Исследовательская работа по орфографии.
Вложение | Размер |
---|---|
oh_uzh_eti_orfogrammy.docx | 744.63 КБ |
oh_uzh_eti_orfogrammy.pptx | 667.65 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ОХ, УЖ ЭТИ ОРФОГРАММЫ!»
Выполнили:
ученики 4 класса
МБОУ «Балайская СОШ»
Пестерев Василий
Шнайдер Константин
Научный руководитель:
Шнайдер Н.М.
п. Балай - 2019
Содержание
- 1 -
1. ВВЕДЕНИЕ
Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но и для нас, коренных жителей России. Особенно тяжело с письменной речью. И самым трудным моментом оказалась орфография. Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или в словарь.
За 4 года обучения в начальной школе нами было изучено много орфограмм. А для каждой орфографической задачи есть свой способ решения. Как же не запутаться в этом разнообразном мире правил и научиться писать грамотно и без ошибок? А может быть, среди всех орфограмм есть самая «коварная», которая встречается чаще остальных, и изучив её в совершенстве, мы значительно улучшим качество нашего письма?
Мы с одноклассниками задумались над этим вопросом и решили провести настоящее исследование – найти самую распространённую орфограмму, а заодно и самую «опасную» часть слова.
Цель исследования – нахождение самой распространённой орфограммы и, соответственно, самой «опасной» части слова.
Задачи исследования:
Метод исследования – орфографический анализ текста.
Предмет исследования – текст. Объекты исследования – орфограмма и часть слова.
- 2 -
Гипотеза. Мы предполагаем, что самой распространённой орфограммой является безударный гласный в корне. А самой «опасной» частью слова, соответственно, является корень слова.
- 3 -
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Орфограммы, изучаемые в начальной школе.
Орфограмма – (от греческого orthos правильный и gramma письмо) это «западня», «ловушка», место в слове с неясным написанием, или, как говорят учёные, написание по соответствующему правилу.
Орфограмм огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии всё запомнить. Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография.
Ниже в таблицу мы поместили орфограммы, изученные нами на уроках русского языка в начальной школе.
орфограмма | правило | |
1 | Безударный гласный в корне. | Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. |
2 | Парный согласный. | Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо. |
3 | Непроизносимый согласный. | Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо. |
4 | Буквы И, А, У после шипящих. | Жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У. |
5 | Разделительные Ь и Ъ. | Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я: подъем. Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья. |
6 | Раздельное написание предлогов со словами. | Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. |
7 | Ь на конце существительных после шипящих. | На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь: печь. |
8 | Ь – показатель мягкости согласных. | Для обозначения мягкости согласного Ь пишется: 1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч'], [щ']: тень, день; 2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница; 3) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой; 4) между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму). Ь не пишется: 1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный; 2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость; 3) между двумя мягкими [л’]: аллея. |
9 | Гласные и согласные в приставках. | Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание. |
10 | Большая буква. | С большой буквы пишутся все имена собственные. |
11 | Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных. | Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже. |
12 | Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. | Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова. Какая? Зелёная. |
13 | Не с глаголами. | Не с глаголами пишется отдельно: не спеши. |
14 | Ь в неопределённой форме глагола и во 2-ом лице единственного числа глагола. | На конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься. Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь. |
15 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется. Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? |
16 | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. | У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я. |
17 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах. | В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е. |
2.2. Систематизация орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Орфограмм так много, что в них, того и гляди запутаешься. Но в том ли беда, что орфограмм много? Каждому из нас, конечно, не раз приходилось искать нужную вещь: книгу, тетрадь или какой-нибудь инструмент. Всегда ли удавалось быстро найти её? Если ваши вещи свалены в беспорядочную кучу, отыскать нужную вещь бывает очень трудно. Но если они сложены в строгом порядке, если для каждой вещи есть своё место, то любая из них всегда окажется под рукой.
- 6 -
Точно так же и с орфограммами. Их на самом деле немало. Но вы легко вспомните любую нужную орфограмму, если все они будут храниться в вашей голове в строгом порядке.
Осталось понять, по какому принципу разложить эти орфограммы «по полочкам». За основу систематизации мы взяли состав слова. Есть в русском языке орфограммы, которые зависят от состава слова. В каждой части слова свои орфограммы. А есть такие орфограммы, которые не зависят от состава слова. Мы расположили их в строгом порядке и у нас получилась такая таблица. (См. на стр. 7). Теперь для удобства работы нам осталось только пронумеровать эти орфограммы. Когда ищешь орфограмму в таблице, то номерами пользоваться удобнее, потому что первая цифра показывает столбик, в котором находится нужная нам орфограмма, а вторая цифра (если она есть) показывает строчку.
- 7 -
ОРФОГРАММЫ
ОРФОГРАММЫ В СЛОВЕ | ОРФОГРАММЫ ВНЕ СЛОВА | |||||
ОРФОГРАММЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОСТАВОМ СЛОВА | ДРУГИЕ ОРФОГРАММЫ | |||||
ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ (1) | ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ (2) | ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ (3) | ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ (4) | Ь и Ъ (5) | ДРУГИЕ ОРФОРГАММЫ (6) | СЛИТНО-РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ (7) |
1. Правописание приставок | 2.1. Безударный гласный | 3.1 Суффиксы -ИК-, -ЕК- | 4.1. Окончания имён существительных | 5.1 Ь – показатель мягкости | 6.1. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 7.1 Раздельное написание предлогов со словами |
2.2. Парный согласный | 3.2. Глагольные суффиксы | 4.2. Окончания имён прилагательных | 5.2. Разделительный Ь | 6.2. Большая буква в именах собственных. | 7.2. НЕ с глаголами | |
2.3. Непроизносимый согласный | 3.3.Правописание других суффиксов | 4.3. Окончания глаголов | 5.3. Разделительный Ъ | |||
2.4. Удвоенный согласный | 5.4. Ь на конце существительных ж.р. после шипящих | |||||
2.5. Гласные в корне после шипящих | 5.5. Ь в неопределённой форме глагола | |||||
2.6. Гласные и, ы после Ц | 5.6. Ь в окончании глаголов 2 лица ед. числа | |||||
2.7. Соединительная гласная | 5.7. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Орфографический анализ текста.
Для орфографического анализа текста мы взяли сказку Валентина Львовича Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Мы списывали каждое предложение, находили в нём орфограммы и записывали её «код» после каждого слова. Вот, что получилось у нас в результате нашей работы.
____________________________________________________________________________________________________________________
Хитрый Лис и умная Уточка (сказка)
Осень. (2.1.; 5.1.) Хитрый Лис (6.2.; 2.2.) думает: (3; 4.3.) «Утки (2.2.; 4.1.) в отлёт (7.1.; 1; 2.2.) собрались (1; 4.3.; 5.1.). Дай-ка схожу (2.1.) на речку (7.1.; 5.1.) – утятинкой (3; 4.1.) раздобудусь (1; 2.1.; 5.1.)».
Подкрался (1) из-за куста (7.1.; 2.2.), видит (4.3.): правда (2.2.), целая (4.2.) стая (2.2.) уток (3) у берега (7.1.; 2.1.; 4.1.). Одна (2.1.) Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) стоит (2.2.; 2.1.) под самым (7.1.) кустом (2.2.), лапкой (2.2.; 4.1.) перья (5.2.) в крыле (7.1.) перебирает (1; 3; 4.3.).
Лис (6.2.; 2.2.) хвать (5.1.) её (2.1.) за крыло (7.1.)!
Со всех (7.1.; 2.2.) силёнок (2.1.; 3) рванулась (2.1.; 3; 5.1.) Уточка (6.2.; 3; 5.1.). Оставила (2.1.; 2.2.; 3; 4.3.) перья (5.2.) у Лиса (7.1.; 6.2.; 4.1.) в зубах (7.1.).
«Ах ты! – Лис (6.2.; 2.2.) думает (3; 4.3.). – Вырвалась (3; 4.3.; 5.1.) как…»
Стая (2.2.) всполошилась (3; 2.1.; 2.1.; 6.1.; 4.3.; 5.1.), поднялась (2.1.; 2.1.; 5.1.) на крыло (7.1.) и улетела (2.1.; 4.3.).
А эта Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) осталась (2.1.; 2.2.; 3; 5.1.): крыло у неё (7.1.; 2.1.) сломано (3), перья (5.2.) вырваны (3).
Она (2.1.) спряталась (2.2.; 3; 4.3.; 5.1.) в камышах (7.1.; 2.1.), подальше (1; 5.1.; 3) от берега (7.1.; 2.1.; 4.1.).
Ушёл Лис (6.2.; 2.2.) ни с чем (7.1.).
- 9 -
Зима (2.1.). Хитрый Лис (6.2.; 2.2.) думает (3; 4.3.):
«Замёрзло (1; 4.3.) озеро (2.1.; 4.1.). Теперь (5.1.) Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) моя (2.1.), никуда от меня (7.1.) не денется (7.2.; 4.3.; 5.7.): по снегу (7.1.) куда не пойдёт (7.2.; 1), - наследит (1; 2.1.), - по следу (7.1.) её (2.1.) и найду».
Пришёл (1) на речку (7.1.; 5.1.), - верно (3): лапки (2.2.; 4.1.) с перепонками (7.1.;2.1.; 2.1.; 4.1) наследили (1; 2.1.; 4.3.) на снегу (7.1.; 2.1.) у берега (7.1.; 2.1.; 4.1.). А сама (2.1.) Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) под тем же кустом (7.1.; 2.2.) сидит (2.1.), распушилася (1; 6.1.; 4.3.) вся (2.2.).
Тут ключ (5.4.) из-под земли (7.1.; 2.1.) бьёт (5.2.), не даёт (7.2.; 3) льду (5.1.) намёрзнуть (1; , 5.5.) - тёплая (4.2.) полынья (2.1.; 5.2.), и пар от неё (7.1.; 2.1.) идёт (2.1.).
Кинулся Лис (6.2.; 2.2.) на Уточку (7.1.; 6.2.; 3; 5.1.), а Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) – нырк (2.2.) от него (7.1.)! – И ушла под лёд (7.1.; 2.2.).
«Ах ты!.. – Лис (6.2.; 2.2.) думает (3; 4.3.). – Утопилась (2.1.; 3; 5.1.) ведь (5.1.) …»
Ушёл ни с чем (7.1.).
Весна (2.1.). Хитрый Лис (6.2.; 2.2.) думает (3; 4.3.):
«Тает (4.3.) лёд (2.2.) на речке (7.1.; 5.1.; 4.1.). Пойду (1) мёрзлой (4.2.) утятинкой (3; 4.1.) полакомлюсь (1; 2.1.; 5.1.)».
- 10 -
Пришёл (1), а Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.) плавает (3; 4.3.) под кустом (7.1.; 2.2.), - жива (2.1.), здоровёхонька (2.2.; 2.1.; 2.1.; 3; 4.2.)!
Она (2.1.) тогда нырнула (4.3.) под лёд (7.1.; 2.2.) и выскочила (2.2.; 2.1.; 3; 4.3.) в полынью (7.1.; 2.1.; 5.2.) – под другим (7.1.) берегом (2.1.; 4.1.): там тоже ключ (5.4.) был.
Так всю (2.2.) зиму и прожила (1; 2.1.).
«Ах ты!.. – Лис (6.2.; 2.2.) думает (3; 4.3.) – Стой (2.2.) же, сейчас (6.1.) за тобой (7.1.) в воду (7.1.) кинусь (5.1.)…»
- Зря, зря, зря! – закрякала (1; 3; 4.3.) Уточка (6.2.; 3; 5.1.; 4.1.).
Порх с воды (7.1.; 2.1.) – и улетела (2.1.; 4.3.).
За зиму-то (7.1.) у неё (7.1.; 2.1.) крыло зажило (1; 2.1.) и новые (4.2.) перышки (2.2.; 4.1.) отросли (1).
- 11 –
3.2. Результаты исследования.
После того, как наша работа по нахождению орфограмм была закончена, мы подсчитали, сколько раз встретилась каждая орфограмма (5 столбик таблицы), и количество орфограмм в каждой части слова (6 столбик).
Тип орфограммы | Орфограмма | Количество | |||
Орфограммы в слове | Орфограммы в частях слова | Орфограммы в приставках (1) | 1. Правописание приставок. | 20 | 20 |
Орфограммы в корне (2) | 2.1. Безударный гласный | 49 | 83 | ||
2.2. Парный согласный | 34 | ||||
2.3. Непроизносимый согласный | |||||
2.4. Удвоенный согласный | |||||
Орфограммы в суффиксе (3) | 3 Правописание суффиксов | 37 | 37 | ||
Орфограммы в окончаниях (4) | 4.1. Безударные окончания имён существительных | 21 | 50 | ||
4.2. Безударные окончания прилагательных | 5 | ||||
4.3. Безударные окончания глаголов | 24 | ||||
Орфограммы, не связанные с частями слова. | Правописание Ь и Ъ (5) | 5.1. Ь – показатель мягкости. | 29 | 39 | |
5.2. Разделительный Ь. | 6 | ||||
5.3. Разделительный | |||||
5.4. Ь на конце сущ. ж.р. после шипящих. | 2 | ||||
5.5. Ь в неопределённой форме глагола. | 1 | ||||
5.6. Ь в окончании глаголов 2 л. ед. ч. | |||||
5.7. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | 1 | ||||
Другие орфограммы (6) | 6.1. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 3 | 3 | ||
6.2. Большая буква в именах собственных | 19 | 19 | |||
Орфограммы вне слова | Слитно-раздельные написания (7) | 7.1. Раздельное написание предлогов со словами. | 38 | 41 | |
7.2. Раздельное написание НЕ с глаголами. | 3 |
В ходе исследования мы выяснили, что чаще всего в тексте встречалась орфограмма «Безударный гласный в корне слова» (49 раз!). На втором месте орфограмма, связанная с раздельным написанием предлогов со словами.
Самой опасной частью слова оказался корень, именно в нём мы обнаружили наибольшее количество орфограмм.
Результаты исследования представим в виде двух диаграмм. В первой диаграмме показано общее количество всех орфограмм, которые нам встретились в тексте. А во второй диаграмме обозначено общее количество орфограмм в каждой части слова.
- 13 -
Диаграмма 1. Количество орфограмм.
Диаграмма 2. Части слова.
- 14 -
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования, выполняемого на основе орфографического анализа текста, мы выяснили, что самой распространённой орфограммой является безударный гласные в корне. А самой «опасной» частью слова – корень. Именно в нём мы встретили наибольшее количество орфограмм.
Мы проделали большую и очень полезную работу. В ходе этой работы мы не только повторили и систематизировали все свои знания об орфограммах, но и потренировались в нахождении и определении орфограмм. Мы сделали для себя вывод: для того, чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфограммы, но и уметь находить их в слове, а для этого надо хорошо уметь разбирать слова по составу.
- 15 -
ЛИТЕРАТУРА
- 16 -
Слайд 1
«ОХ, УЖ ЭТИ ОРФОГРАММЫ!» (исследовательская работа) Выполнили: Пестерев В.В. Шнайдер К.А. МБОУ «Балайская СОШ Руководитель: Шнайдер Надежда МихайловнаСлайд 2
Цель исследования – нахождение самой распространённой орфограммы и, соответственно, самой «опасной» части слова. Задачи исследования: Систематизировать орфограммы, изученные в начальной школе. Провести орфографический анализ текста. Проанализировать полученные результаты . Метод исследования – орфографический анализ текста . Предмет исследования – текст . Объекты исследования – орфограмма и часть слова.
Слайд 3
ГИПОТЕЗА Мы предполагаем, что самой распространённой орфограммой является безударный гласный в корне. А самой «опасной» частью слова - корень.
Слайд 4
ОРФОГРАММА Орфограмма – ( от греческого orthos правильный и gramma письмо) это «западня», «ловушка», место в слове с неясным написанием, или, как говорят учёные, написание по соответствующему правилу.
Слайд 5
ОРФОГРАММЫ В СЛОВЕ ОРФОГРАММЫ ВНЕ СЛОВА ОРФОГРАММЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОСТАВОМ СЛОВА ДРУГИЕ ОРФОГРАММЫ ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ (1) ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ (2) ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ (3) ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ (4) Ь и Ъ (5) ДРУГИЕ ОРФОРГАММЫ (6) СЛИТНО-РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ (7) 1 . Правописание приставок 2.1 . Безударный гласный 3.1. Суффиксы -ИК-, -ЕК- 4.1. Окончания имён существительных 5.1 Ь – показатель мягкости 6.1. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 7.1 Раздельное написание предлогов со словами 2.2. Парный согласный 3.2. Глагольные суффиксы 4.2. Окончания имён прилагательных 5.2. Разделительный Ь 6.2. Большая буква в именах собственных. 7.2. НЕ с глаголами 2.3. Непроизносимый согласный 3.3. Правописание других суффиксов 4.3. Окончания глаголов 5.3. Разделительный Ъ 2.4. Удвоенный согласный 5.4. Ь на конце существительных ж.р . после шипящих 2.5. Гласные в корне после шипящих 5.5. Ь в неопределённой форме глагола 2.6. Гласные и, ы после Ц 5.6. Ь в окончании глаголов 2 лица ед. числа 2.7. Соединительная гласная 5.7. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Слайд 6
В.Л. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» Ос е н ь . (2.1.; 5.1.) Хитрый Л и с (6.2.; 2.2.) дум ает : (3; 4.3.) «У т к и (2.2.; 4.1.) в от лё т (7.1.; 1; 2.2.) со бр а лис ь (1; 4.3.; 5.1.). Дай- ка сх о жу (2.1.) на ре чк у (7.1.; 5.1.) – утят инкой (3; 4.1.) раз д о будус ь (1; 2.1.; 5.1.)».
Слайд 7
Диаграмма 1. Количество орфограмм.
Слайд 8
Диаграмма 2. Части слова.
Слайд 9
Результаты исследования В ходе исследования, выполняемого на основе орфографического анализа текста, мы выяснили, что самой распространённой орфограммой является безударный гласные в корне. А самой «опасной» частью слова – корень. Именно в нём мы встретили наибольшее количество орфограмм.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
В поисках капитана Гранта
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сверчок