В данной работе исследуется уровень развития специальной выносливости у юношей, занимающихся легкой атлетикой
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_spetsialnoy_vynoslivosti_legkoatletov.docx | 35.54 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Исследование специальной выносливости у юношей легкоатлетов
Авторы: Колесникова Ралина,
Валиуллина Гульшат
МАОУ «СОШ №4»,8 класс
Научный руководитель:
Сафиуллина Резеда Сахиевна,
МАОУ «СОШ №4»,
учитель физической культуры
Набережные Челны
2018год
Содержание
специальной выносливости у юношей , занимающихся легкой
атлетикой…………………………………………………………………. 4стр
1.1 Общие представления о выносливости и специальной выносливости
1.2 Средства развития специальной выносливости
1.3 Методы воспитания специальной выносливости
3. Глава 2 . Организация и методы исследования…………………………. 5стр
2.1 Характеристика базы и выборки исследования
4. Глава3. Обсуждение результатов исследования………………………… 7стр
5. Заключение…………………………………………………………………… 8стр
Введение
Достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у юношей бегунов на средние и длинные дистанции является актуальной в современном спорте, так как
достижения наших спортсменов средневиков очень далеки от мировых рекордов в беге на 800-1500м.
Цель исследования: проанализировать развитие специальной выносливости у юношей 14-16 лет - бегунов на средние дистанции и выявить эффективность тренировочного процесса.
Объектом исследования являются юноши 14-16 лет, занимающиеся легкой атлетикой.
Предметом исследования является уровень развития специальной выносливости юношей легкоатлетов.
В связи с выдвинутой проблемой исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Ha основе анализа литературных источников выявить особенности развития специальной выносливости у легкоатлетов.
2. С помощью обследования юношей, занимающихся легкой атлетикой, выявить их уровень развития специальной выносливости.
3. Сравнить и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы:
1) Анализ литературных источников.
2) Педагогические наблюдения .
3) Педагогическое тестирование.
4) Математическая обработка результатов
Объект исследования. Старшеклассники юноши МАОУ "СОШ№4", занимающиеся легкой атлетикой
Предмет исследования. Специальная выносливость юношей 14-16 лет, занимающихся легкой атлетикой.
Гипотеза: мы предположили, что на основе выявления и изучения уровня развития специальной выносливости, мы получим результат эффективности учебно-тренировочного процесса у юношей легкоатлетов.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития специальной выносливости у юношей , занимающихся легкой атлетикой.
Под выносливостью понимают единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе. Выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность человека производить длительную разнообразную работу средней и малой интенсивности. Специальная выносливость заключается в способности человека выполнять определенную работу необходимый промежуток времени без снижения ее эффективности. Общая выносливость определяется несколькими факторами: - аэробные возможности организма; - степень экономизации движений; - умение "терпеть". Эти факторы в значительной мере компенсируют друг друга и у различных спортсменов выражены по-разному. Специальная выносливость зависит от определенных физиологических, биологических и психологических факторов. Биологическую основу специальной выносливости составляют анаэробные возможности организма. Общая и специальная выносливость развиваются параллельно .
1.2 Средства развития специальной выносливости
Основными тренировочными упражнениями для развития специальной выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также непосредственно соревновательные упражнения
Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Для этого используют любые упражнения, которые включают функционирование большой группы мышц и позволяют выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
В циклических видах спорта (бег) развитие специальной выносливости осуществляется посредством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000м и т.д.), в сумме это может достигать 60-100%.
1.3. Методы воспитания специальной выносливости
Для воспитания специальной выносливости применяются следующие методы: метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный метод; игровой метод.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости. Интервальный метод заключается в дозированном повторном выполнении упражнений небольшой продолжительности, через строго определённые интервалы отдыха. Этот метод обычно используется для развития специальной выносливости к какой-либо определённой работе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Характеристика базы и выборки исследования
Мною была проанализирована литература с целью определения уровня освещения данной темы, также сравнил мнения специалистов между собой и с данными полученными мной в ходе исследования. Для определения уровня развития специальной выносливости были проведены контрольные тесты в 6минутном беге, в беге на 1000м и в челночном беге 5х20м.
Педагогический тестирование проводилось на группе, состоящей из юношей 14-16лет МАОУ «СОШ №4», занимающихся легкой атлетикой. Один учащийся занимается в ДЮСШ «Яр Чаллы» и имеет 3 взрослый разряд. Остальные занимаются в ДЮСШ №12 и имеют I юношеский разряд. В прошлом году сборная школы по легкой атлетике заняла 12 место в городе в легкоатлетической эстафете среди 8 -11 классов . Все участники эксперимента прошли медицинское обследование в городском врачебно-физкультурном диспансере и в поликлинике по месту жительства , по результатам которого были допущены к регулярным тренировочным занятиям и участию в соревнованиях. Тестирование проводилось в спортзале МАОУ «СОШ№4».
Подбор тестов и методика тестирования осуществлялась в соответствии с «Примерной программой для специализированной детско-юношеской спортивной школы полегкойатлетике»
Тест «Оценка общей выносливости» Для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, был использован тест, предусматривающий выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью - 6-минутный бег. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 6 минут .
Тест «Определение абсолютного показателя выносливости» Для определения абсолютного показателя выносливости использовался тест бег на 1000 метров. Испытание проводится по беговой дорожке. Испытуемые стартуют с высокого старта. Результатом является время, за которое юный спортсмен пробежал данную дистанцию .
Тест «Оценка максимальной аэробной выносливости» Челночный бег 5 х 20 м. Проводится по ровной дорожке длиной 20 м, ограниченной двумя параллельными чертами. За каждой чертой наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На стороне старта в полукруге помещаются три кубика. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый берет кубик и бежит к противоположной прямой и кладет кубик в центре полукруга и возвращается назад к стартовой черте и берет второй кубик, бежит к противоположной стороне кладет его в полукруг, то же самое проделывает с третьим кубиком. В протокол записывается время в секундах от старта до момента, когда кладется третий кубик. Если кубик бросается, роняется и кладется неаккуратно, назначается повторная попытка .
Анализ результатов проводился с целью выявления диапазона показателей уровня развития специальной выносливости юношей на данном этапе исследования.
Этапы исследования: На первом этапе выявлялась общая характеристика основных понятий предмета исследования, определялись проблема и гипотеза, объект и предмет исследования, подбирались поставленным задачам методы исследования. На этом этапе я использовал метод теоретического анализа и синтеза, изучения научно - методической литературы о легкой атлетике и физическом развитии и физической подготовленности человека.
На втором этапе исследования осуществлялось подтверждение выдвинутой гипотезы. На этом этапе проводился педагогический эксперимент, реализованы условия тестирования физического развития и физической подготовленности. Проведен анализ данных педагогического тестирования..
На третьем этапе проводилась систематизация полученных данных, их обработка, написание и оформление работы.
Глава3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 1. Контрольные нормативы для юношей - легкоатлетов 14-16 лет
Тесты | Уровень выполнения | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
6мин бег | 1050-1150 | 1150-1250 | 1250-1350 | 1350-1450 | 1450-1550 |
Челночный бег 5х20 м(с) | 28,2 | 26,6 |
|
| 23,1 |
Бег 1000м (с) | 4.51,0 | 4.21,0 | 4.01,0 | 3.41,0 | 3.21,0 |
Таблица 2. Результаты тестирования
№№ | 6мин бег (м) | Челночный бег 5х20 м(с) | Бег 1000м (с) | |
1 | 1300 | 23,3 | 3.45,1 | Выше среднего |
2 | 1350 | 22,6 | 3.32,6 | Выше среднего |
3 | 1400 | 22,4 | 3,18,9 | Высокий |
4 | 1200 | 24,2 | 3.36,4 | Выше среднего |
5 | 1450 | 21,9 | 3.19,2 | Высокий |
6 | 1200 | 21,7 | 3.49,2 | Выше среднего |
7 | 1200 | 22,0 | 3.39,8 | Выше среднего |
8 | 1150 | 21,1 | 3,48,1 | Выше среднего |
Полученные результаты после проведения тестирования показывают уровень развития общей и специальной выносливости юношей легкоатлетов. Сравнивая полученные результаты в ходе тестирования с контрольными нормативами видим ,что в 6 минутном беге один юноша показывает высокий уровень выполнения теста , три учащихся показывают уровень выполнения теста выше среднего, один – средний уровень и 4 человека - ниже среднего. В челночном беге только один учащийся демонстрирует средний уровень, остальные семь учащихся показали средний и выше среднего уровень выполнения теста. В беге на 1000м два учащихся показали высокий уровень , три учащихся – уровень выше среднего и три учащихся показали средний уровень выполнения теста.
Заключение. Выводы. В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и специальной выносливости. Данная проблемная ситуация, снижает эффективность тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, которые необходимо реализовать преимущественно в подготовительный период и направленных на воспитание общей и специальной выносливости. Как видим , из-за низкого уровня развития выносливости учащиеся не могут выполнить взрослые разряды по легкой атлетике, что может сказаться на мотивированности этих учащихся на дальнейшие занятия легкой атлетикой. Таким образом, данное исследование представляет интерес для тренера по легкой атлетике для проведения корректировки учебно-тренировочного процесса. После проведения изменений тренировочного процесса необходимо проведение повторного тестирования.
Литература
2.2. Организация исследования Исследование проводилось с юными легкоатлетами на базе СДЮШОР № 3 г.Тольятти в период с апреля 2014 по апрель 2016 года. В эксперименте участвовало две группы по 12 человек в каждой. По своей подготовленности группы были равноценны (р > 0,05). После знакомства с группами, нами была проведена беседа, целью которой явилась необходимость заинтересовать юных легкоатлетов в проведении эксперимента. В процессе беседы одной из 2-х групп было предложено заниматься по новой методике. Таким образом, были выявлены контрольная и экспериментальная группы. Затем обе группы прошли контрольные испытания в беге на выносливость. Были предложены следующие контрольные испытания: - шестиминутный бег - методика, предложенная К. Купером. - бег 600 м. Основываясь на изученном материале, нами была разработана методика, в которой основным методом развития выносливости являлся интервальный бег в режиме 1 минута - нагрузка, 15 секунд - восстановление. По предложенной методике развития выносливости занимались участники экспериментальной группы. На первых трех занятиях в этой группе применялся равномерный бег в течение 2 минут, с целью подготовить организм к дальнейшим нагрузкам, повысить уровень общей выносливости. На последующих занятиях особое внимание обращалось на развитие как общей, так и специальной выносливости. В связи с этим участники экспериментальной группы выполняли нагрузку как в равномерном, так и в переменном темпе. При достаточной подготовленности организма участников эксперимента мы предложили нагрузку исключительно интервального характера. Следует сказать, что при подборе отрезков дистанции учитывались индивидуальные способности юных легкоатлетов. В контрольной группе применялись равномерный бег в течение 3, 5, 6, 8 и 10 минут, а также спортивные игры с увеличенным временным интервалом. После проведения педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы вновь прошли контрольные испытания в беге на выносливость - шестиминутный бег и бег - 600 метров. Полученные результаты были подвергнуты математической обработке 33 и сравнительному анализу. Таким образом, мы имели возможность, сравнивая динамику показателей выносливости в обеих группах, определить эффективность применения предложенной нами методики тренировки выносливости у юных легкоатлето
в, и сравнить ее с традиционной.
развитие специальной выносливости у бегунов на средние дистанции способствует повышению результативности в соревновательной деятельности
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Сверчок
Рисуем "Осенний дождь"
Бабочка