Тема: «Тайна снежного покрова»
Актуальность. Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды нашей местности. Выхлопы машин и чад из заводских труб, испарения токсичных отходов — все это попадает в атмосферу и оседает на землю в виде атмосферных осадков. Рядом со школой котельная, много машин, магазинов. Мне кажется, что снег грязный, и он может навредить здоровью. Многие мои одноклассники всегда были не прочь этот снег попробовать, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ничуть не хуже мороженого? Я решила исследовать снег, разгадать как можно больше снежных тайн. Данную тему я выбрала, потому что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в частности воздуха. Все вещества, попавшие на снег возле дороги весной, попадают частью в почву, а большая их часть смоется весенним паводком в реку, озеро, что приведет к загрязнению почвы и воды. А состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье и на другие живые организмы.
Цель исследования: провести анализ чистоты снега на разных участках.
Задачи: изучить литературу по данной теме, выявить отношение сверстников к данной проблеме, взять пробы снега в разных местах, с помощью наблюдения и эксперимента сделать его сравнительный анализ и выводы, привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды человеком и последствиям на здоровье человека.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова.
Гипотеза: внешне чистый и белый снег на самом деле – грязный, он может нанести вред здоровью человека; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих участках поселка, около котельной.
Практическая значимость: материалы работы можно использовать на классных часах, посвященных здоровому образу жизни, на уроках окружающего мира при изучении темы «Снег».
Методы исследования: описательный, метод наблюдения, анкетирования, опытнический, сравнительный, анализ полученных результатов.
Для взятия образцов снега мною были выбраны: аллея школы № 2, территория возле котельной школы №2, автодорога, территория возле магазина. Далее проведены опыты на определение цвета, запаха, примесей взятых образцов, сравнение с водопроводной водой. Моя гипотеза подтвердилась частично. Исследования показали, что самый чистый снег оказался в образцах, взятых на школьном дворе. Снег белый, талая вода без запаха, бесцветна, в ней нет посторонних примесей. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых на дороге и у магазина. Цвет снега серый, обусловлен пылью и сажей, ощущается запах, при отстаивании образуется осадок. А предположения, что котельная около школы – один из основных видов загрязнителя воздуха, не подтвердились, так как она работает на газе, который является самым чистым из всех видов топлива.
С помощью анкетирования выяснила отношение сверстников к данной проблеме. Я поделилась с одноклассниками результатами своего исследования, провела беседы «Белое лакомство». Мне удалось подключить своих друзей к природоохранной акции «Пусть снег будет чистым» (выпуск плакатов и запрещающих знаков). Снег – это часть нашего дома, в котором мы живём. Только от нас зависит, будет он белым и пушистым или станет грязным и опасным. Поэтому считаю, что необходимы такие мероприятия, как озеленение территории поселка, переход на высококачественное топливо, контроль утилизации мусорных отходов, установка очистительных сооружений и фильтров, контроль экологического состояния. И, конечно, привлечь внимание всех жителей к проблеме загрязнения окружающей среды.
Список источников.
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_snezhnogo_pokrova.doc | 592 КБ |
VΙΙΙ республиканская научно-практическая конференция обучающихся
«Корифеи»
Секция начальных классов
Исследовательская работа
Сидорова Анастасия Игоревна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2»
Научный руководитель:
Калинина Татьяна Викторовна,
учитель географии
Йошкар-Ола, 2018 год
Оглавление
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И.З. Суриков.
Актуальность
Зима – это самое волшебное и прекрасное время года, когда сбываются все заветные мечты. В это время года приятно поваляться в сугробах или поиграть в снежки, покататься на санках с горки и на лыжах. Снег привлекает своей белизной, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, скатать снежки.
Снег и сказка… У них есть одна удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Почему же снег падает такой разный, то злой колючий, то мягкий добрый? Оказывается, столько неразгаданных тайн таит в себе снег. Мне захотелось узнать как можно больше о нём. Я часто вижу, что малыши во время прогулки слизывают снег с рук, едят его. Рядом со школой котельная, много машин. Мне кажется, что снег грязный, и он может навредить здоровью. Как же быть? Я заинтересовалась тем, насколько чист снег. Многие мои одноклассники всегда были не прочь этот снег попробовать, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ничуть не хуже мороженого? Я решила исследовать снег, разгадать как можно больше снежных тайн.
Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды нашей местности. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв. Мы живем в очень грязной атмосфере, и пыль — не самое страшное, что может находиться в воздухе и может входить в состав снега. Выхлопы машин и чад из заводских труб, испарения токсичных отходов — все это попадает в атмосферу и оседает на землю в виде атмосферных осадков. Автотранспорт, котельная, трубы завода «Электродвигатель» – вот основные источники загрязнения воздуха микрорайона.
Данную тему я выбрала, потому что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в частности
воздуха. Состояние среды обитания человека сильно влияет на его здоровье и
на другие живые организмы.
Цель исследования: провести анализ чистоты снега на разных участках.
Задачи:
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова.
Гипотеза: внешне чистый и белый снег на самом деле – грязный, он может нанести вред здоровью человека; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих участках поселка, около котельной.
Методы исследования: описательный, сравнительный, метод наблюдения, опытнический, анализ полученных результатов.
Практическая значимость: материалы работы можно использовать на классных часах, посвященных здоровому образу жизни, на уроках окружающего мира при изучении темы «Снег», для самостоятельного изучения.
Важную роль во всех природных процессах на Земле играет вода, которая, по образному выражению Леонардо да Винчи, является кровью Земли. Она является одним из важнейших компонентов жизнеобеспечения человека, непременным условием существования всего живого. Вода на Земле может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Вода всегда находится в воздухе в виде невидимого газа - водяного пара. При благоприятных условиях этот пар конденсируется в маленькие капельки воды или образует кристаллики льда, которые превращаются в облака, а затем в дождь или снег. Снег - это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет, отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. В некоторых регионах снег бывает красным, зелёным, голубым. Причина - бактерии, грибки, пыль содержащиеся в воздухе. Снег плохо проводит тепло, так как между снежинками имеются большие промежутки воздуха. Это свойство используется человеком для сохранения озимых посевов. Снежный покров как одеялом покрывает землю, не давая траве и верхнему слою почвы вымерзнуть в зимнее время.
Снег является хорошим показателем чистоты атмосферного воздуха в
зимний период. Выпавший на земную поверхность снег формирует снежный покров - уникальный слой, способный качественно и количественно характеризовать содержание загрязнителей в атмосферных осадках, накапливающихся в толще снега в течение зимнего периода. Благодаря высокой способности, снег накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. В снежном покрове могут накапливаться различные вредные вещества, которые с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, почву, загрязняя их. Атмосфера, являясь одним из основных компонентов биосферы, оказывает интенсивное и разностороннее воздействие на гидросферу, почвенный покров и на человека в частности. Поэтому охрана атмосферного воздуха представляет собой приоритетную экологическую проблему, которой уделяется пристальное внимание. Активное воздействие атмосферы на наземные экосистемы и гидросферу проявляется через атмосферные осадки в виде дождя и снега. Поверхностные и подземные воды суши имеют главным образом атмосферное питание и их химический состав в значительной степени зависит от состояния атмосферы.
В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снегового покрова. Так, вблизи котельных, железнодорожных сетей, обслуживаемых
тепловозами на мазутном топливе, большого потока автотранспорта, работающего на дизельном серосодержащем топливе, а также ряда специфичных промпредприятий следует ожидать повышенное содержание соединений серы. Антропогенные источники различных загрязнителей - автотранспорт, теплоэнергетика, промпредприятия. В непромышленных районах основным источником загрязнения атмосферы не зависимо от времени года является автотранспорт. Количество автомашин непрерывно растёт, а вместе с этим растёт валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Все эти примеси сохраняются с толще снега в течение холодного времени. С наступлением теплого периода, температура воздуха повышается, вода из твёрдого состояния переходит в жидкое. Часть токсичных веществ растворяется в воде и становятся менее ядовитыми, а те примеси, которые не взаимодействуют с водой оседают на поверхности почвы. Сюда же можно отнести и резиновую пыль от автомобильных шин, которая не реагирует с водой, но является источником соединений серы. С потоками воды данные вещества частично поступают в верхние слои почвы, а часть вымывается стоками и попадает в водоёмы и грунтовые воды. Таким образом, происходит загрязнение почвы тяжёлыми металлами и другими вредными выбросами от автомобилей и деятельности человека. Из почвы по корневым системам загрязняющие вещества попадают в надземные части растений (частично накапливаются в тканях растений и грибов), которые употребляют в пищу травоядные животные. Хищники питаются травоядными организмами, тем самым получая свою долю токсичных веществ по пищевой цепи. Так как соли тяжёлых металлов обычно накапливаются в организме, это может привести к постепенному отравлению и даже к летальному исходу живого организма, в том числе и человека. Одним из источников загрязнения водоёмов являются паводковые воды. При таянии снега, все примеси и токсичные вещества, находящиеся в толще снежной массы, вместе с потоками воды смываются в низины, овраги или водоёмы. Нерастворимые в воде частицы попадают в водоём и чаще всего оседают на дно. Если данные примеси неорганические (песок, глина), то они способствуют заилению водоёма и постепенному его зарастанию. Так как такие примеси чаще всего оседают на дно по краям, постепенно уменьшая площадь стока воды и образуя субстрат для заселения его живыми организмами. Примеси органического происхождения вызывают цветение воды, увеличивают окислительные процессы, тем самым уменьшая количество кислорода в воде. Что плохо отражается на водных обитателях. Загрязнение воды тяжёлыми металлами так же приводит к негативным последствиям. По цепям питания ядовитые вещества могут, в конечном итоге, попасть в организм человека.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение снежного покрова может дать точную оценку экологического состояния данной территории и сделать прогноз о возможном заражении окружающей среды токсичными веществами.
Для взятия образцов снега мною были выбраны: площадка № 1 – аллея школы № 2, площадка № 2 – территория возле котельной школы №2, площадка № 3 – автодорога, площадка № 4 – территория возле магазина.
Площадка № 1 Площадка № 2
Площадка № 3 Площадка № 4
№ | Мероприятия | Сроки | Цель, результаты, выводы | ||
| |||||
1. | Анкетирование «Белое лакомство» (см. Приложение № 1) | 14 февраля | Выявить отношение сверстников к данной проблеме. Выводы: сверстники осознают, что снег грязный, особенно на вблизи дорог, и им нельзя лакомиться. | ||
2. | Анализ источников, результатов анкет. | 2-14 февраля | Введение в проблему и выдвижение гипотез. | ||
Гипотеза: Внешне чистый и белый снег на самом деле – грязный, он может нанести вред здоровью человека; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих участках поселка, около котельной. | |||||
| |||||
1. | Наблюдение за снегом во время прогулки. | 16-17 февраля | Обратить внимание на цвет снежного покрова на различных участках. | ||
2. | Разбор фотографий, сделанных во время наблюдений за снегом. | 18-19 февраля | Сравнить внешний вид снега на разных участках. | ||
3. | Забор образцов снега с различных участков | 18 февраля | Провести исследование снега и определить зависимость внешнего вида снега от его местонахождения и жизнедеятельности человека. | ||
Задача: взять пробы снега в разных местах, с помощью наблюдения и эксперимента сделать его сравнительный анализ. | |||||
1. | Рассматривание снега на улице через лупу. | 18 февраля | Результат: В снеге есть мелкий мусор, он более грязный в образцах, взятых у дороги, магазина. Вывод: снег более загрязнен на проезжей части. | ||
2 | Наблюдение за таянием снега в теплом помещении. | 18 февраля | Результат: снег тает быстрее на отопительной батарее, он темнеет, в нем есть мелкий мусор, частицы земли, песка. Ощущается запах в образцах № 3,4. Вывод: Снег нельзя брать в рот, так как в нем много грязи, мусора, это может нанести вред здоровью человека. | ||
3 | Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды. | 18 февраля | Результат: В талой воде есть мелкий мусор, частицы земли, вода у дороги и магазинов серого цвета, мутная; водопроводная – прозрачная, чистая. Вывод: водопроводная вода чистая, прозрачная, а талая – грязная и мутная. | ||
4 | Очищение талой воды через фильтр. | 18 февраля | Результат: - в стаканчике с водой отсутствуют мелкие частицы и песок, но она не совсем прозрачная; - в талой воде есть частицы и песок, вода мутная. Вывод: профильтрованная вода чище, но не годится в пищу, ею можно поливать растения. | ||
5. | Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации воды. | 18 февраля | Результат: на фильтре образцов № 3,4 есть песчинки грязи, песка, фильтр темный. Вывод: фильтр способен очистить воду, так как талая вода, проходя через фильтр, оставила более крупные частицы на ней, но вода остается мутной в образцах № 3,4. | ||
| |||||
1. | Рассматривание фотографий с опытами, сделанными дома. | 21 февраля | Вывод: талая вода, образовавшаяся из снега грязная и непригодна для человека, но можно использовать для полива цветов. | ||
2. | Решение экологических задач: «Почему снег на разных участках имеет разную степень загрязненности?», «Что мы можем сделать, чтобы снег был чище?» | 21 февраля | Найти экологически грамотное решение на основе самостоятельно полученных фактов. | ||
3. | Беседа «Откажись от белого лакомства!» | 26 февраля | Привлечь к этой проблеме одноклассников, презентация результатов проекта. | ||
4. | Создание природоохранных знаков «Пусть снег будет чистым!» (см. Приложение № 3) | 21-26 февраля | Привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды человеком и последствиям на здоровье человека. |
В анкетировании «Белое лакомство» приняло участие 28 человек. Все опрошенные очень любят снег. 16 из них пробовали его. Мнение по вопросу «Безопасен ли он?» разделилось поровну. На вопрос «Везде ли снег одинаково грязный?» 18 человек ответили «Нет», 5 чел. – «Везде», 5 чел. воздержались от ответа. На вопрос «Где самый грязный снег?» большинство ответили «На дроге» (16 чел.), Были и такие ответы, как: в деревне – 3 чел., на болоте- 2 чел., в грязи – 2 чел., на помойке – 1 чел., в Волжске – 1 чел. На вопрос «О чем может рассказать грязный снег?» были ответы: «его нельзя есть, можно заболеть» – 7 чел., «о том, что он просто грязный» – 7 чел., «плохая погода» - 1 чел., 6 чел. связали с тем, что это влияние человека («грязный от машин» - 2 чел., «забрызгали грязной водой», «нельзя мусорить», «о гигиене», «кто-то его испортил» по 1чел.), 7 чел. затруднились ответить.
Снег, как и любые осадки, содержит слишком много вредных примесей, среди которых: соединения азота и серы, железо, ртуть, хром. Проводя опыты, я брала снег в разных местах, и даже самый свежий чистый талый снег содержал черные точки - грязь, видимую невооружённым глазом. Я рассказала одноклассникам, что нельзя облизывать сосульки, пить талую воду, есть снег. Он белый, но не чистый!
Ожидаемые результаты:
4. Заключение.
В своей работе я исследовала степень загрязнения снежного покрова. Моя гипотеза подтвердилась частично. Исследования показали, что самый чистый снег оказался в образцах, взятых на школьном дворе. Снег белый, талая вода без запаха, бесцветна, в ней нет посторонних примесей. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых на дороге и у магазинов. Цвет снега серый, обусловлен пылью и сажей, ощущается запах, при отстаивании образуется осадок. А предположения, что котельная – один из основных видов загрязнителя снега, не подтвердились.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
Снег – это часть нашего дома, в котором мы живём. Только от нас зависит, будет он белым и пушистым или же станет грязным и опасным. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха. Поэтому необходимы озеленение территории поселка, переход на высококачественное топливо, контроль утилизации мусорных отходов, установка очистительных сооружений и фильтров, контроль экологического состояния.
Список источников.
Приложение № 1.
Анкетирование «Белое облачко»
Вопросы.
Результаты.
5.О чем вам может рассказать грязный снег?
Приложение № 2.
Серия опытов.
Площадка № 1 Площадка № 2
Площадка № 3 Площадка № 4
Площадка № 1 Площадка № 2
Площадка № 3 Площадка № 4
Образцы снега Водопроводная вода
Талая вода
Площадка № 1 Площадка № 3
Площадка № 2 Площадка № 4
Приложение № 3.
Природоохранные знаки «Пусть снег будет чистым!»
Эта весёлая планета
Именинный пирог
Есть ли лёд на других планетах?
Усатый нянь
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию