Индивидуальный итоговый проект по истории на тему "Казахский национальный обряд "Коржин"
Вложение | Размер |
---|---|
ip_kazahskiy_natsionalnyy_obryad_korzhin.rar | 850.99 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя школа»
Одесского муниципального района Омской области
Индивидуальный итоговый проект по истории
Казахский национальный обряд «Коржин»
Выполнила:
Аубакирова Жания, ученица 10 класса
Руководитель:
Берковская Л.В.
учитель истории и обществознания, I кв.к
с.Орехово 2019
Оглавление
Введение 3
казахской диаспоры Омской области……………………………………………5
2. История возникновения казахского национального обряда коржын………9
3. Наиболее характерные черты традиции 11
Практическая значимость 13
Изложение собственных данных 14
Заключение 16
Литература 18
Приложения 19
Введение
В современном мире, в условиях глобализации, молодое поколение теряет связь с национальными корнями, особенно, в условиях проживания в иной культурно-исторической среде. Очень многие традиции, которые переходят из поколения в поколение, со временем изменяются, иногда, как это не печально – забываются. Мне кажется, очень важно помнить обычаи и традиции своих предков.
Актуальность : Необходимость изучения национальных особенностей своего народа, я считаю важным для сохранения и популяризации казахской национальной культуры и традиций.
Объект работы: Казахский национальный обряда коржын.
Предмет работы: Процесс формирования и использования национального казахского обычая в условиях иной национально - культурной среды.
Цель: Изучение отношения казахов, живущих за пределами Казахстана, к национальным традициям своего народа на примере обряда коржын.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи, такие как:
1.Исследовать исторические и современные социально - бытовые и культурные характеристики казахской диаспоры, проживающей в Омской области и Одесском районе.
Гипотеза: в ходе изучения жизнедеятельности казахской диаспоры в Омском Прииртышье я постараюсь доказать, что казахи, проживающие за пределами Казахстана, все же соблюдают традиции и обычаи своих предков, помнят и чтят свой родной язык, используют его в своей повседневной жизни.
Для решения мной поставленных задач, использовались следующие методы:
Современные социально-бытовые и культурные характеристики
казахской диаспоры Омской области.
Казахи живут в 25 странах мира и 14 государствах бывшего СССР. Они есть в Китае, Монголии, Турции, США, Канаде, Дании, Англии, Франции, Австрии и других странах.
Согласно последней переписи, в России проживают более 600 тысяч казахов. Больше всего - в Астраханской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской и Омской областях. (Приложение №1)
Испокон веков в нашей Омской области живут казахи — коренные жители Омского Прииртышья.
Некоторые политики называют казахское население области диаспорой. Диаспора - это часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности. Омские казахи не считают себя диаспорой там, где живут. Они коренные жители Омского Прииртышья, потому как их предки обживали эти земли с незапамятных времен, всегда жили бок о бок в мире и согласии с русскими, украинцами, татарами и представителями других народов.
Немного истории: у Омска и Казахстана, как известно, общее прошлое. Ещё во времена Российской империи Омск и часть территории современного Казахстана входили в состав Степного генерал-губернаторства. В связи с этим следует отметить одно из главных преимуществ Омска перед другими «казахонаселенными» городами России – это его близкое расположение к границе Казахстана( Приложение №2)
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года общая численность населения Омской области составляет 1974820 человек, в том числе русских - 1273736, украинцев - 128011, немцев - 105728, казахов - 104876, татар - 36421, белорусов - 9635 человек. Как видим, казахи занимают четвертое место в общей численности населения региона. Местами их компактного проживания являются Щербакульский, Русско-Полянский, Нововаршавский районы, где доля казахов к общей численности местных жителей составляет, соответственно - 17,2, 16,8 и 14,3 процента. На территории Одесского района проживает 17422 человек, в том числе русских - 1039, украинцев - 3726, немцев - 1107, казахов - 858, что составляет 4.92%, белорусов - 139, армян - 90, татар - 83. В Ореховском сельском поселении проживало 35 человек. На данный момент число представителей казахской диаспоры в Ореховском поселении сократилось до 17 человек.
Много казахов проживает и в самом Омске. Есть казахские аулы, где жители сугубо казахской национальности. Немало казахов живет в сёлах с многонациональным населением. По данным регионального Сибирского центра казахской культуры "Мөлдір", в области насчитывается около 50 казахских аулов, жители которых чтят обычаи и традиции своего народа. Знают свой язык, часто в обыденной жизни носят национальную одежду, отмечают все мусульманские праздники - Курбан Айт, Ораза, Наурыз. И никто в этом им не препятствует. Наоборот, власти на местах стараются предоставить любые возможности для организации и проведения таких праздников. В 17 аулах, где преимущественно проживают казахи, в школах преподается казахский язык. А в ауле Керей (Щербакульский район) обучение ведется на казахском языке.
В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске. Казахи живут в регионе со сложным национальным составом населения и контактируют с людьми разных национальностей. Поэтому знание помимо казахского еще и русского языка как языка межнационального общения для них жизненно важно. 94,5% омских казахов при переписи 2010 года назвали родным языком казахский. При опросе 92% мужчин и 88% женщин ответили, что свободно владеют русским языком.
Конечно, говорить, что все омские казахи знают в совершенстве свой язык, будет преувеличением. Есть немало и тех, кто не умеет ни читать, ни писать на казахском языке. Не везде есть возможность учиться этому. Но тем не менее число людей, желающих выучить язык, в последнее время заметно выросло. Об этом свидетельствуют открывающиеся повсеместно курсы казахского языка, куда записываются люди самых разных возрастов. Поэтому омские казахи не сталкиваются с дискриминацией. Они без всяких ограничений поступают в здешние вузы, не имеют проблем при устройстве на работу. На карте Омской области можно найти до 200 наименований местностей, сел, аулов и деревень, которые имеют казахские корни. Только в Нововаршавском районе таких населенных пунктов около десятка: Алкул, Караозек, Караман, Талапкер, Узын агаш, Коянды, Кос агаш и другие. В ауле Караозек при мечети работают курсы, где молодежь обучают казахскому и арабскому языкам, учат читать Коран. Значительную роль в жизни казахов Омска играют их контакты с русскими, татарами, украинцами, немцами и людьми других национальностей. Они влияют и на культурно-бытовую сторону их жизни.
Огромен вклад казахов в экономику региона. Особенно в сельской местности. Они трудятся практически во всех сферах жизнеобеспечения области, в том числе в госучреждениях, здравоохранении, системе образования, правоохранительных органах. Представители казахской национальности работают даже в правительстве области. Конечно, проживая в российском обществе, закончив русские школы, имея дипломы омских вузов и колледжей, местные казахи не могут не адаптироваться к среде, где постоянно проживают. И это правильно, потому как они являются законными гражданами Российской Федерации. Но это никоим образом не свидетельствует о том, что они перестали быть казахами. Дома омских казахов открыты для друзей, там вы всегда найдете традиционное казахское гостеприимство, а на столах - национальные блюда. Казахи Омской области живо интересуются всем происходящим на своей исторической родине, часто приезжают а Казахстан. Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской, Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня, прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик приглашают друг друга на праздники, на свадьбы. Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают однонациональные браки преимущественно внутри области. В нашем районе создана и действует народная студия казахского национального творчества «Замандастар» Одесского районного культурно-досугового центра, которая тесно взаимодействует с соседним районом из Казахстана. Она участвует в организации и проведении национальных праздников, на которых частыми гостями являются делегации из Уалихановского района РК.
История возникновения казахского национального обряда «Коржын»
Поставив целью своей работы изучить национальный обряд коржын и отношение к нему, я начала свою работу над проектом с поиска информации об истории его возникновения. Основной материал о истории обряда я позаимствовала из книга Муссы Шорманова «Казахские национальные обычаи» и также использовала ресурсы интернета.
Очень многие традиции, которые переходят из поколения в поколение, со временем изменяются, иногда, как это не печально – забываются. Мне кажется, очень важно помнить обычаи и традиции своих предков.
По традиции казахов, заложенной ещё много лет назад, каждый веселый праздник никак не может пройти без Коржына.
Я заинтересовалась происхождением этого обычая, и вот что выяснила. Слово «коржын» происходит от турецкого (с арабскими корнями) слова «хурджин», которым обозначали переметные дорожные сумы, сшитые из ткани или кожи. Хурджины использовались с давних времен у восточных народов для транспортировки сельскохозяйственных продуктов. Хурджинами нагружали верблюдов, «несших свой груз в больших караванах». Часто эти переметные сумы упоминаются в сказках восточных народов. Вот, к примеру, отрывок из грузинской народной сказки «Царь и крестьянская дочь»: «Однажды на окраине города остановили+сь на ночевку пастухи, перегонявшие скот на горные пастбища. Распрягли они коней, сняли с них тяжелые хурджины…». Казахское название сумки «коржын» произошло от арабского и затем турецкого «хурджина». Видимо, уже в наши дни в казахском языке произошла мутация, переосмысление слова. Так как слово «коржын» очень похоже на русское слово «корзина», всё чаще им стали обозначать не тканые или кожаные переметные сумы, а корзины, наполненные подарками. И часто заменяют сумку именно корзиной. Но и сумки-«коржины» тоже сохранились. Сейчас существует традиция символично преподносить подарки либо в плетеной корзине, либо в сумке, сшитой из тонкой войлочной материи белого цвета, отделанной казахским национальным орнаментом. Коржын» в переводе с современного казахского языка – сумка или корзина с подарками, которые готовятся специально для праздника, сделанная из любой плотной ткани, например, фетр, бархат, плотный велюр, вельвет, шёлк, войлок, плюш и т.д.
Сумка эта может выглядеть, например, как на фото (Приложение 3). Обычай поднесения подарков в такой сумке в Казахстане еще называют «тойбастар».
«Коржын» традиционно принято наполнять различными подарками (украшения, игрушки, сувениры и др.), на дно можно положить монеты. Если семейный бюджет позволяет, то можно положить и золотые украшения. Такие подарочки должны «радовать глаз», и их дарят с пожеланием счастья и удачи гостю. В самый разгар торжества, будь то свадьба или юбилей, когда все гости в сборе, человек, который готовил «коржын», выносит его к гостям под веселую музыку, танцы и восхищенные аплодисменты присутствующих.
Как мне рассказала моя бабушка приготовить корзину с подарками можно на любое праздничное мероприятие, особенно эта традиция распространена на свадьбах. В таких случаях корзину, как правило, готовят самые близкие родственники (мать или сестра) со стороны невесты. По традиции казахов, сватать невесту идут с «коржын», наполненной подарками для родственников невесты.
Наиболее характерные черты традиции
Как проводится обряд Коржын? Большого различия в проведении этого обряда в Казахстане и в России не наблюдается.
Обычно данный обряд проводят в конце торжества, как его красивое и интересное завершение. Корзину (мешок) с подарками гостям заранее готовят хозяева дома. Подготовить коржын могут так же и приглашённые гости, обычно это близкие родственники семьи.
Чтобы разыграть коржын, хозяйка выбирает одну женщину для раздачи подарков. Обычно для этого действия выбирают многоуважаемую женщину, или ту, чья семья подарила более дорогой и ценный подарок, в знак благодарности за щедрые дары. Выбранная женщина раздаёт всем сидящим женщинам и девушкам по номерку. А дальше все происходит, как в лотерее. То есть, проводящая обряд женщина достаёт из мешка, не глядя, любой подарок и называет номер, который прикреплён к подарку. И тот, кому достался данный номерок, и становится владельцем этого подарка. Также в коржыне лежит кусок ткани, конфеты и алкогольное изделие, эти три вещи, после окончания обряда, забирает проводящая его женщина.
Что же может находится в корзине с подарками?
В старину в коржын клали деликатесы тех времен – курт и иримшик ( угощения из высушенного творога), сушеные и вяленые лакомства из мяса и др. В наше время в коржын собирают:
— хорошие конфеты (один-два килограмма, иногда в небольших декоративных коробочках, чтобы было удобно раздавать присутствующим гостям);
— сухофрукты (изюм, сушеный урюк или курага, орехи – каждого вида по килограмму);
— небольшие коробочки чая (несколько пачек по 100-200 грамм);
— по одной бутылке спиртного – водка, шампанское, коньяк, вино (марка спиртного зависит от финансовых возможностей сватов);
— один отрез и один платок для того, кому доверяют открыть коржын. Обычно, это женщина со стороны, принимающей сватов, поэтому подарок готовят специально для женщины.
Как выглядит современный коржын? Я постараюсь его поподробнее описать:
Во-первых, коржын бывает различной формы:
Во-вторых, коржын изготавливается из любой плотной ткани - фетр, бархат, плотный велюр, вельвет, шёлк, войлок, плюш и т.д. Ткань может быть любого цвета, на усмотрения создателя, но чаще всего применяются яркие и красочные оттенки.
В-третьих, декоративное оформление может быть тематическим, также используется национальный орнамент. В качестве украшений берутся пайетки, стразы и ювелирные изделия.
Раньше коржын делали хозяйки своими руками, но сегодняшние условия позволяют приобрести коржын на заказ у профессионального мастера.
Практическая значимость
Собранный в ходе работы над проектом материал можно использовать на уроках истории, ОРКСЭ, на уроках «Окружающий мир» в начальных классах, на классных часах, на занятиях внеурочной деятельности. Данную тему можно использовать для изучения культуры казахского народа, так как Россия является многонациональной страной и в ней проживет большое количество представителей этого народа.
Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, издавна поддерживаются крепкие и дружеские отношения. Омская область имеет прямую границу с Казахстаном, что способствует развитию торговых и культурных связей, взаимовыгодному обмену культурным опытом и традициями. Между Одесским МР и Уалихановским районом РК установлены давние, доброжелательные, соседские взаимоотношения. В нашем районе создана и действует народная студия казахского национального творчества «Замандастар» Одесского районного культурно-досугового центра, которая тесно взаимодействует с соседним районом из Казахстана. Она участвует в организации и проведении национальных праздников, на которых частыми гостями являются делегации из Уалихановского района РК. Кроме этого спортивными командами районов регулярно проводятся соревнования и товарищеские встречи по футболу, волейболу, баскетболу и т.д.
Изложение собственных данных
С целью изучения отношения к национальным традициям был проведён опрос среди представителей казахского населения нашего села. Меня интересовал вопрос, помнят ли они о данном обряде, что знают о его истории и как данная традиция используется в современных условиях. В опросе приняли участие представители казахского населения Ореховского сельского поселения в количестве 15 человек.
Для этого мной была составлена анкета: (Приложение №5)
Мониторинг результатов опроса
Вопросы | Результат |
Что такое коржын? | А - 15(100%) Б - 0(0%) В - 0(0%) Г - 0(0%) |
К какому празднеству был создан данный обряд? | А - 2(10%) Б - 12(80%) В – 0(0%) Г - 2(10%) |
Что представляет собой "коржын" | А - 15(100%) Б - 0(0%) В - 0(0%) Г - 0(0%) |
Сколько подарков должно лежать в коржыне? | А - 0(0%) Б - 0(0%) В - 15(100%) Г - 0(0%) |
В знак чего готовится коржын? | Все опрошенные ответили, что коржын является знаком уважения, гостеприимства, выражением своих добрых намерений. |
На каких праздниках проводят этот обряд сегодня? | 5 человек ответили, что обряд проводят на таком празднике, как свадьба, что составляет, примерно, 33%. Ещё 5 человек написали, что на юбилеях, что также составляет, примерно, 33%. Трое написали, что на сватовстве, что составляет 24%. И двое, что на новоселье, что составляет 10% |
На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод, что большинство казахов села Орехово знают и помнят обряд «коржын». Довольно часто в казахских семьях используют его при проведении семейных праздников и торжеств, таких как юбилеи, дни рождения, сватовство, свадьба, рождение ребенка, новоселье, важная и ценная покупка, поступление ребенка в первый класс, окончание обучения в школе, в институте и т.д.
Заключение
В результате проведенного исследования были рассмотрены современные социально-бытовые и культурные характеристики казахской диаспоры Омской области, история возникновения национального обряда коржын, а так же его наиболее характерные черты.
Рассматривая социально-бытовые и культурные характеристики казахского населения Омской области, можно констатировать следующее: жизнь в иной культурно-бытовой среды казахов, проживающих на территории Омской области и Одесского района, не особо отличается от жизни казахов, проживающих в Казахстане, но имеет свои специфические особенности. Большая часть казахского населения знают казахский язык и считают его родным языком, хотя одной из проблем называют незнание языка представителями молодого поколения. Одной из главных причин этого считается, то что обучение в учебных заведениях ведется на русском языке. Путем решения данной проблемы является увеличение школ, в которых обучение осуществляется на родном языке, такие примеры есть и в Омской области. В 17 аулах, где преимущественно проживают казахи, в школах преподается казахский язык. А в ауле Керей (Щербакульский район) обучение ведется на казахском языке.
Еще одним вариантом решения проблемы является создание культурных национальных центров, например, в Одесском районе создана и действует народная студия казахского национального творчества «Замандастар».
Наиболее распространенный способ приобщения молодежи к национальной культуре, по-моему мнению, это сохранение и соблюдение национальных обычаев и традиции в семье. Одним из наиболее часто используемых обрядов в казахских семьях Одесского района считается обряд « Коржын». Об этом обряде, о истории его происхождения, и о том, как он проводится сейчас я и постаралась рассказать в своей работе. Для этого я изучила источники, подобрала материал об этом обряде, провела сравнение обряда в прошлом и настоящем, и выявила его наиболее характерные черты. Дополнительно мне хотелось узнать, насколько хорошо об этом обряде знают казахи села Орехово. Этот вопрос я изучала при помощи анкетирования. Результаты показали, что большинство опрошенных знают и помнят, что означает этот обряд, как и когда он проводится, и что он собой символизирует. Я выяснила, что данный обряд часто используется в казахских семьях и его проведение является одной из любимых и распространенных традиций. Считаю, что гипотеза доказана, казахи, проживающие за пределами Казахстана, все же соблюдают традиции и обычаи своих предков, помнят и чтят свой родной язык, используют его в своей повседневной жизни.
Литература
Приложение №1
Степное генерал-губернаторство (Степной край) – генерал губернаторство Российской империи, существовавшее в период с 1882года по 1918 год. Административный центр - Омск
Приложение №2
Приложение №3
Традиционный коржын
Приложение№4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение№7
Свадебный коржин
Приложение №8
Анкета
1. Что такое коржын?
а) национальный наряд
б) национальное блюдо
в) национальный обряд
г) национальная игра
2. К какому празднеству был создан данный обряд?
а) рождение ребёнка
б) сватовство
в) похороны
г) юбилей
3. Что представляет собой "коржын"
а) сумка (корзина)
б) украшение
в) песня
г) одежда
4. Сколько подарков должно лежать в коржыне?
а)10
б) 5
в) 9
г)15
5. сколько угодно
ответ: _____________
Ответ:___________
Весенняя сказка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Фильм "Золушка"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Снегири и коты