и в 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены.
Скаутское движение в нашем районе распространения не получило. Постепенно детское движение приобретает политическую направленность. Рождается пионерская организация. Начинается пионерский период.
Пионе́рское движе́ние — движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах.
Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий от скаутского движения можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. В этом году исполнилось бы 95 лет пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.
Изначально пионерские отряды создавались в качестве организаций при городских Домах воспитания, своего рода прообразах будущих Домов пионеров. Принимали индивидуально, но иногда, в пионерские отряды реорганизовывались уже существовавшие отряды скаутов.
В 1925—1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров[2].
Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры как правило принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры.
Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов.
Случались отказы по религиозным соображениям.
В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста. Однако это была уже чистая формальность и широкого распространения в СССР она не получила.
С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда».
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР).
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».
У пионеров была своя форма (напоминающая скаутскую). Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек, летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета, с пряжкой в виде костра над звездой. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы. В некоторых крупных пионерских лагерях ношение пионерской формы было обязательным, а также у разных отрядов вводились свои модификации пионерской формы. В школах пионеры обычно ограничивались ношением галстука и пионерского значка со школьной формой.
Структура пионерской организации
После распада СССР и потери привлекательности коммунистических идей, отмены фактически обязательного вступления детей в идеологические организации пионерские организации в массе своей самораспустились. В 1990-х годах в России сторонниками коммунистических идей были воссозданы новые немногочисленные пионерские организации
Первое пионерское звено в с. Нижнекаменка было организовано в 1924 году. Называлось оно "Рай коммунизма". Всего насчитывалось в звене 12 пионеров. Вожатым этого звена был Кочнев. Одним из первых пионеров этого звена был Тутукин Михаил Сергеевич. Пионеры были тесно связаны с коммунарами, оказывали им всяческую помощь. Вместе с учительницей Елизаветой Кирилловной (фамилию восстановить не удалось) пионеры присутствовали на праздниках, ставили концерты для жителей села, помогали ликвидировать безграмотность. С букварями под мышкой, шли они после занятий в школе, помогать неграмотным взрослым постигать азы науки.
Много трудностей пришлось преодолеть пионерам в те годы,- вспоминал М. С. Тутукин,- многие не хотели учиться. И не все доброжелательно относились к ним, но маленькие коммунары были непреклонны, они не боялись трудностей. Они верили, что правда на их стороне.
В 30-е годы в деревне началась коллективизация. Пионеры были вестниками этого нового. В 1932 году были пионерами Грешных Василий Радионович и Разов Михаил Сергеевич. Они увлекались авиамоделизмом, спортом, хорошо стреляли. Были заводилами многих пионерских дел.
В 1938 году была пионеркой Захарьева (Тарабрина) Ольга Ивановна. В эти же годы носили пионерский галстук Ретунцев Михаил Сергеевич, Кудинов Петр Иванович, Уразова Татьяна Петровна, Данилов Иван Игнатьевич, Глушкова Валентина Алексеевна.
Знаменосцем была у пионеров Глушкова Валентина Алексеевна. Собирались ли пионеры на пионерский сбор, шли ли в поход-всегда впереди всех виднелась фигура знаменосца с красным знаменем в руках.
1940 год. Пионеры каждое лето помогают колхозу в уборке урожая.
В 1948 году старшей пионервожатой стала Зенкова Маргарита Александровна. Она работала учительницей начальных классов в средней школе р/п Алтайский, была заслуженной учительницей РСФСР. Она умела зажечь ребят своим задором. В то время проводились интересные пионерские сборы, линейки. Очень хорошо была поставлена в эти годы в пионерской организации юннатская работа, руководил которой Соколов Петр Сергеевич. Юнатовцы заняли 1 место в крае и были посланы на ВДНХ. Счастливцами, которые побывали в Москве, оказались следующие пионеры: Иляхина Александра, Полукаров Иван, Шумских Полина.
Пионерами этих лет были: Тарабрина(Корогодина) Нина Алексеевна, Руднев Виктор Павлович. Они говорили, что кроме всего, что сказано, была хорошо поставлена культурно-массовая и спортивная работа. Часто пионеры под руководством старшей пионервожатой Маргариты Александровны ставили концерты в клубе для жителей села. В школе работали секции гимнастики и легкой атлетики, которые посещало много ребят.
Пионеры 1951-53 годов занимались сбором металлолома, работой на пришкольном участке, ставили концерты, выпускали стенгазеты. Вожатой в это время была Куницына Галина. Она хорошо вела работу по учебе отрядных вожатых. Пионеры старших классов, идя в отряды, знали, чем им заниматься.
А в 1954-56 годах вожатой была Уразова(Яркина) Раиса Степановна. Пионеры помогали совхозу, престарелым, проводили сборы.
С 1956-57 старшей пионервожатой была Петренева Галина Львовна. При ней проводились беседы о пионерской организации, пионерские сборы. Хорошо была поставлена учеба вожатых и тимуровская работа. Пионеры группами с песней шли помогать престарелым. Их всегда радостно встречали. По окончанию работы пионеров поили чаем и просили приходить ещё. Часто с горном, барабаном, со знаменем в руках пионеры вместе со старшей пионервожатой ходили в горы в поход. Пионерами в эти годы были учителя Нижнекаменской школы: Рядинских Лидия Михайловна, Стародубова (Уразова) Нина Васильевна, Бахматова (Шишкина) Лидия Михайловна, Быкова (Руднева) Мария Афанасьевна, Разова Лидия Егоровна.
В 1961 году старшей пионервожатой работала Косова Елена. В 1964 году пионеры нашей дружины включились во всесоюзный смотр пионерских дружин "Сшейте Ленинские звезды". Старшей пинервожатой была Руднева Мария Афанасьевна. Работа по данному смотру была разнообразной. С этого года в школе стало традицией проводить фестивали дружбы. Это были очень яркие и запоминающиеся события в жизни школы. Каждый отряд в своей форме, со своим флагом и песней заходил в зал. Каких только национальностей там не было и белорусы, и грузины, и украинцы и т д.
Каждый год 1 мая проводились маёвки. Где-нибудь вдали от села собирались руководители маёвки. С разных концов села пионеры со знамёнами и песней идут на маёвку. Проводились пионерские сборы. Совет вел переписку с музеем "Молодая гвардия" города Краснодона. Пионеры переписывались с крейсером "Свердлов", собирали материалы о герое дружины Александре Матросове.
В1967 году старшей пионервожатой стала Глушкова Людмила. В эти годы был дан старт новому смотру пионерских дружин "Заветам Ленина верны" к 100-летию Ленина. В эти годы проходили интересные сборы, различные фестивали, обширная переписка. Проходили линейки "Посвящение в вожатые, где вожатым вручали путевки. В эти годы пионеры собирали металлолом, резали черенки для безлесных районов. Нижнекаменская школа заняла 1 место в районе по всем видам соревнования, была награждена вымпелом РКВЛКСМ.
В 1970 году пионервожатой стала Рыжкова Валентина. В июне этого года снова был дан старт пионерских отрядов "Всегда готов!" Наша дружина активно включилась в работу этого марша. Были созданы в дружине штабы по маршрутам, которыми руководили члены совета дружины. Очень хорошо организовала работу Рыжих Капа по маршруту в "Страну знаний". В дружине работал пионерский лекторий "Пионерии-50", где комсомольцы читали беседы по истории пионерской организации. По первому этапу марша "Всегда готов" дружина заняла 1 место. Было присвоено пионерским отрядам звание правофлаговых. В 1971-72 учебном году в дружине создали книгу почета, куда заносились отличники учебы и активисты.
1973 год.
Дружина продолжает работать по маршруту "Всегда готов!". Проводятся линейки, сборы. Пионеры собирали металлолом, распространяли художественную литературу.
1974 год.
Проводятся беседы, сборы о пионерской организации. Проводятся ленинские чтения, неделя октябрят. Председатель дружины- Моисеев Сергей.
1975 год.
Работали по маршу "Всегда готов!" под девизом "Салют, Победа!" Собирали материалы о героях Великой Отечественной войны, списки погибших воинов сельчан для мемориальной доски, которая будет поставлена в нашем селе. (На основании этих материалов в селе установлены мемориальные доски). Проводим встречи с живыми фронтовиками.
1977-78 учебный год. Дружина работает по маршу "Всегда готов!" под девизом "Мы верная смена твоя, комсомол!", посвященного 60-летию ВЛКСМ.
1978-1986 годы вожатой была Шарабарина Людмила Семеновна, при которой собиралась летопись пионерской организации села Нижнекаменка.
Из воспоминаний Ситниковой Анны Семеновны:
«Я вступила в пионеры 22 апреля 1929 года. В то время в селе было 4 начальных класса. Учебников было очень мало, не хватало всем учащимся, так-же было мало и тетрадей. Пионеры того времени помогали взрослым овладевать грамотой. Вместе с вожатой (Илюшниковой Марией) вели пропаганду по сдаче хлеба государству. Собирали деньги для постройки детского дома «Муравейник». Ходили помогали колхозам, в нашем селе их было целых 5.»
Из воспоминаний Звековой Любовь Ивановны жительницы села Нижняя Каменка о своем школьном детстве.
«В младшем школьном возрасте я росла активным раскрепощенным ребенком и принимала активное участие в жизни школы. В 4 классе я вместе с учащимися средних классов участвовала в работе кружка юных натуралистов. При школе был большой приусадебный участок, где ученики вместе с учителями выращивали овощи и корнеплоды. А с учителем биологии мы вели опытническую работу на пришкольном участке. Помню, как мы по графику дежурили на участке, охраняли его и в каком идеальном состоянии он находился. И когда подвели итоги смотра-конкурса лучших пришкольных участков, то наш участок оказался одним из лучших в крае и четверо юннатов были награждены медалями «Участник ВДНХ» (всесоюзная выставка народного хозяйства). Нас на ВДНХа в Москву к сожалению не возили, не знаю по каким причинам. Среди награжденных, три ученицы 7 класса и я - ученица 4 класса. Медаль я носила редко в школу, комплексовала, хотя учителя заставляли меня ее носить, и в итоге она где –то затерялась, а вот удостоверение к медали сохранилось и находится в моих документах.
Как и все школьники того времени я была пионеркой и была в составе актива пионерской организации. В 5 и 6 классах была председателем совета отряда класса, а в 7 и 8 классах – председателем совета дружины школы. В те годы ( 50-е – 60-е) актив пионерской организации имел отличительные знаки: председатели совета отряда классов носили две красные лычки (ленточки), которые нашивали на рукаве форменного платья, а председатель совета дружины школы – три лычки. Эти лычки мы шили сами и пришивали к рукаву форменного платья. Эта символика была у пионерии примерно до средины 60 – х годов 20 века.
Позднее у пионерии страны появилась другая символика: отрядные флажки, пилотки, значки, знамя всей пионерской организации школы и т.д. Вообще о жизни пионерии тех лет можно писать много и воспоминания о том времени детства самые хорошие. Конечно, все воспитание в школах было политизировано и общественные детские организации (октябрята, пионеры, комсомольцы) действовали под руководством Коммунистической Партии Советского Союза - единственной партии, которая была «руководящей и направляющей силой» в обществе. Во всех учебниках гуманитарных наук была пропаганда роли В. И. Ленина и Коммунистической партии. Даже букварь для первого класса начинался информацией о Ленине, а на октябрятском значке, которые носили ребята младших классов, был портрет маленького Ленина. Ленин был для нас в те годы как «божок», как «идол», которому поклонялись. А в Коммунистической идеологии был девиз: «Ленинизм – это вечно». Но, мы, дети мало что понимали в политики, а нам нравились интересные сборы (мероприятия) класса или всей школы, пионерские костры, походы. А районные слеты пионеров проходили ежегодно 19 мая в День Рождения пионерской организации в районном селе Алтайском, куда отправляли только лучших активистов-пионеров, которые хорошо учились. Эти слеты были даже двухдневные, где проходило награждение, и каждая школа показывала номера художественной самодеятельности, а вечером у реки был огромный костер и организованы игры, конкурсы и т.д. На сборы, особенно торжественные, мы обязательно должны были носить пионерскую форму (темная юбка и белая блузка и у мальчиков соответственно тоже) В конце 70-х годов стали выпускать форму промышленные предприятия, где на рукаве блузки и рубашки была эмблема (изображен пионерский значок - пятиконечная звезда на фоне языков пламени).
Я родилась и взрослела в социалистической стране. Лагерь социализма насчитывал в то время 14 социалистических стран и 15 союзных республик, которые в настоящее время именуются «ближним зарубежьем». Политика Партии в то время строилась на пропаганде дружбы между народами разных стран и между народами разных национальностей в нашей стране. И ЭТО ЗДОРОВО! У нас в СССР пресекался любой национализм, да я и не помню каких – то случаев его проявления, все жили дружно как одна семья разных народов России. А в 50 – е - 60 – е годы очень распространена была переписка между пионерами социалистических стран ( Болгария, Чехословакия, Югославия и др.) Мне моя сродная сестра, проживающая в г. Рубцовске, выслала адрес и я, будучи ученицей четвертого класса, переписывалась с Петром Мининым (тоже четвероклассником) из г. Казанлык Болгарии. Два года мы переписывались, потом писать не стали, вероятно, повзрослели и стали комплектовать. К сожалению, у меня не сохранились эти детские письма и болгарские открытки поздравительные, а язык наш очень похож и мы понимали смысл писем. Петр тоже переписывался с девочкой, ее звали Ганкой из Болгарии и тоже писем не сохранилось.
Вот такими интернационалистами мы росли в СССР и я горжусь этим и никак не приемлю нынешнюю межнациональную рознь, особенно со стороны правительства Украины.
Если сравнивать жизнь моего детства и отрочества в те годы в СССР и жизнь современных подростков, то, не смотря на материальные трудности, отрочество моего поколения было счастливым.
Я и мое поколение гордились своей страной СССР, и это было оправдано.»
Воспоминания моей мамы-Хмаровой(Бачуриной) Людмилы Геннадьевны:
В пионеры я вступила 22 апреля 1984 году. В этот день была торжественная линейка, все были счастливы, для всех был большой праздник. Помню, как проходили пионерские собрания, на которых делились на отряды. Каждый отряд получал свой план, например, по сбору макулатуры, металлолома, по оказанию помощи пожилым людям и тп. Самые активные принимали участие в ежегодном районом слёте пионеров, это было почетно, и все хотели там поучаствовать. В наши годы пионерии начался сбор экспонатов в музей нашего села, который позже был отдан в школу. Когда мы приходили помочь пожилым людям, интересовались, что они могут рассказать о своей жизни и спрашивали, нет ли чего для музея. Раньше все по-другому было и казалось, люди простые были. За свои годы мы собрали много всего (утюги, прялки и тд). Еще помню праздник День пионерии, для пионеров это был большой праздник. Мы ходили на речку и жгли большой пионерский костер, всегда была интересная программа. Было весело. Отлично помню почти все пионерские песни, которые мы пели у костра. Костер был очень большой, мальчики валили деревья для костра. Я с теплотой вспоминаю те годы.
Из воспоминаний Шацких Юлии Васильевны учителя истории и обществознания МБОУ Нижнекаменкой СОШ о своем пионерском детстве.
«Мое участие в детском движении как раз пришлось на время его заката, это вторая половина 80-х годов прошлого века. Не смотря на это. Я помню насколько торжественно меня с одноклассниками посвящали в октябрята. Мы поизносили клятву получали значки, затем родители поили нас чаем с домашними сладостями. И помню, что честь стать октябрёнком в тот день была дана не каждому. Никак нельзя было ударить в грязь лицом, нужно было соответствовать. Хорошо учиться, вести общественную работу. Затем на приняли в пионеры. Я возглавляла классную звездочку и входила в совет дружины школы. Помню, как собирали макулатуру, я была маленькая, а связка такая тяжелая, бечёвкой я порезала руки, но макулатуру донесла. Сейчас бы наверное бросила. А тогда непонятно и обидно было видеть груду бумаг, газет, журналов, которые некоторое время пылились на территории школы, а потом были утилизированы. Государству уже не уделяло детскому движению внимания, как раньше, в нем шли глубинные процессы, которые привели к его распаду. Но не все было столь печально. Учителя по прежнему пытались работать как раньше, и я помню свои яркие впечатления от ежегодной игры «Зарница» и других школьных мероприятий. И хотя вскоре мы перестали носить галстуки и форму, наша жизнь в этой школе по прежнему была насыщенной. Теперь я понимаю, что это заслуга педагогов, которые несли свою ношу по инерции и на своем энтузиазме.
Из воспоминаний Звековой Любовь Ивановны, ученицы, а позднее и завуча по воспитательной работе в Нижнекаменкой школе.
«И вот сейчас, когда мы живем уже в реформированном «демократическом» обществе, которое началось с начала 90-х годов, я с высоты своего жизненного и педагогического опыта вижу все «минусы» и «плюсы» образования того времени.
Вот эта авторитарность управления школой и общества в целом, давало школе стабильность и дисциплинированность. Пресекались всякий «беспредел» и нарушение порядка в школе. Строго спрашивалось как с учителей, так и с учащихся за нарушение моральных устоев общества. А мораль социалистического общества, как известно, строилась на тех заповедях, которые являлись основой христианства: «не убий», «не воруй», «чти отца своего» и др. А основным нравственным законом общества было: «человек человеку друг, товарищ, брат». Поэтому, и взрослый человек, и маленький в то время были физически защищены законами общества, поскольку законы исполнялись и их исполнение контролировалось. Хотя дети во все времена оставались детьми, но у них воспитывалось уважение к старшим, школе, к учителям. В советское время дети не то, чтобы стрелять в учителей (как сейчас это наблюдается), они не могли оскорблять, унижать учителя, за это исключали из школы. На уроках был порядок и рабочая обстановка, в то же время учитель не имел морального права унижать и оскорблять ученика.
Мы, учителя, старались придерживаться принципам советского педагога Макаренко: «Максимум уважения, максимум требовательности».
Но, в то же время, подходы к учебно-воспитательному процессу были не достаточно дифференцированы, т.е. как говорят в народе - «всех гребли под общую гребенку», ко всем детям предъявлялись одинаковые требования, как в образовании, так и в воспитании.
«Поворот» к каждой личности ребенка стал осуществляться только в начале 90-х годов. А в 80-е годы начали «вводить» в школьную систему элементы демократизации через развитие школьного самоуправления. Самоуправленческим общественным организациям (пионерия, комсомол) стали предоставлять больше самостоятельности, проявлению инициативы, творчества через совместные коллективные дела. Стало меньше «указаний вышестоящих органов».
А поскольку я, как заместитель директора, отвечала за всю воспитательную работу в школе, то непосредственно занималась организацией самоуправления в школе в учебное и внеурочное время.
По заданию райкома Партии во всех школах района в восьмидесятые годы создавались производственные бригады из числа старшеклассников на период летних каникул. Эти бригады занимались выращиванием кормовой свеклы для совхозов, что существенно увеличивало надои молока в хозяйствах (эту культуру мы между собой называли «партийной» культурой) . С этой целью многие хозяйства строили летние домики преимущественно за селом и у реки и открывали там лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Учителя жили вместе с ребятами, обрабатывали свекольные поля, проводили интересные мероприятия. Словом, ребята и пользу приносили школе и совхозу и жили интересной жизнью. Романтика, вечерние костры, дискотека и др. Это хорошее дело действительно имело положительный воспитательный эффект и бывшие старшеклассники, жившие в таких лагерях, с ностальгией вспоминают то время.
В дневное время мы с ребятами работали на поле, проводили различные интеллектуально-развлекательные и спортивные мероприятия. Питались в школьной столовой, где готовили для детей довольно калорийные горячие обеды. Члены актива производственной бригады составляли план работы, организовывали и проводили сами многие мероприятия, было интересно и самоуправление действовало.
А поскольку я по приказу директора была начальником лагеря, то мне ночью звонили учителя-воспитатели, которые были на смене в лагере, и мне приходилось звать на помощь Петра (одна я боялась) и мы шли «гонять» этих хулиганов, благо жили недалеко от школы.
А в 8 часов каждое утро я шла с ребятами на поле, хотя с ними был кто-либо из учителей, но я человек ответственный и не всегда доверяла учителям, а чаще всего работала вместе с ребятами, чтобы получить урожай этой прихотливой культуры. Пропалывали мы свеклу вручную тяпками, и собирали выпаханную свеклу вручную осенью, а все другие агротехнические работы проводились техникой. И мы, благодаря нашим совместным усилиям, в течение двух лет получали отличный урожай и занимали первые места среди школ района. У нас два года было переходящее красное знамя, которое передавали лучшей производственной бригаде.
На третий год совхоз в качестве удобрения вывез на наше поле не перегнивший навоз, т.е. проще сказать посеял семена сорняков. И всходы свеклы еще не появились, а поле было покрыто сплошным ковром сорняков, особенно таких злостных, как пырей. Конечно, это был «недогляд» агрономической службы совхоза, но трудности – то испытывали мы с ребятами, все лето вручную не могли уничтожить все сорняки. Свекла, как известно культура очень прихотливая и в результате – урожайность у нас получилась очень низкая.
Каждую осень после уборки свеклы производственные бригады всех школ района собирались на слет производственных бригад и в районном Доме Культуры выходили на сцену активы бригад (учащиеся) и рапортовали, рассказывали, какую урожайность получили и какие интересные мероприятия были в лагере труда и отдыха, обменивались опытом.
Что делать, как «рапортовать» нам, ведь по сути вина низкого урожая свеклы лежит на совхозе, мы – то ой, как старались! Помню, распределила я ребят, каждый берет по одному длинному ряду и пропалывает его, я иду позади их и устраняю все их недоделки, слежу, чтобы качество было хорошее. Это был июнь месяц, жара, мошкара, ребята начали «роптать», проявлять недовольство, а конец наших рядов еще далеко (в день обработать один ряд – это было нашей нормой).
И вот, Наташа Чернова, наш секретарь школьной комсомольской организации, активная, ответственная девочка, ныне завуч Сарасинской школы, говорит: «Все, Любовь Ивановна, я больше не могу!» - и упала на колени. И она как-то «охладила» мой патриотизм. Я подумала: что я так «изнуряю» себя и детей, надо снизить норму и больше четырех часов не работать на такой жаре, хотя утром старались выходить в поле пораньше.
Итак, рапорт. Что писать в отчете? Обвинять совхозную агрономическую службу, а они соответственно будут перекладывать вину на школу. Так не хотелось этих «распрей», тем более, что главным агрономом совхоза был наш друг Новиков В.А. (мы дружим семьями до сих пор). И у меня пришла идея представить отчет в юмористической форме. Юмор - хорошее дело, если он уместен.
Собрала я актив ребят и высказала им свои мысли: сочинить отчет в виде оды… А главным редактором школьной печати был ученик 10 класса Лукьянов Андрей, такой умница, и парень хороший: доброжелательный, ответственный, общительный, с чувством юмора. Мы с ним сели, набросали содержание, и он пообещал попробовать изложить это в стихотворной форме. Утром прихожу в школу, встречает меня Андрей и говорит:
- Любовь Ивановна, я утром встал и заговорил стихами…
- Ну, молодец! У тебя ума палата, я не сомневалась.
- Мама думала, что я к контрольной работе готовлюсь, а я ответил, что лучше бы я три контрольных написал, чем это.
Я прочитала его оду в стихах, кое-что поправила и осталась довольной за содержание нашей «ОДЫ» о труде. Очень умно мы «обыграли» каждый шаг нашей деятельности. Помню некоторые фразы написанные Андреем: «И пошли они, солнцем полимые …», «кланялись каждой травинке…», «умелая» технология возделывания «умного» агронома» и т.д. Но на душе было не спокойно, через три дня ехать на слет, отчитываться, а результаты плохие и переходящее знамя, конечно, нам придется отдать, да еще и порицание мне по партийной линии могут вынести. А главное - мы работали в этом году с большим усердием, чем в два предыдущих, а результаты – плачевные. Ребят я морально поддержала, похвалила, успокоила, но они тоже были расстроены, т.к. «вкусили победу» прошлых лет и переходящее знамя отдавать не хотелось.
И вот, мы в районном селе Алтайское на слете производственных бригад, со мной члены актива в составе восьми человек. На сцене стоят столы и сидят члены президиума: руководство района и лучшие руководители школьных производственных бригад. Я, по итогам прошлого года также сижу за столом в числе членов президиума. На столе лежат красиво оформленные рапорта из каждой школы, в том числе и наш рапорт – ода. Все слушаем выступление председателя комитета по образованию.
Через человека от меня сидел секретарь райкома Партии по идеологии, который непосредственно от райкома Партии руководил школами, Тырышкин П.А.(ныне мой приятель, директор районного краеведческого музея). Он взял наш рапорт и начал просматривать глазами, слушая, в то же время, выступающего. Я наблюдаю с замиранием сердца за ним: какая же будет реакция. Смотрю, на лице у него появляется улыбка и он, шепчет рядом сидящей с ним секретарю райкома комсомола: почитай, интересно. Секретарь райкома Надежда Ушакова, тоже по образованию учитель, улыбаясь, углубилась в чтение, не смотря на речь, выступающего на трибуне. Просмотрев рапорт, она стала шепотом обсуждать с секретарем райкома Партии его содержание. Итак, пока шел доклад выступающего, они еще раз пролистывали рапорт и, улыбаясь, обсуждали его. До меня доходили обрывки фраз, и когда они смотрели в мою сторону, я делала вид, что не замечаю их взгляды, хотя боковым зрением мне многое было видно. В итоге, нас никак не отметили, ни в худшую сторону, ни в лучшую. Юмор помог! Мы и этим были довольны, нас не ругали. Мои ребята ехали домой с хорошим настроением и планами на следующее лето. А Андрею пророчили будущее журналиста. К сожалению, не знаю, как сложилась его судьба, но такие ребята остаются в памяти на всю жизнь.
Ежегодно в зимнее время мы проводили всеми нами любимую игру «Зарница». Почему «всеми», а потому что ее любили не только подростки, но и учителя. Село расположено в межгорной долине, потому для проведения такой игры - это благодатное место.
В игре участвовали ребята 5-х – 10-х классов, которых мы условно делили на «красных» и «синих» (как на военных учениях). А 11 класс был организатором и идейным вдохновителем этой игры, т.е. они составляли наш самоуправленческий штаб. Конечно, во главе штаба был учитель физкультуры или учитель ОБЖ. Причем, юноши с учителем придумывали различные задания и непосредственно их организовывали, а девушки 11 класса обеспечивали «медицинское обслуживание» - санитары и горячее питание – повара.
И вот, я присутствую на заседании штаба. Командир штаба – энергичный, молодой учитель ОБЖ Шегуров В.В. и восемь юношей – штабистов.
- Так, у кого какие предложения, спросил учитель у ребят.
- Я весь вечер думал, даже вот план нарисовал, где спрятать знамя, где разложить и спрятать конверты с заданиями - сказал серьезный и вдумчивый Дима Шуваев (он впоследствии стал военным).
- А я знаю, как скрыть наши тайные следы, чтобы ребята не догадались – сказал Юра Беккер, я обойду гору с северной стороны, где катаются на санках, и разложу конверты с заданиями.
Ребята основательно обсуждали их предложения и, наконец, приняли план Димы.
Игра проходила обычно в субботу, когда было в классах по 2 – 3 урока, и на улице становилось теплее.
Построение, доклад командиров отрядов о готовности, символика красных и синих погон - все это имитировало военные учения. Мальчишки, особенно 5-х – 8-х классов с радостным блеском в глазах показывали свои изготовленные из дерева «ружья» и с нетерпением ждали команды, чтобы ринуться в горы, найти конверты с заданиями, а главное – захватить знамя.
Учителя (классные руководители), охваченные детским азартом, подбадривали детей, создавали им интригу и ребята с радостным криком «ринулись в бой» вместе со своими наставниками.
Больше всего в этой игре мне нравился этот момент. Как сейчас представляю эту картину, а в то время я не могла оставаться «при штабе», а тоже шла с ребятами в гору, утопая в снегу, и радовалась, видя раскрасневшиеся от мороза радостные лица ребят. Все были в валенках, а чтобы не набрать снега в валенки, штаны натягивали поверх валенок. Ребята, особенно младшие подростки, барахтались в снегу, играли между собой снежками и с усердием ползли к вершине, куда впереди них устремилась «разведгруппа». Учителя были рядом и смотрели, чтобы игра ребят на снегу была для всех безобидной и не переходила в драку.
С точки зрения воспитания, такие коллективные игры сплачивали ребят, воспитывали чувство коллективизма и взаимопомощи и взаимовыручки, и способствовали физическому развитию. Кроме того, ребята получали такой заряд положительных эмоций! Конечно, мы, воспитатели должны были проявлять мудрость и проигравшую команду, которая не нашла знамя, обязательно похвалить за другие выполненные «зашифрованные» задания, отметить каждый отряд, похвалить командиров и т.д. Очень важно, чтобы каждый подросток после такой игры был доволен своим вкладом в общее дело.
А когда такая шумная и замерзшая компания спускалась после заданий к подножию горы, их ждали повара с горячим сладким чаем и «неимоверно» вкусной кашей. Полевая кухня была «развернута» по всем правилам.
2.3.Летопись детской организации «Планета Детства» села Нижнекаменка.
Директор МБОУ Нижнекаменской СОШ-Михалева Татьяна Петровна вспоминает, когда она стала работать в школе в 1991 году, был еще развал детского движения, как говорится старое разрушили, а нового еще не создали. В 1997 году в районе начали создаваться вновь Детские Организации, вожатых в то время не было. Поэтому процессом возрождения детского движения занимались заведующая воспитательной работой в школе и классные руководители. Первым президентом детской организации в нашей школе стала- Чалова Виктория. Детская организация уже с того времени носила название "Планета детства". Ежегодно проходили выборы, по примеру федеральных выборов. Кандидаты представляли свою программу. Все участвовали в голосовании.
Дети очень любили вожатых. В 2003-2006 годах вожатой в нашей школе стала Михалева Светлана Юрьевна, веселая, яркая, энергичная. Одна из самых любимых детьми вожатых. Светлана Юрьевна вспоминает,- каждый понедельник проходили планерки. Возрождалось волонтерское движение по организации помощи ветеранам войны и просто пожилым людям нуждающимся в ней. Работали агитбригады по повышению качества учебы. Мероприятий было много, часто с призами, деньги на которые ребята зарабатывали на рябине.
В 2007-2008 годах вожатой стала Попова Вера Николаевна. Она вспоминает, что проводились акции: "Ветеран живет рядом" учащиеся ходили к ветеранам и инвалидам и оказывали посильную помощь, «Село мое родное» где ребята проводили очистку улиц и главных центров села и др.
2009-2011 годы вожатой была Колчина Алена Ильинична. В этот период акции: «Ветеран живет рядом», «Село мое родное», «Школьный учебник». Детская организация принимает участие и в районных мероприятиях.
В 2011-2013-Шацких Юлия Васильевна стала координатором детского движения в нашей школе. Пост президента детской организации в это время занимала моя сестра-Хмарова Вероника. Она вспоминает наиболее яркие мероприятия проводимые учащимися: классные часы посвященные пионерии, вечер «Зажгите свечи в нашу память» посвященный детям блокадного Ленинграда, «Мы против наркотиков», день бантов, день вежливости и многое другое. Члены детской организации выступали с различными инициативами. Участвовали в районных слетах и мероприятиях таких как «Лидер», «Детская организация в лицах». В этот период становятся очень актуально социальное проектирование и члены нашей детской организации активно в него включились. Были созданы проекты: «Мы против курения», Украсим школьный двор»
С 2013 по 2017 год включительно детское движение в нашей школе курировала Видеман Наталья Васильевна.
В 2018 году работу по координированию детской организации вела Зверева Лариса Владимировна. А в 2019 году детским движением занимается Тупикина Вера Николаевна.
Свидетельство №6 Детская организация «Планета детства» Н-Каменской СОШ Алтайского района выдано 08.04.2005г.
Девиз: «Будут счастливы дети на нашей планете»
Гимн детской организации Планета Детства «Прекрасное далеко»
Во главе организации стоит президент выбираемый членами детской организации. Ему подчиняются министерства.
Министерство экологии
Министерство экологии- информирует деятельность (создание стендов, стенгазет, боевых листков и другой информационной деятельности) на тему экологии, пропагандистская деятельность организация разъяснительной работы по теме экологии, проведение бесед, викторин, игр, экскурсий. Соревнований, конкурсов, КВН, утренников и праздников; проводит исследовательскую и поисковую работу;
Участие в создании использовании наглядной агитации для изучения экологии. Проводит традиционную интеллектуальную игру «Экологическое казино», «Экофестиваль, операция «День озеленения», зимняя столовая для птиц, экoигры-«День птиц», «День земли», природоохранные конкурсы, выставки рисунков, плакатов; внеклассные мероприятия экологического характера. Обязательно предоставляется отчет проделанной работе. Министерство должно иметь свое название и девиз. Разработка и выполнение своего проекта обязательны.
Министерство спорта
Министерство образования
Министерство образования осуществляет контроль за качеством обучаемости учащихся, занимается проверкой подготовки домашнего задания, чистотой и аккуратностью дневников и тетрадей, выпускает стенгазеты и сообщения о проводимых конкурсах и предметных неделях внутри школы и другие мероприятия по повышению успеваемости, а также ответственно за проведение учебного соревнования. Оказывает посильную помощь отстающим учащимся. Итогом работы этого Министерства является конкурс " Ученик года». Выносит решение о поощрении за отличную учебу и наказание за плохую успеваемость. Выносит решение о допуске учащихся на вечера и дискотеки, в связи с получением плохих отметок. Устанавливает контроль посещаемостью. Обязательно предоставляется отчет о проделанной работе. Министерство должно иметь свое название девиз. Разработка и выполнение своего проекта- обязательны.
Министерство культуры
Министерство культуры работает с массовиками- затейниками в городах, оказывает помощь в подготовки и проведении классных мероприятиях, разрабатывает положения о проведении того или иного воспитательного мероприятия, в процессе подготовки мероприятий разрабатывает и выносит на обсуждение совета. Разрабатывает план мероприятий для досуговой деятельности, отвечает за организацию в проведении различных форм досуга (спортивные, культмассовые и т.д), планируют свою работу, согласуя с планом организации. Готовит и проводит календарные праздники и развлечения. Организует проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки. Поощряет активистов и победителей творческих конкурсов.
Обязательно предоставляет отчет о проделанной работе. Министерство должно иметь свое название и девиз. Разработка и выполнение своего проекта- обязательны.
Министерство печати
Министерство печати- выпускает пресс-информацию о ходе работе детской организации, оказывает помощь классным редколлегиям отвечает за подшивку ранее выпущенных материалов, занимается подбором материалом, его художественным оформлением, делает обзор школьных дел в районную газету, работает в тесном контакте с библиотекой.
Еженедельно выпускает школьную газету, в которой пишут о последних новостях, для этого ведут тесный контакт с другими министерствами. Ведет летопись добрых дел и достижений школы, обязательно предоставляет отчет о проделанной работе.
Министерство должно иметь свое название и девиз.
Министерство правопорядка
Министерство правопорядка несет ответственность за дежурство по школе и в классах, за качеством генеральных уборок, а также ведет текущую проверку по внешнему виду и второй обуви»; проводит рейды группы качества по столовой, раздевалке, туалету, уборке территории, генеральные уборки в классах и по школе, субботники, объявления раздевалке, в столовой, проведение линеек.
Обязательным является отчет о проделанной работе.
Министерство должно иметь свое название и девиз.
Разработка выполнение своего проекта- обязательны
В итоге своей работы я пришла к выводу, что в моем родном селе Нижнекаменка существовало и существует детское движение. Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает коллективную деятельность очень привлекательной. Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве. Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находится игра. Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Переходя на сегодняшний день, следует сказать о хорошей традиции, которая была заложена в советское время. В прошлом году третий раз в нашей стране, в городе Сочи, проходил фестиваль молодёжи и студентов, на котором обсуждались проблемы, волнующие молодежь сегодня. Также фестиваль проходил в нашей стране в 1967 и 1980 годах.
4. Список использованных источников.
1. Воспоминания Звековой Любовь Ивановны.
2. Воспоминания Шарабариной Людмилы Семеновны.
3. Воспоминания Михалевой Татьяны Петровны.
4. Воспоминания Михалевой Светланы Юрьевны
5. Воспоминания Шацких Юлии Васильевны.
6. Воспоминания Хмаровой(Бачуриной) Людмилы Геннадьевны.
7.Материалы музея МБОУ Нижнекаменкая СОШ.
-Дневник дружины имени Александра Матросова 1979-80 уч.год
-Дневник «Солнышко»
-Дневник полезных дел дружины имени Александра Матросова
-История комсомола школы
-Летопись пионерской организации
-Летопись лагеря «Олимпиец» 1980-1988г.
-Пионерское детство наших родителей
-Рапорт комсомольской группы «Юность»
8. https://studfiles.net/preview/4539814/
9. http://mirznanii.com/a/342598/detskoe-dvizhenie-v-rossii
10. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/116471
Эта весёлая планета
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем лошадь акварелью
Новый снимок Юпитера
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?