В настоящее время осторо стоит проблема питьевой воды. Данная работа отвечает на вопросы: какую воду пьют каменчане? каков её состав? что могут сделать ученики нашей школы для создания экологически чистого забора питьевой воды?
Вложение | Размер |
---|---|
respublika_arseniy.doc | 67 КБ |
ekologiya-gorbunov.ppt | 2.92 МБ |
Министерство образования и науки РБ
Кабанский район
МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Районная научно – практическая
конференция учащихся начальных классов
«Умка -2017»
Номинация: Экология
Тема: «Экологическое состояние реки Тимлюйка»
Автор: Горбунов Арсений, ученик 3 класса
МАОУ «Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»
Кабанского района.
Домашний адрес: пос. Каменск, ул. Кобылкина,10-1
Телефон: 89516290427
Руководитель: Бунина Ирина Леонидовна.
Телефон: 89148383927
П. Каменск
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 4
3. Заключение стр. 7
4. Список использованной литературы стр. 8
5. Приложение стр.9-10
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема загрязнения рек, озер, морей является наиболее актуальной. Качество питьевой воды сегодня является одной из главных проблем, так как всем известно, что без воды человек не может прожить более трех суток. Но, даже понимая роль воды в своей жизни, человек все равно продолжает загрязнять реки и озера.
Жизнь нашего поселка зависит от реки Тимлюйки. Поэтому меня заинтересовало состояние нашей реки: какую воду мы пьем? нет ли в ней вредных веществ?
Цель моего исследования - изучение экологического состояния реки Тимлюйки.
Задачи:
Предмет исследования - изучение факторов, влияющих на экологическое состояние реки.
Объект исследования - река Тимлюйка.
Методы исследования:
Практическая значимость. В условиях нарастающего экологического кризиса исследования такого рода становятся более востребованными. Изучение экологической обстановки, наблюдение за её изменениями необходимо для сохранения природы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Краткая физико-географическая характеристика реки.
Река Тимлюйка берет свое начало в отрогах северо-западного склона хребта Хамар-Дабан и перехватывается ниже автодорожного моста оградительным каналом Кабанской осушительно-оросительной системы. Длина реки до водохранилища составляет около 10 км. Река находится между рекой Кабаньей на востоке и рекой Еловкой на западе Кабанского района. Тимлюйка имеет 37 притоков. По берегам реки растут темнохвойные леса, кустарники и луговые травы, считающиеся характерными для нашей территории.
1.2.Водный режим.
По характеру водного режима река Тимлюйка относится к типу рек с весенним половодьем и летними дождевыми паводками. Весеннее половодье начинается в конце апреля и заканчивается в конце июня. В этот период поток воды увеличивается за счет таяния снега на склонах хребта. В июле-августе бывают затяжные дожди, что тоже может привести к увеличению потока воды в реке. В сентябре сток воды плавно понижается. В октябре появляются забереги, которые, смерзаясь, образуют лед на реке. В декабре Тимлюйка затягивается прочным льдом, который исчезает только в марте.
1.3.Происхождение названия реки.
Что скрывается за названием нашей реки? Вытекает она из темного ущелья, из темного леса, где растут могучие кедры, сосны и ели. Даже лучи солнца не пробиваются сквозь их могучую крону. Поэтому она и называется Тимлюйкой.
1.4.Потребление воды.
Река Тимлюйка обеспечивает водой наш поселок. Воду используют для бытовых нужд (для питья, приготовления пищи, полива огородов в летнее время) и в промышленности (для изготовления продукции на шиферном и цементном заводе).
Как же вода поступает к потребителям? В бассейне реки создано водохранилище, основной задачей которого является снабжение водой потребностей жителей поселка, промышленных предприятий. Водохранилище имеет площадь около двух гектаров. От плотины вода поступает по трём водоводам. В летнее время, в период максимального потребления воды, включают насос для того, чтобы вода текла быстрее. В остальное время вода поступает самотёком. Когда я был на экскурсии на водохранилище, то заметил, что у самого начала водопровода стоит решётка, которая задерживает крупные частицы. Дальше вода поступает в огромные ванны, где оседают крошечные песчинки и частички глины. На вид такая вода чистая, но, если посмотреть на капельку в микроскоп, можно обнаружить микробы. Поэтому воду обеззараживают ультрафиолетовым излучением. Такое очищение воды не изменяет ее состава, запаха и вкуса.
За чистоту воды в поселке отвечает экологическая служба цементного завода. Из интервью со специалистом отдела экологии Рыжовой Евгенией Леопольдовной мы узнали, что воду регулярно берут на анализ. Раз в неделю анализ воды делает испытательно-лабораторный центр в Кабанске. Один раз в месяц воду исследуют в центре гигиены и эпидемиологии в городе Улан-Удэ. По данным этих анализов удалось выяснить, что, в целом, вода соответствует нормам, но в ней нет минеральных солей.
Большое количество воды используется при производстве шифера и цемента. На цементном заводе вода охлаждает цемент. По словам энергетика шиферного завода Горновского Олега Ивановича, вода, поступающая на завод, рапределяется на бытовые нужды (столовая и хозяиственно-бытовые комнловаматы) и на технические нужды (пропарочные камеры, приготовление асбоцементной смеси). Нужно обратить внимание, что вся технологическая вода идет по замкнутому циклу, очищаясь в рукоператорах.
Побывав на очистных сооружениях, я узнал, что вся использованная вода сначала попадает в канализационные трубы. А после удаления твердых частиц и отстаивания в отстойниках, она поступает в аэротенки. Там вода насыщается кислородом и перерабатывается иловыми микроорганизмами.
1.5.Состояние реки вчера и сегодня.
Из бесед со старожилами села Тимлюй я узнал, что раньше река была полноводной и бурной. Не раз река показывала свой неуёмный характер. Люди помнят, как было сильное наводнение и снесло 6 домов. Тимлюйка кормила и поила местное население. Было много рыбы, водился хариус. На реке стояло 11 мельниц, где изготовляли муку даже жители близлежащих деревень. Вода была настолько кристально чистая, что виден был каждый камешек. Сейчас это небольшая речушка, а в летнее время река напоминает ручеек. Вода потеряла свою чистоту, камни стали зелеными. Почему это произошло? Мы считаем, что причины в следующем:
- В некоторых местах по берегу созданы стихийные пастбища. Вытаптывается трава, сохнут деревья, что приводит к нарушению воздушно-водного баланса.
- Пойма реки замусорена и испещрена кострищами – результат отдыха жителей.
- К правому берегу примыкают огороды и приусадебные участки жителей. Здесь картина ужасающая: горы мусора и бытовых отходов навалены прямо под заборами.
- Источником загрязнения является близкое расположение автомобильной трассы. В результате вода постоянно загрязняется компонентами выхлопных газов. Из проезжающих машин в воду выбрасываются пакеты с мусором. В реке можно увидеть бумагу, пластмассу, пищевые отходы, стекло.
Мы провели анкетирование учащихся третьих классов и их родителей. Многие дети отметили большое количество мусора в районе местности Плотина. Родители указали на то, что многие жители поселка моют машины в реке. А также возможной причиной изменения потока воды является вырубка лесов по берегам реки. Это еще раз доказывает актуальность моего исследования. Экологические проблемы не будут решены до тех пор, пока каждый из нас не задумается над тем, чем грозит нам уничтожение Тимлюйки.
Решение некоторых экологических проблем мы видим в следующем:
На сегодняшний день сделано уже немало. Традиционными в нашей школе стали экологические десанты по очистке реки. Прошла школьная акция «Защитим Тимлюйку вместе». В этом году стартовал районный проект «Чистое завтра», инициатором которого выступила наша школа. Участники проекта защищали экокарту своих поселений и готовили пакет решений по устранению экологических проблем. Результаты этого проекта будут обсуждаться на сессии депутатов районного совета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, река Тимлюйка имеет важное значение для жизни поселка Каменск. В результате проведенной исследовательской работы, мы пришли к выводу, что река находится в неудовлетворенном экологическом состоянии. И для того, чтобы сохранить ее для потомков, нужно обратить внимание на экологические проблемы истока и русла реки и как можно быстрее решить их. Желая сберечь планету, надо начинать с малого: спасения родной реки. Мы можем и обязаны это сделать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для анкеты:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы для интервью:
Слайд 1
Горбунов Арсений Каменский лицейСлайд 2
Задачи: Изучить литературу по теме Узнать историю реки, ее географические особенности Выяснить, как используется вода из реки Провести наблюдения за дезинфекцией воды Определить источники загрязнения воды
Слайд 6
Водохранилище
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Мост Леонардо
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Волшебные звуки ноктюрна