Работа о судьбе князя Михаила Тверского и святой благоверной Анны Кашинской.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_mih_tv.docx | 37.57 КБ |
«Я телом умру, но душою спасусь…»
( о судьбе князя Михаила Тверского и святой благоверной Анны Кашинской)
Информационно – реферативная работа
Выполнила: ученица 7 класса
МБОУ Стрелихинская СОШ
Кесовогорского района
Старостина Софья
Руководитель:
учитель ОРКЭ и ОДНКНР
Быкова Г.Ю.
В этом году весь православный мир отмечает 700-летие совершения в Золотой Орде духовного подвига и мученической гибели святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и 650 летие Святой благоверной Анны Кашинской.
Моя работа посвящена биографиям Михаила Тверского и Анны Кашинской. Актуальность этой работы в том, эти святые наши земляки.
Цель: Рассказать о жизни и духовном подвиге Михаила Тверского и Анны Кашинской. Чтобы добиться цели, я ставлю перед собой задачи:
- найти сведения в краеведческих книгах
- изучить интернет-ресурсы по данной теме.
В своей работе я использовала следующие источники:
« СФК – офис» - 2007
Михаил Ярославич Тверской - человек, стоявший у истоков создания единого Русского государства, проповедовавший высокую мораль в управлении подданными, помогавший в меру
своих сил и понятий восстановлению ростков общерусской культуры.
Отцом Михаила Тверского был великий князь Ярослав Ярославич, приходившийся родным братом великому князю Александру Невскому. В XVII в. в Твери была записана красивая легенда о встрече родителей Михаила. Согласно преданию, однажды князь Ярослав Ярославич охотился неподалекуот Твери возле с. Едимоново. Он зашел в церковь на берегу реки и увидел, как его дружинник Григорий венчается с красавицей Ксенией. Князь настолько пленился красотой Ксении, что решил сам на ней жениться. Опечаленный Григорий стал монахом и основал Отроч монастырь на берегу р. Тверцы. Недолго молодожены жили счастливо. По традициям того времени, Ярослав Ярославич отправился в Золотую Орду за ярлыком на княжение, а на обратном пути умер,
отравленный медленно действующим ядом. Он так и не увидел своего сына, который родился в конце 1271 г. (предположительно 1 ноября), на сороковой день после смерти отца – тверского князя Ярослава Ярославича.(7)
Вдовствующая княгиня назвала своего сына Михаилом в честь Архангела воинства небесного. Михаил воспитывался матерью – княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. До совершеннолетия князя Тверским княжеством управляла княгиня Ксения и бояре. После смерти двух старших сыновей Ярослава Ярославича от первого брака именно он становится наследным правителем Тверского княжества. Подтверждение права на княжение он получил после смерти своего старшего брата Святослава в 13-14 лет. В те далекие времена княжеские сыновья взрослели очень рано.
В 1285 г. 14-летний Михаил Ярославич принял первое боевое крещение: в союзе с Даниилом Московским оказал военную помощь Дмитрию Переяславскому, чтобы прогнать ордынцев, пришедших на Русь с его соперником князем Андреем Городецким. Через три года в 1288 г. Андрей, Дмитрий и еще несколько князей вышли походом на Тверь, осадили крепость Кашин, но встретили решительный отпор со стороны тверского князя. Михаилу удалось удержать Кашин и заключить мир с двоюродными братьями. Впервые летопись упоминает имя князя в 1285 году в связи с закладкой первого на Руси после нашествия войск Орды каменного храма Спасо-Преображенского собора в Твери. В этот год Михаилу исполнилось 14 лет, и он вступил на престол. В заботе о своем государстве не забывал Михаил Тверской и об укрепленииправославия на родных землях. По совету княгини Ксении и занимавшегося воспитанием князяепископа Симеона был возведенСпасо-Преображенский соборна месте древней церкви Косьмыи Дамиана. Строительство первого, после нашествия на Русьмонголо-татарского войска, белокаменного собора ознаменовало собой политическое и экономическое усиление Твери. (7)
Храм закладывает большой, каменный. Такого в Твери еще не было.Тишина стояла на площади. Молча наблюдали тверичи, как епископ Симеон готовился совершить молебен в честь начала строительства. Рядом с епископом четырнадцатилетний отрок в красном княжеском одеянии. Это и есть тверской князь Михаил Ярославович, сын Ярослава Ярославовича, родной племянник Александра Невского. Здесь и матушка Михаила – Великая княгиня Ксения.
Юное лицо князя окрасил румянец смущения. Не легко под взглядами тысяч тверичей выглядеть серьезным и строгим, хозяином города, да что там города – целого княжества. Он хмурил высокий белый лоб, крестился медленно, широко, как взрослый мужчина.
Епископ Симеон заговорил:
- В августе у православных великий двунадесятный великий праздник – Преображение Господне. В Евангелие от Матфея сказано: « Однажды Иисус Христос со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор. Неожиданно для них Христос преобразился. И просияло лицо его, как солнце, одежды его сделались белыми, как свет. А затем раздался глаз из облака гласящий: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение, его слушайте». Сегодня, закладывая каменный храм, реши мы освятить его в честь Спаса нашего, его преображения. Имя новому храму будет Спасо- Преображенский собор.»
Владыка шагнул впереди пошел окроплять святой водой камень, заложенный в основании храма, груды известняка, привезенные на стройку, самих мастеров каменных дел и тверичей, ринувшихся со всех сторон под сверкающие прохладные капли благодатной влаги. Широко взмахнув рукой , брызнул на последок на юного князя и на его матушку княгиню Ксению щедрую долю святой освежающей воды.
Епископ глянул на Михаила ласковым добрым взором:
- Ну-ко, князюшка наш, молви слово.
Заалело лицо Михаила. Шагнув в перед, крикнув звонким, ломающимся голосом:
- Верю я – будет сей храм крепок и дивен по красоте своей. Будет стоять века. И город наш будет городом Святого Спаса.
Так соединились во едино начало княжения юного Михаила и строительство каменного Спаса-Преображенского собора, (1) Судьба этого собора в дальнейшем была неоднозначна. Белокаменный шестистолпный собор возведен на высоком подклете, имел два придела (Введения и святого Дмитрия). В конце 13 середине 14 века интерьер расписан фресками. В 1344-1359 года в соборе установлены позолоченные медные врата, полы высланы цветными майоликовыми плитками (« мраморное дно», на куполах воздвигнуты позолоченные кресты, в 1382 позолочены купола и кровля. В подклете собора были погребены князья Михаил Ярославович, Александр Михайлович и его сын Федор Александрович. В 1634 году обветшавший и грозивший падением собор был разобран, на его месте был возведен в 1634-35 годах 2-й новый одноименный собор, который простоял до конца 17 века. В 1689 на его месте из старицкого камня по образцу московского Успенского собора сооружен 3- собор. В 1748-55 годах к Юго-западу от него воздвигнута колокольня по проекту архитектора И.Я.Шумахера. А в 1935 собор и колокольня - взорваны. В настоящее время идет строительство нового Спаса – Преображенского собора.(8)
В 1293 г. страшная беда пришла в виде Дюденевой рати, которую привел на Русь Андрей Городецкий. Первым пал Муром, затем Суздаль, Владимир, Углич – всего 14 крупных городов. Князья не могли ничего противопоставить захватчикам, поскольку их действия носили разрозненный и несогласованный характер. После Москвы полководец Дюдень (Тудан) готовится взять Тверь, которая как большой ковчег приняла огромное количество беженцев из разоренных татарами земель. В отсутствие молодого князя Михаила, который совершал свою первую поездку в Орду к правителю Ногаю, Тверь самостоятельно начинает готовиться к обороне. И, прежде чем браться за оружие, все жители города собираются на площади перед Спасо-Преображенским собором. Вот как об этом пишет«Троицкая летопись»: «Тферичи целоваша крестъ, бояре къчерным людемъ, такоже и черные люди къ бояромъ, что статис единаго, битися съ Татары...».Сметены все барьеры, сословные, социальные различия. Ониклянутся друг другу«... все заедино, с единым биться врагом!». Татары отказались от похода на Тверь, и пошли на Волок Ламский. Причину изменения маршрута Патриаршая летопись видит в небесном заступничестве: «а во Тфери не быша, заступи бо его Богъ», в этот период возвращается в свою вотчину Михаил Ярославич, встреченный народом с ликованием. Этот первый за полвека всплеск народного самосознания и готовность объединившихся жителей Твери и беженцев из других регионов дать отпор врагу, стоять в обороне до последнего сыграли немаловажную роль в сохранении города от разгрома. (7)
В конце 1294 г. тверской князь женился на дочери князя Дмитрия Ростовского Анне, правнучке святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, Это была идеальная православная семья, воспитавшая нескольких детей. Всю свою жизнь Анна Дмитриевна во всем поддерживала своего мужа и сыновей.Почти четверть века прожили вместе Михаил и Анна, как говорили, «в ладу и бережении», но постоянно рядом с бедой: пожары, засухи, мор скота, болезни князя, постоянные волнения о муже и опустошительные набеги врагов тверского княжества. С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. У супругов остались сыновья – Дмитрий, получивший прозвище «Грозные очи», Александр, Константин и Василий.(9)
В 1304 г. умер великий князь Владимирский Андрей Александрович (сын Александра Невского). Тверь становится в 1305 г. главным городом Северо-Восточной Руси. Но для вступления в свои наследственные права князю Михаилу Тверскому приходится снова ехать в Орду. По существовавшим обычаям, ханы подтверждали права русских князей, выдавая им документ – ярлык на княжение. Бояре покойного великого князя стояли за тверского князя; тем самым они выступали за традиционный порядок престолонаследия. Сторонником права Михаила был митрополит Максим, имеющий свою резиденцию во Владимире. В декабре 1305 года скончался митрополит Максим. В качестве его приемника Михаил Тверской выдвинул игумена Геронтия. Однако главой русской церкви стал выходец из Южной Руси игумен Петр. Попытки князя Михаила добиться отстранения митрополита не увенчались успехом и ухудшились отношения Твери с новым главой церкви. Юрий Московский поддержал Петра, который переехал из Владимира в Москву. Это событие заметно подняло авторитет Московского княжества, но отрицательно сказалось на Твери.(6)
В 1313-1315 гг. Михаил Тверской снова в Орде. Приходится подтверждать свои права на Владимирское княжение со сменой хана. Хан Узбек дает тверскому князю новый ярлык. Но трехлетнее пребывание Юрия Даниловича Московского в Орде не прошло даром и его обещания собрать больше дани. Сыграла свою роль и женитьба на сестре хана Кончаке. Орда принимает решение заменить на Владимирском столе Михаила Тверского московским князем Юрием. В 1317 г. хан Узбек выдает Юрию Даниловичу еще один,
параллельный ярлык на великое княжение и сопроводительное войско под началом посла Кавгадыя. Новый великий князь идет войной на своего двоюродного дядю действующего великого князя Михаила Тверского. Не желая кровопролития, Михаил уступает право на великое княжение, Оговорив с ним и Ордынским князем Кавдыгеем свою неприкосновенность в Тверской земле. Но Кавдыгай и Юрий Московский нарушили договоренность и вторглись в пределы Тверской земли с Востока, а с Запада по приказу Кавдыгая пришли воевать новгородцы. Началось трехмесячное разорение Тверской земли. Михаил Ярославович разбил сначала под Торжком новгородцев, а потом в 40 верстах на юг от Твери под Бортеневом разбил и объединенную московско – ордынскую рать.Юрий Московский сумел бежать с поля битвы. В плену у тверского князя оказались его жена и братья. Посол Кавгадый приказал своему войску «стяги поврещи», сдаваясь на милость победителя. Согласно житию Михаила, во время битвы у Бортенева, приказал своим людям не трогать Кавдыгая и других татар. (7)
В 1318 году тверской князь встретился с Юрием Даниловичем и новгородским архиепископом Данилом и заключил с ним мирный договор. Михаил признал своего противника великим князем. Михаил заверил своих партнеров о возврате Новгороду земель и полученных от города денежных сумм, а также в том, что « разорвет» выгодные для него соглашения, заключенные с Новгородом в предыдущие годы. Кроме того, Михаил согласился освободить, находящихся в Твери, брата Юрия Бориса и жену Юрия Кончаку. Вскоре посол этого Канчака умирает в Твери, что дает москвичам возможность говорить о ее отравлении. Юрий и Михаил договорились предстать перед судом Узбека в Орде. Для Михаила Ярославовича опасность была особо велика после победы над Юрием и смертью Кончаки.(6)
Последняя поездка в Орду в 1318 г. стала его шагом в бессмертие. Михаил прекрасно понимал, что в Орде его убьют. Тем не менее, он предпочел умереть сам, чем навлечь гибель на свой народ и свое княжество. Если бы он отказался ехать, Орда прислала бы карательное войско, которое разрушило бы все, что встретило на пути. На просьбы своего старшего сына Дмитрия, он ответил так: «Негоже, сыне, придет пора, узнаешь, что в любом деле князю надо самому впереди быте, негоже князю чужими спинами загораживаться». Приехав в Орду, Михаил хана на осенней охоте в устье Дона. Тот принял подарки, беседовал милостиво. Но в скорее все изменилось. Состоялся один суд, второй, третий. Тверской князь решительно отверг все обвинения. Доказал всю ложь и нелепость их. Как сказано в московском своде 15 века, что князья и бояре, прибывшие в Орду по приказу Кавгадыя, представили «многы грамоты со многымъ замышлением». Предполагается, что речь шла о взимании Михаилом даней, которые он не передавал татарам. (7)
Неделю спустя Михаил, уже в оковах, предстал перед новым судом. Относительно расчетов с татарами он вновь представил доказательства своей правоты, ибо «он записывал все». По второму пункту обвинения касающегося сопротивления Михаила ханскому послу, князь отвечал, что он спас Кавгадыя в бою и принял у себя с честью. Третьим пунктом обвинения стало обвинение Михаила в убийстве княгини великого князя Юрия.
После второго процесса, положение Михаила ухудшилось. Он провел в оковах почти месяц, подвергаясь издевательствам и пыткам, особенное участие в которых принимал Кавгадый. В итоге 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1318 г. в Золотой Орде князь Михаил Ярославич Тверской был казнен. Летописи рассказывают, что скорбный караван с телом убитого князя, шедший на Русь по территории ныне ставропольского края, вынужден был остановиться на ночь в городе Маджар. Местные христиане и купцы, знавшие князя, попросили на ночь поставить гроб с телом мученика в храм. Сопровождавшие воины не допустили этого и приказали положить тело в хлеву караван сарая. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столб от земли до неба в виде креста, а днем была видна над ним радуга.(6)
Лишь через год, в 1319 г., в Твери узнали о судьбе своего государя. Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Юрий Данилович выдвинул тверитянам ряд условий по выкупу тела и освобождению оказавшихся в заложниках сына Михаила Тверского Константина и тверских бояр, сопровождавших князя во время последнего похода в Золотую Орду. Гроб с телом князя был за большой выкуп возвращен в Тверь. 6 сентября 1319 г. в Твери на берегу Волги у монастыря Архангела Михаила вдова княгиня Анна с сыновьями и всеми жителями Твери встречала тело убитого мужа, погребение святых останков которого состоялось в Спасо-Преображенском соборе.(7) В 1549 г. Михаил Тверской был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.
После гибели Михаила Анна Кашинская теряет еще близких людей — троих сыновей и внука. Только упование на Господа спасают Анну от отчаяния, которое могло бы заполнить разбитое горем сердце, если бы не вера в Святую волю Божью. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Ефросиния. Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, "цвела добродетелями и Богу угождала", призывая своих ближних "от насилия Единственный оставшийся в живых сын Василий обратился к княгине Анне с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее Успенский монастырь. Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но, в конце концов, согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. (10)
Место погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма. Местное почитание княгини Анны Дмитриевны возникло в 17 веке. Согласно преданию, у гроба княгини произошло 8 чудесных исцелений. В 1650 году Анна Кашинская была канонизирована, ее мощи перенесли в каменный Вознесенский собор. Службу на перенесение мощей написал Епифаний Соловецкий, по личному распоряжению царя Алексея Михайловича. В 1650-1652 годах составлено Житие Анны Кашинской. В 1677-1678 годах Житие подверглось суровой критике патриарха Иоакима. Специальная комиссия внимательно сверила текст Жития с летописными известиями и установила «несогласия и неприличия».
Определением церковного собора 1677 года кашинскими и тверскими духовными властями было велено прекратить церковные службы в ее честь. Вторично Анна Кашинская была канонизирована в 1909 году.(9)
Михаила Тверского и Анну Кашинскую можно считать покровителями не только Твери и Кашина, но и православной Руси, а так, же во многих городах и республиках России, так как Михаил Ярославич, будучи великим князем Владимирским, впервые упоминался в летописях «великий князь всея Руси». Приняв мученическую смерть, Михаил Тверской оградил тверские земли от неприятелей, а после
канонизации стал духовным заступником Тверского края.
Главное наследие Михаила Ярославича – государственность на базе высокой нравственности,
величия духа и значительности целей под руководством авторитетного лидера.
Ради этого стоит поднимать на щит память о великих людях, к числу которых в Твери причисляют князя Михаила Ярославича.
Список литературы
10стория России 9-17
Нора Аргунова. Щенята
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономический календарь. Май, 2019
Северное сияние