Исследовательская работа направлена на поиск и изучении подробной информации об истории возникновения русских падежей и происхождении их названий. В работе использовались такие методы исследования, как изучение и анализ различных источников информации, просмотр научно-популярных фильмов, методы эмпирического исследования.
Исследовательская работа позволила выявить, что падежи русского языка имеют достаточно долгую историю, появление которых связано с необходимостью повышения грамотности людей. Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, о которых мы узнаем в начальной школе. Однако в русском языке имеются и «забытые» падежи (система древнерусского языка включает 14 падежей). Подробное изучение их истории возникновения и происхождения названий, а также эмпирическое исследование позволило сделать, что грамотному человеку необходимо знание падежей, помогающие нам грамотно писать и говорить. Кроме того, падежи позволяют сделать русский язык более ярким и красочным. Получение данного результата определило доказательную базу гипотезы проводимого исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ivanenko_anya.docx | 976.24 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
(143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 11)
тел. 989-24-64
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Номинация «Языкознание для всех»
«ИСТОРИЯ ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Выполнили:
Иваненко Анна и Баранова Вика, 5 «В» класс
Московская область,
г. Одинцово,
ул. Кутузовская, д.11
Руководитель:
Куфаева Наталья Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Одинцовской средней общеобразовательной
школы №17 с УИОП
Одинцово
2019
Аннотация
Исследовательская работа направлена на поиск и изучении подробной информации об истории возникновения русских падежей и происхождении их названий. В работе использовались такие методы исследования, как изучение и анализ различных источников информации, просмотр научно-популярных фильмов, методы эмпирического исследования.
Исследовательская работа позволила выявить, что падежи русского языка имеют достаточно долгую историю, появление которых связано с необходимостью повышения грамотности людей. Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, о которых мы узнаем в начальной школе. Однако в русском языке имеются и «забытые» падежи (система древнерусского языка включает 14 падежей). Подробное изучение их истории возникновения и происхождения названий, а также эмпирическое исследование позволило сделать, что грамотному человеку необходимо знание падежей, помогающие нам грамотно писать и говорить. Кроме того, падежи позволяют сделать русский язык более ярким и красочным. Получение данного результата определило доказательную базу гипотезы проводимого исследования.
Содержание
Введение………………………………………………………………….……………..5
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………7
1.1. Понятие «падеж» в русском языке: история возникновения и современное употребление……………………………………………………………………………7
1.2. Происхождение названий современных падежей русского языка……………..9
1.3. «Забытые» падежи в русском языке…………………………………………….13
2. Практическая часть………………………………………………………………...19
2.1. Эмпирическое исследование……………………...……………………………..19
2.2. Важность знания падежей в нашей жизни……………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературных источников…………………………………………………...23
Приложение……………………………………………………………………………24
Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов
% - процент
В.п. – винительный падеж
Д.п. – дательный падеж
Им.п. – именительный падеж
П.п. – предложный падеж
Р.п. – родительный падеж
Т.к. – так как
Т.п. – творительный падеж
Т.п. – тому подобное
Уч. - ученики
Введение
«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» - знаменитая фраза, помогающая многим школьникам запомнить перечень и порядок следования русских падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но многие ли задумывались о том, как появились эти названия и в таком ли виде они существовали в древности?
Недавно на уроке русского языка учитель нам задал вопрос, что мы знаем об истории падежей русского языка. И, как оказалось, многие даже не имеют представления, что у такой грамматической категории, как падежи, есть своя история. Это и подвигло нас более подробно изучить падежи, их историю возникновения и происхождение названий. Мы очень хотели поделиться полученными знаниями с моими одноклассниками и друзьями, что и определило актуальность исследовательской работы.
Объектом исследовательской работы являются падежи русского языка.
Предмет исследовательской работы – история возникновения русских падежей и происхождение их названий.
Цель исследовательской работы заключается в поиске и изучении подробной информации об истории возникновения русских падежей и происхождении их названий.
Задачами достижения цели исследовательской работы являются:
- изучить понятие «падеж» в русском языке, история его возникновения и современное употребление;
- выявить особенности происхождения современных падежей русского языка;
- вспомнить «забытые» падежи в русском языке;
- провести эмпирическое исследование с участием учащихся нашей школы;
- определить важность знания падежей в нашей жизни.
Гипотеза исследовательской работы: грамотный человек должен обязательно знать падежи русского языка.
Методы исследования: изучение и анализ различных источников информации, просмотр научно-популярных фильмов, методы эмпирического исследования.
В рамках написания исследовательской работы были использованы следующие литературные источники: научная литература в сфере теории русского языка, энциклопедии, тематические журналы, информация сети Интернет.
Результаты нашей исследовательской работы имеют важное значение. Изучение падежей русского языка - одна из важнейших тем. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ, т.е. быть грамотным человеком, ведь изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком. Результаты исследовательской работы имеют практическое применение - полученные знания помогут в рамках дальнейшего изучения русского языка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие «падеж» в русском языке: история возникновения и современное употребление
Для того, чтобы подробно изучить историю возникновения русских падежей и происхождение их названий в первую очередь необходимо обратиться к самому понятию «падежи». Согласно Дитмару Эльяшевичу Розенталю, падежи представляют собой «грамматическую категорию имени существительного, выражающую отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам» [1]. В толковых словарях русского языка представлены более краткие дефиниции.
Так, в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юрьевны Шведовой указано, что «падеж – это словоизменительная категория имени, выражаемая флексиями» [5]. В свою очередь Дмитрий Николаевич Ушаков отметил следующие определение: «падеж – это название форм грамматического имени, выражающих отношения между собой или имен к другим словам в речи» [7]. И, наконец, Татьяна Федоровна Ефремова в своем Толковом словаре обозначила, что под падежом следует понимать «словоизменительную категорию имени, выражаемую флексиями (окончаниями)» [2].
Помимо выше представленных дефиниций также следует уделить внимание непосредственно происхождению слова «падежи». Важно отметить, что термин «падеж» является калькой с древнегреческого и латинского языков. Так, в переводе с древнегреческого языка исследуемое понятие означает «падение» («πτῶσις»), а в переводе с латинского – «падать» («casus»).
Что же касается непосредственно грамматики русского языка, то к нам этот термин пришел из старославянского языка. Так, слово «падежъ» был дословным переводом греческого слова ptosis, суффиксального производного от глагола pipto – «падать». Причем в литературных источниках можно встретить предположение о том, что указанное слово было взято из практики игроков в кости и подразумевало под собой падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Ученые-лингвисты Древней Греции обратили внимание на наличие некоторого сходства между тем, что при бросании костей они падают то на одну сторону, то на другую, и изменением («падением») имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Именно поэтому слово «падеж» и обозначает изменение окончания. Данное изменение, безусловно, важно при создании связи между словами в словосочетании и предложении. В качестве примера представим следующие сочетания слов:
По указанным сочетаниям слов видно, что в первом случае записан набор слов, которые никаким образом не связаны между собой и представляют бессмысленное перечисление. Что же касается второго пункта, то мы видим, что слова обрели мысль, они стали взаимосвязаны друг с другом. А ведь это случилось благодаря падежам.
Примечательно, что в русском языке изменение слов по падежам получило название склонение. Причем склонению по падежам подвергаются не только существительные, но и прилагательные, местоимения, числительные. В настоящее время современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, использование которых определяется соответствующими грамматическими вопросами (см. рисунок 1):
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Рис. 1. Основные падежи русского языка
Данные падежи изучаются школьниками в начальной школе, что закладывает основу грамотного использования нашего великого русского языка как на письме, так и в устной речи. И тут возникает вопрос. А всегда ли рассмотренные падежи носили такие имена? Чтобы ответить на этот вопрос мы решили обратиться к происхождению названий современных падежей русского языка.
1.2. Происхождение названий современных падежей русского языка
Как было уже указано, основными падежами русского языка являются: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Именительный падеж представляет собой единственный прямой падеж в русском языке, при употреблении которого не требуются предлоги, поскольку он отвечает на вопросы – Кто? Что? (см. рисунок 2). Именно поэтому ранее именительный падеж назывался «Прямой». Данное название было придумано греческим филологом конца XVI века Максимом Греком. В свою очередь назвать прямой падеж «именительным» впервые предложил в своем труде «Грамматика» (1648) ученый филолог Мелетий Смотрицкий, который в буквальном смысле просто перевел название прямого падежа с древнегреческого языка. Так, прямой падеж в переводе означает «именующий, называющий имя», т.е. именительный падеж – это падеж, который называет по имени [6].
Рис. 2. Именительный падеж русского языка
Вторым по порядку основным падежом русского языка является родительный. Он обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету и лицу, отвечает на вопросы – Кого? Чего? Родительному падежу соответствуют следующие предлоги: от, до, из, у, с, для, около, возле и т.д. (см. рисунок 3).
Рис. 3. Родительный падеж русского языка
Ранее родительный падеж назывался «родный». Он получил свое название в русской грамматике только в XIV веке в связи с переводом греческого слова genike, что означает «полученный с рождения». Таким образом, основная функция родительного падежа – обозначение рода, происхождения, отнесения предмета по классу подобных.
Следующим падежом русского языка является дательный падеж, который обозначает действие по отношению к данному предмету и отвечает на вопросы – Кому? Чему? (см. рисунок 4).
Рис. 4. Дательного падежа русского языка
Ранее данный падеж назывался также дательным. Это название было заимствовано из старославянского языка, который в свою очередь было заимствовано из греческого языка. Так в переводе с греческого dotike означает «дательный». При внимательном рассмотрении данного падежа ясно прослеживается связь с глаголом «дать». Именно поэтому основное значение дательного падежа заключается в том, что посредством него называется адресат или имя того, кому дают что-то.
Винительный падеж также является одним из падежей русского языка. Он обозначает объект, на который полностью переходит действие. Винительному падежу соответствуют вопросы – Кого? Что? – с учетом употребления следующих предлогов: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь и т.д. (см. рисунок 5).
Название данного падежа ввел один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизаний в XVI веке в связи с переводом греческого слова aitiatike – «причинный» [3]. При этом название падежа было дано по слову «вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение – «причина».
Рис. 5. Винительный падеж русского языка
Следующим падежом русского языка является творительный падеж. Он обозначает объект, которым производят действие на другой предмет. Он отвечает на вопросы – Кем? Чем? – и предполагает употребление ряда предлогов: за, с (со), между, под, над и другие (см. рисунок 6).
Рис. 6. Творительный падеж русского языка
Данный падеж также, как и винительный, ввел в русскую грамматику Лаврентий Зизаний в 1596 году. Его название напрямую связано по семантике с глаголом «творить», который подразумевает под собой делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. В этой связи основным значением творительного падежа является – орудийное и инструментальное (рисовать карандашом, бить молотком).
Шестым падежом русского языка является предложный падеж, который употребляется при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом и отвечает на вопросы – О ком? О чем? (см. рисунок 7). При этом каждый из используемых предлогов предложного падежа придает слову свое значение.
Рис. 7. Предложный падеж русского языка
В рамках исторического своего развития предложный падеж образовался от объединения двух падежей – местного и сказительного. Данное объединение обусловлено тем, что формы указанных падежей всегда употреблялись исключительно с предлогом, на что и обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов в «Российской Грамматике» [4].
Изучение основных падежей русского языка в рамках школьной программы является одним из не самых легких этапов изучения русского языка. Однако стоит отметить, что не только российские школьники изучают падежи. Так, можно выделить наличие падежей во многих языках мира (см. приложение 1).
Далее уделим внимание «забытым» падежам в русском языке, что позволит в более подробном виде изучить историю возникновения русских падежей.
1.3. «Забытые» падежи в русском языке
Вполне естественно, что на протяжении своего развития русская речь претерпела серьезные изменения, что также коснулось и падежей. В современном русском языке выделяется всего 6 падежей, а ведь когда-то было 14. Многие отмечают, что 14 падежей позволяют более логичнее, ярче и самобытнее выразить свою мысль. Данной точки зрения придерживается и наш современник – российский лингвист и академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка Андрей Анатольевич Зализняк. В своих научных трудах он выделяет еще как минимум 7 дополнительных падежей. Однако в рамках нашей исследовательской работы мы все же решили изучить именно «забытые» падежи в русском языке, которые входили в систему падежей древнерусского языка. К ним можно отнести:
- звательный падеж;
- местный падеж;
- количественно-отделительный падеж;
- лишительный падеж;
- ждательный падеж;
- превратительный падеж;
- исходный падеж;
- счетный платеж.
Рассмотрим каждый из этих падежей более подробно.
Звательный падеж. Данный падеж до 1918 года считался седьмым русским падежом, причем в белорусском и украинском языках он выделяет до сих пор. Формы звательного падежа использовались непосредственно при обращении к человеку, которые можно встретить и в настоящее время, например, в разговорной речи. При этом стоит отметить, что указанная форма возникает путем усечения окончания либо посредством специально добавленного окончания (Ань, Тань, мам, пап, Андрюш и т.п.).
Также формы звательного падежа можно встретить и в старой литературе. Мы все помним знаменитую фразу золотой рыбки из сказки Александра Сергеевича Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?». В этой фразе мы видим форму звательного падежа – старче. Помимо этого, можно встретить формы рассматриваемого падежа и в церковной литературе (Отче, Боже, Господи), которые в настоящее время являются архаизмами.
Примечательно, что звательный падеж был упразднен в связи с близостью с современным именительным падежом в силу избыточности в русском языке. Однако, на наш взгляд, такие формы имени, как пап, мам, Ань, Вик, довольно сложно считать именами существительными.
Местный падеж. Данный падеж довольно часто называют вторым предложным, и это не просо так. Во-первых, важно отметить, что он является одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя. Местный падеж существовал в древнерусском и старославянском языках (указывал на место действия и первоначально употреблялся без падежа). В XVII веке было принято название «сказательный», который затем был переименован Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «предложный». Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). Например, можно говорить о (чём?) площади и можно стоять на (чём?) площади, думать о (чём?) комнате и находиться в (чём?) комнате.
Второй случае как раз и называется «местным» падежом. У площади и комнаты эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, года — зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают, местный падеж не выделяется, как самостоятельный.
Количественно-отделительный падеж. Данный падеж является разновидностью родительного падежа и иногда называется, как разделительный. Дело в том, что данный падеж отвечает на те же вопросы, что и родительный, а также указывает на некоторые из его функций. При этом он применяется для обозначения какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность. Однако важно, он не применяется к одушевленным предметам. Приведем несколько примеров:
- выпить кофейку - это количественно-отделительный падеж; выпить кофе - родительный падеж;
- съесть меду - какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность; съесть ложку меда - родительный падеж.
Количественно-отделительный падеж исчез из русского языка также в силу речевой избыточности.
Лишительный падеж. Данный падеж является видом винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право). Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж больше не выделяется.
Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не машины), «не пить водку» (а не водки). Этот падеж возникает только в том случае, если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж — это такой падеж, формы которого могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например, «ни шагу назад», с точки зрения лингвистики, звучало бы более правильно, нежели «ни шага назад».
Ждательный падеж. В современном русском данный падеж фактически совпадает с родительным, его границы также стерты, а падеж упразднен. При этом он является еще одним падежом, который вмещает в себе формы родительного и винительного падежей. Ждать (кого? чего?) или ждать (кого? что?). Ожидать можно «письмо» или «письма», «погоду» или «погоды». Смысл не меняется и ожидание не отменяется. Но если мы возьмем для примера такие существительные, как «сестра», «мама», то получится следующее. Мы должны были бы применить форму родительного падежа, но правильнее будет использовать винительный: «ждать сестру» и «ждать маму». В таких случаях лингвисты говорят о ждательном падеже.
Превратительный падеж. Данный падеж применяется исключительно в оборотах речи на подобие: пойти в летчики, подался в музыканты, выйти в люди, баллотироваться в депутаты, годиться в сыновья и т.п. Так, возьмем для примера, предложение - Вася решил пойти в летчики. В указанном предложении существительное летчики стоит во множественном числе, и по логике его надо использовать в винительном падеже. Однако тогда выражение звучало бы так: пойти в (кого? что?) летчиков, но это режет слух. Но и именительным падежом данное существительное не является. На это есть несколько причин:
- перед существительным употреблен предлог, что не свойственно именительному падежу;
- существительное не выступает в роли подлежащего, значит, здесь речь идет о косвенном падеже;
- существительное в словосочетании не отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
Из представленных аргументов следует, что перед нами не что иное, как превратительный падеж. Его форма совпадает с формой множественного числа именительного падежа, но при этом отвечает на вопросы винительного.
Стоит отметить, что в современном русском превратительный падеж также упразднен и слит с винительным падежом.
Счетный падеж. Данный падеж раньше применялся при счете. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощен родительным падежом. Например, три часа (ударение на последнем слоге), а не часа (ударение на первый слог); два шага (ударение на второй слог), а не шага (ударение на первый слог).
Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счетном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причем во множественном числе. Например, «нет (кого? чего?) смотровой», но «три (каких?) смотровых». Обратим внимание, что использование множественного числа тут не оправдывается тем, что смотровых три, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев».
Исходный (отложительный) падеж. Форма этого падежа схожа с формой родительного падежа, употребленного с такими предлогами, как «с», «от», «из», а иногда с творительным падежом. Отложительный падеж указывает на траекторию движения, а точнее, на ее исходную точку. От кого?, откуда?, от чего? — именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: из лесу, из дому. При этом существительное становится безударным, что можно подтвердить отрывком из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»: «Я из лесу вышел; был сильный мороз…».
Согласно проведенному исследованию можно сделать вывод, что из всех «забытых» падежей только местный и превратительный имеют шанс на самостоятельное существование. Хотя, ждательный тоже имеет некоторый смысл, поскольку ждать у моря «погоду» не совсем грамотно звучит. Количественно-отделительный и лишительный смело могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто его вариантами.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Эмпирическое исследование
Изучив все необходимые вопросы по теме нашего исследования, мы решили провести эмпирическое исследование, которое позволит нам доказать или опровергнуть гипотезу исследования о том, что грамотный человек должен обязательно знать падежи русского языка.
В эмпирическом исследовании принимали участие ученики 5 «В» класса МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП в количестве 30 человек. На первом этапе мы раздали ребятам несколько заданий (см. приложение 2), что дало возможность определить хорошо ли наши одноклассники знают падежи.
Первое задание заключалось в необходимости просклонять имена существительные по падежам. С данными заданиями справились 83,3% учеников (25 уч.), 16,7% учеников (5 уч.) допустили ошибки (см. рисунок 8). При этом наибольшее затруднение вызвало склонение по падежам существительного множественного числа – ученики, а также не все смогли определить, что слово «пальто» является несклоняемым существительным.
Рис. 8. Результаты выполнения первого задания, %
В рамках второго задания учащимся было предложено составить словосочетания из перечня слов, применив при этом нужный падеж. Данное задание также не вызвало серьезных затруднений: 76,7% учеников (23 уч.) выполнили задания верно, а остальные допустили ошибки (1 ошибка – 4 ученика, 2 ошибки – 3 ученика), что наглядно отражено на рисунке 9.
Рис. 9. Результаты выполнения второго задания, %
Далее ребята должны были ответить на несколько анкетных вопросов – ответ должен был быть однозначным – да/нет (см. приложение 3):
- Нужно ли в жизни знание падежей?
- Легко ли вы научились склонять слова по падежам?
- Знаете ли вы другие падежи русского языка, кроме шести изученных?
- Хотели бы вы узнать больше о падежах?
Ответы на представленные вопрос наглядно изображены на рисунке 10.
Рис. 10. Результаты анкетирования учащихся 5 «В» класса, %
Полученные результаты эмпирического исследования позволили сделать соответствующие выводы, которые мы изложим в следующем параграфе.
2.2. Важность знания падежей в нашей жизни
Согласно результатам проведенного эмпирического исследования, было выявлено, что учащиеся 5 «В» класса вполне усвоили в рамках школьной программы правила применения падежей в русском языке. Однако были и те учащиеся, которые почувствовали затруднения при выполнении предложенных заданий, что указывает на то, что падежная система русского языка достаточно сложна для изучения.
Вместе с тем, анкетирование показало, что необходимость знания падежей в нашей жизни довольно велико. Ведь если бы не было падежей, то нам было бы намного сложнее ориентироваться как на письме, так и в устной речи. Да, безусловно, мы бы тем или иным образом смогли проследить связь в словосочетании и предложении с учетом наличия рода, числа, предлогов и союзов. Тем не менее, только благодаря падежам слово говорит само за себя. Даже вырванное из текста, оно имеет достаточно понятный смысл. Например, возьмем слово «молотком». Глядя на него, мы понимаем, что кто-то что-то делает с помощью молотка, т.е. у нас возникают связи, ассоциации.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что грамотному человеку необходимо знание падежей, помогающие нам грамотно писать и говорить. Кроме того, падежи позволяют сделать русский язык более ярким и красочным. В этой связи, мы считаем, что гипотеза нашего исследования абсолютно доказана. И в заключении мы хотим добавить следующую мудрость, слова которой близко связаны с названиями русских падежей:
«Имейте верных друзей, не вините обидчиков, родителей уважайте, дарите подарки даже по придуманным праздникам, творите всегда доброту и предлагайте себе чаще думать о своей мечте».
Заключение
Проведенное исследование было направлено на изучение подробной информации об истории возникновения русских падежей и происхождении их названий. Данная цель была достигнута посредством решения всех поставленных задач, в том числе с доказательством гипотезы исследования.
В рамках написания теоретической части исследовательской работы было выявлено, что падежи русского языка имеют достаточно долгую историю, появление которых связано с необходимостью повышения грамотности людей. Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, о которых мы узнаем в начальной школе. Однако в русском языке имеются и «забытые» падежи. Так, в систему падежей древнерусского языка входит 14 падежей. В перечень «забытых» падежей входят: звательный; местный; количественно-отделительный; лишительный; ждательны; превратительный; исходный; счетный. Каждый из этих падежей также, как и основные, имеют свою историю возникновения и происхождения названий. Подробное их рассмотрение позволило сделать вывод, что из всех «забытых» падежей только местный и превратительный имеют шанс на самостоятельное существование. Хотя, ждательный тоже имеет некоторый смысл, поскольку ждать у моря «погоду» не совсем грамотно звучит. Количественно-отделительный и лишительный смело могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто его вариантами.
Что касается практической части нашего исследования, то в первую очередь необходимо отметить, что нам удалось провести эмпирическое исследование, которое позволило определить, что учащиеся 5 «В» класса довольно хорошо усвоили правила применения падежей в русском языке, однако сложность их изучения вполне очевидна. Также мы выявили, что ребята полностью согласны с необходимостью знания падежей русского языка, т.к. это определяет уровень грамотности человека, что послужило доказательством гипотезы нашего исследования.
Список литературных источников
Приложение 1
Падежи в языках мира
Приложение 2
Задания
Дорогой друг! Приглашаем Вас принять участие в исследовательской работе. Просим выполнить представленные задания.
_____________________класс
Задание 1. Просклоняйте имена существительным по падежам:
Наименование падежа | весна | солнце | пальто | орёл | ученики |
Именительный падеж | |||||
Родительный падеж | |||||
Дательный падеж | |||||
Винительный падеж | |||||
Творительный падеж | |||||
Предложный падеж |
Задание 2. Составьте словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже:
- выставка, посетить _____________________________________________________
- к, ответ, подготовиться _________________________________________________
- за, работа, поблагодарить _______________________________________________
- медаль, наградить ______________________________________________________
- в, память, сохранить ____________________________________________________
Приложение 3
Анкета для учащихся
Дорогой друг! Приглашаем Вас принять участие в исследовательской работе. Просим высказать свою точку зрения по актуальным вопросам современной жизни.
_____________________класс
Нужно ли в жизни знание падежей? _____________________________________
Легко ли вы научились склонять слова по падежам? ______________________
Знаете ли вы другие падежи русского языка, кроме шести изученных? ______
Хотели бы вы узнать больше о падежах? _________________________________
Спасибо большое!
Денис-изобретатель (отрывок)
Самый главный и трудный вопрос
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Марши для детей в классической музыке
Аэродинамика и воздушный шарик