В работе рассматриваются мотивы выбора профессиии выпускниками 9 - 11 классов и раскрываются факторы, влияющие на выбор
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_vyborav_professii.docx | 134.78 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ старшеклассников
«Ломоносовские чтения»
Направление обществознание
Мотивация выбора профессии у старшеклассников
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Городишениной Ольгой Вячеславовной
Руководитель - учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Толстикова Светлана Николаевна
г. Котлас, 2016
Оглавление
Введение 3
Основная часть
1 Внешние и внутренние мотивации 4
2 Мотивы учения, доминирующие у старшеклассников 5
3. Компоненты ситуации выбора профессии
4 Стадии выбора профессии 6 – 7
5 Алгоритм выбора профессии 8 – 9
Заключение…… 11
Библиографический список 12
Приложение 1 13
Приложение 2 14
Приложение 3 15
Приложение 4 16
Приложение 5 17
Как заметил один шутник, бывают люди, ни на что не способные, а бывают - способные на все. Серьёзно настроенный психолог вряд ли согласится с такими суждениями, поскольку давно и точно известно, что каждый человек на что-то способен. Не так уж много дел, в которых он мог бы проявить себя наилучшим образом, но они непременно есть. Известный американский специалист по психологии и управлению Дейл Карнеги писал: "Самая большая ошибка при поиске работы - не знать, на что способен, и это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие".
Достойная работа дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и самое главное – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Следовательно, правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Цель исследования: изучить специфику мотивации выбора профессиональной деятельности выпускников МОУ «СОШ № 2».
Задачи:
- изучить литературу по интересующему нас вопросу;
- проанализировать специфику мотивации выбора профессии у школьников;
- определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников, а также динамику профессиональной мотивации;
- выявить и проанализировать динамику и особенности выбора будущей профессии у выпускников.
Объект исследования: выпускники 9 – 11 классов.
Предмет исследования: мотивы выбора профессиональной деятельности.
Методы исследования: диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение).
Гипотеза: Круг интересов в 10 – 11 классе резко сужается, подростка интересуют только профилирующие предметы будущей профессии. Одним из главных мотивов выбора профессии подростки назовут желание получить диплом, хорошую работу, желание угодить
родителям и нежелание идти в армию. Подросток, в выборе будущей профессии будет основываться на ее престижности, а не на своих способностях и интересах.
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека.
Цели мотивации:
- поиск стимулов к действию, то есть поиск того, что может заставить действовать: это могут быть какие-то цели, какое-то вознаграждение;
- побуждение к действию: как внутренне (человек сам себя побуждает к действию), внешнее (кто-то другой побуждает человека к действию) или смешанная мотивация.
Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата и т. д.), то говорят о внешних мотивах.
Уже классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Однако прямая связь сохраняется лишь до известного предела: если по достижении некоторого оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться.
2.1 Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном возрасте
Особый интерес представляют мотивы, которые появляются у старшеклассников и становятся ведущими именно на этом возрастном этапе. Так, в исследовании И. В. Дубровиной второе по значимости место у старшеклассников принадлежат мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя в процессе учебы таких качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора в различных отраслях знаний, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Собственно появление этого мотива и его доминирование обусловлено все более развивающейся способности молодых людей к открытию своего внутреннего мира, пониманию своей особенности и неповторимости, а также потребностью в формировании личной идентичности.
Исследования мотивов учения, доминирующих в старшем школьном возрасте, обнаруживают также выраженное преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Старшеклассники осознают, что стоят на пороге новой жизни, и многое в ней будет определяться тем, с каким багажом знаний они выйдут из школы. Поэтому очень часто они склонны рассматривать знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить большой доход, высокий уровень жизни. И в таких случаях их интересы начинают опосредоваться профилем вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, которые соответствуют их личным интересам, а остальные расцениваются как пустая трата времени.
3. Компоненты ситуации выбора профессии
Выбор профессии — это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. Выделяют следующие компоненты ситуации выбора профессии:
В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация (Карпов А. П., 2003).
Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:
Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и, как правило, на этой стадии они хотят быть бизнесменами, банкирами, космонавтами, врачами и т. д.
Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:
- период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;
- период способностей (13-14 лет) — подростки узнают
больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они полагают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;
- период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются
примерить те или иные профессии к собственным интересами
ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;
- переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.
Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:
- период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;
- период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;
- период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации
Теория Гинзберга, пожалуй, чрезмерно жестко определяет последовательность и длительность стадий выбора профессии, а также их привязку возрастному развитию. Как эмпирические исследования, так и жизненные наблюдения показывают, что определенная часть молодых людей способна осуществить сознательный выбор профессии до окончания средней школы, а некоторые делают это в еще более юном возрасте. Последнее особенно характерно для детей с ярко выраженными, например, музыкальными или математическими способностями, когда их интересы в областях принимают характер стойкого увлечения без всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных предпочтениях в гораздо более зрелом возрасте. Следует отметить, что возрастные границы в формировании профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то общие тенденции, несомненно, существуют.
Исследования показывают, что у старшеклассников встречается уже твёрдая установка при выборе профессии, хотя, конечно могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами (учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая
Старшеклассники рассматривают выбор профессии как своего рода вывод из анализа потребностей и имеющихся склонностей, из сопоставления этих своих особенностей с требованиями, которые предъявляют к человеку профессия.
Алгоритм выбора профессии.
Принятие решений - это сложный и многоплановый процесс.
1.Необходимо собрать нужную информацию о профессиях.
2. Найти верный способ решения.
У каждого способа есть свои преимущества и свои недостатки. Решение о выборе профессии одно из самых главных в жизни. Для важных решений следует использовать аналитическое решение, что позволит избежать досадных промахов и даже крупных неприятностей. Поскольку идеальных решений нет и от ошибок никто не застрахован, очень полезно иметь запасной вариант или несколько вариантов.
3. При выборе профессии важно учитывать не только свои возможности, но и внешние условия: учёт информации о рабочих местах, о спросе на профессии.
4. Необходимо заранее продумать свой маршрут, составить план. Чтобы дойти до цели, необходимо также рассчитать свои силы, предусмотреть способы преодоления препятствий, наметить обходы. Всё это намного облегчит вашу дорогу.
Преимущество планирования состоит в том, что вас будет подстерегать меньше неожиданностей, следовательно, перед трудностями и препятствиями вы будете более подготовленными.
Вы можете планировать свою судьбу разными способами. Можно поставить далёкую цель, рассчитать свои шаги к ней и уверенно двигаться вперёд от этапа к этапу. Можно двигаться постепенно. Внимательно следить за тем, что происходит с вами и вокруг вас. А можно придумать свой собственный способ. Главное состоит в том, что, имея план, добиться чего - либо легче. Говорят, что даже удача приходит лишь к тем, кто готов к встрече с ней.
5. Составленный план должен отвечать вашим возможностям. Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека.
Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические способности, уровень образования и другие.
Для того чтобы профессия привела вас к успеху в жизни, вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами:
Во - первых, выбор необходимо строить исходя из своих интересов. В противном случае вас поджидают разочарования и скука.
Во - вторых, надо реально оценить свои способности - ведь именно они определяют уровень ваших успехов.
В - третьих, надо приложить необходимые усилия для получения специального образования.
Конечно, что - то будет зависеть и от других факторов, но без этих трёх профессиональных достижений просто не будет.
Результаты исследования:
В нашем исследовании приняли участие выпускники 9 –11 классов. В ходе нашего исследования мы пользовались методикой «Карта интересов», анкета « мотивы выбора профессии », и использован метод ранжирования для определения мотивации выбора обучения у старших школьников.
Для проверки первой гипотезы о том, что круг интересов в 10 – 11 классе сужается, и подростков интересуют только профилирующие предметы. Мы пользовались методом сравнения. Сравнение показало, что у 75% учащихся на данный момент сфера интересов сузилась до 3 – 4 приоритетных направлений. Попытавшись связать полученные данные с результатом анкеты выяснилось, что те ребята, которые определились с выбором профессии, затрачивают больше усилий на изучение предметов, необходимых для поступления, следовательно, сфера их интересов сужается. Те же ребята, которые еще не думают, над выбором в анкете они называли 4 – 6 возможных профессий, на которые могли бы поступить, или же те, кто говорил «не знаю». (Приложение 1).
Исходя из этого исследования можно говорить о частичном подтверждении выдвинутой гипотезы. Чтобы подтвердить или опровергнуть следующие две гипотезы, мы пользовались методом ранжирования и результатами составленной анкеты (Приложение 2).
Нами было выделено, что у выпускников 9 – 11 классов преобладает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретение необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия (Приложение 3). Основные мотивы, которыми будут пользоваться юноши при выборе своего дальнейшего обучения: нахождение хорошей работы, мотив получения диплома и престижность учебного заведения. Что касается девушек, то они также стремятся получить образование для нахождения хорошей работы, получения диплома, но ориентироваться в своем выборе они будут в соответствии со своими способностями. Самыми престижными профессиями ребята считают бизнесменов, дизайнеров, программистов, гостиничный бизнес и туризм, а также менеджеров и технологов (Приложение 4)
Результаты исследования показывают, что из 27 учащихся 11 класса высшее образование намерены получить 90%, а средне – специальное - 10%. Что касается 9 класса, то 40 % из них намерены поступать в техникумы и училища, университетское образование выбирает – 60 % учащихся (Приложение5). Свой выбор ребята определяют исходя из своих знаний, финансового положения семьи и желанием поскорее начать зарабатывать.
После изучения литературы по интересующему нас вопросу и анализу специфики мотивов выбора профессии у школьников мы пришли к выводу, что все выдвинутые нами гипотезы частично подтвердились. Опираясь на данное исследование и результаты анкетирования мы определили, ведущие факторы, влияющие на профессиональное определение выпускников МОУ «СОШ № 2»: получение перспективной работы, престижность и доступность учебного заведения с учётом своих способностей. По динамике профессиональной престижности выявили 5 ведущих профессий:
бизнесмен, дизайнер, программист, технолог, гостиничный бизнес и туризм.
Современный школьник реально оценивает свои знания, ведь впереди ему предстоит сдача ЕГЭ. Страх перед неудачей и оценка финансовых возможностей семьи определяют сегодня и выбор учебного заведения. Подростки не исключают из сферы своих интересов круг преподаваемых в школе предметов, но хотели бы получить углубленное обучение тех из них, которые они считают наиболее важными. Старшеклассники стремятся к профильному обучению, считая, что оно позволит им более успешно социализироваться при существующем нестабильном рынке труда.
Литература:
Приложение 1
3 – 4 направления | 75 % |
4 – 6 направления | 25 % |
Приложение 2
Метод ранжирования
Уважаемый респондент!
Внимательно прочитай 10 предложенных мотивов поступления в учебное заведение.
Расставь их в порядке значимости для себя, начиная с наиболее значимого.
Приложение 3
Анкета мотивов выбора профессий
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «_», если не имеет значения.
Вопросы:
Лист ответов
А | Б | В | |||
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы |
3 | 5 | 1 | |||
4 | 8 | 2 | |||
7 | 11 | 6 | |||
17 | 14 | 9 | |||
18 | 15 | 10 | |||
19 | 16 | 12 | |||
21 | 20 | 13 | |||
24 | 23 | 22 |
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии.
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
Приложение 4
Анкета для учащихся
1. Вы обсуждали с родителями вопрос своей будущей профессии?
2. Едины ли Ваши родители во взглядах на Вашу будущую профессию?
3. К какому профилю можно отнести Вашу будущую профессию?
4. Вы считаете, что для дальнейшего выбора Вашей будущей профессии важны и необходимы более глубокие знания по математике и информатике?
5. Вы хотите, обучаться в классе с профильным изучением математики и информатики?
6. Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?
Анкета для старшеклассников
Да нет думаю
(если да, то какую _______________________________________)
2. Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):
1.________________________ 6.______________________
2.________________________ 7.______________________
3.________________________ 8.______________________
4.________________________ 9.______________________
5.________________________10.__________________
Профессия | Количество учащихся |
Бизнесмен | 64 |
Программист | 28 |
Дизайнер | 32 |
Туризм | 30 |
Технолог | 27 |
Переводчик | 27 |
Военный | 25 |
Приложение 5
Выбор учебного заведения
Четыре художника. Осень
Почему Уран и Нептун разного цвета
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Волшебные звуки ноктюрна
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое