Цель моей работы: исследовать значимость русской печи в жизни русского человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Актуальность данного проекта: печь как предмет русского быта несёт в себе память предков, их интеллектуальное и духовное богатство, след которого оставлен в фольклоре и литературе. Кроме того, русская печь является связующим звеном между прошлым и настоящим.
Новизна. Невозможно представить себе избу в русской деревне без белой печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого дома. Русская печь – не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей культуры, яркий символ русского духа.
Проблемный вопрос: Проблема, на решение которой направлен наш проект, заслуживает внимания, потому что в процессе работы развивается интерес к истории русской печи, ее значении в жизни народа. Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что собой представляет русская печь, какую она играла роль в жизни народа, сохранилась ли она у кого-нибудь в избах наших односельчан?
Гипотеза: Я предполагаю, что печка в доме была не только предметом первой необходимости, но и «сердцем» русской избы.
Объект изучения: русская печь – явление духовной культуры народа.
Вложение | Размер |
---|---|
zhihareva_s._pech.docx | 75.16 КБ |
Региональная научно-практическая конференция учащихся
«Путь к возрождению»
Секция: Духовное наследие наших предков (история, краеведение)
Тема: « Печь – «сердце» русской избы»
Автор работы: Жихарева Софья 5 класс МОУ «СОШ с. Николаевка имени В.М. Кузьмина» Ивантеевский район с. Николаевка ул. Кооперативная д.8
Научный руководитель: Рощупкина Татьяна Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Николаевка имени В.М. Кузьмина» Саратовская обл. Ивантеевский район с.Николаевка ул. Молодежная 6 5-44-10
г. Пугачев 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……. 3
Глава 1. История русской печи …………………………………..…………….. 5
Глава 2. Устройство русской печи ………………………………………………7
Глава 3. Русская печь – основа крестьянского быта…………………………... 9
Глава 4. Поверья, связанные с русской печью………………………………...11
Глава 5. Образ печи в русском фольклоре……………………..……………... 12
Анализ анкетирования…………………..………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………........15
Список использованных источников и литературы …………………………..16
Приложение ……………………………………………………………………...17
Введение
Печь – «сердце» русской избы
Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-Яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой…
Однажды я увидела это удивительное сооружение – русскую печь. И решила сделать её «Героиней» своей исследовательской работы.
Свою исследовательскую работу я назвала: Печь – «сердце» русской избы.
Цель моей работы: исследовать значимость русской печи в жизни русского человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Актуальность данного проекта: печь как предмет русского быта несёт в себе память предков, их интеллектуальное и духовное богатство, след которого оставлен в фольклоре и литературе. Кроме того, русская печь является связующим звеном между прошлым и настоящим.
Новизна. Невозможно представить себе избу в русской деревне без белой печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого дома. Русская печь – не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей культуры, яркий символ русского духа.
Проблемный вопрос: Проблема, на решение которой направлен наш проект, заслуживает внимания, потому что в процессе работы развивается интерес к истории русской печи, ее значении в жизни народа. Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что собой представляет русская печь, какую она играла роль в жизни народа, сохранилась ли она у кого-нибудь в избах наших односельчан?
Гипотеза: Я предполагаю, что печка в доме была не только предметом первой необходимости, но и «сердцем» русской избы.
Объект изучения: русская печь – явление духовной культуры народа.
Предмет изучения: русская печь в жизни крестьянской семьи.
В своей исследовательской работе я использовал следующие методы: изучение и анализ литературных, информационных источников; наблюдение, анкетирование, посещение библиотеки и школьного музея, беседа с жителями нашего села.
Использование материалов этой работы возможно при изучении фольклорных тем на уроках и внеклассной работе, экскурсий в музее.
Глава 1. История русской печи
Печка… Я уверена, что с этим словом у каждого человека связаны самые добрые, теплые воспоминания. Печь – сердце дома. «Идешь по улице, а из каждой трубы запахи – какие пожелаешь! На печке с детства душа грелась, да так тепло и сохранила» - вспоминает моя бабушка.
А когда же появились печки? Какими они были. Здесь я обратилась за помощью интернета и энциклопедий.
Оказалось, что русские печи появились в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. К концу 15 века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднялись деревянные дымники. Из печи дым шёл на чердак, а уже оттуда, в дымник. Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и вскоре, место дымника, заняла труба из дерева.
Немного позже стали делать безопасные кирпичные трубы. Для изготовления кирпичей применяли красную и обыкновенную глину, добавляли мелкий песок и дождевую или речную воду. Красный кирпич использовали как облицовочный, а ещё было нужно тугоплавкий кирпич (он выдерживал температуру до 1000 градусов) и огнеупорный кирпич (а этот держит температуру до 1600 градусов). Служили такие печи для обогрева жилища и приготовления пищи.
Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой потому, что её топили «по-белому», т.е., без дыма в избе.
В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества. Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок. Но даже до сих пор в деревнях и селах печи только белят.
Таким образом, русская печь имеет многовековую историю, прошла долгий и достаточно сложный путь своего совершенствования.
Глава 2. Устройство русской печи
Сложить хорошую печь было делом не простым. Не каждый мог справиться с этим делом. Поэтому в каждом селе были свои мастера печного дела. Об этом мне рассказал Назаров Александр Дмитриевич, моя бабушка Эбергард Лидия Петровна. И с их слов я узнала фамилии мастеров печного дела. Это Фролов Николай Васильевич, который вплоть до 1987 года складывал у односельчан печи. А обучился этому мастерству он у своего отца – Фролова Василия Григорьевича. Среди печников прошлого столетия были: Марахов Егор Степанович, Демидов Александр Филиппович, Гнездилов Алексей, Перцев Василий Иванович. Жил и работал в нашем селе Батов Дмитрий Афанасьевич. С уважением откликаются о нем николаевцы. А был он учителем математики и преподавал музыку, так как очень хорошо играл на баяне. Его ученикам уже далеко за 60. Но они до сих пор вспоминают его уроки. Но прославился он и тем, что очень хорошо умел сложить добротную печь!
Я встретились с Назаровым Василием Дмитриевичем, который тоже умело это делал. Он рассказал мне, что клали печи в основном из самодельного кирпича. Глина, в которую добавляли песок, навоз конский и воду мяли ногами или лошадьми. Это все заливали в формы, высушивали и такой кирпич называли «сырец». В середине 20в. появился жженый кирпич, который изготавливали на кирпичном заводе.
Сначала прямо на земле устанавливалось опечье – фундамент печи. На фундамент настилались доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из кирпича и глины сооружался свод печи. В центре печи изготавливали устье, где была топка или её называли ещё горнилом. Перед устьем располагался шесток, на котором держали в тепле приготовленную пищу.
На печи была лежанка. В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки. В верху располагалась труба для дымохода и задвижка. Печь имела внизу подпечек – для хранения дров или печного инвентаря. Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа. Её строили на расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Снаружи печь обмазывали несколько раз глиной, а потом еще и мягкой ветошью, смоченной водой, проходили, сглаживая неровности и полируя поверхность. В основном русская печь топилась дровами. Отличным топливом служили «крохотки», так называли в нашем селе высушенный навоз с добавлением соломы. Это топливо использовали на растопку печи.
Мы исследовали все дома нашей деревни и узнали, что русская печь сохранилась в нескольких уже очень старых домах. В пяти домах много лет уже никто не живет, а в одном доме, у Мордвинова Николая, на улице Крестьянской, у которого мы побывали в гостях, печь стоит в доме, но она не топится, так как дом отапливается газом. Печь очень старая, но я с интересом рассмотрела ее со всех сторон. Дедушка со слезами на глазах вспоминал, как ребятишками собирались они на печи в долгие зимние вечера, каким был вкусным хлеб из русской печи, а щи уплетали за обе щеки.
Мы нашли печку, которая исправно служит своей хозяйке до сих пор. Живет в нашем селе замечательная женщина – Якунина Лидия. И вот что она нам рассказала: «Как провели в село природный газ, печки-то выкинули из домов, а вот в летних кухнях у многих они остались. И я оставила свою кормилицу. Долгое время я проработала в колхозе дояркой, вырастила детей и внуков. Ушла на пенсию, а вот без дела сидеть не привыкла. В своей печке копчу сало и мясо. Со всей округи ко мне приезжают».
Несмотря на многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней.
Глава 3. Русская печь – основа крестьянского быта
Приготовление пищи – одно из основных назначений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. А вот какой утварью пользовались наши предки, мы узнали из рассказа Васильевой Натальи Петровны, руководителя школьного музея. Она не только рассказала, но и показала эти предметы и даже научила нас ими пользоваться. В музее СДК мы увидели еще несколько предметов домашней утвари, даже некоторые части от печки. О том нам поведала Жихарева Н.А.
Для приготовления пищи пользовались чугунками, сковородами, ухватами, сковородниками. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме ухватов и сковородника было ещё кочерга для перемешивания углей.
Русская печь была источником света. После того как огонь разгорался, хозяйка всю домашнюю работу делала перед устьем и рукодельничала.
В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. На больших печках, на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть это общая спальня.
Печь была лекарем. Изгоняя простудные заболевания, прогревались как сверху на печи, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью. Самым простым ингалятором, с помощью которого получали дым с определенными лечебными свойствами, был обычный печной кирпич. На раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втягивал в себя дым, поднимающийся от травы.
А ещё русская печка служила баней. В ней люди, не имевшие бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной.
Поэтому печь специально делали более просторной, с широким устьем и высоким сводом. В банный день, как обычно, печь использовали по своему основному назначению, то есть в ней варили пищу. Но при этом, на под ставили дополнительно еще несколько чугунов: в одних грелась вода, в других варился щелок (мылись щелоком, так как он смягчал воду). Для варки щелока в чугун опускали холщовый мешочек, наполненный просеянной древесной золой. После того как печь была протоплена, из нее выгребали золу и древесные угли. Под печи тщательно выметали метелкой или веником и бросали в печь щепоть муки. Если мука не загоралась, то это означало, что сильный жар спал и печь вполне пригодна для устройства в ней бани. На под печи укладывали специальные доски, выструганные из липы, ольхи и осины, либо устилали влажной соломой. Затем в печь ставили деревянный ушат с горячей водой и бадейку со щелоком, заменявшим мыло. В воду опускали березовый, дубовый или комбинированный веник, в который, кроме древесных веток, входили различные лекарственные и душистые травы. Так что захотелось попариться — печная баня всегда к услугам человека, как любили говаривать в старину: «Кожух с плеч, да и полезай в печь!»
В русской печи также можно было обжигать горшки, кувшины, кружки; распаривать ивовые прутья для плетения корзин; прогревать семена для посадки; сушить зерно, грибы и ягоды; отбеливать и красить холсты; у печи гадали и ворожили.
Кроме того, русская печь выполняла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.
Глава 4. Поверья, связанные с русской печью
Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления. Новорожденных детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда слабых новорожденных детей заворачивали в тесто и клали прямо в печь, как в инкубатор, чтобы выходить их. К услугам печи прибегали и знахари. Если ребёнок не спал по ночам, его обмывали водой на шестке, при этом заслонка печи должна быть открыта. Печку просили избавить ребёнка от болезни. На шестке печи совершалось и лечение ребёнка от сглаза. Если пропадала скотина или кто - то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно.
Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж. Завершая свадебный обряд, бросали в печь пустой горшок и приговаривали: «Сколько черепков, столько молодых ребят». Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь клали полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток. В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто - то позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!». Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату.
Глава 5. Образ печи в русском фольклоре
Русский народ крепко сохранил память о русской печке. Великое значение печки для русского человека доказывает большое количество упоминаний в русском фольклоре. С образом печи, отражённым в пословицах и поговорках, связан весь быт и жизнь крестьянина.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Пеки, пока печь горяча.
Белая старуха на одном месте сидит. (печь)
Шуба в избе, рукав на улице ( печь и труба)
Что из угла в угол не переставишь? ( печь)
Вообще, печь для крестьянина - это райский уголок в избе, особенно зимой. Когда в дом входил человек и видел, что хозяин лежит на печи, то обязательно говорил такую присказку: «Хорошо лежать на печке – ножки в тёпленьком местечке». На эту реплику хозяин с печи отвечал: «А то, как же, истинный рай!» Много песен и частушек сложено русским народом, где упоминается печь.
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Истоплю я жарко печь,
Испеку блиночков,
На вечёрку позову
Милого дружочка.
Про печку слагали легенды и сказки. Самая известная – «По щучьему велению», где ленивый Емеля заставил печку доставить его в царский дворец.
В сказке «Гуси-лебеди» печка сначала накормила Алёнушку пирогами, а потом укрыла её с братцем Иванушкой от гусей-лебедей.
Баба – Яга посадила Ивана на лопату и хотела зажарить? А может она хотела гостя в бане попарить?
Козлёнок в сказке «Волк и семеро козлят» спрятался от волка в печке и он его не съел.
Русский богатырь Илья Муромец пролежал на печи 30 лет, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов.
Есть легенда на Руси, что в каждой крестьянской семье бессменным покровителем и хранителем очага издревле считался домовой. Он незримо охранял не только огонь в русской печи, но также дом и его обитателей, храня их от воров и недоброго глаза. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом уголке на печи.
Итогом моей работы стал праздник «Русской печки нет добрее», который помогли мне организовать мои одноклассники и классный руководитель. Мы пригласили ребят из других классов, чтобы поделиться своими знаниями. На празднике мы рассказали о русской печке, пели народные песни и задорные частушки про печь, играли в народные игры с Бабой Ягой и Домовым. На празднике мы заслушали самые теплые и добрые воспоминания людей старшего поколения, связанные с русской печью. «На печке мы отогревались после игр на морозе или после работы во дворе. На печке учились - вслед за взрослыми - петь старинные песни. Играли и ссорились, мечтали. А вкус маминого хлеба и щей из печи позабыть не возможно, даже спустя много лет» - вспоминали наши собеседники.
Был создан небольшой словарик историко-бытовых терминов и небольшая подборка произведений русского фольклора связанных с русской печкой.
Анализ анкетирование
Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы. Мною было опрошено 18 человек. Им предстояло ответить на следующие вопросы:
Результаты.
Заключение
Подводя итог, можно без сомнения сказать, что русская печка – это душа народа. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Моя гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Наши предки не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь русского человека.
Русский фольклор хранит в себе память и опыт предков. Печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит! Связь нельзя прервать – она постоянно укрепляется: возникают новые песни и стихотворения, отдавая дань этому незаменимому устройству. Сегодня русская печь с триумфом возвращается. И, наверное, показательным является тот факт, что 19 мая отмечается день русской печки. Это ли не признание нами своего наследия?
Печь уходит в прошлое, и поэтому мы должны ради сохранения русской культуры знать о ней всё.
Дымок из трубы улетает,
Как в древней далёкой Руси.
В России домов не бывает
Без русской добротной печи.
Изба без печи сиротеет,
Без неё нет в доме тепла.
Она словно символ России,
Была, есть и будет всегда!
Список использованных источников и литературы
Как нарисовать ветку ели?
Стеклянный Человечек
Зимний лес в вашем доме
Хризантема и Луковица
Отчего синичка развеселилась