Идея исследовательской работы «Загадочный штрих» возникла у меня после очередного урока по изобразительному искусству. У меня возникли вопросы: какие же они – штрихи? Какие картины можно выполнять с помощью штрихов? С помощью чего можно выполнять штрихи? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше о загадочных штрихах.
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 24.35 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Образовательное учреждение, выдвигающее работу
Х Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
город Нижнекамск
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Класс 3В
Секция Культура и искусство
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Загадочный штрих
Руководитель:
Ташмурзина Алена Владимировна
учитель начальных классов
Учащийся:
Давытева Ралина Булатовна
2019г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть….………………………………………………………...4
1 Виды штриховки ………………………….……………………………….....4
2 Штриховка и фактура в рисунке…………………………….……………..6
3 Принципы красивой штриховки………………………………………….8
Практическая часть…………………………………………………….....…9
Заключение………………………………………………………………....…10
Список использованных источников……………………………………….11
Приложение
Введение
Идея исследовательской работы «Загадочный штрих» возникла у меня после очередного урока по изобразительному искусству. У меня возникли вопросы: какие же они – штрихи? Какие картины можно выполнять с помощью штрихов? С помощью чего можно выполнять штрихи? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше о загадочных штрихах.
Это и является целью моей исследовательской работы – собрать как можно больше интересного материала, рассказать и показать одноклассникам мастер – класс «Загадочный штрих».
Считаю, что моя тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей интересуются искусством, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, я хочу призвать вас с почтением относиться к искусству. Актуальность исследования обусловлена тем, что умение рисовать и разбираться в искусстве играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Дети с удовольствием включаются в занятия по искусству: пытаются выполнить какие – либо зарисовки, используя разные виды штриховки.
Штрихи, выполненные грифелем карандаша, предназначенные для творчества детей – объект моего исследования.
Предмет исследования – основные принципы выполнения штриховки.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: познакомиться с видами штрихов, изучить технику рисунка и как именно развить навык штриховки.
Гипотеза исследования – предположим, что интерес моих одноклассников возрастет к художественному искусству, после проведения мною мастер – класса «Загадочный штрих».
Практическое применение данной работы возможно во внеклассной и кружковой работе.
Теоретическая часть
1 Виды штриховки
Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась отобразить в моей исследовательской работе.
Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.
Большинство художников среди типов штриховки выделяют: параллельную, перекрестную, круговую, точечную.
Все виды штрихования карандашом очень важны для создания изображения. С их помощью можно нарисовать как эскиз, так и полноценную картину.
Предпочтительнее использовать простой карандаш, но также для выполнения техники, подойдет ручка или тушь.
Существуют несколько видов штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке.
1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.
2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».
4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же, как в вышеуказанном методе, только по окружности.
5. Штриховка, похожая на вышеуказанный вариант. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.
Таким образом, при работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. [1]
2 Штриховка и фактура в рисунке
Штриховка в рисунке имеет немалое значение. Поэтому кроме умения рисовать форму предмета и передачи её объёма, художник должен владеть карандашом так, чтобы ещё передавать фактуру поверхности или материальность предмета. В академическом рисунке есть свои традиции в плане культуры штриха. Например, штриховка геометрических тел, таких как шар или куб, делается по форме поверхности. [3]
Штриховка – это не просто движение карандаша влево-вправо. Это творческий процесс. Но при таком подходе важно не забывать — главная задача штриха заключается в передаче тона. Т. е. посредством штриха художник делает участки рисунка темнее или светлее. А уже потом, штрих создаёт фактуру и прочие эффекты.
Линия карандаша может быть то широкой, то узкой. Это достигается тем, что рисуют то плоскостью грифеля карандаша, то его кончиком. В итоге, линия становилась то тонкой и острой, то широкой и мягкой.
Также на фактуру влияет направление линий штриха. Он может быть разнонаправленным, а может быть направлен только в одну сторону.
Линия штриха тоже, различается. В некоторых штриховках она прямая. В других изогнутая. В третьих «корявая». В четвёртых – овальная или волнистая…
Немалое значение имеет и соединение линий штриховки друг с другом. Поверхность рисунка заштриховывается частями или фрагментами. Форма и размеры этих кусочков могут быть разными. А, следовательно, будет разным и соединение этих частей в единое целое. Это влияет на создание той или иной фактуры. Помимо стыковки этих «кусочков», на фактуру ещё влияет и соединение отдельных линий штриха. А оно тоже может быть разнообразным.
Различные способы наложения слоёв штриховки друг на друга, также влияют на формирование фактуры.
Касание карандаша может быть разным. Например, карандаш сильно нажат на бумагу, проводится линия и затем, карандаш плавно отрывается от поверхности листа – получается линия, похожая на запятую. Во втором случае линия проводится так, что карандаш вообще не отрывается от бумаги – получается зигзаг. [1]
Принципы красивой штриховки
Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Уже упоминалось, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе, а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые линии, именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой, вряд ли будут смотреться эффектно.
Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии – смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты. [4]
Не используется растушёвка. Не говорится о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать – то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что предмет лежит на горизонтальной плоскости, а за ними – плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы.
Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане – там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой – так показывается воздушная перспектива.
И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю. Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать с удовольствием и меньше думать о результате. [2]
Практическая часть
Мастер – класс «Чудесная гуашь»
Данный мастер – класс проводился мной в 3В классе, во внеурочное время. Длительность: 3 занятия по 45 мин.
Штриховка – это не просто движение карандаша влево-вправо. Это творческий процесс. Для этого предлагаю выполнить ряд упражнений, направленных на создание:
- разновидности штриховки,
- отображение штриховки в отдельных элементах рисунка,
- создание картины с помощью «Загадочного штриха».
Упражнение №1 «Разновидность штриховки»
Нам необходимо: лист ватмана форматом А-4, карандаш 2В, лист бумаги (для подкладывания под руку). Лист ватмана зрительно делим на 8 частей. В каждой части отображается вид штриховки. В итоге получится 8 видов штриховки. (Приложение 1)
Упражнение №2 «Штриховка в отдельных элементах рисунка»
Нам необходимо: лист ватмана форматом А-4 в количестве 6 штук, карандаш НВ и 2В, лист бумаги (для подкладывания под руку). Для начала мы изучаем элементы отдельно взятого рисунка, далее выполняем штриховку рисунка на листах ватмана. (Приложение 2)
Упражнение №3 «Картина, выполненная штриховкой»
Нам необходимо: лист ватмана форматом А-4, карандаш 2В, лист бумаги (для подкладывания под руку). Согласно изученным правилам и технике нанесения штриховки, выполняем полноценную картину с помощью нанесения штриха. (Приложение 3)
Заключение
Подводя итоги своей работы, могу сказать, что я добилась поставленной цели, собрала как можно больше интересного материала для выполнения картин с помощью штриховки. Рассказала и показала одноклассникам мастер – класс «Загадочный штрих», продолжительностью 3 занятия. Объяснила цель занятий. Во время работы над исследованием вызвала интерес моих одноклассников к художественному искусству. Многим понравилось выполнять упражнение, направленное на создание разновидности штриховки. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Я смогла заинтересовать ребят, а именно привлечь их внимание к художественному искусству.
Список использованных источников
И тут появился изобретатель
Новогодние гирлянды
Нора Аргунова. Щенята
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Ах эта снежная зима