Изучение правил личной гигиены при занятии физическими упражнениями
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мерлинская школа
Краснинского района Смоленской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»
по предмету физическая культура
Обучающегося: Лавренкова Сергея Юрьевича
Класс ____9_____
Руководитель проекта: Солодова Татьяна Алексеевна
«14» мая 2019г.
Предполагаемый продукт(ы) проекта | Систематизированный материал по данной теме |
Этапы работы над проектом | 1. Подготовка. -определение темы и цели проекта; -подготовка материала к творческой работе; -установление способов предоставления результатов (форме отчёта) и критериев оценки результата и процесса; 2. Планирование. определение источников, способов сбора и анализа информации; 3. Разработка проекта: накопление информации путём работы с литературой; обобщение. 4. Оформление результатов. 5. Работа над проектом 6. Оценивание. 7. Защита результата. |
Паспорт проектной работы
Тема проекта | «Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями» |
Руководитель проекта | Солодова Татьяна Алексеевна |
Образовательная область | Физическая культура |
Автор проекта | Лавренков Сергей Юрьевич |
Класс | 9 |
Учреждение, на базе которого выполнялся проект | МБОУ Мерлинская школа Краснинского района Смоленской области |
Тип проекта | Информационный |
Цель проекта | Изучение правил личной гигиены при занятии физическими упражнениями |
Задачи проекта | -Изучить влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; -разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; -повышение работоспособности, выносливости, обеспечения роста спортивных достижений. |
Проблемный вопрос: Какие правила личной гигиены существуют.
Цель исследования: выяснить правила личной гигиены в процессе занятия физической культурой.
Объект исследования: энциклопедии, научно- популярная литература.
Предмет исследования: личная гигиена в процессе занятия физической культурой.
Методы исследования : изучения литературы, наблюдения , анализа.
Задачи проекта:
-разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом;
-повышение работоспособности, выносливости, обеспечения роста спортивных достижений.
Оглавление
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Основы гигиены физической культуры.
2.2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями.
3. Вывод.
4. Список использованной литературы.
1. Введение
Все мы хорошо знаем известные изречения: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но придаём ли мы должного значения этим мудрым словам. Причина многих болезней действительно лежит в недостатке движения.
Проблемный вопрос: Какие правила личной гигиены существуют.
Цель исследования: выяснить правила личной гигиены в процессе занятия физической культурой.
Объект исследования: энциклопедии, научно- популярная литература.
Предмет исследования: личная гигиена в процессе занятия физической культурой.
Методы исследования : изучения литературы, наблюдения, анализа.
Задачи проекта:
Российский врач и академик Н.А. Семашко утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Именно поэтому необходим тот багаж знаний, который позволит нам избежать серьёзных ошибок при физической активности и самосовершенствоваться от занятия к занятию, а для этого он должен знать базовые принципы как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.
У физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков, который готовит нас к трудовой деятельности.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Поэтому мною была выбрана тема: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний день. По моим наблюдениям, почему то большое количество детей и подростков не умеют соблюдать самые простые правила личной гигиены и не понимают что это такое.
2. Основная часть
Отношение школьников к соблюдению личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями, к сожалению, не стала для многих потребностью.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения школьника в активные знания, соблюдения личной гигиены в процессе занятий.
К объективным факторам относятся: содержание занятий и направленность учебного процесса по физическому воспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска, эстетическое восприятие спортивного зала, площадки, раздевалок и т.д.
О влиянии субъективных факторов на формирование у школьников мотивов, побуждающих их к самостоятельному изучению материала и соблюдению личной гигиены, - это понимание личностной значимости, духовное обогащение, развитие познавательных способностей, соблюдения режима дня, исключение вредных привычек, поддержание физического и интеллектуального здоровья.
Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями педагог должен формировать у детей и у их родителей представление о личной гигиене: гигиене спортивной одежды, обуви, спортивного зала и спортивной площадки.
2.1. Основы гигиены физической культуры
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.
Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей, укрепление здоровья и продление жизни.
Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой, на здоровье занимающихся.
Основными факторами оказывающими влияние на организм занимающихся являются:
Основная задача гигиены физического воспитания состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и улучшении состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой. К основным гигиеническим средствам, выполнение которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями относятся:
упражнениями;
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
2.2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями
Гигиена — основа санитарии, а следовательно, безопасности человека.
Чтобы уроки физической культуры принесли ребёнку максимальную пользу - необходимо проводить их под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены.
Выполняя физические упражнения, следует учитывать состояние здоровья ребёнка - его анатомические и физиологические особенности. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование, на основании которого он зачисляется в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную.
В течение всего учебного года на уроках лёгкой атлетике, по спортивным играм, гимнастике, лыжной подготовки и т.д., учитель инструктирует учащихся о технике безопасности, рассказывает о понятиях личной гигиены, что в неё входит, как правильно соблюдать правила личной гигиены в процессе занятий физической культурой.
Личная гигиена в процессе занятий физической культуры – это, прежде всего безопасность своего здоровья, которая включает в себя: соблюдение принципов доступности, последовательности даваемых упражнений и нагрузок, обязательная разминка, соблюдение правил техники безопасности при беге, прыжках, гимнастических упражнений, занятиях на лыжах, спортивных играх, на соревнования и т.д.
Например: не выполнять прыжки на не ровном, скользком грунте, не приземляться на руки, если выполняются прыжки в длину с разбега, то обязательно разрыхлить песок. Также необходимо проверить отсутствие
посторонних предметов, проверить на сухость спортивные снаряды; убирать инвентарь в отведённое место для хранения.
Упражнения не должны выполняться на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки.
Обязательно закалывать длинные волосы, убирать все колющие предметы:
длинные серьги, кулоны, громадные кольца, браслеты и т.д.
Занятия на открытом воздухе при низких температурах требуют специальной одежды и обуви.
Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физического воспитания.
Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с последующим умножением результата на 2 или 4.
Где можно заниматься физкультурой?
Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными. Большое значение для спортивной работоспособности имеет температура воздуха в зале, которая должна быть не менее 17°С. , т.е. должна соответствовать гигиеническим требованиям.
После каждого занятия в спортивном зале следует проводить влажную уборку.
Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены.
Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила:
правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Ежедневное тщательное умывание, уход за полостью рта, регулярное мытье всего тела, после душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп. Заботиться о чистоте одежды, жилища, закаливание организма. Для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо также соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами (мочалкой, полотенцем, носками, обувью, расческой и др.).
Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, так как пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.
Личная гигиена подразумевает уход за собственной обувью, одежды и предметов, повсюду окружающих человека.
Гигиенические требования к спортивной одежде.
При выборе спортивной одежды необходимо руководствоваться не модой, а ее профессиональной пригодностью к выборной деятельности. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть легкой и не стеснять движения, изготавливаться из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, чтобы впитывать пот и не препятствовать теплоотдаче. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять для защиты от ветра, дождя, снега. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла,а в жаркое - не препятствовать теплоотдаче. Спортивную одежду следует надевать только на занятия и желательно стирать после каждого занятия.
Гигиенические требования к спортивной обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы. Тесная обувь приводит к деформации стопы и затрудняет нормальное кровообращение, свободная - способствует появлению потертостей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью и хорошей гигроскопичностью. Спортивная обувь должна защищать стопу от механических ударных воздействий при беге и прыжках, не иметь скользкую подошву.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.
3. Вывод
Заболевания и травмы при физической активности связанны с нарушениями гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак) в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания.
Так же большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. В связи с этим образовательному учреждению необходимо организовывать деятельность, направленную на повышение компетентности родителей в этой области. Современное образовательное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей. Формы взаимодействия могут быть различны: тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации для родителей, организация совместных занятий родителей и детей и другие формы взаимодействия.
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
4. Список использованной литературы
Без сердца что поймём?
Рисуем зимние домики
Под парусами
Пчёлки на разведках
Астрономический календарь. Июнь, 2019