Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
repressirovannye_pisateli_respubliki_mariy_el_2.docx | 48.1 КБ |
15
МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации
МО «Оршанский муниципальный район
МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»
VIII районная ученическая научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку»
Репрессированные писатели
Республики Марий Эл и их судьбы
Исследовательская работа
ученицы
Елькиной Ксении
Класс – 10
Научный руководитель:
Елькина Л.Г.,
учитель марийского языка и литературы
Великополье
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
1.3.Репрессированные писатели Марийского края и их судьбы…… 7
Заключение ……………………………………………………………….. 13
Список использованных источников………… ……………………………. 15
Приложение …………………………………………………………… ……. 16
Введение
30 октября Россия отмечает День памяти жертв политических репрессий. Репрессии сталинских времен – одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Долгое время эта тема была закрытой. О ней старались не говорить, не вспоминать, не обсуждать. И только в конце 80-х - начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого.
Актуальность работы: сегодня, когда общественная мысль приближается к осознанию всей правды в оценках прошлого и настоящего, когда восстанавливаются истинные представления о социализме, демократии, гласности, мы возвращаемся к именам тех, кто в 30-50-е годы XX века был объявлен «врагами народа», был лишен свободы или уничтожен. Коснулись они и писателей моей республики – Республики Марий Эл и их близких родственников, многие из которых были принесены в жертву истории.
Изучая историю развития марийской литературы, я узнала, что многие писатели нашего края в 30-е годы были сосланы в сталинские лагеря, а самые талантливые, кто болел душой за развитие марийской культуры, были расстреляны, а некоторые подверглись и дважды прошли все невзгоды сталинской репрессии.
Перед собой я поставила цель: изучить историю жизни людей, подвергшихся политическим репрессиям, их судьбы на примере писателей Марийского края, сохранить память о жертвах политических репрессий.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что не только тысячи простых крестьян, рабочих пропали в сталинских лагерях, но уничтожили лучший слой марийского народа – литераторов.
Объект исследования: писатели Республики Марий Эл, репрессированые в 30-50-е годы XX века
Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.
Основная часть
.1. Массовые репрессии
Репрессии - одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и края. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам гражданам России. С усилением личной власти И. В. Сталина в 30 -е годы XX века стремительно возрастают масштабы политических репрессий. Для их обоснования Сталин выдвигал тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в период социалистического строительства. По мнению Сталина, торжество социалистического строительства вызывает у врагов нового строя яростное сопротивление и готовность пойти на любые преступления. С другой стороны, на происки «врагов народа», «вредителей» было удобно списывать все трудности, ошибки и неудачи экономических преобразований.
1937 год стал пиком сталинских репрессий. В 1940-х-начале 1950-х гг. начинается новая волна репрессий, которые носили более упорядоченный характер. События того времени, коснувшиеся многих семей, сохранились в памяти на всю жизнь. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы.
Мы прочитали немало статей о репрессии, изучили документы (Приложение 5,6), пришли к выводу, что многие годы период репрессий в СССР замалчивался. До сих пор нет точного числа репрессированных, расстрелянных. Официально считается: 4 миллиона человек репрессировано и 800 тысяч расстреляно, причем политическая элита составляла среди них 5 %, остальные - крестьяне, рабочие, интеллигенция [9].
Термин "репрессии" включает широкий объем различных форм подавления людей.
Репрессия (лат. repressio - подавление) - карательная мера, исходящая от государственных органов [5].
Репрессия–карательные меры, наказание преступников, совершивших уголовное преступление против государственной власти [9].
Сталинские репрессии –массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (к.1920-н.1950 гг.) [9].
Жертвы репрессии - лица, приговоренные за политических (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенные, сосланные [9].
Существуют разные формы репрессий: принудительный труд, административное наказание, депортация [9].
Когда мы начали опрашивать старшеклассников, что такое репрессия, было несколько версий ответов. Наиболее точно ответили выпускники 11 класса.
Во многих документах, в страницах художественной литературы
(например, в марийской литературе В. Иванов «Ава шум» повесть) «преступников» забирали всегда после полуночи «трое» («двое») в черных шинелях, много не говорили и были очень грубы. После этого начинались допросы, моральные и физические мучения и унижения. Суд проходил формально. Документы готовились заранее. Слушание дела занимало пять-десять мину. Считалось, что за это время подсудимому разъясняли его права, сущность обвинения, заслушивали отношение обвиняемого к совершенным преступлениям, его показания и последнее слово. Приговор выносился по назначенной ранее категории. Исключений практически не встречалось. Смертные приговоры, обычно, объявляли подсудимым непосредственно перед казнью.
Механизм репрессий был прост и страшен одновременно. Существовавшая в те годы пресловутая 58 статей Уголовного Кодекса с четырнадцатью пунктами давала право определять очень суровую меру наказания. Работа следствия и судов заключалась в «выбивании» признаний по представленным обвинениям у привлекавшихся граждан и применение этой статьи, вплоть до высшей меры наказания-расстрела. В противном случае и работников следствия и суда самих ожидала участь обвиняемых и осужденных. Надо было выполнить «план».
2.2. Репрессии в Марийском крае
Сложна и непредсказуема история любого народа, любой нации. Особо хочется остановится на репрессии нашего Марийского края, так как это была трагедия народа, потому что «…это действительно трагедия, которая обрушилась и на марийский народ, Республику Марий Эл, уничтожив в последствии весь ее цвет, богатство и достояние всей нации, состоящее из передовых рабочих, крестьян, интеллигенции - всех тех, кто был трудолюбив, талантлив, образован и в то же время неугоден, опасен, позволял себе критиковать, возмущаться проводимой политикой Сталина или просто не мог молчать, высказывал свое мнение, свою точку зрения, на отдельны моменты той жизни, принятых политических решений и документов..» [2, с3].
Уничтожали всех, не разбирая ни национальности, ни происхождении, ни социальное положение, ни образование, ни места жительства и работы, ни возраста. Как и взрослые страдали дети (Приложение1).
Мы знаем историю развития Марийского края, что на волне демократической революции 1917 года, начала развиваться экономическая и политическая активность марийского народа. К середине 30 -х годов XX века в жизни Марийской республики произошли значительные изменения. Росла грамотность населения, открывались новые школы, техникумы, вузы. Расширялась сеть бесплатных медицинских учреждений. В быт города и села входили электрическое освящение, газеты, книги, радио.
Особенно для национальной республики было преодоление неравенства наций, становление марийской национальной культуры. Все это рождало у людей гордость за преобразование обществ. Люди гордились своими достижениями, энтузиазмом. Писатели создавали новые произведения, писали стихи, вдохновленно радуясь Советской власти.
Но это продолжалось недолго. В национальной политике компартии с конца 20-х годов центральное место заняла борьба с местным "буржуазным национализмом" у малочисленных народов. Сталин считал его главной опасностью и призывал уничтожать, в то время как Ленин в свое время подчеркивал, что главную опасность в установлении правильных, нормальных взаимоотношений между народами представляет русский великодержавный шовинизм. Это непосредственно коснулось и судьбы марийского народа. Забота и тревога за состояние родного языка, стремление всячески помочь своему народу развивать хозяйство и культуру стали считаться национализмом, требующим сурового наказания.
В обвинениях марийского и других угро-финских пародов в национализме проявилась одна особенность: интеллигенцию этих национальностей стали обвинять в симпатиях к Финляндии, в связях с финской разведкой. Ведь они - писатели, ученые, журналисты знали, говорили и писали, что марийцы являются родственными финнам по происхождению и языку. Обвинения, разоблачения "финских агентов" почему-то ранее других проявились именно в отношении мари.
В январе 1930 г. были арестованы и после годичного тюремного заключения сосланы из МАО видные представители марийской интеллигенции, "финские шпионы" Л.Я. Мендияров (заведующий марийским отделением Восточного пединститута), В.М. Васильев (ученый-языковед и этнограф)(Приложение 1), Т.Е. Евсеев (директор областного музея), Ф.Е. Егоров (преподаватель-историк), Н.И. Иванов (директор Йошкар-Олинского педагогического техникума) и "эстонский шпион" А.Ф. Сайн, специалист молочного дела, в это время работавший в Казанском сельскохозяйственном институте, женатый на эстонке и несколько лет проживший в Эстонии. Их обвинили в том, что они вели шпионскую работу, готовили диверсии по заданиям финской и эстонской разведок, пропагандировали националистические, антисоветские и антирусские взгляды, хотели оторвать Марийскую автономную область и другие финно-угорские территории от СССР и присоединить к Финляндии.
Тогда же была разгромлена "горномарийская националистическая группа". Вина ее членов заключалась в следующем. Они считали, что руководящие органы области мало уделяют внимания развитию горных мари, их языка и культуры, поэтому ставили вопрос о выходе горных марийцев из МАО и непосредственном вхождении в Нижегородский край на правах национального автономного округа.
После этого было еще несколько дел по обвинению местных работников в марийском национализме. Но настоящий погром был устроен в 1937 г. Еще в августе 1936 г. был арестован директор МарНИИ В.А. Мухин (Приложение 1), которого обвинили в том, что он является руководителем (после ареста Мендиярова и его "группы") марийской буржуазно-националистической организации. Затем поодиночке и группами арестовали, можно сказать, всю марийскую интеллигенцию, всех активных общественных деятелей, писателей(Приложение 1),, деятелей культуры, ученых. Председателя Марийского облисполкома И.П. Петрова объявили руководителем националистов. Арестованных подвергали страшным пыткам, многие умирали на допросах, другие подписывали ''признания".
Репрессии коснулись, конечно, не только известных людей. Тысячи простых крестьян, рабочих пропали в сталинских лагерях.
Анализируя изученные документы, приходишь к выводу, что марийской культуре народа, его национальному самосознанию, развитию языка был нанесен огромный, непоправимый урон. Репрессии, как и раскулачивание, уничтожили лучший слой марийского народа. Точное число потерь установить трудно. В конце 1937 г. была проведена в СССР перепись населения. И оказалось, что количество марийцев в стране сократилось в сравнении с 1926 годом на 27 тысяч человек (с 428 до 401 тысячи). Конечно, это было результатом раскулачивания, голода и репрессий (результаты переписи были запрещены к опубликованию; в 1939 году была проведена новая, "исправленная", перепись, которая дала положительные показания по всем народам: численность марийцев указана в 480 тысяч человек).
Репрессированные писатели Марийского края и их судьбы
У каждого своя судьба и у каждого своя трагедия. Смеем утверждать, что наши земляки, пострадавшие в годы сталинских репрессий, не были невинными жертвами. По данным работы комиссии, в годы правления Сталина в нашей стране незаконно репрессировано около 2 тысяч литераторов, около 1,5 тысяч из них погибли в тюрьмах и лагерях, 150 человек пропали без вести.
В национальной политике компартии с конца 20-х годов центральное место заняла борьба с местным "буржуазным национализмом" у малочисленных народов. Сталин считал его главной опасностью и призывал уничтожать, в то время как Владимир Ильич Ленин в свое время подчеркивал, что главную опасность в установлении правильных, нормальных взаимоотношений между народами представляет русский великодержавный шовинизм. Это непосредственно коснулось и судьбы марийского народа.
Забота и тревога за состояние родного языка, стремление всячески помочь своему народу развивать хозяйство и культуру стали считаться национализмом, требующим сурового наказания. По ложным обвинениям были расстреляны любимые народные писатели С. Чавайн, И. Шабдар, Тихон Ефремов, Олык Ипай (Приложение 1), художник К. Егоров, почти все артисты Маргостеатра во главе с режиссером Маюк-Егоровым, общественные деятели, создававшие автономную область – И. Петров, В. Мухин, Эшкинин и многие-многие другие. Йыван Кырля, Никон Игнатьев (Приложение1), Сергей Черняков и сотни, тысячи других были отправлены в концлагеря и там погибли.
В обвинениях марийского и других угро-финских пародов в национализме проявилась одна особенность: интеллигенцию этих национальностей стали обвинять в симпатиях к Финляндии, в связях с финской разведкой. Ведь они - писатели, ученые, журналисты -знали, говорили и писали, что марийцы являются родственными финнам по происхождению и языку. Обвинения, разоблачения "финских агентов" почему-то ранее других проявились именно в отношении мари (Приложение1).
Мы тщательно изучили библиографический справочник «Писатели Марий Эл», который вышел 2008г. и старый, и приходим к выводу, что правдиво начали писать достоверные факты только вновь вышедшей книге. Факты репрессий были под запретом. Была указана дата смерти, но каким образом этого писателя не стало, нигде не писалось. И в школьной программе достоверные факты начали изучаться только в учебном издании 1994 г [10].
Мы изучили Книгу памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл «Трагедия народа» в III томах[2,3,4],библиографический справочник «Писатели Марий Эл» [1], где дан список всех писателей и литературоведов, чьи произведения являются существенным вкладом в развитии литературы Республики Марий Эл. «…На протяжении многих десятилетий марийская литература обогащалась произведениями авторов, живущих в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Кировской, Свердловской областях. Поэтому издание дает сведения о них как о полноправных представителях, вносящих вклад в развитие национальной литературы…»[1,с.4]) .В свое исследование мы включили и этих писателей, т.к они писали на марийском языке и многие проживали в нашей республике.
Справочник включает в себя материалы о 282 писателях, литературоведах и литераторах. Из них стали жертвами Сталинской репрессии 33 человека (мы включили в этот список и классика марийской литературы Я.П.Майорова -Шкетана, т.к. он умер 16 мая 1937 года. А его преждевременная смерть связана с репрессией. По воспоминаниям племянника писателя М.Шкетана Феликса Майорова(его тоже уже нет)Яков Павлович узнал из достоверных источников, что они с С.Г.Чавайном стоят первыми в списке жертв политической репрессии. От внутренних терзаний, писатель заболел, и только смерть его спасла от сталинской репрессии. А также в список включен Липатов Александр Тихонович, 1926 года рождения, уроженец Ульяновской области (мальчик провел в сталинском лагере 6 лет вместе с родителям).Весь список можете посмотреть в Приложении 1Среди современных писателей три человека -это дети «врага народа». Трагична судьба некоторых (Юрий Сергеевич Чавайн,1930 года рождения: отец– Чавайн Сергей Григорьевич, классик марийской литературы («…одаренный поэт, музыкант и композитор, он был эмоциональным и ранимым человеком и ушел из жизни, застрелившись в трудную минуту [1, с.647].
Евсеева Мария Тимофеевна: отец – Тимофей Евсеевич Евсеев, заведующий областным музеем, (ныне республиканский краеведческий музей им.Т.Евсеева) репрессирован-14 декабря 1931 года, 3 года ссылки; 10 ноября 1937года, расстрелян [1, с.161].
Горохов Аркадий Михайлович-отец Горохов Михаил Прокопьевич, 1881 года рождения, крестьянин, репрессирован 18 декабря 1937 года, 10 лет заключения [1, с138].
Мы изучили посписочно судьбу каждого писателя, которые стали жертвами сталинской репрессии Не зря говорят, что Моркинская земля – родник таланта. Мы систематизировали информацию по месту жительства писателей, пришли к выводу, что из 33 репрессированных писателей 11 из Моркинского района (классиками марийской литературы стали С.Г.Чавайн, Олык Ипай, Н. Мухин, В. Сави) также не мало с республики Башкортостан (Приложение 2,3).
По национальному составу- все мари, кроме Липатова А.Т. (Приложение 1).
Также нам стало интересно возрастной состав писателей. Самым молодым известным писателем является Степанов Ипатий Степанович(в литературном кругу его знают как Олык Ипай),1912 года рождения, уроженец Моркинского района Республики Марий Эл. Ему было всего 25 лет. «…Начальное образование получил в сельской школе. Потом учился в Марийском педтехникуме и Всесоюзном институте кинематографии (Москва). Учеба в столице не завершил из-за болезни… За 6 лет издал 9 поэтических книг. Он разработал силлабо- тоническое стихосложение для марийской поэзии, писал сонеты, терцины, октавы, триолеты, газели и рубаяты… В честь памяти поэта в 1968 году была учреждена премия Марийского комсомола. Слишком коротка была жизнь Олыка Ипая. В 1937 году поэта в числе других обвинили в «национализме», «шпионаже», арестовали и расстреляли 11 ноября 1937 года. Его прах предположительно покоится в Кокшайском лесу (ныне Мендурское кладбище). Реабилитирован в 1956 году [1, c,.451]. Интересный факт:13 февраля 1934 году Олык Ипай был арестован, он был в заключении 1 месяц 20 дней предварительного заключения [3, c,.194].
Самым старым писателем жертвы сталинской репрессии является 80 летний Яблочкин Василий Степанович (Ошэл Васлий), 1914 года рождения Медведевского района Республики Марий Эл. Когда его арестовали 27 ноября 1937 года по ложному обвинению в сотрудничестве с «врагами народа», ему было всего 23 года. Он был осужден на 10 лет, а в 1949 году Василий Степанович вновь был осужден на 5 лет и сослан в Красноярский край. Вернулся в 1955 году. Прожил до 1994 года (Приложение1).
Мы искали факты, кто самым первым подвергся сталинской репрессии. Самый первый был арестован в 1931 году Еремеев Никандр Сергеевич (Никандр Лекайн) за очерк «Калинин колхоз» был осужден как «сочувствующий кулакам». Наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала (1932-1935гг.) [1, с.368].
Случалось, человек, отсидев свой срок, не успев отойти от ужасов репрессии, вновь попадался в руки НКВД. Повторно были арестованы 5 человек: Олык Ипай, Ошэл Васлий, Михаил Батрак, Григорий Петр Григорьевич, Исаев Чапай Исаевич (Приложение 1).
Приговорены были из 33 писателей к расстрелу 15 человек: С.Г.Чавайн, Шабдар Осып, Олык Ипай, Ефремов Тихон Ефремович, Николай Мухин, Владимир Сави, Петухов Василий Михайлович, Пунчерский, Тишин Николай Иванович, Кармазин Гурий Гаврилович, Краснов Сергей Архипович, Григорьев Петр Григорьевич, Исаев Чапай Исаевич, Эшкинин Андрей Карпович, Яныш Ялкайн(Приложение1).
Приговоры звучали по разному: С.Г.Чавайна обвинили по обвинению в принадлежности к «ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны»;Шабдара Осыпа- в «национализме», «антисоветизме»; Кармазина Г.Г.– как «члена штаба буржуазно -националистической организации»; Эшкинина А.К.– обвинен в принадлежности к «руководящему ядру марийской буржуазно-националистической организации», Я.Ялкайна обвинили в «неучастии в разоблачении врагов народа и буржуазных националистов», в произведениях находили «несоциалистическое отношение» к советской действительности, в апреле 1938 года арестовали по обвинению в «организации повстанческих организаций и в шпионаже в пользу финской разведки».
А ведь все эти писатели только начали работать в полную силу. Вспомните, роман С.Г.Чавайна – Элнет», первая книга увидела белый свет в 1936 году, а вторая была изъята, произведения были сняты со школьной программы, книги горели, но «рукопись не горит». Были добрые люди, сумевшие спрятать по дальше томики С.Чавайна до лучших времен. И только после «оттепели» вторая книга дошла до читателей.
Пережив все ужасы лагерьной жизни, некоторые возвращались домой. Остались живы 7 человек :Михаил Батрак– прожил 69 лет, Кожер Микал – 67 лет, Никандр Лекайн – 53 года, Осмин Йыван – 82 г, Мичурин Ятман - 82 года, Яблочкин Василий Степанович-80 лет (пережил два срока), Тыныш Осып – 78 лет.
Мы пришли к выводу, что массовые репрессии осуществлялись большей частью путём в не судебных расправ - через так называемую особые совещания, коллегии «тройки», «двойки». Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства. Люди жили в страхе за свое будущее и будущее свои детей. Сталин и его окружения нагнетали историю шпиономании и поисков «врагов народа». Из Москвы постоянно требовали «повышения бдительности» . Тихие аресты простых чиновников, рабочих, крестьян уже не устраивали Сталина. Нужны были громкие процессы по Московским сценариям. И время не заставляло долго ждать. Появились такие процессы и на земле Марийской. Петров И.П.-председатель Мароблисполкома, Эшкинин А.Ф.- председатель Госплана, зам. Мароблисполкома, Мухин М.А.-директор МарНИИ (приложение). Эшкинин А.К., Чавайн С.Г., Евсеев Т.Г., Йыван Кырля- известные в стране деятели культуры и искусства и другие, а также десятки походивших по делу с каждым из них были репрессированы. «Дела» их сопровождались громкими процессами и страшными приговорами. Машина репрессий была запущена и работала без перебойно, набирая обороты…»[2, с.14].
Классика марийской литературы, основоположника С.Г.Чавайна арестовали 25 мая 1937 года. Обвинялся он в том, что, являясь членом контрреволюционной организации, проводил свою вредительскую деятельность в марийской литературе. В тот же день Сергей Григорьевич пишет длинное письмо, объясняя свое отношение к контрреволюционной организации и другим ее членам. С большинством из других обвиняемых он, конечно, был знаком, но о том, были ли они врагами СССР, не имеет ни малейшего понятия: он признается, что ему вообще трудно поверить в существование какой-либо подпольной группы: «:я никак не могу понять, на что можно надеяться, становясь против советской власти. Я думаю власть Советов очень крепка: фашисты со своей расовой теорией совершенно уничтожат марийский народ. : Но надо быть сумасшедшим, чтобы допустить, чтобы когда-либо фашисты: дошли до Марийской АССР. : Все это в моей голове не укладывается. Или я в самом деле схожу с ума. : Но еще раз повторяю, я сейчас работаю не за страх, а за совесть. : Есть у меня одно большое чувство- это любовь к моему марийскому народу. Если любовь к своему народу есть преступление, то карайте меня. Вам виднее».
10 ноября 1937 года «тройка» приговорила С.Г. Чавайна к расстрелу. Приговор приведен в исполнение на следующий день. Вместе с ним были расстреляны классики марийской литературы Шабдар Осып, Олык Ипай, Н. Мухин.
Трагедия народа в период репрессий - это горький исторический урок. Она заставляет размышлять об эпохе, и об отдельно взятых судьбах. О проблеме власти и личности. О подлости и честности. Горька судьба актера, поэта, гражданина Ивана Кырли –«…человека, озарившего своим талантом край наш Марийский, принесшего славу советскому киноискусству на заре становления. Мустафа из «Путевки жизнь» по сей день живет в сердцах миллионов кинозрителей, а вместе с ним поэт, актер, гражданин Йыван Кырля [7, с.136]
21 апреля 1937 года в отдел НКВД Республики поступила «докладная для принятия самых решительных мер к немедленному аресту ярого буржуазного националиста – врага народа Иванова Кирилла (Мустафы).
Йывана Кырлю первый раз опросили 25 апреля1937 года, собрав до этого «компрометирующие» его материалы. На предложении следователя рассказать о контрреволюционных взглядов, о его связях с иностранными представителями, показания киноактера сами по себе интересы, но главное – они свидетельствуют о его невинности [7, с.74]. Обвиняемый К.И. Иванов предъявленном обвинении виновным себя не признал. Вскоре следственное дело было передано особой тройке при НКВД Республики и было рассмотрено на ее заседании 13 августа 1937 года. «Иванов Кирилл Иванович, - говориться в протоколе №5,- обвиняется в том, что, будучи членом подпольной националистической организацией вел контрреволюционную ориентацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским.» Заседание особой тройки постановило: «Иванова Кирилла Ивановича заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на 10 лет, считая срок с 23 апреля 1937 года».
Вскоре после этого Йыван Кырля был направлен в Карелию, в распоряжение управления Белобалтлага НКВД СССР (стр.82.).
Такова суровая правда того бурного и жестокого времени. Йыван Кырля жил в разных лагерях, выполнял тяжелую работу. Несмотря на это он не падал духом, старался преодолевать любые трудности и верил в справедливость. Причина смерти до конца не известна. Никто определенно не знал о местонахождении киноактера. В результате выхода в свет в 1956году известных документов о борьбе против культа личности и преодолении его последствий стали выпускать на свободу и реабилитировать бывших олитзаключенных и восстанавливать их гражданства по существующим законам. За это время пересмотрены дела в отношении репрессированных в 30-е годы марийских поэтов, писателей, общественных деятелей и артистов, объявлены не действительными приговоры, вынесенные тройкой НКВД. Сняты с них ложные, необоснованные политические обвинения и навсегда восстановлены их добрые имена. Жизнь киноактера и поэта, его добрые дела, имя Йывана Кырли навеки останутся в памяти народа и всегда будут святить нам как лучезарная утренняя звезда.
Отчизна, я готов отдать
все силы
И жизнь тебе, твой рядовой
солдат.
Лишь за одно за то, что ты
взрастила
Людей из обездоленных
ребят!
Йыван Кырля
Изучая судьбы реабилитированных, нами было установлено, что после смерти Сталина, особенно в период политической оттепели, «повеяло ветерком перемен». 8Доказательством того является создание в 1987 году Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950 годов. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам.
Заключение
Все, что произошло в годы репрессий создает горький осадок и глубокую боль у всех граждан нашей страны. Наше исследование позволяет утверждать, что происходящие в обществе 30-50 годов процессы, сказались и на общественных отношениях в нашем Марийском крае. Это была трагедия народа, потому что «…это действительно трагедия, которая обрушилась и на марийский народ, Республику Марий Эл, уничтожив в последствии весь ее цвет, богатство и достояние всей нации, состоящее из передовых рабочих, крестьян, интеллигенции - всех тех, кто был трудолюбив, талантлив, образован и в то же время неугоден, опасен, позволял себе критиковать, возмущаться проводимой политикой Сталина или просто не мог молчать, высказывал свое мнение, свою точку зрения, на отдельны моменты той жизни, принятых политических решений и документов..» [2, с3].
В ходе данного исследования выявлены проблемы: 1)не все реабилитированные дожили до своего освобождения и политической реабилитации; в итоге справедливость была восстановлена спустя многие годы; 2) к настоящему времени на территории Республики Марий Эл не все установлено местонахождение массовых захоронений расстрелянных и замученных в лагерях и тюрьмах.3) 30 октября 2013 году на улице Красноармейской г. Йошкар-Олы состоялось открытие мемориального комплекса жертвам политических репрессий. Главными участниками мероприятия стали дети и внуки репрессированных жителей республики, а также представители государственных ведомств, краеведы и историки. А мы слишком поздно об этом узнали.
Нами проанализировано содержание следующих документов: Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий»; Постановления Правительства РФ: 1) Положение о порядке выплаты денежной компенсации реабилитированным за время их пребывания в местах лишения свободы (16 марта 1992 года, №160); 2). Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (3 мая 1994 года, №419); 3). Постановление «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства» (1 июня 1994 года, №616); 4). Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации (12 августа 1994года, №926). На основании этого можно сделать вывод, что жертвы сталинских репрессий отнесены к категории граждан, которые имеют льготы из федерального бюджета оказывается материальная поддержка семьям реабилитированных.
Нами было просмотрено материалы о репрессированных жителях Оршанского района. Есть повод продолжить исследовательскую работу, включая больше учеников.
Результатами нашей работы являются:1) выступление перед учащимися школы, района; 2) передача материала, собранного в ходе исследования, в фонд краеведческого школьного музея с. Великополье .
Мы занимаемся этой работой для того, чтобы узнать и сохранить историю нашего края, историю его жителей. Остается сожалеть, что нет уже в живых жертв сталинской репрессии. С их уходом из жизни уйдут воспоминания о нелёгком времени. Мы должны помнить о волне террора, прокатившейся по всей стране.
Государство, хотя и поздно, но все-таки проявляет заботу об этих людях. Но никакими материальными благами невозможно компенсировать душевные страдания этих людей и их искалеченные судьбы.
Как бы жестоко не обходилась с ними жизнь, как бы не ломала их судьба, но все же в этих жестоких нечеловеческих условиях они остались людьми, не потеряли человечности.
Список использованных источников
1. Писатели Марий Эл: библиографический справочник/сост.: А. Васинкин, В. Абукаев и др.– Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. – 752 с.
2. Трагедия народа. Книга Памяти жертв политических репрессий. Том I. Йошкар - Ола. Республика Марий Эл. Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Республики Марий Эл Министерство безопасности Республики Марий Эл, 1996. – 343 с.
3. Трагедия народа. Книга Памяти жертв политических репрессий. Том II. Йошкар - Ола. Республика Марий Эл. Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Республики Марий Эл. Управление Федеральной безопасности России по Республике Марий Эл. Марийская организация общества «Мемориал», 1997. – 343 с.
4. Трагедия народа. Книга Памяти жертв политических репрессий. Том 3. Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2004. – 304 с.
5. Ожигов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополнение. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.6. История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 10 классов / Составители А.А.Андреянов, О.М.Герасимов и др. – Йошкар – Ола: Марийский полиграфическо = издательский комбинат, 1998. – 216 с.
6.Ким Васин. История и литература: О проблеме историзма в марийской литературе. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1980. – 151 с.
7.Исиметов М.И. Йыван Кырля: Очерк жизни и творчества. Изд.2-е, дополн. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 160 с.: ил.
8.Легендыш тошкалше Кырла: очерк, статья, шарнымаш – влак/ Составитель Соловьев Ю.И. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. – 312 с.:ил.
9.ru/wikihtdia.org
10.Марий литератур: Очерк, литературный портрет, эссе/Научный руководитель К.К.Васин - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994. – 304.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Какая бывает зима
Есть в осени первоначальной...
Петушок из русских сказок
Белый лист