Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Для здоровья человека особую опасность представляет повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава. Многие люди используют талую снеговую воду в быту.
Актуальность темы в том, что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в частности воды и воздуха. Состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье.Для того чтобы повысить активность населения страны, необходимо со школьного возраста прививать детям ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью.
Вложение | Размер |
---|---|
issledov_rabota_sneg.docx | 496.29 КБ |
issledovanie_sneg_2.pptx | 1.4 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Оценка состояния окружающей среды д.Рыбки с помощью проб снега»
ВЫПОЛНИЛА Муц Карина Романовна,
обучающаяся 11 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ Двинина Елена Владимировна,
учитель биологии и химии
МКОУ «Рыбковская СОШ»
Смоленская область
Сафоновский район
д.Рыбки
2018
Оглавление
Введение................................................................................................ . .............2 - 3
1. Обзор литературы…………………………………………………………….4 - 7
2. Практическая часть
2.1Объект исследования......................................................................................8
2.2. Методика исследований……………………………………………..........8 - 10
3. Результаты исследований и их обсуждение…………………………… ...11 - 12
4. Выводы.............................................................................................................13
5. Заключение......................................................................................................14
6. Список использованной литературы...........................................................15
7. Приложения....................................................................................................16 - 21
Приложение №1. Взятие и подготовка проб снега из
разных участков д. Рыбки……………………………….…...16
Приложение № 2. Оценка pH снега……………………………………………...17
Приложение № 3. Оценка пылевого загрязнения снега………………………..18
Приложение № 4.Биотестирование……………………………………………....19
Приложение № 5. Влияния загрязнения снега на прорастание семян горчицы 20
Приложение № 6 Уровни загрязнения (по Т.А. Ашихминой)…………………..21
Введение
Актуальность выбранной темы.
Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Вредные вещества, выбрасываемые предприятиями, котельными, автомобильные выхлопы и др., накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Таким образом, загрязнение снега является косвенным показателем загрязнения воды. В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снегового покрова. В снеговом покрове могут накапливаться сера, свинец, тяжелые металлы.
Для человека очень опасны отравления, вызванные органическим соединением свинца — тетраэтилсвинцом Pb (C2H5)4. Это маслянистая бесцветная жидкость с резким запахом, еще более токсичная, чем сам свинец. Тетраэтилсвинец начали активно добавлять в бензин в количестве 0,1 % для повышения его октанового числа. Небольшая добавка тетраэтилсвинца повышает качество бензина, экономичность двигателей внутреннего сгорания, а присутствие специальных веществ обеспечивает связывание этого металла в легколетучие соединения и удаление их в атмосферу. С выхлопными газами это вещество оседает вдоль дорог, накапливается в почве, легко попадает в воду. Из почвы, воды и из воздуха свинец попадает и накапливается в растениях. Неудивительно, что содержание этого металла оказывается повышенным в растениях, растущих вблизи автодорог.
Для здоровья человека особую опасность представляет повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава. Многие люди используют талую снеговую воду в быту.
Актуальность темы в том, что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в частности воды и воздуха. Состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье.
Для того чтобы повысить активность населения страны, необходимо со школьного возраста прививать детям ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью.
Цель работы:
исследовать загрязненность снежного покрова в д. Рыбки выяснить возможные последствия твердых выбросов на здоровье населения.
Задачи:
Место проведения работы: д. Рыки, Сафоновский район, Смоленская область.
Начало проведения работы: март 2018г.
Продолжительность: 2 месяца
1.Обзор литературы
1.1.Источники загрязнения
Загрязнение – это привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, чуждых ей химических соединений, биологических систем, а также физических воздействий.
Существуют различные классификации загрязнителей окружающей среды: по свойствам загрязнителей (физические, химические, биологические
Источники загрязнения.
Источников загрязнения биосферы множество. Так, главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
Индустриальное развитие привело к тому, что за последние 100 лет
концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась на 12-13%, на 10-20% возросла запыленность атмосферы на 7-10%. Снизилась освещенность земли.
Горение – это реакция, при которой происходит превращение химической энергии топлива в тепловую. Горение бывает полное и неполное. При полном горении вся химическая энергия топлива превращается в тепловую
сгорает, т. е. соединяется с кислородом воздуха. В горячих отходящих газах остается много несгоревших, но разогретых докрасна частиц углерода, которые и придают пламени такой цвет[7]. Теоретически для сгорания 1 кг топлива требуется воздуха, м3: а) бурого угля 4,8; Наличие желтой окраски пламени свидетельствует о том, что в продуктах сгорания имеются канцерогенные вещества. Много канцерогенных веществ образуется при режимах горения с сажеобразованием [7]. Угарный газ – очень ядовитое вещество. Даже небольшие примеси угарного газа в воздухе вызывают тяжелые отравления [8,с. 54] .
Наряду с загрязнением атмосферы происходит одновременно
загрязнение поверхностных и грунтовых вод [7, 56].
Важным компонентом экосистемы является почва, которая тоже
подвергается воздействию человека и делается непригодной для использования. Перечисленные вещества не только загрязняют воздух, но и проникают в корни растений, а через них – организм животных. В организм человека эти вещества попадают с растительными продуктами, питьевой водой, а также молоком и мясом животных, что может стать причиной заболеваний [7].
Уровень загрязнения среды определяет экологическую безопасность. Вопрос экологической безопасности связан с основным правом человека – правом жить в чистой экологической среде
1.2.Снег. Причины загрязнения снега.
Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Снег является одним из непременных атрибутов зимы. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.
«Выпавший на земную поверхность снег формирует снежный покров – уникальный слой, способный качественно и количественно характеризовать содержание загрязнителей в атмосферных осадках, накапливающихся в толще снега в течение зимнего периода.
Причины загрязнения снега.
Снег является хорошим индикатором распространения загрязнений вокруг населенных пунктов. Загрязняющие вещества выпадают из атмосферы в сухом виде и с осадками и накапливаются в снежном покрове на больших расстояниях от источников — промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и т. п. В снежном покрове может находиться во много раз больше загрязняющих веществ, чем в атмосфере. Он загрязняется поэтапно. Отдельные снежинки вбирают в себя загрязняющие вещества из атмосферы, поэтому выпавший снег уже является не чистым, а токсичным. Особенно сильно загрязнен снег, который выпал в промышленных районах, а также рядом с автомобильными трассами, у котельных.
Основными источниками загрязнения снега в нашем районе является автомобильный транспорт и сажа, которая является продуктом горения топлива.
За зиму снег, как хорошая губка, впитывает в себя и удерживает многие
загрязняющие вещества из воздуха. Все это постепенно оседает на снег,
фиксируется, как бы оставляя химическую летопись зимы.[2]
Снег является показателем того, насколько загрязнена окружающая среда. Снежный покров накапливает загрязняющие вещества из атмосферы, мусор, отходы и пр. В снежном покрове, как правило, концентрируется в несколько раз больше загрязняющих веществ, чем в атмосфере. Проведение измерений, процедур и проб по определению уровня загрязнения снега за зиму, может дать ответ, насколько сильным было загрязнение в определенном регионе. [1] Снег – это индикатор, который показывает все процессы загрязнения природных сред.
Особенно подвергается загрязнению снег, который расположен в промышленных зонах рядом с магистралями, шоссе, железными дорогами.[3] Содержание веществ в снеге очень разнообразно, от твердых бытовых отходов до ядовитых химических веществ.
2. Практическая часть
2.1 Объект исследования
Пробы снега с различных участков д.Рыбки: Школьная территория (ул.Школьная), ул. Центральная, ул. Озёрная.
Гипотеза
Мы полагаем, что территория ул. Центральная загрязнена выбросами и выхлопными газами автомобилей в большей степени, чем остальные участки (ул.Озёрная и ул. Школьная).
2.2. Методика исследований
При выполнении работы были использованы следующие научные методы:
участок № 1 (ул.Школьная) ; участок №2 (ул.Озёрная) ; участок №3 (ул.Центральная).
Опыт №1. Оценка pH снега.
Материалы и оборудование: стеклянные стаканы по 50 мл; вода после таяния снега; дистиллированная вода, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы.
1.Для проведения опыта отлили по 10мл фильтрата из каждой пробы.
2.Опустили в каждую пробирку универсальный индикатор и определили кислотность фильтрата.
3.Сравнили окраску индикатора со шкалой универсального индикатора. (Приложение № 2, рисунок 5, таблица1)
Опыт №2. Оценка пылевого загрязнения снега.
Материалы и оборудование: стаканы с пробами талой воды; плоскодонные колбы для отфильтрованной воды (промаркированные в соответствии с местом отбора проб);
дистиллированная вода; бумажные фильтры; стеклянные воронки; стеклянные палочки; лабораторные весы.
Ход работы:
1)Объем талой воды в каждой пробе довели по 500 мл дистиллированной водой. После чего перемешиваем пробу стеклянной палочкой (отдельная палочка для каждой пробы!) и пропускаем через бумажный фильтр. После высушивания фильтры взвешиваем на лабораторных весах. (Приложение №3, рисунки 6,7, таблица 2)
Взвешивание каждого фильтра повторяем трижды, а затем высчитываем среднее значение. Далее находим разность между массой фильтра до фильтрования и массой фильтра после фильтрования. Полученное значение и есть масса пыли на объем снега в пробе.
Опыт №3 (Биотестирование).
Материалы и оборудование: чашки Петри, контейнеры по количеству проб в трех повторностях, фильтровальная бумага; профильтрованная талая вода из каждой пробы; дистиллированная вода; семена горчицы (30 семян в каждой пробе в трех повторностях); этикетки для чашек Петри и контейнеров (с номером пробы или ее маркировкой); линейка.
Ход работы:
Все пробы должны находиться в одном помещении в одинаковых условиях. Под чашки Петри и контейнеры положили этикетки с обозначением пробы.
На дно каждой чашки положили фильтровальную бумагу, смоченную водой из соответствующей пробы.
На фильтровальную бумагу уложили 30 семян горчицы. (Приложение №4, рисунки 8,9) Чашки Петри и контейнеры закрыли крышками. На протяжении всего времени проращивания смачивали фильтровальную бумагу водой из соответствующей пробы, чтобы не допустить пересыхания семян. Параллельно с экспериментальными пробами заложили контрольную пробу (также в трех повторностях). В ней фильтровальную бумагу смачивали дистиллированной водой. Результаты всех наблюдений и измерений заносим в таблицы.
6.Сравниваем результаты опыта с данными таблицы «Уровни загрязнения» (по Т.Я. Ашихминой) (Приложение №6,таблица 4 , рисунок11) и делаем вывод о степени загрязнённости снежного покрова исследуемых участков д.Рыбки.
3. Результаты исследований и их обсуждение
1. Визуальный осмотр талой воды показал, что все собранные пробы снега в своем составе содержали взвешенные вещества. Участок № 1 (с территории школы) имеет очень малое количество примесей. Воду из снега с этого участка можно охарактеризовать как прозрачную. Участок№ 2 - ул Озёрная в 20 м. от автодороги выглядят менее грязной, но с некоторой примесью грязи.
Наиболее грязной оказалась вода, полученная из снега в районе автодороги с участка № 3 – ул. Центральная, вблизи оживленной дороги(Приложение №2, рисунок 5). В этом месте основным источником загрязнения снега является автотранспорт.
2. За нейтральную реакцию принято значение pH=7. Однако за счёт содержания в воздухе углекислого газа, который легко растворяется в воде, чистая дождевая вода и чистый снег имеют значение pH= 5,6. Если значение pH снега ниже 5,6, то он кислый, то есть загрязнён кислотными веществами. Если значение pH снега выше 5,6, то снег щелочной. Талая вода, которую мы получили при таянии пробы № 1 – ул.Школьная имеет рН = 5,7 (в пределах нормы), № 2 –ул.Озёрная рН = 6 , № 3 – ул. рН = 8, что говорит о слабощелочной реакции воды.
Контрольная проба (дистиллированная вода) имеет рН = 7 (нейтральная среда). (Приложение №2, рисунок 5, таблица 1)
3. Мы нашли разность между массой фильтра до фильтрования и массой фильтра после фильтрования. Масса сухого фильтра 0,9 г. Масса фильтра на участке № 1: 4 – 0,9=3,1г, на участке № 2: 5 – 0,9=4,1г, на участке №3: 7 – 0,9=6,1г. Полученное значение и есть масса пыли на объем снега в пробе.(Приложение №3, рисунок 7, таблица 2)
4. Мы исследовали прорастание семян горчицы в данных образцах воды. Уже на третий день эксперимента семена начали прорастать. Мы также исследовали и измерили длину проростков и корней растений и сравнили их. Среднее значение длины проростков на участке №1 – 7,3,на участке № 2 – 6,1, на участке № 3 – 4,7 (Приложение № 5, рисунок 10, таблица 3).
На участке №1(школьная территория) в пробах №1,2.3 – всхожесть составила 90%, что говорит об отсутствии загрязнения. Проростки длинные, ровные, мощные. На участке №2 (ул. Озерная) всхожесть семян в пробах составила 69-89%, что говорит о слабом загрязнении в этих участках. Наименьший % всхожести семян составил на участке №3 (обочина дороги по ул. Центральная), всего 58%, что говорит о среднем уровне загрязнения. Проростки и корни короткие, слабые.
4. Выводы
4.Заключение
Мы исследовали различные пробы снега и выяснили, что снег действительно является индикатором чистоты воздуха. Основываясь на результатах физического анализа и биотестирования, можно утверждать, что в целом атмосфера около школы благоприятная, достаточно чистый воздух. Слабое загрязнение на ул. Озёрная, т.к. жильцы оставляют свой транспорт на улице. Загрязнения наблюдаются возле автодороги, что связано с работой транспорта.
Опытное растение горчица является биоиндикатором, реагируя на изменения состояния окружающей среды изменением скорости роста, всхожестью и другими хорошо заметными признаками.
Наша гипотеза о загрязнении ул. Центральной выбросами и выхлопными газами автомобилей в большей степени, чем остальные участки подтвердилась.
В исследовании оценки состояния окружающей среды с помощью проб снега принимали участие Некрасов И. и Дударев С., обучающиеся 11 класса. Результаты данной работы можно использовать на классных часах, уроках биологии и во внеурочной деятельности.
6. Список использованной литературы
Приложение №1
Взятие и подготовка проб снега из разных участков д. Рыбки
Рисунок 1: Участок № 1 (ул. Школьная) Рисунок 2: Участок (ул.Озёрная)
Рисунок 3: Участок №3 (ул.Центральная) Рисунок 4: Пробы снега
Приложение №2
Оценка pH снега
Рисунок 5: Сравнивание индикаторной бумаги с цветом шкалы
Таблица 1: Определение рН растворов талой воды
Показатель | Участок № 1 ул.Школьная | Участок №2 ул. Озёрная | Участок №3 ул.Центральная |
Цвет лакмусовой бумажки | Светло-жёлтый | жёлтый | зеленый |
рН раствора | 5,7 | 6 | 8 |
Cреда раствора | в пределах нормы | слабощелочная | слабощелочная |
Приложение №3
Оценка пылевого загрязнения снега
Рисунок 6: Фильтрование талой воды
Рисунок 7:Взвешивание высохших фильтров
Таблица 2: Результаты опыта
Участки | Масса пыли на объём снега в пробе |
№1(ул.Школьная) | 3,1г |
№2 (ул.Озёрная) | 4,1г |
№3 (ул.Центральная) | 6,1г |
Приложение №4
Биотестирование
Рисунок 8:Закладка опыта
Рисунок 9: Пятый день опыта
Приложение №5
Влияния загрязнения снега на прорастание семян горчицы
Рисунок 10: Измерение длины проростков
Таблица 3: Результаты измерений длины проростков горчицы на разных участках
Длина проростка | |||
Участок №1 (Школьная территория) | Стебель | Корень | Суммарное значение |
2,5 | 0,5 | 3 | |
4,5 | 5 | 5 | |
4 | 1,5 | 5,5 | |
5 | 5 | 10 | |
5,5 | 7,5 | 13 |
Среднее значение: 7,3
Участок №2 (ул.Озерная) | 4 | 1,5 | 5,5 |
3 | 5 | 8 | |
3 | 2 | 5 | |
3,5 | 3 | 6,5 | |
5 | 0,5 | 5,5 |
Среднее значение: 6,1 | |||
Участок №3 (ул. Центральная) | 3 | 1 | 4 |
2,5 | 0,5 | 3 | |
4 | 1,5 | 5,5 | |
4,5 | 0,5 | 5 | |
5 | 1 | 6 |
Среднее значение: 4,7 |
Приложение № 6
Таблица 4:Уровни загрязнения (по Т.А. Ашихминой)
Уровень загрязнения | Всхожесть (%) | Внешний вид растений |
Загрязнения отсутствует | 90-100 | Всходы дружные, проростки крепкие, ровные |
Слабое загрязнение | 60-90 | Проростки крепкие, ровные, но недостаточно дружные и яркие |
Среднее загрязнение | 20-60 | Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше, некоторые имеют уродство |
Сильное загрязнение | Менее 20 | Проростки мелкие и уродливые. |
Рисунок 11: Всхожесть в (%) семян горчицы
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Оценка состояния окружающей среды д.Рыбки с помощью проб снега» ВЫПОЛНИЛА Муц Карина Романовна, обучающаяся 11 класса РУКОВОДИТЕЛЬ Двинина Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ « Рыбковская СОШ»Слайд 2
Актуальность выбранной темы. Для здоровья человека особую опасность представляет повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава. Многие люди используют талую снеговую воду в быту. Актуальность темы в том, что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в частности воды и воздуха. Состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье.
Слайд 3
Цель работы: Исследовать загрязненность снежного покрова в д. Рыбки выяснить возможные последствия твердых выбросов на здоровье населения. Задачи: 1 . Выделить районы исследования на территории д. Рыбки, взять пробы с этих участков. 2. Провести исследования физических свойств проб снега. 3. Провести исследование снега методом биоиндикации . 4. Выявить основные источники и степень загрязнённости снежного покрова.
Слайд 4
Место проведения работы: д. Рыки, Сафоновский район, Смоленская область. Начало проведения работы: март 2018г. Продолжительность: 2 месяца Объект исследования: Пробы снега с различных участков д.Рыбки: Школьная территория (ул.Школьная), ул. Центральная, ул. Озёрная.
Слайд 5
Методика исследований При выполнении работы были использованы следующие научные методы: Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач). Экспериментальный (постановка опытов). Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов эксперимента). Методика из экологического практикума «Вода. Методический гид».
Слайд 6
У часток № 1 (ул.Школьная)
Слайд 7
У часток №2 (ул.Озёрная)
Слайд 8
У часток №3 ( ул.Центральная )
Слайд 9
Пробы снега
Слайд 10
Опыт №1. Оценка pH снега .
Слайд 11
Опыт №2. Оценка пылевого загрязнения снега.
Слайд 12
Опыт №3 ( Биотестирование ). (Закладка опыта)
Слайд 13
Пятый день опыта (общий вид)
Слайд 14
Опыт №3. Измерение длины проростков горчицы на разных участках .
Слайд 15
Результаты исследований и их обсуждение.
Слайд 16
Показатель Участок № 1 ул.Школьная Участок №2 ул. Озёрная Участок №3 ул.Центральная Цвет лакмусовой бумажки Светло-жёлтый жёлтый зеленый рН раствора 5,7 6 8 C реда раствора в пределах нормы слабощелочная слабощелочная Результат опыта №1 ( : Определение рН растворов талой воды )
Слайд 17
Результаты опыта №2 (Оценка пылевого загрязнения снега.) Участки Масса пыли на объём снега в пробе №1(ул.Школьная) 3,1г №2 (ул.Озёрная) 4,1г №3 (ул.Центральная) 6,1г
Слайд 18
Результаты опыта №3 ( измерение длины проростков горчицы на разных участках )
Слайд 19
Всхожесть семян горчицы
Слайд 20
Выводы Провели исследование трёх участков на териитории д.Рыбки . Участок № 1 – школьная территория, участок № 2 – ул. Озёрная (жилой компленк ), участок № 3 – ул.Центральная (около автодороги). На участках №2 и №3 снег слабощелочной и загрязнён автомобильными выхлопами , которые получаются при сгорании бензина на поверхности снегового покрова. Наибольшая степень загрязнения пылью снегового покрова на участке № 3 по ул . Центральная, т.к здесь проходит автодорога. Чем больше загрязнение снега, тем хуже физические свойства талой воды. Это оказывает влияние на окружающую среду и здоровье человека .
Слайд 21
Уровень загрязнения Всхожесть (%) Внешний вид растений Загрязнения отсутствует 90-100 Всходы дружные, проростки крепкие, ровные Слабое загрязнение 60-90 Проростки крепкие, ровные, но недостаточно дружные и яркие Среднее загрязнение 20-60 Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше, некоторые имеют уродство Сильное загрязнение Менее 20 Проростки мелкие и уродливые.
Слайд 22
Мы исследовали различные пробы снега и выяснили, что снег действительно является индикатором чистоты воздуха. Основываясь на результатах физического анализа и биотестирования, можно утверждать, что в целом атмосфера около школы благоприятная, достаточно чистый воздух. Слабое загрязнение на ул. Озёрная, т.к. жильцы оставляют свой транспорт на улице. Загрязнения наблюдаются возле автодороги, что связано с работой транспорта. Опытное растение горчица является биоиндикатором, реагируя на изменения состояния окружающей среды изменением скорости роста, всхожестью и другими хорошо заметными признаками. Наша гипотеза о загрязнении ул. Центральной выбросами и выхлопными газами автомобилей в большей степени, чем остальные участки подтвердилась. Заключение
Слайд 23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Сказка "Узнай-зеркала"
Компас своими руками
По морям вокруг Земли
Никто меня не любит
Снежная книга