Научно-исследовательская работа по теме
«Какой бывает слух»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Автор: Пырирко Татьяна Борисовна, 1а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Аннотация
Глазами мы видим, носом мы чувствуем запахи, ушами мы слышим, языком - ощущаем вкус. И всё это органы чувств. А что появляется у человека самое первое? Без чего человеку приходится очень плохо.
Я предположила, что это может быть слух. И решила провести исследование, как же влияет слух на нашу жизнь.
Целью моего исследования стало то, что слух является одним из самых важных органов осязания влияющих на нас.
Объектом исследования я выбрала обучающихся своего класса, а предметом стал их сух.
Материал подбирался методом сплошной выборки, анализа и опроса обучающихся 1а класса.
Теоретическая значимость работы была обусловлена моим интересом к данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности выявления детей, имеющих трудности в учёбе.
Гипотеза, выдвинутая мной, что с помощью уха человек воспринимает различного рода информацию, которая дает представление об окружающем мире оказалась верной.
Мое исследование показало, что наши уши - очень тонкий и сложный орган, чутко реагирующий на любые, порой самые незначительные изменения в нашем организме.
Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий
Научно-исследовательская работа по теме:
«Какой бывает слух»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Автор:
Пырирко Татьяна Борисовна,
1а класс
Научный руководитель
Лучкина Лариса Витальевна,
учитель-логопед
с. Панаевск, 2016 год
Научно-исследовательская
работа по теме:
«Какой бывает слух»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Автор: Пырирко Татьяна Борисовна, 1а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………………..3 стр
II. Какой бывает слух………………………………………………………3 стр
2.1 Слух...................................................................................................4 стр
2.2 Органы слух…………………………………………………….....4 стр
2.3 Зачем нам слух…………………………………………………….5 стр
2.4 Влияние слуха на учёбу……….......................................................6 стр
III. Выводы………………………………………………………………..7 стр
Научно-исследовательская работа по теме
«Какой бывает слух»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Автор: Пырирко Татьяна Борисовна, 1а класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
I Введение
Глазами мы видим, носом мы чувствуем запахи, ушами мы слышим, языком - ощущаем вкус. И всё это органы чувств. А что появляется у человека самое первое? Без чего человеку приходится очень плохо.
Я предположила, что это может быть слух. И решила провести исследование, как же влияет слух на нашу жизнь.
Целью моего исследования стало то, что слух является одним из самых важных органов осязания влияющих на нас.
Объектом исследования я выбрала обучающихся своего класса, а предметом стал их сух.
Материал подбирался методом сплошной выборки, анализа и опроса обучающихся 1а класса.
Теоретическая значимость работы была обусловлена моим интересом к данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности выявления детей, имеющих трудности в учёбе.
Для этого мы поставили перед собой задачи:
Велика роль слуха в речевом развитии ребенка. Ученые установили, что ребёнок начинает слышать на 16-17 неделе беременности, а на 20 неделе различает интонации и тембр. Поэтому в развитии ребенка слух имеет огромное влияние на восприятие свойств этих предметов. Дети, владеющие развитым слухом, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Проводя своё исследование, мы развиваем не только слух, но и речь.
II. Какой бывает слух
2.1 Слух
Так, что же такое слух?
«Слух — способность человека и животных воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды»1
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. К нему относится, как музыкальный слух, так и бинауральный (двумя ушами).
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что – то очень приблизительно.
Острота слуха у человека является диапазоном слышимости, где-то от 16 Гц до 20 Гц. При его увеличении у человека возникает дискомфорт и утомление, которое приводит к временному снижению слуха.
«Животные могут различать направление, частоту, силу звука, уровень звукового давления и так далее. Некоторые (медузы, кошки, собаки) воспринимаю и более низкие звуки или даже инфразвуки (это помогает при землетрясениях, взрывах, ураганах). Слух некоторых животных охватывает также ультразвуковой диапазон (более 20 кГц): собаки слышат до 40 кГц, кошки до 60 кГц, летучие мыши до 120 кГц, дельфины до 200 кГц, насекомые до 500 кГц. Некоторые из этих животных обладают также особым видом пространственного слуха – эхолокацией. Звук воспринимается животными с помощью слуха органов (инфразвук – возможно, с помощью органов равновесия).»2
Наши уши представляют собой сложный орган. Они могут воспринимать воздушные волны и преобразовывать их в «звуки» в нашем мозге, они контролируют равновесие, и во многом определяют наше отношение к окружающему миру. Наша способность – или неспособность – слышать влияет почти на всю нашу жизнь.
2.2 Органы слуха
_______________________________________________________________ 1.Медицинская энциклопедия
2. Большой Энциклопедический словарь – «СЛУХ»
Итак, «слух это – одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки при помощи специального органа – ухо».3
Наше ухо принимает звуковые волны, переводит их в сигналы, поступающие в мозг, где они анализируются и переводятся.Приложение1 «Возможно, лучший способ объяснить работу уха – это описать путь, который звук проходит через различные части уха:
Ухо слышит звуки. А наша речь состоит из звуков. Они состоят из колебаний на разных частотах. Большинство звуков, которые мы каждый день слышим, являются сложными. Речь, например, состоит из колебаний с различным уровнем громкости на разных частотах. Обычно диапазон этих частот - от 500 до 3000 Гц.
Ухо не только позволяет нам слышать, но и перемещаться, не падая: оно является ещё и органом равновесия.
2.3 Зачем же нам слух?
Так зачем же нам слух? Решила я выяснить. Сначала обратилась к литературе. Где выяснила, что слух это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в пространстве. Слух бывает речевой и неречевой.
Неречевой слух это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов, а речевой – слух на звуки речи, то есть их различие. Этот слух является основой для понимания смысла речи. И если он недоразвит, то ребёнок с трудом запоминает, повторяет, пишет. А значит речевой (фонематический) слух помогает воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, уметь выполнять звуковой анализ (умение разделять на составные элементы сочетания звуков, слогов и слов), но это необходимое требование при обучении в школе.
Побывав на приёме у терапевта выяснила, что лишившись «слуха» будем плохо ориентироваться в пространстве и нам очень трудно учиться в школе.
_______________________________________________________________
3. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой – «СЛУХ»
2.4 Влияние слуха на учёбу
Задавая вопрос «Зачем нам нужен слух?» одноклассникам я выяснила, что почти все они считают правильно. Слух нужен для учёбы и общения. И лишь один считает для развлечения.
Чтобы узнать какой слух у учеников моего класса я стала задавать вопросы, какой звук они считают комфортным для себя. И выяснила, что у семерых (42%) из них слух снижен, так как они предпочитают громкий звуки, а значит и снижен звуковое восприятие. Остальные 10(58%) - имеют нормальный слух, а у пятерых (29%) он даже отличный. Приложение2
Так как есть слух неречевой и речевой, то я подумала, знают ли ребята об этом. Оказалось - знают. Тогда я задала вопрос «зачем он нам нужен и нужен ли он?» и получила положительный ответ.Приложение3 А вот зачем, мнения разделились одни – для того, чтобы «говорить», другие – «говорить и слушать», третьи – «уметь отвечать на вопросы и узнавать много нового». Но больше всего мне понравился ответ «слышать и правильно реагировать».Приложение4
Для выяснения речевого (фонематического) слуха я поинтересовалась у одноклассников где, по их мнению, звуки лучше слышны: в тундре, в поселении, в здании пустом и жилом. Пять (29%) ребят ответили - в тундре и семь (41%) в пустом здании отсюда я делаю вывод, что у двенадцати (70%) обучающихся моего класса речевой слух развит достаточно хорошо. У двоих (12%) он на среднем уровне, ну а у троих (17%) речевой слух плохо развит. Поэтому у двоих (12%) учёба вызывает лишь затруднения, а троим (17%) необходима помощь родителей и учителей, так как эти ученики с большим трудом запоминают, повторяют, пишут. Им плохо даётся овладение грамотой и умение читать.Приложение5
III. Выводы
Так как речевой слух – это есть различение звуков речи, то он является основой для понимания смысла сказанного. При его несформированности ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – часть точно, а часть приблизительно.
Поэтому мы можем сказать, что фонематический слух нужен нам для того, что бы можно было соотнести звук и букву. И если фонематический слух недостаточно развит, то ученик не опознает звук и как следствие этот звук узнаётся неправильно. Что приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному их произношению.
А значит, что при нарушенном речевом слухе, обучение чтению и письму затрудняется ошибками, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда происходит побуквенное и послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. Н.И.Жинкин утверждал, что нарушенный речевой слух проявляется в дальнейшей учёбе слабостью содержания построения, синтаксиса и стиля составления текстов и рассказов и как следствие плохой успеваемостью обучающихся.
Гипотеза, выдвинутая мной, что с помощью уха человек воспринимает различного рода информацию, которая дает представление об окружающем мире оказалась верной.
Мое исследование показало, что наши уши - очень тонкий и сложный орган, чутко реагирующий на любые, порой самые незначительные изменения в нашем организме.
Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия для детей том 2 «Биология» под ред. С. Исмаиловой и А Майсуряна, Москва, «Аванта+», 1993 г., стр. 32 – 34, статья «Органы чувств» (Александр Майсурян)
2. «Удивительные способности животных. Загадки живой природы», Карл Шукер, «Мир книги», Москва, 2006 г
3. Медицинская энциклопедия
4. Большой Энциклопедический словарь – «СЛУХ»
5. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой – «СЛУХ»
6. А.Н.Леонтьев - Лекции по общей психологии Лекция 24. Звуковысотный слух
7. И. И. Клюкин, Удивительный мир звука / И. И. Клюкин. - 2-е изд. - Л. : Судостроение, 1986
8. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки
Список интернет источников:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.mag-sluha.ru/interesting/2010-01-05-15-00-34.html
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA
4.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/ZVUK_I_AKUSTIKA.html
5. http://chernykh.net/content/view/102/157/
6. http://www.fesmu.ru/www2/PolTxt/U0006/ausc.pulm2/Sluch/svuk.htm
7. http://www.synaesthesia.ru/whatis.html#3
8. http://science.compulenta.ru/646373/
9. http://ru.wikipedia.org
10. http://www.petelin.ru/pcmagic/lesson10/l10.htm
11. http://feederist.ru
12. Википедия ru.wikipedia.org
13.http://l-o-r.ru/Komp/I_1/oglav.htm
14.http://24.ua/news/show/id/18038.htm
15.http://www.domsovetof.ru
16.http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/zashhitite-tot-slux-kotoryj-u-vas-est/
Рисуем осенние листья
Хрюк на ёлке
Три орешка для Золушки
Цветок или сорняк?
Есть в осени первоначальной...