Отсутствие труда, занятий, работы, - порождает скуку вследствие чего характер человека меняется, наводит скуку, приучает к лени; является раздражительность, человек пытается изобретать разные гадости и часто делается разорителем своей семьи».
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 34.15 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСТЯЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
РАЙОННАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Тема работы: Ремесленное дело: вчера и сегодня.
Автор: , 8 класс
(Фамилия, имя ученика, класс)
Руководитель: Сидорова Татьяна Николаевна, учитель проектной деятельности
(предмет)
первой квалификационной категории
с. Остяцк
Содержание
1. Введение
2. Глава I. История возникновения ремесла
3. Глава II. Народные ремёсла села Остяцк и деревни Ургуль
3.1.Деревообработка
3.2.Вязание
3.3.Вышивка
3.4.лепка из теста
4. Заключение.
5. Список литературы и интернет ресурсов
Великий ученый Сэмюэл Смайлс сказал: «Если человек при занятии, то он живет нормальной жизнью, он весел, доволен собою и им довольны. Отсутствие труда, занятий, работы, - порождает скуку вследствие чего характер человека меняется, наводит скуку, приучает к лени; является раздражительность, человек пытается изобретать разные гадости и часто делается разорителем своей семьи». И поэтому актуальность проблемы исследования определяется тем, что ремесла являлись неотъемлемой частью традиционной культуры народа, «…для человека бедного …есть насущная потребность», обеспечивающая людей дополнительными заработками и необходимыми орудиями труда и предметами быта, а для богатого - приятное времяпрепровождение. Занятие ремеслами способствовало укреплению связей между людьми разных национальностей. Люди на протяжении веков обменивались опытом, накопленным в разных сферах жизни, в том числе и в промысловой деятельности. Таким образом, изучение ремесел представляется весьма интересным, так как дает возможность более полно воссоздать организацию жизни и быта.
Актуальность исследования данной темы возрастает в связи с тем, что в современном мире народные ремесла переживают кризис в условиях рыночной экономики. Возрастающие цены на сырье, высокая стоимость энергоносителей, аренда помещений, уход из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи - являются одним из факторов способствующим снижению интереса молодежи и общества в целом, что может привести к невосполним потерям в сфере исторического и культурного наследия.
Цель - изучить традиционные ремесла и выявить современное состояние ремесел (на примере села Остяцк и деревни Ургуль).
Для ее достижения нужно было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу и интернет ресурсы по данному вопросу.
1. Охарактеризовать особенности наиболее значимых в данной местности традиционных ремесел.
2. Проследить изменения промысловой деятельности на протяжении рассматриваемого времени.
3. Рассмотреть остаточные ремесла на территории села.
4. Обобщить и систематизировать собранный материал.
В данной работе объектом исследования являются ремесла села Остяцк и деревни Ургуль, которые рассматриваются, как мелкое семейное производство товаров на потребление и на сбыт, свойственное крестьянскому населению России в качестве дополнительного заработка и хобби.
В ходе реализации проекта были опрошены жители села Остяцк и деревни Ургуль, которые занимались каким – либо ремеслом. Рассмотрев остаточные ремесла на данной территории, были освоены и выполнены некоторые народные ремесла своими руками с целью попробовать собственные силы в выполнении оригинальной, красивой вещи, где не последнюю роль сыграли слова Симоненко П.Ф. «Полный необходимый самоучитель домашних ремесел и промыслов», который писал: «Творец химии знаменитый ученый Лавуазье доказал, что в природе ничего не пропадает…. а лишь временно исчезло, чтобы превратиться в новый материал…».
Еще с древнейших времен человеку было свойственно стремление к прекрасному. Изготовляя орудия труда, домашнюю утварь, украшения, человек стремился придать им форму, украсить рисунком и орнаментом, превращая обычные вещи в произведение искусства. Отражая в нем культуру своего народа, а зачастую наблюдаемые самые различные процессы и явления происходящие вокруг.
Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Наша эпоха оторвана от исконно-славянских корней. Что способствует сохранению ее в реликтовой форме, основой которой являются музеи, библиотеки, собрания сочинений. Что приводит к утрате исторических корней приобретая устрашающие масштабы.
Народный промысел всегда отличал мастера способностью импровизации, внесением в традиционные формы свои творческие способности, где отражался свой почерк, отличный от работ других мастеров. На смену ручного труда пришло промышленное производство, создающее образец, который в дальнейшем воспроизводит машина в огромных количествах.
Из рассказов старожилов села, по воспоминаниям их предков мы узнали, что с самого зарождения сел, наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: деревообработка, ткачество, прядение, вязание, вышивание, рукоделие.
Деревья, лес были основным прибежищем и жилищем человека еще с древности. Первые орудия труда, костер, еда были получены от дерева. Из века в век человек и дерево шли рядом. Тем более ценным предметом оно становилось для нас. Человек узнавал его свойства, породы. Строил дома, которые защищали его. Стремился украсить свою жизнь, жилище. Придавая ему неповторимый вид. Стараясь облегчить свою жизнь, изобретали деревянную утварь. Резались в основном ложки, ковши, крашенные объемными ручками. Сундуки для приданного, резные шкатулки.
Многие дома сел и сегодня остаются украшенными затейливой резьбой и другими элементами, похожими на кружево, обрамляющие дом. В основном с наружи в доме оформлялись ставни, наличники, карнизы.
Традиционная русская резьба ценилась и ценится очень дорого, ведь это искусство связано со временем и его запросами, тем самым оно развивается, создавая свое характерное для него искусство деревообработки.
Со временем самодельную утварь стали вытеснять штампованные фабричные изделия. Выходили из моды резная деревянная мебель, ларцы.
Но и в нашем селе есть еще умельцы, ловко орудующие рубанком. Один из них наш учитель технологии Сурков Геннадий Николаевич. Он не только в совершенстве владеет этим мастерством, но уже много лет обучает этому ремеслу ребят в школе. Изделия из дерева не только красивы, но и практичны. На кухнях жителей наших сел нередко можно встретить деревянные разделочные доски, деревянные скалки для работы с тестом, сделанные на его уроках. Шкатулки, подаренные родителям, сестрам с выбитыми стамеской узорами.
Геннадий Николаевич занимается любимым делом и в свободное от работы время. Своё умение применяет в интерьере и благоустройстве дома.
Еще один умелец Лавров Петр Григорьевич. Он же без пилы и рубанка изготавливал различные поделки из бересты и лозы, полезные для дома в работе и хозяйстве. Это лапти, корзины, лукошки, санки, сани, короба и многое другое. «Отец с детства учил меня своему мастерству. Брал в лес, рассказывал, когда лучше заготавливать материал. Да и мне мальчишкой нравилось ему помогать» - вспоминает Лавров Николай, сын Петра Григорьевича.
Сегодня традиционное народное искусство резьбы по дереву продолжает жить. Но, к сожалению, у современной молодежи нет интереса развивать эту деятельность, заменяя природный материал пластиком.
В последние годы вязаные вещи нашли широкое распространение среди молодежи. Носить вязаные вещи стало модно. Современная одежда практична, легка, удобна, но однотипна. И с появлением в вашем гардеробе атрибута одежды связанной спицами или крючком, делают вас более интересной и привлекательной.
Для многих увлечение вязанием - это не только способ создать что-то оригинальное, но и возможность отдохнуть от современного ритма жизни, снять нагрузки, отдохнуть, ведь вязание настраивает на равномерный ход деятельности.
Вязание было распространено повсеместно. Использовалась пряжа, сделанная из шерсти коз и овец. Нужда заставляла людей вязать для своих домочадцев носки, варежки, косынки, кофты, которые согревали их в лютые морозы.
Все премудрости и хитрости искусства вязания передавались от матери к дочери, отдавая этому большое количество времени.
Не потеряно оно и сегодня. На данный момент вязание - одно из самых любимых и интересных занятий представительниц женского пола. Выполненные с помощью спиц или крючков шарфы и носки, пуловеры и кофты, шапки, варежки и свитера, юбки и пальто всегда были, остаются и, скорее всего, продолжат оставаться в моде. Ведь такие предметы гардероба способны с легкостью подчеркнуть индивидуальность человека, его неповторимый собственный стиль, согреть даже в самые лютые морозы, подарить уют, тепло и хорошее настроение.
«Наша семья не исключение. Меня научила вязать бабушка. Было очень интересно, как у бабушки получились такие красивые узоры. И она решила научиться этому мастерству. В начале было сложно, но потом освоилась. Главное в этом деле терпение и упорство. Так в 12 лет я начала вязать и не прекращаю до сих пор. Вяжу для дочек теплые махровые носки, варежки и свитера, а также узорчатые коврики»- говорит Наталья.
Сидорова Нина Дмитриевна, также искусно владеет вязанием. Но она вяжет крючком, ее работы представлены на выставке в сельском доме культуры. Она с легкостью вяжет модные шапочки, пуловеры, зимние теплые снуды для внучек. Ее вязаные изделия ничем не отличаются от фабричных, лишь только разница в цене, самой связать дешевле. И передает свой опыт уже взрослым людям нашего села в рамках кружка «Волшебная игла», который действует на базе сельского дома культуры.
Вязание в наши дни переросло в настоящее искусство и стало одним из любимых видов рукоделия. Оно продолжает развиваться и за последние несколько лет из традиционного занятия превратилось в модное увлечение. Изделия, связанные вручную – это как раз тот случай, когда новое является хорошо забытым старым. Вязание – это настоящее искусство, а искусство не умирает. Интерес к нему возрастает с каждым годом.
Человек всегда стремился к красоте, а с целью выделиться из окружающей среды, стал развиваться такой вид искусства, как вышивка. Здесь узор и изображения выполнялись вручную с помощью иглы и разноцветных ниток. Тем самым – вышивание является одним из самых распространенных видов народного промысла.
Еще в глубокой древности люди делали незамысловатые стежки на одежде из шкур животных, на подолах своей одежды, каменными иглами.
Также вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Для узоров в основном брались изображения растений, животных, религиозная символика. Характерная тому или иному народу.
Шло время, и искусство украшения материалов вышивкой совершенствовалось и развивалось. В наше время под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. Вышивку можно выполнять не только в ручную, но и с помощью машинок. Что непосредственно облегчило трудоемкость данной работы.
Вышивке учили девочек уже с пяти лет, так они начинали готовить себе приданное. Наставники умело помогали подобрать узор, сочетать цвета и мастерски выполнять различные виды стежков. Создавая невероятной красоты шедевры. Развивая в девушках трудолюбие, аккуратность, терпеливость.
У наших бабушек еще сохранились полотенца закрывающие лик иконы, шторы на окнах. Можно увидеть украшенные вышивкой наволочки. Отображая особенности каждого народа и помогающие нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку. Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.
«Моя бабушка Анна Манцурова, научилась вышивать крестиком еще в детстве от своей мамы. Днем она работала на полях, а вечерами учила дочь искусству вышивки и вязания. Вышивала по вечерам под керосиновой лампой, света тогда еще не было. Дальше бабушка Анна, передала свои умения мне, вышивка тогда стала любимым занятием. Ведь телевизоров тогда не было, а зимние долгие вечера скоротать нужда была. Чтобы вышить красивые узоры на полотенце, требовалась много времени. Еще больше времени уходило на вышивку наволочек для подушек. Своих дочерей также научила вышивать еще в детстве. Мы постараемся сохранить этот трудоемкий вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться нашей работой, сделанной с душой» - из слов Храброй Надежды.
Библия гласит, что человек был создан богом из глины. Соответственно лепка существует с незапамятных времен. Ученые утверждают, что слово «человек» имеет непосредственную связь со словом «земля, краснозем». Вполне возможно, поэтому человека с детства влечет к лепке, из различных пластичных материалов.
С малых лет нас родители учат аккуратности, внимательности, развивают наше воображение и мелкую моторику пальцев. Каждый делает это по своему, кто-то покупает дорогие средства для лепки, пластилин, но еще наши предки давали детям тесто, чтобы занять их на какой-то период времени. Так развивали художественный вкус, видение прекрасного в окружающем нас мире, что в значительной мере способствовало развитию речи.
Рецепт теста для лепки у каждого свой, но одно осталось неизменным, для сохранения фигурок из теста от мышей, добавляли в него соль. Так возникла лепка из соленого теста. Были в истории лепки из соленого теста и переломные моменты. В годы Первой мировой войны не хватало соли, поэтому изготовление таких фигурок было невозможно.
На Руси принято было дарить сувениры из теста, изготавливались фигурки из народных сказаний и религиозного характера.
На сегодняшний день это древнее народное искусство возрождается и несет в себе новый смысл, теряя ритуальную атрибутику. За последние 20 лет порождает интерес, расширяя круг своих поклонников. Потеряв мистический смысл, лепка из теста стала любимым увлечением и интересным способ развития творческих способностей.
Лепкой на селе занимаются в каждом доме, у кого есть дети. В школе на уроках технологии изготавливают сувениры к 8 марта, дню Святого Валентина, на конкурсы. Это занятие нравится всем без исключения. Оно увлекает не только детей, но и взрослых. Изделия из соленого теста с легкостью могут украсить быт и порадовать окружающих.
В результате проделанной работы было выявлено, что умельцы и мастера своего дела еще не перевелись. Труд и смекалка лишь развивает их творческие способности. Мастерски, владея тем, или иным инструментом они украшали свои дома, обустраивали быт, изготавливали неповторимые полотна вышитые вручную, создавали памятные подарки из подручных средств.
В ходе реализации проекта было установлено, что самым распространенным видом ремесла остается вязание, вышивка и лепка. Такой вид рукоделия как ткачество, ушел из нашей жизни вместе с половиками из интерьера квартир. Последний умелец плетения корзин умер, но и его дело в последние годы не пользовалось спросом. Молодёжь осваивает новые виды рукоделия: квилинг, батик, свечеварение, мыловарение. Используя современны материалы, новые технологии обработки. Соответственно традиционные ремесла сведены до минимума.
В нашем селе много талантливых и творческих людей, которые занимаются и передают секреты традиционного ремесла. Уверены, что мастерство умельцев найдет свое место в современном мире и продолжит развиваться.
Интернет-ресурсы
Иван Васильевич меняет профессию
Весёлая кукушка
Ералаш
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Заяц-хваста