Проект по математике
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 48.81 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Проектная работа
Секция: техническое направление, ИКТ в образовании
Уравнения второй степени с параметром и к ним сводимые
Выполнил: Дьяченко Наталья Евгеньевна, ученица X «Б» класса
Руководитель: Грякалова Лариса Георгиевна, учитель математики
2017-2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ 3
РАЗДЕЛ 2: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ, СОДЕРЖАЩИХ ПАРАМЕТР 4
2.1 НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ 4
2.2 ПРИВЕДЁННЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ 5
2.3 УРАВНЕНИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ 6
2.4 УРАВНЕНИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ 6
2.5 ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ, СВОДИМЫЕ К УРАВНЕНИЯМ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ 8
2.6. БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ УРАВНЕНИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ 9
Название: «Уравнения второй степени с параметром и к ним сводимые»
Автор проекта: Дьяченко Наталья Евгеньевна, ученица X «Б» класса
Научный руководитель: Грякалова Лариса Георгиевна, учитель математики
Цель работы: систематизировать знания о решении уравнений второй степени с параметром, к ним сводимых уравнений и составить алгоритм их решения.
Задачи работы:
1) Дать определение понятию «уравнение с параметром»;
2) Показать принцип решения уравнений второй степени с параметром на общих случаях;
3) Показать решение уравнений второй степени с параметрами, используя аналитический метод;
4) Составить алгоритм решения уравнений с параметрами.
Этапы проектной работы:
В результате проектной работы был получен алгоритм решения уравнений второй степени с параметром и к ним сводимых.
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами («параметр» с греч. parametron – отмеривающий). В обыденной жизни мы употребляем слово «параметр» как величину, характеризующую какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напряжение, электрическое сопротивление, масса, коэффициент трения и др.).
В математике параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи. При математическом моделировании различных процессов часто возникают задачи с параметрами (уравнения или неравенства, системы уравнений и неравенств, построение семейства кривых). В курсе элементарной математики уравнения и неравенства с параметрами являются, пожалуй, самыми сложными задачами. Обычно мы встречаем линейные уравнения с параметром, и только иногда квадратные уравнения с тем же параметром. Поэтому у меня возникло желание разобраться в этой теме: уравнения второй степени с параметрами, дополнив её уравнениями, сводимыми к выше названным.
Данная тема актуальна, потому что нам может пригодится умение решать уравнения второй степени с параметрами при сдаче экзамена ЕГЭ по математике и при поступлении в высшие учебные заведения.
Гипотеза работы: количество корней и их значение будет зависеть от значения параметра.
Цель работы: систематизировать знания о решении уравнений второй степени с параметром, к ним сводимых уравнений и составить алгоритм их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «уравнение с параметром»;
2) показать принцип решения уравнений второй степени с параметром на общих случаях;
3) показать решение уравнений второй степени с параметрами, используя аналитический метод;
4) составить алгоритм решения уравнений с параметрами.
Для выполнения поставленной цели были использованы следующие методы: использование литературы разного типа, и работа на занятиях по математике.
Объектом исследовательской работы было решение уравнений второй степени с параметрами.
Если в выражении с двумя неизвестными x и a,переменной a придавать какое-либо фиксированное значение, то это уравнение (или неравенство) можно рассматривать как задачу с одной переменной x. Множеством решения такой задачи является множество пар чисел x и a, при подстановке которых в исходное выражение получается верное равенство (или верное неравенство). Аргументы x и a считаются неравноправными, так как при решении задач обычно стараются найти x, выраженное через a. Далее необходимо выяснить зависимость решений от значений параметра a, что является важной частью решения задачи. Иногда ее называют исследованием и отделяют от непосредственного решения. Решить уравнение с параметром а – это значит для каждого значения а найти значения х, удовлетворяющие этому уравнению.
В квадратных уравнениях вида a+bx+c=0, где x–переменная, параметр является коэффициентом или частью коэффициента.
Задачи с параметрами можно разделить на два больших класса: задачи, в которых необходимо при всех значениях параметра из некоторого множества решить уравнение; задачи, в которых требуется найти все значения параметра, при каждом из которых решение уравнения удовлетворяют некоторым условиям. В итоге мы получаем алгоритм решения уравнений второй степени с параметром:
Если D >0, то уравнение имеет два корня ,
Если D = 0, то уравнение имеет один корень ,
Если D < 0, то уравнение не имеет корней
Квадратное уравнение ах^2+bх +с=0, где а≠ 0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или c равен 0.
Общая схема решения неполных квадратных уравнений с параметрами:
Следовательно, уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.
Если а=0, то х - любое действительное число.
.Если ,,следовательно, уравнение имеет корни, они равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку. Если < 0, то , следовательно, уравнение корней не имеет. Если а=0 и с≠0, то уравнение действительных корней не имеет.
,и. Если a=0, то bх=0, х=0.
Рассмотрим это на примере: х^2-2а+1=а, x – переменная, a–параметр.
x^2-2a+1-a=0
x^2-3a+1=0
Коэффициенты: a=1, b=0, c= -3a+1
если, , , то.
если , то x=0.
если , , то нет корней - .
Ответ: при нет корней; при x=0; при .
Приведённое квадратное уравнение – это уравнение вида a+ bx+c=0, где a=1.
При решении приведённых квадратных уравнений с параметром нужно:
Если D=0, то уравнение имеет один корень
Если D<0, то уравнение не имеет корней
Решим уравнение , x – переменная, a – параметр.
;
Ответ: при любом а,
Решим уравнение , x–переменная, m – параметр.
О.Д.З.:
Ответ: если , то нет корней; если , то
При решении уравнений второй степени будем пользоваться планом, предоставленным в теоретическом разделе.
Решим уравнение , где y – переменная, m – параметр.
.
при любом m.
При любом m, D0
Ответ: при любом m, .
Дополнительные условия могут формулироваться так:
При решении таких уравнений используются известные формулы для корней квадратного уравнения, теорема Виета и условия существования действительных решений – знак дискриминанта.
Решим уравнение: , где х – переменная, а – параметр.
При каких значениях параметра a уравнение:
Решение:
если , то
если то
если , , то нет корней
если , , то
если то
если a=0, то нет корней
Система не имеет решений.
Таких значений параметра нет.
Таких значений параметра нет.
Ответ: a)
b) и
c)
d)
e) Таких значений параметра нет.
f) Таких значений параметра нет.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА
Теорема Виета гласит: для того чтобы числа и были корнями уравнения , необходимо и достаточно выполнения равенств:
Решим уравнение, используя теорему Виета.
При каком a уравнение имеет два различных отрицательных корня?
Решение
Оба корня будут отрицательными, если тогда
Ответ:
Когда мы решаем дробно-рациональное уравнение, первым делом нужно его преобразовать. Если полученное уравнение является уравнением второй степени с параметром, исследуем его и решаем уравнение с параметром, учитывая область допустимых значений.
Решим уравнение
О.Д.З.:
если , то
если то
если то
если то
если то если то
Ответ: если то
если то
если
если
если то если то
Решим задачу: сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение ?
Решение:
, О.Д.З.:
,
если , то нет корней
если , то - один корень
если то - два корня
если , то нет корней
если , то - один корень
если то - два корня
Получившийся результат соберём на одной числовой оси. Это и будет ответ:
(ось ответа).
В ходе исследовательской работы я собрала и обобщила весь материал по теме: «Решение уравнений второй степени с параметром». Кроме того, я углубила свои знания. Как уже говорилось ранее, решить уравнение с параметром а – это значит для каждого значения а найти значения х, удовлетворяющие этому уравнению. Моя гипотеза о том, что количество корней и их значение будут зависеть от значений параметра, подтвердилась.
Были показаны общие случаи решения уравнений второй степени с параметром, а именно решение неполных, приведённых и других квадратных уравнений с параметром, были рассмотрены уравнения второй степени с параметром с дополнительными условиями и более сложные уравнения. Теория сопровождалась практическими примерами решения уравнений второй степени с параметром.
Был составлен алгоритм решения уравнений второй степени с параметром (см. Раздел 1: Теоретические основы решения уравнений второй степени с параметром):
Если D >0, то уравнение имеет два корня ,
Если D = 0, то уравнение имеет один корень ,
Если D < 0, то уравнение не имеет корней.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Шум и человек
Без сердца что поймём?
На берегу Байкала
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ