Математика и литература. Что роднит их? Казалось, на первой взгляд разные понятия.
В представлении многих, учёные – люди, погружённые в свою науку и ничем другим не интересующиеся. Однако большой математический дар нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История «великих жизней» даёт тому немало подтверждений. Исследовав лишь немногие из них, становится ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика. Истинный поэт, математик одинаково озабочены отбором слов и фраз, наиболее адекватно выражающих мысль.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_v_literature.docx | 30.42 КБ |
Проектная работа
на тему:
« Математика в литературе »
Выполнили:
Мельникова Вероника и Лучко Ксения
Руководитель:
Жучкова Юлия Сергеевна
учитель математики
2018г.
Содержание
Цель и задачи
Цель:
Найти материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой.
Задачи:
Введение.
Математика и литература. Что роднит их? Казалось, на первой взгляд разные понятия.
В представлении многих, учёные – люди, погружённые в свою науку и ничем другим не интересующиеся. Однако большой математический дар нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История «великих жизней» даёт тому немало подтверждений. Исследовав лишь немногие из них, становится ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика. Истинный поэт, математик одинаково озабочены отбором слов и фраз, наиболее адекватно выражающих мысль.
Математика – точная, абстрактная и строгая наука. С. Ковалевская говорила: «Некоторые ошибочно думают, что математика - это сухая наука. Они смешивают математику с арифметикой, в которой проводятся вычисления, порой трудные и скучные, с числами.» Но для того чтобы быть настоящим математиком, добавила С. Ковалевская, нужно быть поэтом в душе.
В своей работе я хочу доказать, что существует связь между математикой и литературой.
Великие математики в душе поэты.
Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям.
Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Они были необходимы для развития астрономии, которая основывалась не только на наблюдениях, но и на вычислениях с использованием тригонометрических таблиц. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (“Рубаи”).
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом в XIX и XX веках, были переведены на все основные языки мира.
От земной глубины до далеких планет
Мирозданья загадкам нашел я ответ.
От зенита Сатурна до чрева Земли
Тайны мира свое толкованье нашли.
Я распутал все петли вблизи и вдали…
Рене Декарт - математик, физик и физиолог, французский философ.
Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а всё же его последней работой была пьеса в стихах.
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Николай Иванович Лобачевский: “У каждого свой исходный постулат, на котором построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный постулат и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически обоснованными. Можно даже наперёд предсказать, как поступит тот или иной человек.” - говорил Николай Иванович. Но разве писал стихи великий русский геометр Лобачевский? Ректор Казанского университета и известный математик вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Вот отрывок его:
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
Всегда, везде покорные ему.
Крупнейшим литератором и математиком была Софья Васильевна Ковалевская.
Софья Васильевна Ковалевская говорит о математике так: “Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. Вся ее прекрасная жизнь есть образец служения науке. Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперед, непрерывный многолетний труд – все до конца было отдано науке. История знает мало имен женщин, которые бы могли сравняться с русской ученой Софьей Васильевной Ковалевской. Она – великий математик, она – признанный писатель и поэт. Вот одно из ее стихотворений.
Вот весна; теплом пахнуло;
И конец зиме холодной.
Лед прошел, раскрылись реки,
И Нева течет свободно.
Дождь и солнце друг за другом
Угощают пешехода.
Говорят, непостоянна,
Как апрельская погода.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова всем несомненно знакомо.
Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой. Михаил Васильевич обновляет учебные программы по физике, химии и математике. Знаменитая фраза Ломоносова: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. И в то же время он писал замечательные стихи, оды.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Великим поэтам не чужда математика.
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах:
— «Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» — Гете.
— «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» — Н.Гумилев.
— «Пред волей чисел мы все рабы» — В.Брюсов.
— «Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» — В.Хлебников.
Александр Александрович Блок – известный русский поэт серебряного века был не равнодушен к математике, об этом мы можем судить по его стихам.
“Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё – и острый гальский смысл,
И сумрачный германский гений”.
Известно, что Михаил Юрьевич Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики. Лопухин, товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, близко знавший поэта, сообщает о нем следующее: Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера (1550–1617).
Пользовался поэт и математикой, точнее тем, что принято называть "математической смекалкой". Он часто показывал “фокус” - просил собеседника задумать любое число, затем выполнить ряд вычислительных операций и в результате говорил число, которое задумал собеседник. Секрет, заключается в том, что задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат.
Таким же фанатом математики как Лермонтов был другой поэт – Валерий Яковлевич Брюсов, который хотел даже поступить на математический факультет Московского университета. Сохранившиеся воспоминания современников поэта, достаточно малочисленные и редко правдивые, донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики. Видный представитель символизма в поэзии начала ХХ века Брюсов изучал статистические закономерности в произведениях поэзии. Он писал: “Математику как олицетворение рассудочности обычно противопоставляют поэзии, постигающей мир иными, не рассудочными средствами”. Валерий Яковлевич - русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед. Известно его стихотворение о числах:
“Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – вне сознания – далеко,
Туда, где светят царственные числа.
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Объемлет нас не предсказанный трепет…
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа,
Свободные, бесплатные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!”.
Хорошо известно, что Александру Сергеевичу Пушкину математика не давалась с детства. Однако нельзя сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни. На самом деле это неверно.
В библиотеке А.С.Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей.
Сам А.С.Пушкин был страстным игроком в карты. И страсть Пушкина к картам являлась дополнительной причиной его повышенного интереса к теории вероятности.
В трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов” создано большое количество исследований, в которых это великое произведение анализируется с разных точек зрения. А.С.Пушкин считал, что писатель должен иметь “чувство сообразности”, обладать “силой ума, располагающего части в отношении к целому”. Сам он обладал этим “чувством” и этой “силой ума” в высшей степени. И когда он работал над своими произведения, он, конечно же, руководствовался этой внутренней “математикой”.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,....
Задачи в художественных произведениях.
Математики в литературных произведениях предостаточно. Если внимательно подумать, можно найти доказательство и этому, казалось бы, абсурдному, утверждению. Итак, где же искать эту математику?
1) В названии произведения: «Три мушкетера» — А.Дюма, «Два капитана» — А.Грин, «Десять негритят» — А.Кристи, «Тысяча и одна ночь» — сборник арабских сказок, «Двенадцать стульев» — И. Ильф и Е. Петров.
2)В тексте произведения.
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.
Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между — делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач.
Задача №1
В «Арифметике» Л. Н. Толстого: «У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?»
Задача имеет достаточно простое решение. Ответ: 13 и 22 овцы.
Задача №2 Николая Носова.
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Эту задачу можно без особого труда решить по действиям. Ответ: для перевозки всей муки понадобилась одна машина.
Задача №3. Из романа « Двенадцать стульев» авторов И. Ильф, Е. Петров
«Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В коробке оставалось еще 20 рублей..»
Здесь даже не сформулирован вопрос, но он напрашивается сам собой: сколько трех – и пятирублевок отец Федор взял и сколько оставил? Ну, а чтобы обеспечить единственность решения, добавим дополнительное условие: отец Федор взял с собой большую часть трехрублевок и большую часть пятирублевок. Как ни странно, этого вполне достаточно. А
теперь найдем решение задачи: отец Федор взял десять трехрублевок и четыре пятирублевки, оставил пять трехрублевок и одну пятирублевку.
Задача№4.
В рассказе «Репетитор» А.П. Чехов написал о том, как гимназист Егор Зиберов занимался с ленивым и бестолковым мальчиком Петей Удодовым.
«Учитель берет задачник и диктует задачу:
— « Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.»
( напомним, что аршин – старая русская единица длины, аршин равен =«71,12 см».)
Для более рационального решения данной задачи воспользуемся методом составления систем уравнений. Ответ: 63 аршина синего и 75 аршин черного сукна приобрел купец.
Соотнося с действительностью полученный ответ, приходим к выводу, что в целом, задача решаема.
Мы можем перечислить много задач, содержащихся в литературных произведениях например: в романе А.Дюма «Три мушкетера» описывается игра в кости. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» содержится задача о том со скольки шагов стрелялись Онегин и Ленский. В романе Жюля Верна «Таинственный остров» описано применение теоремы о подобных треугольниках для измерения высоты плато Кругозора над уровнем моря.
В книге «Республика Шкид» авторов Г. Белых, Л. Пантелеев рассматривается задача о сумме геометрической прогрессии.
Заключение
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
— существует связь между математикой и литературой;
— математика обладает большим эстетическим потенциалом;
— найдены материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой;
— использованы исторические сведения;
— доказано присутствие математики в литературе.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе.
Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других.
А это должен и математик.
Тупое - острое
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Пустой колос голову кверху носит
Белый лист