Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
mir_fentezi._hilchenko_a._karepova_yug.docx | 225.9 КБ |
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Исследовательская работа
Тема: Мир фэнтези в современной литературе
Автор работы:
Хильченко Алина, 11 класс.
Руководитель:
Карепова Юлия Григорьевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Биробиджан, 2019
Оглавление
Введение...................................................................................................3
Глава 1. Фэнтези. Особенности жанра..................................................5
1.1. Толкование понятия «фэнтези».......................................................5
1.2. История возникновения жанра........................................................7
1.3. Жанровые черты фэнтези.................................................................9
Глава 2. Мир фэнтези в литературе.......................................................13
2.1. Результаты анкетирования, беседы................................................13
Заключение..............................................................................................15
Список использованных источников....................................................17
Приложение
Введение
Сегодня многие педагоги и родители сетуют на то, что, мы, современные подростки, не читаем художественную литературу, заменяя этот увлекательный процесс чтением модных молодёжных журналов. Да, читаем мало, бессистемно, читаем то, что модно, в первую очередь то, что экранизировано и вызвало резонанс в обществе.
По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. И конечно, юноши проявляют наибольший интерес к фэнтези.
Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. Большинство читателей, в том числе и подростки, стараются подражать положительным героям. В этом и заключается актуальность нашей работы, тема которой: «Мир фэнтези в современной литературе».
Объект исследования: основополагающие характеристики жанра фэнтези в литературе.
Предмет исследования: определение жанровых особенностей произведения.
Цель исследования: выявить жанровое своеобразие литературы фэнтези. Для достижения этой цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) определить степень изученности жанра фэнтези в современном литературоведении;
2) рассмотреть термин «фэнтези» в соотнесении с терминами «фантастика» и «научная фантастика» и выявить сходства и отличия терминов;
3) определить место жанра в литературе;
4) описать жанровую природу фэнтези: герои, конфликты, сюжеты, модель мира и др.;
5) обратиться к классификации жанра фэнтези;
6) провести анкетирование, беседу среди учащихся ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
7) попробовать сочинить свое собственное фэнтези.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.
Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к урокам по русской и зарубежной литературе, при написании творческих работ по жанру фэнтези.
Глава 1. Фэнтези. Особенности жанра
1.1. Толкование понятия «фэнтези»
До сих пор идут споры о том, что можно отнести к фэнтези, а что таковым не является, ведь понятие его не имеет чётко определённых границ. Но чаще всего под фэнтези подразумевается особое направление фантастики: «Фэнтези (англ. Fantasy) — вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению».
«В современном литературоведческом лексиконе всё чаще встречается определение фэнтези (от «фантазия»), представляющее собой целую литературу, где границы реального, фантастического и ирреального, мистического размыты».
«Фэнтези (англ. Fantasy) — вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению».
«В самом общем случае фэнтези — это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира».
«Фэнтези — это описание миров подобно нашему, миров с работающей в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй».
Все данные определения носят скорее описательный характер и дают слишком широкую характеристику: фэнтези — любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. Если отталкиваться от этого толкования, то к фэнтези можно причислить почти всю фантастическую литературу, кроме научной фантастики с её канонической строгостью и научной определённостью. А вот произведения романтиков XIX века, символистов, постмодернистов, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери вполне отвечают приведённым требованиям. Исследователи относят к фэнтези даже произведения античности: «Одним из первых авторов, творивших в рамках литературного направления фэнтези, был древнегреческий сатирик Лукиан Самосатский, 2 век н. э.».
Некоторые исследователи считают, что фэнтези — разновидность литературной сказки. «По внешним параметрам фэнтези является разновидностью фантастической сказки». «Сказочной фантасмагорией вымышленных миров» называет фэнтези писатель Э. Геворкян.
Наиболее чёткое определение фэнтези предлагает справочник «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах»: «Фэнтези — это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах».
Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского романа и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Можно заметить, что все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.
В отличие от мифологических романов ХХ в., мифологизм фэнтези — сознательное стремление автора создать фантастическую мифологию по аналогии с древними системами. В основе фэнтези модель мира, обнаруживающая такие свойства мифологического мышления, как невыделенность человека из окружающей среды, персонализация добра и зла, очеловечивание природных явлений, отождествление микрокосма и макрокосма, пространственно-временной синкретизм, бинарная логика.
Итак, «фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — «вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы».
1.2. История возникновения жанра
Жанр фэнтези сложился в литературе в прошлом веке, но свое начало берет с древних времен и очень тесно связан с культурными традициями, обычаями народов, которые нашли отражение в мифах, преданиях, сказках. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов эпохи Средневековья. Их действие разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном «феерическом» пространстве, где настоящая, подлинная география, временное пространство, границы не важны. Обычно это было некое королевство, где рыцари силой, смелостью, смекалкой противостоят колдунам и чародея, чудовищам, великанам. В рыцарских романах стали зарождаться шаблоны, традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, ведущего ожесточенную борьбу, порой бесконечную, с могучими силами Тьмы, Зла. Магистральным мотивом в них становится опасное путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом и образ доброго волшебника-помощника, не сразу помогающего герою.
Подлинным основателем фэнтези считается вошедший в историю литературы под своим наследственным титулом — лорд Дансени. Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18-й барон Дансени, (англ. Edward John Moreton Drax Plunkett, 18th Baron of Dunsany; 24 июля 1878, Лондон, — 25 октября 1957, Дублин) - ирландский англоязычный писатель и поэт, один из первопроходцев жанра фэнтези. Дансени писал в основном, чтобы развлечь искушенную публику, а книги публиковал за собственный счет под именем лорд Дансени (англ. Lord Dunsany). Он числится среди отцов-основателей жанра фэнтези благодаря книгам о воображаемой стране Пегана: сборникам «Боги Пеганы» (1905), «Время и боги» и рассказам из книги «Сказания трех полушарий». В США, произведения подолгу жившего там Дансени сочли просто новинкой в обильном потоке журнальной литературы. Дальнейшее развитие направления в Америке было связано с журналистом Абрахамом Мерритом. После Меррита в американской литературе впервые появился термин «фэнтези». Именно в это время появляется Роберт Ирвин Говард, написавший историю о Конане. Но несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, до сих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973), английский писатель, литературовед, у которого лучше всего проработан созданный им фантастический мир героев.
Революция в развитии жанра произошла в 1954—1956 годах: именно тогда была опубликована эпическая романная трилогия Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Как известно, эта книга получила такой успех и породила столько подражаний, что заслонила все ранее написанное в жанре фэнтези. Именно с этого момента и начинается процветание фэнтези, массовая востребованность жанра и его особенно интенсивное развитие.
В России предпосылки фэнтези также стали возникать в начале XX века — и, как и в Англии, они были основаны на модернистском мифотворчестве. Историки литературы полагают, что ближе всех к созданию фэнтези в современном смысле слова подошли Федор Сологуб «Творимая легенда», Валерий Брюсов «Огненный ангел» и Александр Грин «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» и весь цикл о «гринландии» в целом. Однако после того, как советское литературоведение провозглашает доминантными чертами фантастики «научность» и «классовость», волшебство практически исчезает.
Но первые попытки создания русского фэнтези в России предприняла Мария Семёнова. Начав с фэнтези – боевика, она создала своего героя, русского “Конана” - Волкодава. Цикл романов о бесстрашном воине из рода Серых Псов и нашумевшие фильмы – экранизации (фильм «Волкодав из рода Серых Псов» режиссёра Николая Лебедева, вышедший на экраны страны 1 января 2007 года, и появившийся вслед за ним 12 – серийный фильм режиссёра Олега Фомина «Молодой Волкодав») ещё больше подогрели интерес российских читателей к этому жанру.
Российское фэнтези развивается и завоёвывает всё новых и новых читателей. Юрий Никитин, Святослав Логинов, супруги Дяченко, Александр Лукьяненко, Елена Хаецкая, Юлия Латынина, Максим Фрай, Кир Булычёв - произведения этих писателей, написанные на стыке самых разных направлений фэнтези, сегодня самые читаемые.
1.3. Жанровые черты фэнтези
В настоящее время сложилось три основных направления литературы фэнтези: классическое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно - приключенческое, философско – притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.
Классическое фэнтези — это поджанр фэнтези, в основе которого лежит повествование о вымышленном мире, в котором чудо является реальным, а сам мир идеалистичен, религиозен, магичен. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается, а его физические законы отличаются от земных. В таком мире может быть реальным существование драконов, эльфов, гномов, троллей, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Самый главный, основополагающий элемент классической фэнтезийной литературы — совмещение абсолютного вымысла и действительности. Причем, основная доля достается именно выдумке, тогда как реализм и достоверность отыгрывают вспомогательные роли второго плана.
Это самый популярный жанр фантастики, который конкурирует даже с научной фантастикой. Например, Грин Александр «Бегущая по волнам», Роулинг Джоан «Гарри Поттер» Толкин Джон «Властелин колец», «Хоббит» и другие.
Историческое фэнтези. В основе сюжета — легенда о ярком историческом факте или герое (Крестовые походы, охота на ведьм, похождения короля Артура или Мерлина). Исторические реалии или факты учитываются редко, зато присутствуют исторический антураж и немного волшебства.
Научное фэнтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези, для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. О. П. Кулик считает научное фэнтези ответвлением от научной фантастики, где волшебство получает рациональное объяснение.
Эволюцию понятия «научное фэнтези» рассмотрел Борис Невский в статье «Драконы и звездолеты: разнообразие технофэнтези». Термин «научное фэнтези» введен в 1935 году Форрестом Аккерманом в качестве синонима научной фантастики. В 1950 году Уолтер Джиллингз под научной фэнтези понимал часть научной фантастики, неправдоподобной с точки зрения науки того времени (например, применение ядерного оружия в романе Герберта Уэльса «Освобожденные мир» являлось научной фэнтези с точки зрения физики Ньютона, а с позиции теории Энштейна — научной фантастикой).
К жанровым чертам фэнтези относятся:
Знания, выходящие за пределы реального, разумного, логического или научно обоснованного (характеристика системы магии, национальных особенностей новой расы, псевдонаучных открытий или изобретений).
Иногда все эти черты присутствуют в явной форме, иногда – в скрытой. Но даже будучи скрытыми они подчеркивают характер жанра фэнтези и выделяют его из общего потока развлекательной и приключенческой литературы.
Глава 2. Мир фэнтези в литературе
2.1. Результаты анкетирования, беседы
Анализ результатов анкетирования (Приложение 1) среди учащихся ОГАОУ «Центр образования «Ступени» показал, что в подростковом периоде литература оказывает значительное влияние на формирование личности. Однако, по мнению некоторых подростков (50%) книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, некоторые подростки не представляют, насколько важно регулярное чтение книг.
Из 17 опрошенных 7 любят читать фэнтази и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время) – 41%, 59 % испытуемых читают только школьную программу (нет свободного времени).
У всех учащихся есть любимый литературный герой.
На вопрос «Как ты думаешь, зачем люди читают фэнтези?» все ответили «для саморазвития, чтобы быть умными, образованными, для получения позитивных эмоций, хочется изменить некоторые вещи в своей жизни, тренировать волю, развивать память, воображение, фантазию».
В ходе беседы (Приложение 2) задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам. При прочтении фэнтези актуализируются внимание и память, а также воображение и мышление. Цель жанра: показать, что значит для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. Однако из данного исследования следует, что не все подростки (59%) имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные личностные качества.
Таким образом, мы выяснили, что некоторые учащиеся нашего Центра читают фэнтези, знают их героев, понимают жанровые особенности фэнтези. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственным фэнтези, так как недостаточно знаний о его особенностях.
На наш взгляд, в школьную программу необходимо ввести произведения данного литературного жанра, что позволит заинтересовать учащихся самим процессом чтения, сподвигнет их сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом, оставит их неравнодушными к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Р. Толкина, Дж. Ролинг и многих других.
Мы решили попробовать сочинить фэнтези (Приложение 3), зная его особенности. Произведения данного жанра сочиняли и раньше, но работа над исследованием помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие фэнтези, где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. С помощью данного эксперимента мы хотим привлечь внимание учащихся к данному жанру и углубить знания, которые уже имеются по данной теме.
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что «фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — «вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы».
В настоящее время сложилось три основных направления литературы фэнтези: классическое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно - приключенческое, философско – притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.
Проведя анкетирование и беседу с учащимися ОГАОУ «Центр образования «Ступени» мы выяснили, что некоторые учащиеся читают фэнтези, знают их героев, понимают жанровые особенности фэнтези, но при этом у них возникают трудности с пониманием прочитанного и сочинением собственного фэнтези, так как недостаточно знаний о его особенностях.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо в школьную программу ввести произведения данного литературного жанра, что позволит заинтересовать учащихся самим процессом чтения, сподвигнет их сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом, оставит их неравнодушными к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях жанра фэнтези.
Список использованных источников
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- Спб: Паритет, 2006.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович.- М., 1968.
3. Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166.
4. Дворак Е.Ю. Мифологические концепты фэнтезийиых миров в циклах К.Льюиса «Хроники Нарнии» и Ф. Пулмана «Темные начала» // Сборник статей и материалов по итогам Пятой Международной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков». - Санкт-Петербург: ГПА, 2013. - С. 150-156.
5. Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: Краткий энциклопедический справочни. - М,: Дограф, 1999.
6. Яковенко О.К. Жанровые особенности фэнтези (на основе анализа словарных дефиниций фэнтези и научной фантастики).
Интернет-ресурсы
1. http://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-fentezi-na-osnove-analiza-slovarnyh-definitsiy-fentezi-i-nauchnoy-fantastiki
Приложение 1
Анкета
1.Ты любишь читать фэнтези?
2.Что ты сейчас читаешь?
3.Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
4. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его имя. Почему он тебе нравится?
5. Как ты думаешь, зачем люди читают фэнтези?
Приложение 2
Беседа
Тема: «Какую роль в вашей жизни играют книги (фэнтези)?»
План беседы:
1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получение ответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы. Подведение итогов.
Вопросы:
1. Читаете ли Вы фэнтези? Что полезного и нового Вы из них узнаете?
2. Какие книги в жанре фзнтези Вы помните? Назовите их.
3. Книги какого автора Вы предпочитаете?
Приложение 3
Дневник безумца
Часть первая
Невидимка
Что-то, словно незримая пелена, скользя по верхушкам холмов, заставляло их шелестеть. Перемещаться без оболочки довольно тяжело. И это что-то еле ходило. Его разум не думал ни о чём. Прошло много месяцев с тех пор, как это существо вообще посещала хоть какая-то мысль. Мозг, которым приходилось думать, давно умер. Так происходит уже много лет подряд.
Сейчас у него снова не было тела. Лишь страх, который преследовал по пятам, не давал покоя. Оно могло стать одним из тех белоснежных, кудрявых созданий, что так сумасшедше блеют, когда оно неслышно проходит между ними. Но мозги у этих существ совершенно неспособны думать, а если и способны, то только о том как бы поесть еще травы и производить себе подобных. Нет, они бы не подошли. Ему нужно было что-нибудь получше: сильный, острый ум, с которым оно бы чувствовало себя полностью защищённым. Поиски продолжались.
Только что купленные сапожки были совсем никудышными! Такие блестящие и неразношенные! Просто ужас! Как постыдно! Чистые сапоги – вот это разные вещи. Нет ничего плохого в том, чтобы нанести на них немного глянца и уберечь их от влаги. Но любая обувь должна работать. В этом её предназначение, а не просто красоваться на ножках.
Пиша Виолли стояла на коврике в своей спальне, глядя на потолок, она думала. О чём, не знаю. Наверное, о том, как износить все свои вещи в скором времени и сделать их рабочими. А эта панама из соломы с лентой... Девочка тоже сомневалась насчет её.
Юная леди пыталась разглядеть себя в зеркале. Это совсем нелегко, потому что размером оно было меньше ореха, едва заметишь на ладони. С маленькой ножкой-подставкой, видимо, кукольное – если, конечно, на свете есть такие куклы... И еще, зеркальное стекло было всё потрескавшееся и в пятнах от старости. Пише приходилось вертеть им, чтобы увидеть себя, насколько это возможно, и мысленно соединять все кусочки в одно целое. Сегодня…Обычно, она не задумывалась о своём облике, но сегодня важно выглядеть умно, так как дома никого нет. Девочка поставила зеркальце на шатающийся стол возле кровати и, стоя посередине потертого ковра с закрытыми глазами, шёпотом произнесла: «Вижу себя».
Далеко за зелёными холмами, что-то, без тела и сознания, но с чувством голода и необъяснимого ужаса, ощутило прилив энергии. Оно бы вдохнуло воздуха, будь у него нос. Искало и нашло такой непонятный ум. Как будто два разума слились воедино, черпая силу друг у друга, становясь всё умнее и умнее. Какая энергия! Так близко! Оно изменило направление и двинулось чуть быстрее, шумя словно пчела. Овцы, взволнованные сомнениями о том, чего они не в состоянии увидеть, услышать или понюхать, блеяли, а затем, вернулись к поеданию травы.
Открывая глаза, Пиша поняла, что фокус удался. Девочка стояла рядом со своим двойником, и видела себя со спины. Вокруг комнаты она ходила очень осторожно, не отвлекаясь на свою проекцию, что перемещалась с каждым шагом. Идти было трудновато, но только так Пиша могла увидеть себя полностью.
Фиолетовая причёска сливалась с глазами. Это никак нельзя исправить. Хотя бы чистая и одета нормально. Ей недавно купили платье, и с покупкой многое менялось в лучшую сторону. В семье Виолли принято долго не покупать новую одежду. Так что до этого платья еще надо было, в прямом смысле, дорасти. Слава Богу, что оно нежно-голубое и не касается пола. С сияющими сапожками и панамкой из соломы Пиша была... вполне себе приличной дочкой фермера, которая собиралась на первую работу. Довольно неплохо.
Она могла увидеть остроконечную шляпу у себя на голове. Только нужно было внимательно смотреть. Шляпа переливалась в воздухе, словно что-нибудь блестящее, и тут же исчезала, как только ее замечали. Вот почему девочка беспокоилась о своем новом головном уборе. Шляпа проходила через панамку, сквозь. А может её, шляпы этой, совсем нет на самом деле? С одной стороны, вы будете правы, утверждая так. С другой, всего ли, чего мы не можем заметить, не существует? Она была невидимой. Ну-у, если не считать дождливые дни. В солнечную и ветреную погоду шляпа не привлекала к себе никакого внимания, но как только шёл снег или дождь, каждый прохожий видел её. И всем казалось, будто головной убор живой. Девочке это чудо досталось от настоящего ведьмака1, самого великого в мире: того, что ходит в черной мантии, тёмной шляпе и запросто может вселится в тебя, как касторка впитывается в больного ягненка.
Подарок служил наградой. Пиша владела магией, причем очень серьёзной. До того, как совершить что-либо ведьмовское, девочка не знала, что может это делать; а после проявления магических сил совсем потерялась и не имела понятия, кто она и как справляется с этим.
Теперь её ожидали долгие годы учёбы. «Не вижу себя», – сказала Пиша. Видение её, или что-то вроде этого, исчезло. Девочка была немного шокирована, впервые пробовав такое заклинание. До этого момента она считала что видеть себя не так уж трудно. Вся память юной леди похожа на фотографии, на которых изображено, как Пиша что-нибудь делает или наблюдает за действиями других. Но не то, как у девочки появляется отверстие во лбу, и она находится в нескольких шагах от своего «второго я». Дух Пиши, казалось, наблюдал за ней ежесекундно.
Пелагея Мгновение – ещё один преподаватель ведьмовства, но с ней легче общаться, чем с тем, кто дал Пише шляпу – говорила, что каждый, кто занимается ведьмовством, должен знать, как быть не похожим на других. Девочка узнает больше со временем, когда её талант вырастет. Пиша понимала, что это не все магические способности.
Иногда, ей казалось, что она должна побеседовать с госпожой Мгновение об этом заклинании. Когда Пиша использовала его, это ощущалось ею, будто выход из собственного тела. Она становилась прозрачной. Призрак очень долго так передвигался, пока не замечал отсутствие своего отражения в зеркале. Если это случалось, ей было страшно, и девочку быстро втягивало обратно, в своё тело. Но все же потом Пиша решила держать мысли при себе: «Не нужно рассказывать учителю всё, что с тобой происходит. Тем не менее, это отличное заклинание, когда у тебя нет зеркала».
Госпожа Мгновение была, так сказать, ведьмой - искателем. Кажется, это основа всего ведьмовства. Такие, как Пелагея Мгновение, разыскивали с помощью магии талантливых детей и приставляли к ним старших, которые помогут им освоится и найти себя. Вообще здесь не учат делать что-либо. Здесь учат знать, что ты делаешь.
По словам госпожи Мгновение, ведьмы схожи в характере с кошками: не очень любят совместные посиделки, но интересуются, как дела у коллег. Так, на всякий случай, вдруг нужно помочь. Обычно помощь состояла том, чтобы сказать собеседнику, что тот начинает неосознанно кудахтать. Ведьмы не боятся ничего кроме одного, это называют «стать тёмной». От мелочности и тщеславия они «темнеют». Слишком легко думать, что другие люди не очень-то и значимы в этом мире; ведь у тебя есть сила, которой нет у других. Eщё легче внушить себе, что такие понятия как «хорошо» или «плохо» вообще к тебе не относятся. В конце концов, ты кудахчешь себе неслышно и, выращивая на носу бородавки, похожие на маленькое овсяное печенье, одна-одинёшенька сидишь в своём доме. Твой мозг начинает потихоньку тупеть. Вот почему ведьмам и ведьмакам так важно, чтобы за ними приглядывали.
Пиша подумала, что для этого шляпа и была создана. Девочка могла её коснуться, когда пожелает. Нужно было только глаза закрыть. «Пиша-а!» – позвала её мать на лестнице, выходя из дома – «Госпожа Мгновение уже тут!»
Вчера Пиша попрощалась с дедушкой Виолли. Старые колёса из железа у пастушеской хижины были наполовину погружены в дёрн. Большая, пузатая кастрюля, которую так и не забрали с улицы, стояла и ждала... казалось, всё больше краснела, покрываясь ржавчиной. Холмы из зелёного шёлка забирали их, точно так же, как забрали тело дедушки Виолли.
Хижину сожгли в тот же день, когда его похоронили. Никто не осмелился там и ночи провести. Люди считали дедушку Виолли человеком с большой буквы. Очень трудно найти ему замену. Этот человек не любил тратить слова попусту, дома собирал молчание и спокойствие, в то время, как другие ведьмаки были готовы перегрызть друг другу шею за людское расположение. У него был особый взгляд, который мог сказать всё, что нужно. Ежедневно и ежечасно, в любое время года старик был самым лучшим советчиком: великолепный пастух, очень мудрый, обладающий феноменальной памятью. Говорят, он был «душой деревни». Эта «душа» ходила в коричневых ботинках, в фартуке из мешка, и поила овец касторкой. Многие думают, что благодаря дедушкиной доброте и заботе небо кажется таким голубым сейчас, кругом царит покой и уют. Пушистые белые летние облака называют «маленькими овечками пастуха Виолли». В глубине души люди верят, что он смотрит на них с небес. Дед останется частью их мира навсегда, даже если его не видно.
Овечья шерсть, табак «Зов моря» и касторка — это всё запахи хижины и старика Виолли, они навеки остаются в твоей памяти. Пиша ещё раз вспомнила каждый по отдельности, а потом смешала все вместе и вновь оказалась в любимом домике. Туда девочка всегда приходила, когда была счастлива. А дед Виолли постоянно улыбался, поил внучку чаем и молча любовался своей малышкой. Хижина была под его надежной защитой. Ничего ей не угрожало.
Даже сейчас, когда старик Виолли больше не был с девочкой, ей нравилось приходить на это место. Пиша стояла на холме, где-то вдалеке ветер играл с колокольчиками овец: «Я должна...» — она всплакнула — «Я должна покинуть тебя, дедушка. Нужно учиться быть ведьмой... а здесь этому не научат. Я должна смотреть за деревней, как ты делал это. Со мной происходит странное. Не знаю что. А госпожа Мгновение говорит, что то, что не знакомо, может тебя убить. Хочу так же хорошо владеть своими силами, как и ты. Я обещаю, я скоро приеду к тебе! Приеду и стану лучшей версией самой себя! Раз и навсегда, и больше не буду покидать свою деревню!»
Голубая бабочка, сбившись с пути, села на плечо Пиши, взмахнула крыльями один или два раза и улетела. Девочка подождала ещё немного, успокоившись, спустилась с холма. Оставила ветер в полном одиночестве, без живой души, кружить вокруг колёс и гудеть внутри забытой кастрюли.
До того, как братья и сёстры уехали на обучение, для Пиши было привычно делить свою кровать с кем-то еще. Семья Виолли большая. И это хорошо. На детей госпожа Мгновение производила неизгладимое впечатление. Хотя они немного ее побаивались, были воспитаны так, что точно знали – с теми, кто имеет больше знаний, чем ты и умеет подать свою мысль – лучше не спорить. Такие люди важны для мира. И соглашались с госпожой во всем. Даже родители были о ней высокого мнения, и страшились этой ведьмы иногда. Пиша слышала их разговор с госпожой, уходя спать. Когда ты идешь из кухни и у тебя в руках стеклянный стакан, развернутый вверх дном, очень просто кого-нибудь ненароком услышать, совершенно случайно подставив его к деревянной двери и приложив к нему свое ухо.
Это был не просто разговор, а спор по поводу отъезда Пиши. На сборы ей давался месяц. Отец твердо стоял на том, что девочке ехать никуда не нужно: ни к чему хорошему это не приведет, и учиться такому, как владение магии — абсолютно бесполезное дело. А помогать кому-то по хозяйству и мыть полы — это везде одинаково, что в доме у учителя, что у своей семьи. Эта деревня — часть ее души. Пиша не выдержит разлуки с ней. Мать согласилась с ним, но она была уверена, что дочь сделает правильный шаг. Пише нужно было выбирать, кем она хочет быть, и если они лишат ее такой возможности, испортят девочке жизнь. К тому же, если все так скучно и бесполезно, дочь сама вернется к ним. И года не пройдет.
«Кстати, было бы интересно узнать в школе, что значит "доблесть"», - подумала Пиша. - «Наверное, это какая-нибудь супер сила.» У них дома был большой, старый словарь, но мама никогда не открывала его. Присутствие гигантских и слишком заумных слов не давало этой женщине спокойно жить, становилось как-то не по себе. А Пиша прочла словарь от корки до корки, и он ей понравился. Всё. Тишина. Спор кончился.
Месяц прошел невероятно быстро, и вот юная ведьмочка уже стояла и ждала, когда за ней придут, обматывая ковром свои поношенные ботинки. Они передавались от сестры к сестре. Пиша положила ботинки в свой чемодан, который мама купила ей на распродаже: коричневый кожаный, с марками. Ему было уже много лет и держался он на ниточках, но девочке все равно нравился. Уж больно много воспоминаний хранит чемодан в себе, чтобы покупать новый. Для Пиши эта вещь была чем-то вроде талисмана. Она помнила каждую поездку вместе с ним.
Вот и пришёл час покидать свой дом. Настало время прощания: мама так переживала, что не смогла сдержать слез. Младший брат, Юрио, подбежал к сестренке и, крепко обняв ее за ногу, прижался к Пише. Папа не проронил ни слезинки, лишь дал дочери серебренную монетку и с серьезным видом взял с нее обещание, что дочь не забудет писать родителям еженедельно.
«Пора...» — подумала Пиша, сильно сжимая ручку чемодана, в её голосе слышались нотки волнения, хотя сама девочка старалась не подавать виду — «Пора узнать, в чём моё предназначение. Я должна приносить пользу этому миру, быть его частью. Возможно, обучаясь ведьмовству, я смогу помогать другим. На мой взгляд, в этом и есть смысл существования всех — сделать так, чтоб о тебе вспоминали с улыбкой на лице. Ведь каждый из нас — часть этого мира. Не скучайте без меня, дорогие мои, я скоро вернусь!» И с этими мыслями Пиша подошла к госпоже Мгновение, которая уже ждала у порога. Родители долго смотрели вслед улетающей чёрной метле, пока она совсем не исчезла из виду.
Осенняя паутина
Военная хитрость
Госпожа Метелица
Астрономический календарь. Май, 2019
Горячо - холодно