Я очень люблю разные подвижные игры, мы в них играем на переменах, в группе продленного дня, а нравятся ли эти игры моим одноклассникам и нынешним ученикам? В какие игры играли наши бабушки и дедушки? Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я провел исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
moi_lyubimye_igry.docx | 77.06 КБ |
Управление образования
администрации муниципального образования
муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Часовская средняя общеобразовательная школа»
«Часса шöр школа» муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
«Любимые игры современных детей и наших бабушек, дедушек»
исследовательская работа
Исполнитель:
Игнатов Александр Витальевич,
обучающийся 2 класса
МБОУ «Часовская СОШ»,
04.03.2010 г.р.
Адрес:168217, Республика Коми,
Сыктывдинский район,
с. Часово, ул. Школьная, д.3, кв.1
Научный руководитель:
Белых Ольга Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Часовская СОШ»,
Часово
2019
Содержание
№ | страницы | |
Введение | 3 | |
Глава 1. Теоретическая часть | ||
1.1 | Слово «игра» в толковом словаре | 4 |
1.2 | Влияние игры на физическое здоровье детей | 4 |
Глава 2. Практическая часть | ||
2.1 | Мои любимые игры | 5-7 |
2.2 | Считалки | 7-8 |
2.3 | Поэты об игре | 8-9 |
2.4 | Результаты анкетирования бабушек и дедушек | 10 |
2.5 | Результаты анкетирования учащихся | 10 |
Глава 3 Творческая часть | ||
3.1 | Считалки в собственном речевом творчестве | 11 |
3.2 | Синквейн | 11 |
Заключение | 11 | |
Список использованной литературы | 12 |
Введение
Актуальность исследования.
Я очень люблю разные подвижные игры, мы в них играем на переменах, в группе продленного дня, а нравятся ли эти игры моим одноклассникам и нынешним ученикам? В какие игры играли наши бабушки и дедушки? Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я провел исследование.
Цель:
1. Провести исследование и выяснить, какие игры нравятся нынешним ученикам и какие нравились нашим бабушкам и дедушкам
Задачи:
1. Изучить и собрать информацию о моих любимых играх.
2. Оформить результат исследования.
Гипотеза: если мне нравятся подвижные игры, то есть вероятность, что они нравились нашим бабушкам и дедушкам, а также нравятся и нынешним школьникам.
Объект исследования: бабушки, дедушки, ученики школы.
Предмет исследования: подвижные игры.
Результат исследования: книжка-раскладушка с играми.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Слово «игра» в толковом словаре.
В толковом словаре Ожегова 5 значений слова игра. Нам подходит одно:
Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная игра. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная игра (переносное: о рискованном предприятии) (1.1)
1.2. Влияние игры на физическое здоровье детей.
В учебнике по физкультуре вот что сказано о подвижных играх:
«Подвижные игры помогают развивать ловкость, меткость, быстроту, выносливость. В играх не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение.
Не меньшая польза подвижных игр в том, что они позволяют ребятам лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину» (1.2)
Глава 2. Практическая часть
Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепление здоровья. Желание играть у нас появляется с раннего детства, когда мама вместе с нами рисует, сочиняет разные сказки. Так, в игре начинают развиваться внимание и память.
Я очень люблю играть с детства. В школе на уроках физкультуры, в ГПД мы разучиваем и играем в разные игры, я их проанализировал и выделил основные: догонялки и прятки.
Догонялки (пятнашки, салки) — наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить (опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого). Можно вносить дополнительные условия.
«Успей схватится за руки»
Отличаются от обычных тем, что если игроки взялись за руки — их нельзя осалить. Поэтому игрок, если он видит, что опасность близко, кричит: «На помощь!», и кто-нибудь из остальных играющих бежит и подает ему руку.
Иногда по согласованию игроков можно вводить дополнительные правила:
а) водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого,
б) «руки, ноги, голова не считаются никогда» — дотрагивание до руки, ноги и головы не считается,
в) «выше ноги от земли» — убегающий игрок может встать на пень или любое другое место выше уровня земли и тем самым получить временную неприкосновенность,
г) «уголки» - убегающий игрок может встать в уголок и тем самым получить временную неприкосновенность.
«У медведя во бору» (догонялки с дополнительными условиями)
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!
Вариант:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
«Караси и щука» (догонялки с дополнительными условиями)
На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живет в камышах.
Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не, выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуют сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть — все длиннее. Тогда из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.
Правило
Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за карасями.
Указания к проведению
Чем больше играющих, тем интереснее проходит игра. Норы для карасей можно выделить простой чертой, но лучше натянуть шнур, под который караси подплывают. Места, где прячется щука (их может быть 3—4), нужно сделать по краям площадки.
Осаленные игроки могут сделать сеть, когда их не менее 3—4. Если щука в начале игры осалила, например, только одного игрока, то он стоит в стороне и ждет, когда их будет больше. Игроков, изображающих сеть, можно поставить в два ряда.
«Пустое место» (догонялки с дополнительными условиями)
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Игра в "Пустое место"
Правила:
1. Участники бегают только за кругом.
2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3. Если участники прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.
Прятки – это детская игра, где одни прячутся, а другие пытаются их найти. Вот одна из них:
«Туки-туки» (прятки с дополнительными условиями)
«Туки-туки» — занимательный вариант игры в «прятки» для детей. Детали этой игры: можно спасать себя и товарищей. Перед началом игры выбирается условное место, где водящий будет отмечать тех, кого нашел («застукивать»). Это может быть дерево, забор, стена дома и др. Начало игры, как в простых прятках — водящий считает, а остальные дети прячутся. После того, как водящий нашел кого-то из игроков, он должен прибежать в условное место первым и «застукать» найденного игрока. Для этого нужно постучать по стене со словами: «Туки-туки, Миша». Затем водящий отправляется на поиски остальных.
Задача спрятавшихся детей — опередить водящего. Можно выбегать из своего укрытия, пока вода ушел у другой конец площадки или просто смотрит в другую сторону. Если игроку удалось добежать до условного места первым, нужно произнести слова: «Туки-туки, за себя!» Он считается «спасенным в игре». Последнему спрятавшемуся игроку предоставляется прекрасная возможность спасти всех своих товарищей. Для этого он должен опередить водящего, коснуться условно места и сказать: «Туки-туки, за себя и за всех!» В таком случае водящий остается прежний.
Указания к проведению
Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех и много мест для пряток. (2.1)
В любой игре для ее начала нужна считалка. Считалок очень много, а мне нравятся:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок и мальчишек,
Их сестренок и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме!
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть — ворона на столбе,
Семь — ворона на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…
Ну, а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка! (2.2)
Знакомясь с произведениями разных поэтов на уроках литературного чтения, я узнал, что они также любили играть в подвижные игры.
Валентин Берестов «За игрой».
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура! (1.3)
Валентин Берестов «Лапта».
О радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случилось заиграться с нами. (2.3)
Зоя Александрова «Прятки».
Оленька играет в прятки.
Где искать её, ребятки?
Заглянули под кровать—
Под кроватью не видать.
— Где ты, Оля, далеко ли?
Мы соскучились без Оли!
И за дверью Оли нету,
И не видно за буфетом,
И на кухне под столом
Олю тоже не найдём.
Оля прячется за креслом:
«Нет, играть неинтересно,
Вдруг забудут, не найдут?»
— Где ты, Оленька?
— Я тут! (2.4)
Салки, салки, догонялки -
Развесёлая игра.
Собрались все на полянке
Дети нашего двора.
Лето, утро, благодать:
Прыгать, бегать, догонять.
Брызжет смех со всех сторон,
Распугали всех ворон.
Вовки семь, Катюше восемь,
А в глазах такая просинь.
Наша Катя – атаман,
Ну, а Вовка адъютант.
Всё чин-чином, в круг собрались,
По порядку рассчитались.
Кто водила? Ты, Андрей.
Ноги в руки и скорей
От водилы убегать,
Только тот не даст удрать.
В миг Катюшу засалил
И как вкопанный застыл.
Видит Катины глаза –
Наполняет их слеза.
От чего и почему,
Чем обидел не пойму.
Подскажу тебе Андрей:
Нужно быть чуть-чуть мудрей.
Кто же салит атамана.
Но опять средь шума, гама
Продолжается игра -
Салит, салит детвора.
А устанут, сядут в круг,
Все ошибки разберут (2.5).
2.4. Результаты анкетирования бабушек и дедушек
Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
Чтобы изучить игры разных поколений, выяснить, как проводят перемены учащиеся в начальной школе, в какие игры предпочитают играть, выяснить желают ли ребята разучить новые игры, в которые играли наши предки, я провел анкетирование. В анкету были включили следующие вопросы:
Опрос проводили среди бабушек и дедушек моих и моих одноклассников. В опросе приняли участие 10 человек. По итогам подвижные игры любили все, так как раньше телевизоров, компьютеров не было. Любили играть:
Прятки – 8 человек, догонялки – 7 человек, «Стрелки» - 9 человек, «Двенадцать палочек» - 7 человек, «Классики» - 5 человека, «Лапта» - 6 человека.
Вывод: наши бабушки и дедушки активно играли в подвижные игры. Среди них для меня не знакомы: «Лапта», «Стрелки», «Двенадцать палочек».
2.5. Результаты анкетирования учащихся
В опросе детей приняли участие учащиеся 2-4 классов (2 класс – 6 человек, 3 класс – 8 человек, 4 класс – 9 человек.
Вопросы анкеты:
1.Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон б) бегаю в) общаюсь
2.В какие игры ты любишь играть?
а) компьютерные б) подвижные в) настольные
3. В какие подвижные игры ты любишь играть? ____________
4.Хотел (а) бы ты разучить новые игры?
а) да б) нет
Два человека ответили, что играют в телефон и планшет, остальные ответили, что на переменах они общаются и бегают. Подвижные игры любят – 8 человек, настольные – 2 человека, подвижные и настольные – 5 человека, компьютерные и подвижные – 2 человека, настольные – 2 человека, все игры – 4 человека. На переменах играют в «Догонялки», «Уголки», «Прятки», «Выше ноги от земли». Все бы хотели разучить новые игры.
Вывод: наши дети любят подвижные игры, многие игры такие же, как игры наших бабушек и дедушек. Но из анкет я понял, что они также не играют в «Лапту», «Стрелки», «Двенадцать палочек».
Глава 3 Творческая часть
3.1. Считалки в собственном речевом творчестве:
1.Считалки
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы в игру играть,
Сели пчелы на цветы
Мы играем, водишь ты.
Шалуны-мальчишки,
Набили себе шишки,
Стали в салочки играть,
Надо воду выбирать.
2. Синквейн:
Заключение
Изучив учебники и словари, я понял, что игры занимают и занимали большое место в жизни детей, как наших бабушек и дедушек, так и нынешних школьников, это также доказывает творчество поэтов.
Дети играли раньше и играют сейчас. Только игры различаются. Меня заинтересовали игры наших бабушек и дедушек «Лапта», «Стрелки», «Двенадцать палочек». Я продолжу свое исследование, найду правила этих игр и попробую сыграть с одноклассниками.
А собранный материал можно использовать как дополнительный на уроках физкультуры, занятиях группы продленного дня.
1. Список используемой литературы и источников
1.1 С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» (Москва, 2007г), стр. 235
1.2 В.И.Лях «Физическая культура 1-4 классы» (Москва, «Просвещение», 2011г) стр.128
1.3 Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» (Москва, «Просвещение», 2011г) стр.74
2.Электронные ресурсы:
2.1. Подвижные игры: http://allforchildren.ru/games/active1-15.php
2.2. Считалки: http://hvatalkin.ru
2.3 Стихи поэтов https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-pro-igru
2.4 Стихи поэтов http://www.hobobo.ru/stihi/stihi-pro-igrushki-i-detskie-igry/
2.5 Стихи поэтов https://www.stihi.ru/2014/07/07/5249
Есть в осени первоначальной...
Чья проталина?
По морям вокруг Земли
Иван Васильевич меняет профессию
Серебряное копытце