Автор сравнивает волонтёрскую деятельность разных стран с целью популяризации добровольчества как нормы для правового государства. В работе автор использовала методы сравнительного анализа, интервьюирования, социологического опроса. Для популяризации волонтёрского движения в России автором разработана памятка «Что нужно знать будущему волонтёру?». Для увеличения распространения идей добровольческого движения в Российской Федерации автор предложила ряд рекомендаций.
Вложение | Размер |
---|---|
konyahina_rabota_volontyorskoe_dvizhenie.docx | 383.76 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЁЛКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Щёлковского муниципального района Московской области
141100, Московская область, г. Щелково, 1-й Советский переулок, д.32 | телефон: (496) 567-16-33, факс: (496) 562-74-66, e-mail: lifeinschool@mail.ru |
Проблемы и перспективы волонтёрского движения – глазами ребёнка
Автор:
Коняхина Вероника Андреевна,
ученица 6 класса МАОУ Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области
адрес администрации: 141100 г.Щёлково, 1-ый Советский пер., д. 32
телефон администрации: 8 (496) 567-16-33
Руководитель:
Симонова Наталья Михайловна,
учитель истории и обществознания МАОУ Щёлковской гимназии
контактный e-mail руководителя:
2019 г.
Оглавление
Ваша воля, энергия, великодушие и есть главная сила России. Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству - в душе, в характере, культуре нашего народа.
В.В. Путин[1]
Введение
Статья 7 Конституции РФ провозглашает: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2]. 2018 год в Российской Федерации прошёл как год волонтёра. В МАОУ Щёлковская гимназия движение добровольцев – давняя традиция. Гимназисты тесно сотрудничают с Обществом слепых, Молодёжным парламентом, Центром адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец». Поэтому тема волонтёрства является для меня актуальной.
Цель: сравнить волонтёрскую деятельность разных стран с целью популяризации добровольчества как нормы для правового государства.
Задачи:
Методы исследования:
Гипотеза: предположу, что популяризация волонтёрского движения в правовом поле России и других стран способствует его росту.
Правовой статус волонтёра в Российской Федерации
Люди издревле стремились помогать друг другу, во время засух, наводнений, просто подать руку помощи, принести бедному хлеб, наколоть старушке дрова. Об этом написано много книг, об этом говорят по телевидению и радио, это вспоминают бабушки и дедушки, об этом упоминают родители в повседневном потоке своих дел. Из курса истории мне известно, что в годы становления Московской Руси благотворительность не была повсеместной, а проявлялась в деятельности отдельных лиц. В XVIII веке в России впервые появились многочисленные благотворительные заведения, которые заложили фундамент российской системы социальной опеки. Первое официальное упоминание о волонтёрской деятельности относится к 1894 году. Именно в этом году по предложению профессора Владимира Гирье (члена Московской городской Думы) были учреждены городские попечительства о бедных, которые собирали добровольные пожертвования и в которых работали добровольцы[3].
Согласно опросам ВЦИОМ, 68% россиян готовы принимать участие в волонтёрстве, но при этом активными волонтёрами, то есть теми, кто регулярно и осознанно занимается волонтёрством, являются 7-8% россиян. На 2017 год в Российской Федерации средняя численность добровольцев составила около 2 миллионов 377 тысяч человек, тогда как в 2011 году их насчитывалось чуть более 1,1 миллиона человек. В статистике Роспатриотцентра фигурирует цифра около 5,3 миллионов добровольцев. По данным Ассоциации волонтёрских центров России в 2018 году добровольцами трудились 18% населения нашей страны[4].
Волонтёр (от французского volontaire - доброволец) - человек, добровольно поступивший на военную службу[5]. Согласно моим представлениям, волонтёр - человек, который сознательно и добровольно оказывает помощь и самые различные услуги тем, кто в них нуждается, без расчёта на вознаграждение, бескорыстно. Эта помощь идёт от сердца человека, по его доброй воле. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.
Чем дальше развивается общество, тем чаще появляются правовые вопросы, касающееся добровольной помощи. Например, студент помогает ухаживать за больным ребёнком в больнице. Должна ли мама этого малыша спрашивать документы о здоровье самого волонтёра? Скорей всего, она не спросит, она устала, и ей надо отдохнуть пока кто-то заботится о её малыше. Но ведь не все так просто. Фирма ищет волонтёров, должна заключить с ними договор и обговорить как раз все нюансы. Поэтому в конце января 2018 года Совет Федерации одобрил Закон, регулирующий волонтёрскую деятельность в России. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» 05.02.2018 г. №15-ФЗ, который вступил в силу с 1 мая 2018 года, закрепляет правовой статус добровольческой или волонтёрской деятельности. В Законе отражено, что такое волонтёрская организация, чем она должна заниматься и каков порядок привлечения добровольцев. Волонтёры, допускаемые в учреждения социальной сферы, не должны иметь заболеваний, перечень которых должен быть установлен Постановлением Правительства РФ, а волонтёры, допускаемые к работе с детьми, должны соответствовать требованиям[6]. Таким образом, волонтёры получили необходимую правовую защиту, а их деятельность обрела правовое поле. Президент России Владимир Путин объявил 2018 год Годом добровольца и волонтёра и отметил, что он станет годом всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России[1]. День добровольца (волонтёра) в России отмечается 5 декабря. Дата была установлена Указом Президента Российской Федерации от 27.11.2017 г. №572[7]. Таким образом, вот уже год волонтёрские организации осуществляют свою деятельность в правовом поле, получают правовую поддержку от государства.
Права волонтёра:
Обязанности волонтёра:
Сравнительный анализ зарубежных аналогов волонтёрского движения
Меня заинтересовал вопрос популяризации и реализации волонтёрского проекта. Анализ Интернет ресурсов позволил выявить общие и особенные тенденции развития добровольческого движения в разных странах.
В США методы стимулирования волонтёров крайне разнообразны: от скидок на продукцию организации до бесплатных образовательных и культурных услуг. Отмечу, что Российское законодательство не допускает получение добровольцем продукции и услуг организации на бесплатной или льготной основе. В США к студенческим организациям относятся с огромным уважением, пониманием и поддержкой со стороны государства и университетов. Поэтому практически все большие студенческие организации за год проводят по нескольку благотворительных акций[8], [9]. В России также к волонтёрству студентов привлекают во время масштабных, международных мероприятий. Например, программа подготовки волонтёров «Сочи-2014» вовлекла многие российские вузы в проведение Олимпийских Игр. В подготовке Игр и их проведении приняли участие 25 тыс. волонтёров. Кроме того, не менее 3 тыс. городских волонтёров, подготовленных городом Сочи, работали на городских объектах и площадках[10]. В Законодательстве Российской Федерации было закреплено понятие «волонтёр Игр». Это позволило регулировать правовые вопросы, связанные с работой добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда). Из СМИ я узнала, что на Чемпионате мира по футболу, который прошёл в России в 2018 году, ежедневно работали тысячи волонтёров из числа школьников и студентов: обеспечивали встречу гостей Чемпионата, проводили досуговые мероприятия, работали в системе общественного питания, оказывали услуги переводчиков. Таким образом, в Российской Федерации отмечена тенденция тесного сотрудничества государства и общественных организаций.
В Канаде существуют две основные категории людей, которые идут в волонтёры. Во-первых, пожилые, материально обеспеченные люди (чаще всего пенсионеры), привыкшие к труду, которые хотят продолжать заниматься активной жизнью. Во-вторых, те, кто использует волонтёрскую деятельность как стартовую площадку для начала или продолжения трудовой карьеры. В юридической практике Канады волонтёрская деятельность – это путь к оплачиваемой работе, возможность попробовать себя в разных сферах и таким образом выбрать будущую профессию. Запись в резюме и отзывы организаторов об участии в волонтёрском проекте воспринимается работодателем как серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность[8], [9]. Следуя Канадскому опыту, на сегодняшний день в Российской Федерации также разрабатывается механизм регистрации и учёта волонтёров – «Личная книжка волонтёра». «Личная книжка волонтёра» преимущественно содержит сведения о трудовом стаже своего обладателя, его поощрениях и дополнительной подготовке. В «Личной книжке волонтёра» предусмотрено, что сведения вносит соответствующая организация, в которой работает или проходит обучение волонтёр и заверяет подписью ответственного лица и печатью данной организации. Таким образом, во-первых, большинство добровольцев в России – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях. Во-вторых, правовое поле волонтёрской деятельности в России расширяется.
В Российской Федерации менее строго, чем во Франции, добровольческая деятельность регламентирована Законодательством. Принять участие в общественных волонтёрских объединениях может гражданин страны, в возрасте от 16 лет (до 16 лет – с согласия родителей), гражданин Европейского союза или гражданин, законно проживающий во Франции на протяжении более 1 года. Молодым людям предоставляется возможность работать полный рабочий день[8], [9].
В России, как и в Германии, волонтёрство положительно влияет на последующее трудоустройство. В Германии существует Закон о «социальном годе», т.е. после окончания средней школы молодой человек может 1 год заниматься социальной работой. Это имеет большое значение при приёме на работу. Поэтому каждый третий немец является волонтёром, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц[8], [9]. В России студенты связывают добровольчество с прохождением учебной практики, получением опыта работы и профессиональных навыков.
По сравнению с мировой юридической практикой в Японии волонтёрская деятельность не регламентируется государством, осуществляется исключительно на добровольных началах. В отличие от Европейского и Российского множества направлений добровольческой деятельности, в Японии одной из основных форм социальной активности населения становится экологическое направление, т.к. для японцев остро стоят проблемы роста численности населения, разрушения окружающей среды, экологического кризиса[8], [9].
Таким образом, добровольчество в России в настоящий момент переживает бурное развитие. На мой взгляд, очень важно перенимать бесценный опыт волонтёрской деятельности в составе команды единомышленников из разных стран. Для этого Российская Федерация должна популяризировать участие в Международных волонтёрских организациях, основным принципом которых является безвозмездность. Наиболее ярким примером участия России в Международном волонтёрском движении является Государственный музей Эрмитаж. В Эрмитаже работают десятки волонтёров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, реставраторы, IT-специалисты, журналисты и переводчики.
Социологические опросы сверстников «Почему становятся добровольцем?», «Направления волонтёрской деятельности»
Для понимания мотивации занятия добровольческой деятельности, я разработала вопросы анкеты «Почему становятся добровольцем?» и провела социологический опрос (Приложение 1). В опросе принимали участие обучающиеся 6-х классов МАОУ Щёлковская гимназия, 48 человек. Обобщим его результаты.
Гимназисты считают, что добровольцами движет чувство глубокого сострадания к нуждающимся людям: главными мотивами волонтёрства они называют желание помочь нуждающимся (21%) и совершать добрые поступки (18%). В равной мере причинами добровольческой деятельности гимназисты назвали желание получать новые знания и расширять круг общения (12%). Важно, что только 5% респондентов среди причин выделили желание самореализоваться и наличие свободного времени (Приложение 2).
С целью популяризации волонтёрской деятельности среди сверстников я составила вопросы анкеты «Направления волонтёрской деятельности» и провела социологический опрос (Приложение 3). В опросе принимали участие обучающиеся 6-х классов МАОУ Щёлковская гимназия, 48 человек. Обобщим его результаты.
По моему мнению, шестиклассники отвечали на вопросы, анализируя конкретную добровольческую деятельность МАОУ Щёлковская гимназия. Абсолютное большинство респондентов (48 человек) связывают деятельность волонтёров с конкретной помощью нуждающимся: в равной степени помогать старикам, инвалидам и участвовать в благотворительных акциях. 46 респондентов видят волонтёра, помогающего в проведении мероприятий. Только 20 респондентов доверили бы работу с детьми в школе волонтёру, считая, что для этого требуются профессиональные педагогические и психологические компетенции (Приложение 4).
По итогам социологических опросов мной было выявлено, что в целом мои сверстники имеют представления о том, кто такие волонтёры, каковы направления их деятельности. Большая часть гимназистов уверена, что добровольческая деятельность необходима в современном обществе.
Правовое поле несовершеннолетних волонтёров
Мне стало интересно, а в каких направлениях волонтёрской деятельности мы, несовершеннолетние, можем принимать участие. Среди таковых мне хочется отметить следующие: помощь ветеранам и людям с ограниченными возможностями здоровья, охрана окружающей среды и защита животных, восстановление и уход за воинскими могилами и памятниками времён Отечественной войны, участие в мероприятиях, пропагандирующих патриотизм.
Детская волонтёрская активность может иметь вид заботы об окружающей среде (например, мы, обучающиеся МАОУ Щёлковская гимназия, убираем пришкольную территорию, наши выпускники сажают деревья во дворе школы, старшеклассники расчищают берега реки Поныри), поддержки новичка в школе и помощи пожилым людям (например, мы, гимназисты, помогаем ветеранам педагогического труда, инвалидам Общества слепых). Очень популярен среди детей фандрайзинг – это работа по привлечению денежных средств граждан на благотворительность. Например, в Щёлковском районе традиционно проходят благотворительные ярмарки «Восстановим порушенные святыни», где представлены детские поделки, сделанные своими руками.
Но важно помнить: добровольческая деятельность несовершеннолетнего должна осуществляться только в правовом поле! Я узнала, что в Российской Федерации дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтёрской деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении. Дети в возрасте до 18 лет могут осуществлять волонтёрскую деятельность при условии, что она не причиняет вред их физическому здоровью и нравственному развитию, а также не нарушает процесс обучения[11].
Я глубоко убеждена, что добровольческая социальная работа способствует формированию у молодёжи не только навыков, необходимых для профессионального роста, но и таких важных качеств, как трудолюбие, милосердие, доброжелательность, гуманное отношение к людям. А мы, дети, можем являться как бы инициаторами идей в помощи. Например, организовать праздник, провести через дорогу пожилого человека и ребёнка, привести в порядок книги школьной библиотеки, скрасить досуг одиноким пожилым людям, находящихся в сложных социальных условиях… Как это делали пионеры-тимуровцы в произведении А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Когда в СМИ Благотворительная организация «Русфонд» обращается за помощью на лечение больным детям, наша семья отправляет SMS со словом «Добро» по указанному номеру.
В России зарождается семейное волонтёрство, в котором дети принимают активное участие. Семейным волонтёрством называется деятельность на добровольной основе, в которой участвуют двое или более членов одной семьи, в том числе из разных поколений: супруги, родители с детьми, дедушки и бабушки, сестры и братья. Выпускники МАОУ Щёлковской гимназии – студенты исторического факультета МГУ им.Ломоносова – проводят классные часы с обучающимися с информацией об увлекательных летних раскопках. Они рассказали про организацию «ГнЁздово». Это Смоленская археологическая экспедиция МГУ им.Ломоносова и Государственного Исторического музея. Дети помогают археологам подсчитывать археологический материал, мыть глиняные горшки после раскопок, просеивать землю, готовить пищу, мыть посуду. Меня заинтересовала данная акция, планирую туда съездить с семьёй.
Памятка «Что нужно знать будущему волонтёру?»
Для популяризации волонтёрского движения в России я разработала памятку «Что нужно знать будущему волонтёру?». В ней отражены следующие аспекты:
Волонтёрское движение в МАОУ Щёлковская гимназия
Волонтёрство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло. Поэтому МАОУ Щёлковская гимназия является активным участником этого движения.
Из интервью заместителя директора МАОУ Щёлковская гимназия Кармановой Натальи Леонидовны я узнала о спортивном волонтёрстве. В Щёлковской гимназии идёт активная организация социального партнёрства с Щёлковским Центром адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец», который был создан в 1999 году и стал первой муниципальной спортивной организацией инвалидов в Московской области[3]. На протяжении нескольких лет наши гимназисты 10-11 классов оказывают волонтёрскую помощь в проведении Открытых Фестивалей спорта и Спартакиад среди детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья «Равные возможности», проводимыми Центром адаптивной физической культуры и спорта «Спартанец». Наталья Леонидовна отметила, что работа в волонтёрской группе помогает гимназистам поменяться внутренне. Они приобретают самоуважение, становятся уверенными в себе. В дальнейшей жизни им проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они умеет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявляя в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Из интервью волонтёра, выпускника МАОУ Щёлковская гимназия Творогова Даниила мне стало известно, что в 2017 году впервые наши гимназисты приняли участие в качестве волонтёров судей-счётчиков в Чемпионате Московской области по бочча среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, предварительно пройдя инструктаж по судейству.
Гимназист-волонтёр Сергей Молчанов рассказал мне о гражданско-правовом направлении добровольческой деятельности. 17 апреля 2018 года в МАОУ Щёлковской гимназии в рамках реализации Проекта «Новая школа» прошла Всероссийская акция «100 баллов для Победы». На территории Щёлковского муниципалитета она проводилась впервые. Акция была приурочена к году волонтёра в России и посвящена подготовке выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Председатель районного Совета депутатов Надежда Суровцева с депутатами районного Совета депутатов приняли участие в Акции, пообщались с обучающимися школ Щёлковского района, посетили мастер-классы, на которых педагоги рассказали об особенностях подготовки к Итоговой Государственной аттестации. Гимназисты-волонтёры отвечали за приглашение, встречу, рассадку, движение гостей по кабинетам, отражение мероприятия в СМИ (газета «Время», Щёлковское ТВ), организовали концерт. На встречу были приглашены гимназисты-«стобалльники» прошлых лет. Они рассказали, как справились с волнением, поделились своим успешным опытом сдачи ЕГЭ и ответили на вопросы будущих выпускников.
28 марта 2019 года в Щёлковском муниципальном районе прошла Акция сдачи крови «День донора», в которой приняли участие в качестве волонтёров гимназисты 7В класса.
Моя волонтёрская деятельность только начинается: я принимаю активное участие в уборке класса и территории, рисую картины для благотворительных акций, поздравляю с праздниками ветерана педагогического труда Степанову Анну Захаровну, наша семья оказывает посильную помощь больным детям через «Русфонд».
Таким образом, добровольческая деятельность в МАОУ Щёлковская гимназия направлена на формирование команды волонтёров и развитие личностных качеств гимназистов, необходимых для успешной реализации волонтёрских идей, формирование активной жизненной позиции детей и подростков.
Заключение
Сравнительный анализ волонтёрской деятельности в разных странах позволил сделать следующие выводы:
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: популяризация волонтёрского движения в правовом поле России и других стран способствует его росту.
С каждым днём волонтёрская деятельность становится всё более значимым ресурсом развития государства. Для увеличения распространения идей добровольческого движения в Российской Федерации мной разработан ряд рекомендаций.
Мои рекомендации:
В современном мире волонтёрское движение обладает большим потенциалом, выполняет социально-значимый заказ. На мой взгляд, добровольческая деятельность – это маленький подвиг, требующий немалой решимости и душевной силы.
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают.
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут
Генрих Акулов
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Социологический опрос «Почему становятся добровольцем?»
МАОУ Щёлковская гимназия _______ класс _______ возраст Если Вы хотите стать добровольцем, то почему? Выберите 1-3 варианта ответов | ||
А)Хочу помогать нуждающимся | Г)Хочу ответить людям за добро добром | Ж)Интересно провести свободное время |
Б)Надеюсь чему-то научиться | Д)Расширить круг общения | З)Стремлюсь самореализоваться |
В)Хочу получить новые знания, профессиональные навыки | Е)Стремление усовершенствовать окружающий мир | И)У меня есть свободное время |
Приложение 2. Результаты социологического опроса
«Почему становятся добровольцем?»»
Приложение 3. Социологический опрос
«Направления волонтёрской деятельности»
МАОУ Щёлковская гимназия _______ класс _______ возраст Чем, по Вашему мнению, должны заниматься волонтёры? | ||
А)Посещать стационарных больных | В)Работать с детьми в школе | Д)Проводить благотворительные акции |
Б)Доставлять продукты питания старикам и больным | Г)Собирать необходимые вещи для детей-сирот и малообеспеченных семей | Е)Помогать в проведении разных мероприятий |
Приложение 4. Результаты социологического опроса
«Направления волонтёрской деятельности»
[1] http://www.volontermo.ru/ - Московская областная ассоциация волонтёров.
[2] http://mo.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/31-03-2017-17-05-44-shkola-volonterov-sotsialnoy-inklyuzii-moskovskoy - Школа волонтёров социальной инклюзии Московской области.
[3] http://spartanec.info/ - Щёлковский Центр адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец»
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Никто меня не любит
Белый лист
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши