В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает. Школьная форма имеет своих сторонников, но есть, конечно же, и противники. Решив внедрить форму для школьников надо обязательно узнать мнения всех заинтересованных сторон. Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_forma.docx | 42.35 КБ |
Отечество
История образования
Тема: « Школьная форма:
прошлое, настоящее и будущее»
Автор:
Капуста Александра Анатольевна,
ученица 8 класса
МБОУ СОШ №1 с.Арзгир,
ул. 8-е марта дом 5
Руководитель:
Динейкина Оксана Николаевна,
учитель истории
МБОУ СОШ №1
Арзгирского района,
Ставропольского края.
Охмат Елена Владимировна
учитель истории
МБОУ СОШ №1
Арзгирского района,
Ставропольского края.
с.Арзгир
Содержание
Введение | 3 |
I.Обзор используемой литературы и устных источников | 3-4 |
II. Материал и методика исследования | 4-5 |
III. Краткая физико-географическая характеристика исследования (регион исследования) | 5 |
IV. Результаты исследования | 5-10 |
4.1. Из истории школьной формы | 5-6 |
4.2. Школьная форма в России | 6-8 |
4.3. Мнения специалистов о введении школьной формы | 8-9 |
4.4. Результаты анкетирования | 9-10 |
Выводы | 11 |
Заключение | 12-13 |
Список используемой литературы | 14 |
Приложение | 15 |
Введение
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах. В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает. Школьная форма имеет своих сторонников, но есть, конечно же, и противники. Решив внедрить форму для школьников надо обязательно узнать мнения всех заинтересованных сторон. Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.
В данной работе я решила исследовать проблему необходимости введения школьной формы в Российских школах. Для этого я проанализировала историю происхождения формы, её современный вид, а так же историю школьной формы в нашей стране. Мне было интересно выяснить мнения учеников и учителей по вопросу: «Нужна ли школьная форма?».
Цель: исследовать проблему необходимости введения школьной формы в Российских школах заставить учащихся задуматься о введении делового стиля одежды.
Задачи:
- сбор литературных и устных источников о школьной форме;
- анкетирование учащихся и учителей,
- написание сочинений учащимися,
- беседы с родителями учащихся,
- изучить источники по теме;
- выработать единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса;
формирование навыка культуры внешнего вида «В человеке всё должно быть прекрасно…»
- обобщение собранного материала;
- анализ собранного материала с последующими выводами.
I Обзор используемой литературы
Исследовательская работа посвящена изучению необходимости введения школьной формы. Источниками для написания работы были книги, Интернет- ресурсы о форменной одежде.
klass.moy.ru. - я использовала фотографии форменной одежды разных лет.
Устные источники:
II Материал и методика исследования
Материалом для моего исследования послужили литературные источники, информация Интернет - сайтов, а также устные источники- мнения родителей, учеников, учителей, общественности.
Методика исследования: выбор темы, определение цели и задач, сбор материала, изучение, анализ, сопоставление, сравнение, анкетирование, беседы, обобщение, выводы.
III Краткая физико – географическая характеристика исследования (регион исследования)
Своё исследование я проводила в селе Арзгир, расположенном на северо – востоке Ставропольского края, климатические условия резко континентальные.
Село находится в зоне рискованного земледелия, здесь часто случаются суховеи, пыльные бури, засухи.
Село основано в 1876 году переселенцами из Малороссии и южных губерний России.
Через село протекает степная речушка Чограй, делящая его на 2 части: северную и южную. Название села образовалось от словосочетания «Арз» и «гир». «Арз» - это имя собственное и не переводится, «гир» - это ручей. Летом река почти пересыхает, в половодье иногда выходит из берегов, затапливая прибрежные долины и землянки.
В настоящие время в селе проживает около 16 тысяч человек, это люди разных национальностей и вероисповеданий, их более 27 (русские, украинцы, туркмены, даргинцы, кумыки, лакцы, азербайджане, армяне, евреи, эстонцы). Приток населения увеличился с начала перестройки и боевых действий на Кавказе.
В селе высокий уровень безработицы, поэтому коренные жители часто в поисках заработка выезжают на работу в крупные города.
IV. Результаты исследования.
4.1. Из истории школьной формы.
Еще в древности появилась как таковая школьная одежда. У древних греков формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды - это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков-воинов. В эпоху Средневековья общество стремилось выделить тех, кто получал образование. Образование носило кастовый характер в Древней Индии. На занятия должны были все учащиеся приходить в определенной одежде - "дхоти курта". "Дхоти курта" - задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить "курту" и "паджами" - длинную рубаху и широкие штаны. С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Школьная форма в Японии "сэйлор-фуку" - это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек - это уже больше, чем просто школьная форма, - это полноценный стиль одежды. "Гакуран" носят в Японии мальчики - это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.(Приложение 1) «Место официального рождения школьной формы - Великобритания. Английские школьники в течение многих лет и столетий носили самые различные униформы. Для мальчиков форму долгое время составляли пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка и темно-синие брюки (иногда шорты), серые гольфы, темно-синий плащ и черные ботинки»1. Таким образом, уже в древности у разных народов существовала в школах определенная одежда.
4.2 Школьная форма в России.
У школьной формы в России богатая история. В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. (Приложение 2) Следует отметить, что до революции фасон формы успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки, обычно, были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12 — 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый. Форма была предметом гордости. (Приложение 3)
До 1917 года форма была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. По форме можно было отличить и принадлежность гимназиста или студента к тому или иному учебному заведению.
Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. (Приложение 4)
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма
1. Кисель, А. Школьная форма: исторический опыт и современность/ А. Кисель, В. Гафарова, М. Яковлева // Исследовательская работа школьников. - 2007. - N 1. - С.151-158 (МАРС).
символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, когда в стране была преодолена разруха послереволюционных и военных лет, завершено экономическое восстановление страны, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. (Приложение 5)
Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно- коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Тогда же атрибутом формы у учащихся стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди2.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная. «Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. (Приложение 6)
2. Леонтьева, С. Советская школьная форма: канон и повседневность/ С. Леонтьева // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2008. - Вып. 9. - С.47-79 : фот. - Библиогр.: с. 74-76. - Прим.: с. 76-79 (МАРС)
Форма девочек оставалась прежней (кстати, хоть мы об этом ещё не говорили, но обратите внимание за необычную форму пионерского значка на второй
фотографии). Единственное, как платья, так и фартуки, могли бы глядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Особо ценились платья с застёжкой спереди. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили именно в этой форме. А вот тут наконец появилось что-то новое: так называемая "пионерская форма" - синий полушерстяной костюм-тройка (пиджак, жилет, юбка). В праздничных случаях полагалась ещё белая рубашка с эмблемой на рукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные блузы. Постоянно носить "пионерскую форму" полагалось с восьмого класса. На фотографиях того времени чётко виден разброд в мозгах, который начинался в тот момент, когда можно было надеть новую форму - часть девочек посчитало парадной формой белые фартучки, часть - белые рубашки и синие юбки... Обязательным дополнением к школьной форме, как уже было сказано выше, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Обычные октябрятские звёздочки были металлические, с рельефным изображением маленького Ленина. Но были и пафосные звёздочки - пластиковые, с фотографией. Вообще менять звёздочку считалось моветоном - многие скрывали, что она уже не та, которую изначально на грудь прикалывали... У пионеров был не только специальный значок, но и всем известный красный галстук. Изначально он закалывался специальным зажимом, но потом перешли на тот самый пионерский узел. А в старших классах уместнее смотрелся значок комсомольский. (Приложение 7)
Наконец, в 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. (Приложение 8) Части школ, в качестве эксперимента, разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году советская форма была отменена окончательно с введением нового закона об образовании. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что «школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы»3.
4.3 .Мнения специалистов о введении школьной формы.
Мы изучили разные точки зрения на поднятую нами проблему. Мнение врачей сводится к мысли, что одежда ребёнка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья. Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек,
3. Закон РФ об образовании, 1992 год п.13; ст 32.
мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. А именно в такую, не самую лучшую, с точки зрения медицины, одежду одевается большинство подростков. Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму. Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
4.4. Результаты анкетирования
У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против введения формы. По результатам нашего анкетирования (приложение 10) оказалось, что 59% опрошенных учеников нашей школы против введения школьной формы. Самым распространённым доводом против формы была фраза «Не хочу быть как все». При этом, кажется, что некоторые ребята даже не представляют, какая она - современная форма: « Я не хочу каждый день ходить в парадной форме» (?) или «Я против - форма неудобная и некрасивая». Возникает вопрос: «О какой форме пишут ученики?» Кстати, обратите внимание - «за» - 41%, что тоже немало. Эти ребята считают, что форма бы дисциплинировала, прививала вкус и умение носить деловую одежду. Удивили нас результаты анкетирования выпускных классов (9 и 11-х). Из 44 опрошенных учеников- 27 ответили, что они за введение формы(61%). Ребята писали, что форма будет дисциплинировать их, что это престижно и им было бы приятно это, что форма бы не делила ребят на состоятельных и бедных. Видимо, ученики постарше уже совершенно по - другому смотрят на некоторые вещи, чем ребята средних классов. Среди ответов старшеклассников, высказавшихся против формы или строгих правил в одежде, аргумент тот же, что и у всех: «не хочу быть как все», « форма это неудобно и некрасиво». Родители и учителя, которых мы спросили, в основном, высказываются если не за введение формы, то за то, чтобы в школах существовал какой-то «dress code» , аргументируя это тем, что деловой стиль в одежде будет располагать учеников к дисциплинированности и собранности. Можно сказать, что 99% взрослых не возражают против введения школьной формы, правда, с оговоркой, что она должна быть современной, «стильной». В качестве аргумента они высказывают мысль и о том, что форма будет сглаживать социальные противоречия. Проанализировав публикации на тему школьной формы, я выделила следующие доводы «за» и «против».
Доводы за школьную форму
Доводы против школьной формы
Выводы
В результате моего исследования мне удалось собрать и изучить литературные и устные источники об истории появления и становления школьной формы за рубежом и в России.
Встретившись со специалистами: медсестрой школы Терещенко О.А., школьным психологом Савченко Л.И. и социальным педагогом Телятник С.А. я узнала о психологических и социальных проблемах среди подростков и полезности формы для здоровья.
Побеседовала с директором школы Палагутой Н.Н. об изменениях в Уставе школы на основании Постановления от 31 октября 2012 года №422-п «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края». (Приложение 9)
Встретившись с родителями учеников нашей школы, я пополнила свои знания о школьной форме в советское время.
При изучении проблемы введения школьной формы, я присутствовала на заседании Совета школы. Совместно были выработаны рекомендации для родителей и учащихся: наладить контакты и организовать встречи с представителями швейных фабрик, составить эскизы школьной формы, привлечь спонсоров. (Приложение 10)
В школе была создана инициативная группа, с целью проведения просветительской работы среди учащихся о достоинствах и плюсах школьной формы. Ребята посетили классные часы, где показали эскизы формы и продемонстрировали сборник «Школьная форма: прошлое, настоящее и будущее».
Все это я обобщила и изложила в исследовательской работе.
Тема оказалась очень интересной и объемной. Проанализировав результаты анкетирования, мною был определен круг проблем:
Поэтому я планирую в последующие годы продолжить работу в этом направлении.
Заключение
Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда. Мы обратили внимание на то, что в нашем селе некоторые организации тоже стали вводить элементы форменной одежды. Например, в специальной одежде, можно сказать, форме, на работу ходят служащие Сбербанка, медицинские работники, офисные работники, работники полиции, судебные приставы. (Приложение 11) Мы поинтересовались, как они воспринимают тот факт, что от них потребовали ходить на работу в «форме». Все наши респонденты ответили, что неудобств они не испытывают, а форма лишь ещё больше их дисциплинирует. Я думаю, что деловая одежда и современная школа понятия неотделимые друг от друга. А какой она будет решать родителям и детям.
"Нужна ли форма школьная?"-
Мне задали вопрос.
Задумалась невольно я
Не в шутку, а всерьез.
Хотите ль, не хотите ли-
Пишу в стихах своих
Я мнение родителей
(Хотя бы части их).
Здесь плюсы есть, и минусы-
Как, впрочем, и везде...
Не думаю, что ринутся
Сейчас детей одеть.
Но в августе готовиться
Мы будем к сентябрю-
Зря слово не промолвится,
И форму я куплю.
Конечно же, удобную
Я буду выбирать,
Красивую и модную,
И чтоб легко стирать;
Чтоб по износостойкости
Была бы попрочней
(Ведь наши дети бойкие
И драться будут в ней!)
И будет пусть приемлемой
Для всех семей цена,
Ведь форма неотъемлемой
От школы быть должна.
Пусть фабрики предложат нам
Купить такой комплект,
Носить чтоб по возможности
Хотя бы пару лет.
А тем, кто против-
с точностью
Могу сказать:
Отличия при общности
Сумеют показать.
Пусть выделятся знанием,
Успехами в труде-
Духовным содержанием
И списком добрых дел.
М. К. Анастасова
Список используемой литературы.
klass.moy.ru. - я использовала фотографии форменной одежды разных лет.
Устные источники:
Мороз и заяц
Этот древний-древний-древний мир!
Сказочные цветы за 15 минут
Сказка про Серого Зайку
Одна беседа. Лев Кассиль