В 50-х годах XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой Патриархом Никоном. Несмотря на то, что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу церкви и общества, последствия которого сохраняются по сей день.
Раскол - религиозно-общественное движение в России середины XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект. Раскол Русской церкви — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно - обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды.
На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах ближнего зарубежья, Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям»
Актуальность темы:
Сегодня Россия столкнулась с необходимостью решения важнейших мировоззренческих проблем, поиска основ национальной идентичности. В своем развитии российская культура не может пройти мимо трагического опыта многих внутренних конфликтов и расколов общества в ходе тысячелетней истории. Церковный раскол XVII в. стал действительно переломным для последующей судьбы православия в России. В нашей культуре он выглядит особенным, ни с чем не сравнимым явлением, и с этой точки зрения, его изучение сохраняет постоянную научную и национально-мировоззренческую актуальность.
Задачи работы:
1.Узнать кто такие старообрядцы
2.Поделиться духовным опытом моей семьи
3. Раскрыть традиции старообрядчества в моей семье
4. Раскрыть , чем отличается уклад жизни .
5.Как отличить молильный дом от новобрядческого ?
Вложение | Размер |
---|---|
starrobryadtsy_v_moey_seme._zhirnova_mariya.docx | 726.12 КБ |
XXI городские школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция «Исследовательская работа»
Направление «Православная семья: традиции. Уклад, воспитание, быт.»
Тема «Старообрядцы в моей семье. Духовный опыт.»
Выполнила:
Жирнова Мария
ученица 7В класса
МОУ №101 школы Кировского района
Научный руководитель:
Лукьянова Анжелика Владимироввна
Учитель истории и обществознания
Самара, 2018 г.
Оглавление:
I. Введение ……………………………………….…………………………3
II.Основная часть…………………………………………………………...4
1. Кто такие старообрядцы………………………….…………….……...4
2. Родовые корни моей семьи………………………………………………6
3. Обычаи и традиции старообрядцев моей семьи (прием пищи, уважение к старшим, похороны, крестины, свадьбы, молебны):
- одежда………………………………………………………………………….7
- прием пищи………………………………………………….……………….7
-уважение к старшим………………………………………………………….8
-похороны……………………………………………………………………..8
- крестины………………………………………………………………………8
-свадьбы………………………………………………………………………..9
- молебны…………………………………………………….………………..9
4. Основные жизненные ценности……………………………………………10
5. Старообрядческий крест………………………………………………..….12
III. Заключение………………………………………………………………..12
Список ресурсов…………………………………………………...................14
Приложение 1 ……………………………………………………………..….15
Приложение 2и 3…………………………………………………………..….16
Приложение 4……………………………………………………………..…..17
Введение:
В 50-х годах XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой Патриархом Никоном. Несмотря на то, что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу церкви и общества, последствия которого сохраняются по сей день.
Раскол - религиозно-общественное движение в России середины XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект. Раскол Русской церкви — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно - обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды.
На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах ближнего зарубежья, Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям»
Актуальность темы:
Сегодня Россия столкнулась с необходимостью решения важнейших мировоззренческих проблем, поиска основ национальной идентичности. В своем развитии российская культура не может пройти мимо трагического опыта многих внутренних конфликтов и расколов общества в ходе тысячелетней истории. Церковный раскол XVII в. стал действительно переломным для последующей судьбы православия в России. В нашей культуре он выглядит особенным, ни с чем не сравнимым явлением, и с этой точки зрения, его изучение сохраняет постоянную научную и национально-мировоззренческую актуальность.
Задачи работы:
1.Узнать кто такие старообрядцы
2.Поделиться духовным опытом моей семьи
3. Раскрыть традиции старообрядчества в моей семье
4. Раскрыть , чем отличается уклад жизни .
5.Как отличить молильный дом от новобрядческого ?
Основная часть:
Кто такие старообрядцы.
Старообрядцы — это часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России церкви после реформ московского патриарха Никона.
Богослужебно - обрядовые особенности (основные):
-Двуперстие при крестном знамении.
- Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой крест четвероконечный (без Распятия).
- Крещение только путём троекратного полного погружения
- Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус
- Не допускаются светские типы пения: оперное и прочие. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
- Сохраняются начальные и исходные поклоны.
- Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).
- В большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.
Старообря́дчеством принято называть общую совокупность религиозных организаций и течений в русле православной русской традиции, которые отвергли предпринятую патриархом Никоном и правителем Алексеем Михайловичем реформу русской церкви, главной целью которой была полная унификация (приведение к единому эталону) богослужебного чина Русской православной Церкви вместе с Церковью греческой, а ещё прежде – Константинопольской Церковью.
Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до семнадцатого апреля 1905 года назывались «раскольниками», однако в двадцатом веке позиция по ним смягчилась.
Сам термин взялся со слов «старый обряд» и именно в этом старом обряде кроется история старообрядцев.
Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси протопоп Аввакум, нетерпимый и отчасти фанатичный противник нововведений призывал всех скинуть «ярмо ереси».
Однако в 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй были сосланы за «многое бесчинство» в Тобольск. После этого Аввакум написал в своём «Житии» о многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона. В 1682 году Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор».
Некоторые люди же, остались при своём мнении и остались практиковать вопреки царским наказам старые формы обрядов, оставаясь уверенными в их правдивости.
По сути, так и было. Ведь в момент крещения Владимиром Руси в Византии существовало два устава, противоречащих содержанием друг другу. По одному из них креститься следовало двумя, а по другому – тремя перстами.
Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.
Родовые корни моей семьи. Моя семья. Духовный опыт.
Одна из генеалогических ветвей моей семьи это Старообрядцы. Мой дедушка, Иван Егорович Зотов, был крещен по старообрядческим правилам . Старообрядческая община находилась и находится в Кошкинском районе. По словам моего дедушки, мы относимся к спасовцам. У нас свой алфавит, своя литература, своё Евангелие. Не так давно мои предки стояли во главе этой общины. По воспоминаниям моего деда это были очень интеллигентные , образованные, люди с высокими моральными устоями. После революции мой прадедушка вынужден был скрываться с семьей в Казахстане из-за религиозных преследований всех верующих . В нашей семье хранятся старинные старообрядческие книги и иконы, в том числе небольшая икона Георгия Победоносца , перед которой моя бабушка молилась о возвращении с войны своего мужа Ивана Егоровича Зотова.
Дедушка, как и его брат, Зотов Мирон Егорович, раньше жил мирской жизнью. После ухода на пенсию он стал заниматься старообрядческой религией – читал книги, соблюдал посты, обряды, праздники.
Мой прадедушка, Егор Анисимыч Зотов, был старообрядческой веры. У староверов был свой «молебный дом», который находился в Кулухани, в доме у одного из староверов. Там собирались соседи. Раньше люди нашей веры жили в Кулухани.
После смерти моей пробабушки в семье осталось три ребенка: мой дедушка, сестра моего дедушки и его брат – Мирон Егорович. Жили они в большом доме около леса. Дома только прадед спал на кровати, как хозяин. Остальные спали на печке, на лавках. Прадедушка часто читал деду и его брату с сестрой книги.
Одежда.
В семье поддерживались стародавние традиции быта.
Традиционная одежда должна быть скромной, простой, не подчеркивать формы человеческого тела и не давать повода для соблазнительных взглядов. Мужчины староверы не должны облачаться в юбки , а женщины – в штаны. Не допускается обтягивающая одежда, шорты, короткие юбки, короткие рукава , декольте. Открытыми остаются только голова и кисти рук. У замужних женщин голова должна быть покрыта всегда, у девушек –только в храме.
Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек. Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда. Современная молодежь из староверов зачастую не следуют традициям в одежде, однако, соблюдают приличие.
Прием пищи. Существует ряд норм и ограничений.
Без молитвы ни есть, ни пить нельзя. «Пока начал не положишь «Отче наш» не прочтешь – ничего делать нельзя». Вот, например, как проходил обед. Сначала и во главе стола садился прадед, затем маленькие дети, и только потом все остальные. Прежде чем приступить к еде прадед читал молитвы, все повторяли. Стол не был покрыт скатертью, он был деревянный и скобленный. В центре стояла большая чашка, около каждого члена семьи лежала деревянная ложка. Стукнет прадед по столу – все берут кусочки мяса. Не стукнет – к мясу нельзя прикасаться. За столом была строгая тишина, дисциплина соблюдалась во всем. Вечером после последней молитвы ничего нельзя в рот брать. Ограничения в пище у староверов такие же, как и у всех христиан. Но постов у больше, в году около 260 дней. Каждая среда и пятница – постные дни, за исключением рождественской и пасхальной. Пища в эти дни должна быть скромная.
Уважение к старшим.
Прадедушке воспитывать детей помогала сестра. Она была незамужней. По строгому староверческому обычаю она не могла выйти замуж, так как должна была ухаживать за родителями и соборовать их в последний путь. Когда умерли родители, его сестра уже была в возрасте. Она так и не создала свою семью.
Женились 2 сына – мой дедушка и Мирон Егорович. Управляла ими старшая сноха. Мой дед, Иван Егорович, не ладил с женой. Тогда прадедушка вызвал его во двор и стукнул кнутом. И сын не мог перечить своему отцу. Уважение к старшим – одна из характерных черт старообрядчества. И по сей день в наших семьях так заведено. Даже когда брат моего дедушки сказал, что его дочь должна за ним ухаживать, она послушалась и, бросив семью, перешла жить к нему.
Похороны.
У старообрядцев в Кошках были свои школы, свои кладбища. На могиле у старообрядца должен обязательно стоять дубовый крест.
Вот как проходят у нас похороны: умершего кладут в гроб и накрывают общим покрывалом. Общее покрывало – черное сатиновое покрывало с синей лентой по краям и с крестом в середине. На умершего надевают саван, который шьют до смерти. Длина савана зависит от роста человека. Поминки устраивают на 40 дней, на 1 год и на 3 года. 9 дней и полгода отмечать не обязательно, нужно только самому помолиться и подать нескольким людям.
Крестины.
По-своему проходят и крестины. Вот как крестили моего троюродного брата. Крестили у попа на Первомайской. Там были его бабушка , крестный, крестная и поп, и больше никого. У попа сохранилась купель – кадушка, на обручах которой была написана молитва. В эту купель наливают воду и поп, закрыв глаза моему брату, опускает его в эту воду и читает молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!». Затем того, кого крестят, вынимают из воды, надевают крестик и отдают крестной. Женский нательный крест отличается от мужского своим размером: у женщин – маленький, а у мужчин в 1,5 раза больше. У староверов никогда нельзя снимать крест, даже когда идешь в баню. Считается, что золотой крест – грех, так как это не украшение. Крест должен быть сделан из сплава алюминия.
Молебны.
Со слов моего дедушки, все староверы крестятся двумя пальцами. Славословие кресту гласит : «Крестом молиться (двумя перстами)надо, а не щепотью». Двуперстие означает двуединую сущность Христа. Молиться нужно степенно, не быстро, заканчивать крестное знамение нужно, приложив руку к животу, а не опуская ее вниз. В часовне находятся до последней молитвы, а если ушел раньше – то не был на ней. Во время молитвы запрещается вертеть головой, разговаривать, думать о чем – то мирском.
Свадьбы.
Причем, староверам, нельзя выходить замуж за человека другой веры. Родители дают разрешение выйти замуж или жениться, и только на своих. Если жених или невеста будут староверами, но из другого направления ( поморов), разрешение на свадьбу дадут, но за это в молебном доме такому человеку место из передних рядов переносят в дальний угол.
Со слов моей тети, Зотовой Александры Мироновны, так играли ее свадьбу. За свадебным столом по сторону невесты сидели все женщины в порядке убывания. Сначала сидела крестная-мать. По сторону жениха – все мужчины, и первый – крестный-отец. На свадьбе присутствовали только родственники. Гуляли два дня.
В Кошках много старообрядцев. Раньше это была многочисленная община но в настоящее время число активных участников очень мало. В основном они собираются на великие христианские праздники, чтобы совершить ночные богослужения или проводить в последний путь единоверцев. По рассказам моих родных на этих событиях участниками были немолодые женщины , которые переняли этот долг от почивших староверовВот, например, подруги моей тети- группа: Строкина (Синицина) Александра Ивановна и ее сестра Синицина Валентина Ивановна, Варевцева Ольга Ивановна и Варевцева Анна Ивановна. Собираются они дома у Валентины Ивановной Синициной. Мужчины-старообрядцы молятся у себя дома. Моления должны проходить не менее 3-х часов».
Основные жизненные ценности.
По рассказам моей семьи старообрядцы ,в том числе нашего рода , были люди как правило с высокими моральными и нравственными устоями, чтущими семейные ценности , образованные ( мой прадедушка имел большой шкаф с книгами, который закрывался на ключ. Такой ценностью в селе могли похвастаться единицы, причем книги использовались по назначению.) И чтобы не говорили про жесткость, ограниченность в воспитании в старообрядческих семьях, мой прадедушка приучал внуков к чтению книг, и не обязательно божественных.
Мой прадедушка и прабабушка жили одной семьёй . У моей Прабабушки Пелагеи было 14 детей остались живы 2-ое,они не переживали , раньше говорили ” бог дал , бог отнял”. У старообрядцев не было церквей а были молильные дома , были свои иконы и на древнеславянском старообрядческие книги , книги были очень у аккуратно напечатан текст на толстой бумаге , у книг была кожаная обложка и на металлических застёжках. В каждом доме был иконостас , было множество старинных икон , ежедневно вся семья по 2-3 раза молились утром , днем и вечером. В молильных домах молились по субботам, воскресеньям и праздникам.
Основательность и жизнестойкость староверов потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество – они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки.
Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.
Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!
Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.
Основные ценности, которые закладываются с детства:
- жизнь в труде и духовной благости, честность, бережливость, забота, закрытость.
Исключают вообще: пьянство, употребление табака, наркотиков
Осуждается и презирается: сквернословие и воровство.
Качества, которые осложняют жизнь старообрядцев: страх нового, отторжение чересчур навязчивого, неприятие государственной политики, сильная зависимость от общественного мнения и т.п.
Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.
Старообрядческий крест.
Главная особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.
Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?
Заключение.
Староверы –люди замечательной старой русской культуры основанной , прежде всего , на моральных ценностях. В своих семьях они сохранили и передают лучшие духовные качества, трудолюбие и взаимопомощь. Что очень важно, как я считаю, в бурном современном обществе. В.А. Сухомлинский говорил : «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро».
Список источников.
Приложение 1.
Старообрядческий крест
Приложение2.
Лампада
Приложение 3. Подручники
Приложение 4. Старообрядческие книги
Девчата
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Заповеди детства и юности
Извержение вулкана
Позвольте, я вам помогу