Вложение | Размер |
---|---|
negativnoe_vliyanie_ikt_na_pamyat_myshlenie_i_rech_cheloveka.docx | 324.12 КБ |
Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века»
«Негативное влияние технического прогресса на память, мышление и речь человека»
Выполнил:
Коробов Ильяс Масабович,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"
группа 1П-2
Научный руководитель:
Ульянова Светлана Владимировна
Москва
2015
Вступление
«Не компьютер может довести человека, а интернет. Замечательный русский психолог Алексей Леонтьев сказал в 1965 году: «Избыток информации ведет к оскудению души». Эти слова должны быть написаны на каждом сайте»
Всем известно, что с каждым годом растет многообразие информационных технологий, а вместе с тем и их влияние на нашу жизнь и на нас самих. Как оказалось, это влияние не только положительно.
Чрезмерное увлечение Интернетом оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы нашей жизни, а также может вызвать такое расстройство, как интернет-зависимость.
Тем не менее, информацию об этой проблеме мне не удалось найти ни в библиотечной литературе, ни в учебниках, ни на широко известных сайтах в Интернете.
Глубже изучив этот вопрос, я считаю необходимым на каждом устройстве, имеющем подключение к сети Интернет поместить надпись «Продолжительное пользование опасно». В своей работе я хотел бы исследовать негативное влияние информационных технологий на память, мышление и речь человека.
Глава 1 Память
В Толковом словаре русского языка профессора Сергея Ивановича Ожегова память определяется как способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
В давно минувшие годы, когда письмена еще были неизвестны, познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Эти ученики были в состоянии повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова.
У древних греков поэмы передавались из поколения в поколение.
Точно так же сохранялись веками философские учения персов и индусов. Славянские баяны древних времен знали наизусть громадные эпические тексты. А индейцы запоминали и передавали свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранились в памяти судей и законоведов страны.
Рассказывают, что две тысячи лет тому назад какой-то китайский император позавидовал своим усопшим предкам. Он сжег все писаные и вырезанные записи в империи, включая и труды Конфуция. История народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий. Но труды Конфуция остаются существовать непоколебимыми благодаря изумительной памяти одного из его последователей. Он сохранил в своем разуме переданные ему в юности учения великого философа и после смерти нетерпимого императора восстановил их по памяти. Она была так совершенна, что когда много лет спустя была найдена древняя рукопись Конфуция, каким-то чудом спасшаяся от костров императора, то увидели, что старый мудрец не пропустил ни одного слова. Конечно, теперь такое проявление памяти встречается редко.
Влияние ИКТ на память человека
Сегодня практически у всех людей имеются мобильные телефоны, персональные компьютеры, телевизоры, которыми пользуются как взрослое, так и подрастающее поколение ежедневно. Зачем запоминать даты рождений, номера телефонов, адреса и т.д., если гаджеты могут делать это за человека? Теперь Интернет заменил память и является для людей внешним хранилищем информационных материалов.
Мало кто задумывается, что проблемой, возникающей при воздействии современных информационных технологий, является ухудшение памяти – либо непосредственно, либо опосредованно. Количество получаемой радиации колоссально, выше всех установленных норм, что отрицательно сказывается прежде всего на нашей высшей нервной деятельности, в том числе и памяти.
Глава 2 Мышление
Российский лингвист Татьяна Фёдоровна Ефремова в своём Толковом словаре называет мышление высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения объективной действительности, способностью человека мыслить.
Понятие мышления и взаимосвязанные с ним понятия были сформированы античными философами.
По Аристотелю мышление является частью души, другой ее частью является ощущение. Как часть души, мышление является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику - науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.
Влияние ИКТ на мышление человека
Мышление возникает, формируется, развивается в обществе, когда человек находится в определенном социокультурной среде и вступает в многогранные отношения с миром, который его окружает. На сегодняшний день большую часть информации об окружающем мире мы получаем из Интернета, в котором, к сожалению, негативная информация на данный момент преобладает.
Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая самое худшее на свет. В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить динамит, обучиться правильно подбирать и колоть наркотики. Я часто вижу сайты, которые нужно уничтожить.
Бурное развитие специальных технических средств нового типа, которые способны оказывать влияние на психику и сознание людей, достигло такого уровня, что их стали характеризовать как новый вид оружия. Широкое распространение по глобальной компьютерной сети информации сомнительного содержания прямо угрожает психическому и физическому здоровью человека. Результатом неадекватности представлений об окружающем мире становится девиантное поведение.
Влияние компьютерных игр на мышление детей
Большую популярность в наше время приобрели компьютерные игры. Они дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Каково же влияние компьютерных игр на психику ребенка? Во-первых, электронное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее. Во-вторых, компьютер вызывает у детей психическое напряжение, в результате возникает стрессовое состояние. У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.
Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени.
К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Глава 3 Речь
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн
В Толковом словаре Татьяны Фёдоровны Ефремовой речь - способность выражать мысль словами.
Речь является средством общения. С помощью языка и речи формируется мышление, определяется структура сознания человека. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.
Влияние ИКТ на культуру речи
Для того чтобы родной язык мог процветать, успешно развиваться, существует культура речи. Культура речи - это соблюдение языковых правил, использование речевых оборотов, способных обогатить речь.
Масштабное исследование, проведенное в Великобритании, показало, что современные дети страдают недостаточным словарным запасом, и каждое следующее поколение оперирует все меньшим количеством слов, чем сверстники предыдущих поколений.
Основную причину недостаточного развития лексикона у детей специалисты видят в излишней увлеченности детей и подростков современными технологиями – использование гаджетов и общение с их помощью не требует постоянного пополнения словарного запаса, исключая необходимость развития речи в той мере, в которой это нужно было раньше.
Выводы специалистов оказались неутешительными – с такими темпами развития и постоянно растущей популярностью общения с использованием технических достижений, уже через несколько поколений речь в «современном формате» может перестать существовать.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения также может привести к ряду негативных последствий. Особенно это касается тотальной индивидуализации обучения, которая свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
В течение практически всего срока обучения студент занимается молчаливым потреблением информацию. Таким образом, речь оказывается выключенной, обездвиженной в течение многих лет обучения. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, тоже приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Молодёжный сленг
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
Виссарион Григорьевич Белинский
В настоящее время, под влиянием «вульгаризации» общественной жизни, пропасть между «классической» речью и сленгом с каждым днем расширяется. Жаргон теснит респектабельную речь и, благодаря массовой культуре, накладывает свой отпечаток на язык всей нации. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который являет собой вызов «культурной» жизни.
Молодежный жаргон - это особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Молодежный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающим все, что правильно, стабильно, скучно, рутинно. Жаргон внедряется не только в речь молодежи, но и продолжает жить в речи взрослых, становится привычным, не говоря уже о более страшном явлении - повсеместном, почти узаконенном мате.
Сегодня русский язык переживает колоссальные перемены. Одна из основных проблем - проблема заимствования иностранных слов и речевых оборотов, которые мы все более «вживляем» в нашу речь: менталитет - вместо характера, презент - вместо подарка, и такие примеры можно приводить еще очень долго. Некоторые заимствованные слова изменили свое значение вследствие влияния социально-политических причин, например, слово спекулянт первоначально употреблялось в значении мелкого предпринимателя.
Сленгизмы очень интенсивно просачиваются в язык прессы. Почти во всех материалах, где речь идет о жизни молодых, об их интересах, праздниках и кумирах, содержатся сленгизмы в большей или меньшей концентраций.
Таким образом, молодежный сленг в большинстве случаев представляет собой английские заимствования или фонетические ассоциации, случаи перевода встречаются реже, да и то благодаря бурной фантазии молодых. С появлением сленга резко снизился языковой уровень. Сленг проникает во все области деятельности, и даже в литературу.
Влияние рекламы на речь молодежи
Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как приблизительно, неточно, неверно
Алексей Николаевич Толстой
Человек, смотрящий рекламу, воспринимает ту информацию, которая в ней заложена. Все образы и эмоции остаются в памяти и используются при необходимости. Так модели поведения, заложенные в рекламных роликах, включаются в магазинах, а слоганы вызывают ассоциации с жизненными событиями. Наибольшему внушению подвержена молодежь - поколение, открытое всему новому. Молодые люди следуют рекламному принципу "Бери от жизни все!" - и берут. И хорошее, и плохое. А как эти образы и модели откликнутся в их будущей взрослой жизни, никто не знает. Начиная со второй половины двадцатого века, электронные средства массовой информации получили возможность формировать язык всех слоев населения. Слушатели и зрители стали не только произносить, но подражать в произнесении фраз, акцентов и манере произношения.
Реклама, хотя и не выделившаяся пока в отдельную науку, уже имеет свою устойчивую терминологическую базу. Язык рекламы существенно влияет не только на речь, но и на поведение молодежи, а особенно детей. Одним из существенных недостатков чрезмерного увлечения рекламными слоганами является то, что это приводит к обеднению словаря, упрощению предложений, искажению многих литературных слов. И это не может не тревожить. Но чем старше человек, тем меньше восприимчив он к тому, что ему предлагает реклама.
Влияние SMS-сообщений на речь молодежи
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
Александр Сергеевич Пушкин
SMS (англ. Short Message Service - «услуга коротких сообщений») - система, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения в системах сотовой связи.
Главные достоинства SMS - это краткость и скорость набора. Основным признаком сообщения является сжатость и замена букв по принципу «как можно меньше нажатий». При этом нарушаются многие языковые нормы.
В первую очередь видится отрицательное влияние SMS-языка на письменную речь. Отличительной чертой SMS-текстов является несоблюдение орфографических принципов. Часто наблюдаемый текст напоминает искаженную транскрипцию и тем только доказывает прочную связь орфографии с фонетикой. Для SMS-текстов характерно и несоблюдение правил пунктуации - чаще всего это отсутствие запятой. Запятая не разделяет простые предложения в составе сложного. Часто нет запятой после вводных слов, после обращений. Могут не выделяться причастные и деепричастные обороты. В отдельных случаях не ставится точка в конце предложения - обычно это последнее предложение текста.
К сожалению, молодые люди переносят правила SMS-языка на современный русский литературный язык. Стирается грань между письменной литературной речью и SMS-коммуникацией. Это порождает обилие орфографических и пунктуационных ошибок в письменной речи молодежи.
Нельзя не говорить о влиянии SMS-языка на устную речь. Сообщения заменяют устную речь, ослабляют эмоциональный накал разговора. Результатом активного SMS-общения становится неумение построить устное монологическое высказывание не только в официальной обстановке, но и в живом общении. Подростки теряют мысль разговора, не могут сконструировать предложение, порой даже путаются в падежах (в SMS падежные окончания отбрасываются за ненадобностью). Резко сокращается словарный запас молодого человека. То, что в SMS-коммуникации является плюсом (экономия, замена слов, выражающих настроение, смайликами), обедняет устную речь, затрудняет общение, не позволяет грамотно передать эмоции. Отсюда и «слова-паразиты», играющие роль связок, наполняющих паузы.
Конечно, большое влияние на устную речь играют и другие средства коммуникации, такие, например, как социальные сети Интернет («ВКонтакте», «Твиттер»), но и язык, используемый в SMS-сообщениях, влияет на несформированную речь подростков.
Так как современная молодежь очень быстро копирует все новшества, возникающие на Западе, то опасения не напрасны. Как показало проведённое мной анкетирование, речь молодых пользователей мобильной связи становится еще скуднее.
Анкетирование показало:
Заключение
Исследовав литературу по данному вопросу: высказывания и статьи учёных, педагогов, врачей, проанализировав результаты проведённого в своей группе анкетирования (Приложение 1), я пришёл к выводу о негативном влиянии информационных технологий на память, мышление и речь человека.
Конечно же, несмотря на все исследования и весьма не оптимистичные результаты люди буду продолжать в той или иной мере пользоваться «дарами» информационного века.
Но вредное влияние можно свести к минимуму, выполняя несколько простых правил, существующих для каждого. Основополагающий принцип – по возможности давать своему организму побольше отдыхать от всех этих негативных воздействий, проводить время на свежем воздухе и находить иные менее вредные источники развлечений.
Спасти человека от нашествия виртуального мира может, прежде всего, ограничение с раннего возраста «безобидных» электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей их пагубности. Нужно сократить по возможности телефонные разговоры, держать мобильное устройство от себя на расстоянии 50 см, желательно не разговаривать в транспорте – так как из-за постоянного движения и металлического корпуса усиливаются мощность и воздействие радиочастоты на пользователя.
При работе с компьютером необходимо соблюдать расстояния от монитора до глаз (не меньше, чем на длину вытянутой руки) и давать себе отдых при пользовании компьютером примерно каждые 40 минут длительностью не менее 15 минут.
Пути повышения речевой культуры:
А самое главное - обеспечить информационную безопасность людей, формируя у них информационный иммунитет: механизм блокирования негативной информации, способность отражать негативное влияние информационной среды, выражающуюся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им.
Литература.
человечества. – М. 2004
Приложение 1.
Госпожа Метелица
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем "Осенний дождь"
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"