Пропаганда раздельного сбора мусора
Вложение | Размер |
---|---|
Раздельный сбор мусора. Пропаганда раздельного мусора | 1016.01 КБ |
Учебно-исследовательская работа
Окружающий мир
Исследовательский проект
«Сберечь планету под силу каждому!»
Руководитель проекта:
Мацулевич Е.Н.,
учитель начальных классов
Авторский коллектив:
Гурдяева Ульяна,
Золотухин Александр,
Литвинова Алиса,
Литвинова Милана
г. Красногорск, 2019
Тема проекта: познавательный, исследовательский
Тип проекта: долгосрочный
Статус проекта: в стадии реализации (начало- 15.05.2019)
Участники проекта: учащиеся средней общеобразовательной школы №19 г. Красногорска, педагоги.
Актуальность.
Проблема утилизации отходов, несомненно, является одной из важных в современном обществе.
Согласно отчету Международной финансовой корпорацией (IFC, Группа Всемирного банка), в России ежегодно образуется 55–60 млн. т твердых коммунальных отходов (ТКО). Уровень переработки в России составляет лишь 5–7%, а в странах Европейского союза перерабатывается до 60% ТКО.
В то время как страны Европы и Америки давно практикуют разделение мусора, извлекая выгоду из вторсырья, в России более 90% мусора направляется на полигоны и несанкционированные свалки, и количество накопленных отходов растет. В настоящее время более 14 700 санкционированных мест размещения отходов занимают и отравляют территорию около 4 млн га (что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов).
На фото один из мусорных полигонов Московской области.
Полигоны выводят земельные ресурсы из хозяйственного оборота, загрязняют, почву, подземные воды, негативно влияют на животный мир, ухудшают качество жизни населения, при этом большая часть мусора не разлагается. Сжигание мусора также представляет собой опасность. Выделяемые токсичные вещества, канцерогены, мутагены, попадая в воздух, вызывают тяжелые заболевания.
Наряду с вопросом утилизации отходов стоит вопрос о нехватке природных ресурсов. Использование вторичного сырья способно значительно снизить нагрузку на окружающую среду. Улучшить экологическую обстановку в России и извлечь выгоду в качестве вторсырья может раздельный сбор мусора. Переработка части ТБО в товарную продукцию, использование неразлагаемых отходов - привлекательный способ обращения с ТБО. Согласно планам развития полигонов мусора в Московской области ряд больших свалок будут оборудованы мусоросортировочными комплексами, обеспечивающими сокращение массы и объёмов мусора путём извлечения из него вторичного сырья.
Но важно не только организовать места для сбора мусора, необходимо вовлечь в этот процесс население.
Новизна проекта
В Красногорске один раз в месяц проводится акция в формате «единого дня», когда на одной из семи площадок, жители могут сдать макулатуру, стекло, металл, пластик, одежду-ветошь и др. вторсырьё. Новизна данного проекта состоит в том, чтобы информировать население города, в частности микрорайона Павшинская Пойма, о значимости каждого человека в раздельном сборе мусора и привлечении людей к ответственности не в отдельные дни, а к ежедневному участию в этом полезном деле.
Цели:
- информирование учащихся о проблемах, создаваемых бытовыми отходами и о преимуществах раздельного мусора.
-привлечение внимания населения Павшинской Поймы к проблеме раздельного сбора мусора, повышение степени сознательности
- формирование основных принципов правильного сбора мусора
Задачи:
Ожидаемые результаты:
- увеличение уровня грамотности детей;
- формирование экологического отряда, пропагандирующего ответственное отношение к природе;
- формирование у населения Павшинской Поймы сознательного отношения к окружающей среде;
- расширение у жителей знаний о правильном сборе мусора.
Как родилась идея!
Как-то с ребятами в школе мы поспорили о том, можно ли из старой пластиковой бутылки сделать что-то полезное. Ребята стали предлагать разное. Кто-то говорил о кормушке для птиц, кто-то о вазочках для цветов… а на классном часе на тему «Для чего нужно сортировать мусор?» мы узнали, что из пластиковые бутылки легко поддаётся переработке и из него можно изготовить новую бутылку бесконечное количество раз. Но больше всего нас удивило то, что из переработанной пластиковой бутылки можно изготовить куртку! Оказывается, кроме пластика переработке поддаются бумага, упаковки из соков и молока, металлические и стеклянные банки и бутылки. Основная наша задача – разделить мусор, перед тем как его выбросить. Мы и раньше были немного знакомы с раздельным сбором мусора. Но нам захотелось узнать как это делают в России и в других странах. Мы обращали внимание, что в здании школы и на её территории установлены специальные баки для разделения отходов.
Мы узнали, что Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был озвучен вопрос о создании инфраструктуры для раздельного сбора мусора и России предстоит большая работа в этом направлении. Наблюдая за стартовавшей программой раздельного мусора, видно, что, несмотря на огромные старания некоторых отдельно взятых людей, вся наша страна и наш город пока что плохо справляются с сортировкой мусора. В первую очередь это происходит из-за того, что люди не осознают масштабов проблемы. Необходимо формировать культуру раздельного сбора мусора среди населения.
Сегодня редко кто задумывается, что произойдёт с бутылкой из-под воды или пластиковым пакетом, который оказался на свалке. Но завтра это будет глобальной экологической проблемой! Если не перейти на раздельный сбор, через 10 лет площадь свалок будет равен двум Азовским морям. Наша главная задача - не допустить этого!
И мы на классном часе решили, что нужно действовать! Здесь же мы и собрали наш первый экологический отряд в школе «Родничок».
На первом заседании отряда «Родничок» мы оформили плакат «Сохраните Землю - наш родной дом».
Отряд «Родничок» сформирован из 10 человек исключительно на добровольной основе учащихся. На заседаниях отряда мы обсуждаем следующие темы:
• проблема загрязнения окружающего мира
• опасность отходов
• обращение с отходами
• утилизация и переработка
Мы разбирались в вопросах:
• Какой мусор бывает?
• Зачем нужно его сортировать?
• Какую выгоду приобретет общество и экология от раздельного сбора мусора?
Раздельный сбор мусора - система, при которой отходы разделяются по видам дальнейшего использования. Так, переработанный пластик может стать материалом для одежды, хозяйственных товаров, игрушек и многих других вещей, которые мы используем изо дня в день. Из макулатуры можно сделать новую бумажную продукцию, из стекла - стекловату. Органические отходы - прекрасное удобрение. А алюминиевые банки и вовсе можно перерабатывать несколько раз.
Главной целью раздельного сбора мусора является разделение на три основные категории:
• Сухое вторичное сырье (35-45%)
• Влажные биоразлагаемые отходы для компостирования (25-35%)
• Прочие неперерабатываемые отходы.
Мы провели выставку детских рисунков в защиту природы на тему "Раздельный сбор мусора", на мастер-классах делали поделки из бросового материала, так как основная идея отряда - дать старым вещам новую жизнь.
Наш проект!
Мы подумали, что нужно расширить границы отряда и провести исследование о том, насколько известно населению нашего микрорайона о существующей проблеме. Потому мы составили анкеты для опроса детей и взрослых, проживающих в Павшинской пойме и решили провести анкетирование школьников и взрослого населения микрорайона, в рамках экологической акции «Сберечь планету под силу каждому» и пошли на улицу! Мы задавали вопросы учащимся нашей школы и прохожим на улицах нашего района и очень им благодарны за отзывчивость и понимание, с которым они встречали нас.
В ходе проведённого анкетирования нам стало ясно, что горожанами не осознается масштаб проблемы загрязнения окружающей среды и повторной переработки материалов. Дети младшей школы мало информированы, взрослые не замотивированы. Многие люди и вовсе не знают, как правильно сортировать отходы. Разумеется, участие в раздельном сборе мусора не возможно на 100% из-за несознательности граждан.
Результаты анкетирования приведены в таблицах.
Анкетирование детей 1-4 классов
Вопрос | Результат | Вывод |
Пользуетесь ли Вы контейнерами для раздельного сбора мусора? | 42%- да 68%- нет | Невысокий процент участников раздельного сбора мусора. |
Понимаете ли Вы для чего нужно разделять мусор? | 38%-да 62%- не совсем | Недостаточная информированность младших школьников в необходимости разделять мусор. |
Соблюдаете ли Вы чистоту на улице? | 88%-да 12%-нет | Большинство задумывается о чистоте в общественных местах. |
Готовы ли Вы сортировать отходы при необходимости? | 71%-да 29%-нет | Высокая степень сознательности в случае необходимости. |
Анкетирование взрослого населения Павшинской Поймы
Вопрос | Результат | Вывод |
Часто ли Вы покупаете продукты в пластиковой упаковке? | 62%- часто 48%-редко | Есть необходимость говорить о разделении мусора и опасности пластика |
Пользуетесь ли Вы контейнерами для раздельного сбора мусора? | 52%-да 48%- нет | Низкий уровень сознательности граждан |
Готовы ли Вы приносить утильсырье в пункты приема | 34%- да 66%- нет | Невысокая мотивированность. |
Вы собираете макулатуру? | 3%-да 97%- нет | Очень низкая мотивированность |
Знаете ли Вы как правильно разделять мусор? | 64%-да 36%- нет | Плохая информированность |
Мы понимаем, что успех программы раздельного сбора, безусловно, определяется информационно-разъяснительной работой. Поэтому отряд взял на себя ответственность разобраться в формах, методах и средствах пропаганды и сделать свой вклад в развитие данного направления. По своей сути, «пропаганда»- это целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в различной форме среди широких масс.
Форма пропаганды, т.е. процесс доведения информации:
• конференции, презентации, семенары;
• тематические встречи;
• спортивные массовые игры, соревнования;
• театрализованные представления;
• фотопропаганда, рекламные ролики;
• научно-техническая пропаганда (специальные издания литературы, журналов);
• экскурсии;
• общественные движения, клубы по интересам.
Методы пропаганды (способы, приемы), с помощью которых доводится знание до масс
• метод устного воздействия (традиционный) - реализуется в беседах, консультациях;
• метод печатного сообщения (открытки, листовки);
• метод наглядного воздействия (плакаты, стенды).
Средства пропаганды – комплекс технической аппаратуры, ТВ, печать, кино, радио…
И мы сделали то, что нам под силу – мы составили лозунги "Сберегите планету!", "Подарите вещам вторую жизнь!", "Думайте о будущем!", Не делайте природе больно!", "Разделяйте мусор!", оформили листовки по раздельному сбору мусора для агитации населения. И опять вышли на улицу, чтобы раздать эти листовки нашим соседям!
Руководитель нашего проекта помогла разместить листовки в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Павшинская пойма Online», где мы заметили очень активную позицию пользователей сети - более 5000 просмотров, 2 репоста. |
Отрядом был спланирован ряд мероприятий, направленных на пропаганду раздельного сбора в Павшинской Пойме.
№ | Название мероприятия | Результат проведения |
1 | Оформление листовок на тему «Раздельный сбор мусора» | Оформлено 100 листовок. |
2 | Акция «Сохранить планету может каждый» | Роздано 90 листовок, 10листовок расклеено в подъездах |
3 | Размещение листовок в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Павшинская Пойма Online» | Более 5000 просмотров, 2 репоста |
4 | Создание информационно - медийного сопровождения (ролика) для информирования школьников о правильном разделении мусора и их вовлечения в процесс | В процессе реализации |
5 | Сбор макулатуры | В процессе реализации |
6 | Создание плакатов на тему раздельного мусора | В процессе реализации |
7 | Акция «Использованные батарейки» | В процессе реализации |
8 | Создание инструкции «Как правильно разделять мусор» | В процессе реализации |
Выводы:
1. Раздельный сбор мусора – это наиболее привлекательный способ обращения с отходами.
2. Успех программы по разделению мусора зависит от добросовестности и сознательности участников процесса.
3. Каждый может внести свой вклад в сохранение экологии и сортировать мусор.
4. Необходимо прививать культуру сортировки мусора в каждой семье.
Экологический отряд только начал свою работу. Мы будем продолжать пропагандировать раздельный сбор мусора через создание социальных роликов, инструкций по сортировке бытовых отходов.
Работа над проектом не закончена! Мы обязательно расскажем вам чем мы занимались в новом учебном году!
Литература и интернет-ресурсы
1. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами
http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_63/ifc_waste_in_russia_report.pdf
2. Вишневский Д. Что происходит с мусором? М.: АСТ, 2016. — 48 с. — (Почемучкины книжки).
3. Вениаминов С.С., Червонов А.М. Космический мусор - угроза человечеству. Москва, Изд-во Инст. космич. исследований РАН, 2012, 192 стр. - ISSN 2075-6836
4. Романов В.И. Новый мусор как угроза захламления и отравления планеты. М.: Издание МСЭС, 2017. — 210 с. — ISBN 978-5-7255-0817-4.
5. http://inkrasnogorsk.ru/novosti/
6. https://glavmusor.ru/articles/poligony-musora-v-moskovskoj-oblasti/
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Госпожа Метелица
Филимоновская игрушка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Плавает ли канцелярская скрепка?