Данная проблема заключается в том, что постоянно видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия на состояние человека можно поставить на первое место, резко изменилась. Специалисты утверждают: сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в её содержание.
Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему. Это является одной из основных последних проблем видеоэкологии.
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-исследовательская работа | 169.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
Видимая городская среда как экологический фактор
Выполнила:
Учащаяся 8 Г класса
МОУ Лицея № 9
Федотова Аюна Мингияновна
Учитель: учитель биологии
МОУ Лицея №9
Селезнева Елена Васильевна
Научный консультант:
Шалаева Ирина Юрьевна
кандидат биологических наук,
старший преподаватель ВГАФК
Волгоград 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
Введение……………………………………………………………………..3-5
Раздел1. Видимая городская среда ………………………………………..6-9
Раздел 2. Формирование комфортной визуальной среды в городе …….10-15
2.1. Способы формирования комфортной среды города ………………..10-11
2.2. Колористика города ………………………………………………….11-13
2.3 Экологическая роль озеленения территорий ………………………..13-15
Раздел 3. Экспериментальная часть ……………………………………..16-23
3.1. Методы и места исследований ……………………………………...16
3.2. Исследования………………………………………………………….17-23
Заключение………………………………………………………………...24-26
Список источников и литературы ……………………………………….27-28
Приложения ……………………………………………………………….29-39
ВВЕДЕНИЕ
Ученые утверждают, что « охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе» (Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл. Школьный практикум.- с.3)
Человек живет в мире цвета, в мире звука, в мире запахов, электромагнитных колебаний.
На первом месте по степени влияния на состояние человека находится видимая им окружающая среда. Житель современного города больше всего видит плоские поверхности – фасады зданий, площади, улицы и прямые углы – пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко.
Область знаний, рассматривающая взаимодействие человека с видимой средой и изучающая аспекты визуального восприятия окружающей среды Филин В.А. назвал видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников
Актуальность данной проблемы заключается в том, что постоянно видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия на состояние человека можно поставить на первое место, резко изменилась. Специалисты утверждают: сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в её содержание.
Сам человек со всем комплексом потребностей остался прежним, и прежними остались фундаментальные механизмы зрения, тогда как зрительная среда в местах его обитания меняется к худшему. Это является одной из основных последних проблем видеоэкологии.
А их накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Однако если состояние воды, воздуха изучают целые институты, то проблемой видеоэкологии занимаются пока единицы. И поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты-архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи. До сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды современного города, нет требований по допустимым отклонениям от этих норм. Данная тема остается открытой.
Этим обстоятельством объясняется выбор темы проекта: « Видимая городская среда как экологический фактор».
Цель проекта: расширить и углубить знания по ключевым вопросам видеоэкологии и интегрировать обучающихся в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
4. прогнозировать развитие экологических ситуаций и формировать опыт их решения;
5.сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, в том числе и видимой городской среды;
6. научиться мотивировать свои дела и поступки в защиту и сохранения городской среды.
Объектом исследования является видимая городская окружающая среда.
Основу гипотезы проекта составили предположения о том, что в г. Волгограде гомогенная видимая среда.
В ходе проекта были использованы следующие группы методов: теоретические, эмпирические, статические.
Исследования проводились в 2017-2018 гг.
РАЗДЕЛ 1. ВИДИМАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Нас заинтересовало новое направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, родоначальником которого является В.А.Филин, директор Московского Центра «Видеоэкологии», по образованию биолог, член Высшего экологического совета при Государственной Думе РФ. В своих работах он раскрывает виды визуальной городской среды.
«Гомогенная видимая среда - это среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы (снежные равнины, темные комнаты) или резко снижено их число.
Массовое крупнопанельное домостроение в наших городах существенно преобразило их визуальную среду. Возникло множество гомогенных видимых полей. Особую проблему создают торцы зданий. При взгляде на такую стену глазу не за что «зацепиться». Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву.
Не меньшим бедствием является применение стекол большого размера. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие - дезориентированное пространство, созданное руками человека. Это общественное здание, к нему идут тысячи людей, и у каждого из них его вид вызывает неприятное ощущение. Почитатели стекла сегодня идут дальше, возводя из него целые комплексы. С большого расстояния такие комплексы выглядят как глыбы из монолитного стекла. Кирпич является основным строительным материалом. С его помощью создано множество прекрасных архитектурных произведений. Однако современная кирпичная кладка приумножает число гомогенных полей в городской среде При сопоставлении двух зданий из разных эпох легко увидеть, как сильно они отличаются (см. Приложение 1, 4).
Разница заключается в следующем:
• в насыщенности элементами - малое их число в современном здании и большое - в старинном;
• в структуре элементов - множество прямых линий и прямых углов в современном здании и много острых углов и кривых линий -в старинном;
• в размерах плоскостей - одна большая плоскость в современном и много малых плоскостей - в старинном;
• в силуэте зданий - упрощенный силуэт в современном здании и сложный и разнообразный - в старинном.
В итоге на современное здание смотреть не хочется, а от старинного глаз не оторвешь. При сравнении современных и старинных зданий создается впечатление, что архитекторы старой формации знали о свойствах человеческого глаза и делали все для того, чтобы архитектура соответствовала физиологическим требованиям зрения.
Архитектура современных малых форм (ларьки, павильоны, киоски, палатки) во многом напоминает большую архитектуру - те же прямые линии и углы,
голые поверхности, бедная цветовая гамма. Отрицательную роль играет окружающая гомогенная среда». (Филин В.А. Видеоэкология. – с. 63,64.)
1.2.Агрессивная видимая среда.
«Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, носит название агрессивной видимой среды. Изучение влияния такой среды на зрительное восприятие ведется с 1970 года.
Типичными примерами агрессивных видимых полей являются тесты, условно названные «тельняшка», «ткань в горошек», «прожектор». По своему отрицательному воздействию тест «прожектор» занимает первое место - 83% испытуемых воспринимают такое поле как агрессивное, остальные тесты - от 55% до 71%. Современная архитектура в городах во многих случаях создает агрессивную видимую среду. Это присуще всем многоэтажным зданиям, когда на огромной стене рассредоточено большое число окон. Окон так много и они настолько одинаковы, что, по существу, нарушается основная функция зрения - определение, куда смотрят глаза, и что они видят. Аналогичную негативную реакцию вызывают и здания с накладными вертикальными рустами, большое число которых создает агрессивное поле по типу «тельняшки». Об эстетической ценности в таком случае говорить не приходится. В практике советского градостроительства есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. Одной из причин возникновения агрессивной визуальной среды является довольно простая технология ее создания: легко строить из одинаковых элементов - одинаковые плиты, накладной руст, рейки и т.д. В то же время есть примеры, когда, стремясь украсить свой объект, создатели не останавливаются перед трудностями, используя похожую технологию, -торцевая стена дома выкладывается из кирпича по типу агрессивного поля, здание раскрашивается треугольниками, облицовочная плитка укладывается в шахматном порядке». (Филин В.А. Видеоэкология. – с. 66,67.)
Зная это, архитекторы, подсознательно ощущая отрицательное воздействие агрессивных полей, постоянно ведут поиск новых архитектурных решений. В результате агрессивные поля в городской среде принимают самый различный вид. (см. Приложение 5)
«Среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве называют комфортной визуальной средой. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность – являются характерными ее чертами. Лес, горы, моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме. Рассмотрим на примере работы автоматии саккад. Когда человек находится в лесу, то при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале всегда найдется достаточное число элементов для фиксации. Когда взгляд останавливается на каком-то элементе, амплитуда саккад уменьшается до минимума. Так, чередой идут фиксации глаз на новых и новых элементах: сучья, их прекрестия, листья, ветки, верхушки деревьев, кустарник, трава, упавшая ветка, пенек и т.п. И всюду глаз находит «свой покой». Человек в это время отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это значит, что и автоматия саккад работает в собственном режиме с предпочтительной ориентацией и присущим им интервалом.
Таким образом комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной». (Филин В.А. Видеоэкология. – с. 68,69.) (см. Приложение 2, 3, 4)
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ
2.1 Способы формирования комфортной среды города.
Красота – это гармония достигнутая сочетанием разнообразных деталей. Интересно, что гармоничное сочетание искусственных сооружений и природы невозможно, если используются геометризованные формы строго функциональной архитектуры. Строго упорядоченное городское пространство не гармонирует с немодулируемым пространством природных ландшафтов.
Основное условие гармонии зданий с ландшафтом – сохранение и развитие пластических свойств участка – пластической целостности и своеобразия его рельефа и зеленых форм.
А.Н.Тетиор предложил « 5 условий гармоничной связи архитектурных форм с ландшафтом:
1) сохранение природных «емкостей» – можно ввести в ландшафт столько новых архитектурных объемов, сколько допустимо с точки зрения сохранения размеров и конфигурации пространства.
2) Сохранение масштаба визуальной пространственной единицы ландшафта: учет соотношения масштабной росту человека высоты зданий и высоты зрительных барьеров.
3) Сохранение замкнутости визуальной единицы ландшафта.
4) Сохранение естественной конфигурации зрительных объектов.
5) Сохранение зрительных фокусов (точек, обладающих особым интересом для обзора)». (Тетиор А.Н. Город и природа, с. 18)
Эти условия соответствуют высказыванию известного архитектора П. Аберкраиби: «здание может быть и красивым, но если его не приемлет окружение – лучше его не строить». Он считал, что главное в архитектуре – гармоничное соответствие всего построенного пейзажу.
Итак, красивый город, хорошо воспринимаемый жителями и положительно влияющий на них – это гармоничный город, находящийся в гармонии с природой и основанный на знании и учете законов природы.
2.2. Колористика города.
«Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая идея колористики заключается в том, что информационная макросреда участвует в формировании регионального (национального) характера; структура характера человека диагносцируется по предпочтению и служит основанием для цветотерапии; цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда, влияя на деятельность и производительность труда; в свою очередь, деятельность вырабатывает язык цветов и цветовые каноны искусства. Цветоэкология, как составная часть информационной экологии, обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной макросреды, а также макросреды с микросредой, чтобы цвет служил всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту. Таким образом, ставится задача регулирования цветового равновесия между природой и обществом, чтобы не причинять вреда и первой, и второму. В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В таком подходе к обоснованию цветовой стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических условиях – на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.» (Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды. //Колористика города (материалы Международного семинара) с. 62-64).
«В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы – природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние атмосферы, температуро-влажностный режим, многоцветие природного окружения, а также естественные строительные материалы. Надо отдать должное церкви: она давно оценила значение управления средой, являясь неиссякаемым источником информации – формы, цвета, семантика интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши, на колоннах, куполах. Обилие внешней и внутренней позолоты православных храмов создает представление трансцедентальности, объединяющей пространство и время. (см. Приложение 11). украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно, создавала комфортную среду». (Алексеев С.С. О колорите.- с .78)
«Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется при уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности.
Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство». (Воробьев Г., Иванова Е. Колористика и экология.// Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С.56).
«Процесс восприятия в значительной мере коррелирован с многоуровневыми функциями цвета в архитектуре. В зависимости от избирательной установки личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:
- ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит распознавание с помощью цвета;
- регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной социальной функции;
- художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору. (Миронова А.Н. Цвет в изобразительном искусстве.- с. 125)
Таким образом, в современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда потеряла разноцветие – важнейший элемент полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно, воздействует на человека.
2.3. Экологическая роль озеленения территории.
Экологические «болезни» городов — химическое загрязнение атмосферы, шумовое загрязнение, видеозагрязнение, в жаркие дни — неблагоприятный микроклимат из-за разогрева зданий и асфальтовых покрытий. Большинство этих проблем можно устранить, «впуская» в город природу, т. е. озеленяя его. Зеленые насаждения улучшают микроклимат городов: улавливают пыль, копоть, дым, снижают скорость ветра и уровень городского шума, деревья ослабляют зимний холод и летний зной.
«Зеленые насаждения – одно из средств решения ландшафтной архитектуры города и эффективный способ улучшения экологической ситуации, эстетического и рекреационного облика. Они подчеркивают или сглаживают недостатки рельефа, формируют своеобразные черты, украшают берега рек и водоемов. Красота города в значительной степени определяется его зелеными насаждениями. Система зеленых насаждений – основное средство оздоровления воздуха населенных пунктов. Установлена их решающая роль в улучшении состава воздуха – обогащении кислородом и очищении от вредных примесей. Сады, скверы, бульвары, парки в жилых кварталах – лучшее место отдыха населения. Зеленые растения благотворно влияют на температурный режим и влажность воздуха, защищают от сильных ветров, уменьшают городской шум». ( Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. -24 с.)
«Зеленые насаждения любого размера и типа являются многофункциональными и выполняют следующие основные функции: градостроительную, архитектурно-художественную и эстетическую, санитарно-гигиеническую, микроклиматическую и рекреационную. Чем большее число функций выполняют зеленые насаждения, тем более значительна их роль в формировании и оздоровлении городской среды. Городская среда оказывает негативное воздействие на состояние зеленых насаждений, выполняющих жизненно необходимые функции, образуя так называемый «урбаноценоз». Зеленые насаждения подвержены природным негативным и антропогенным факторам. Деревья и кустарники, посаженные вдоль тротуаров, улучшают микроклимат улиц. Многие растения выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды. Все экосистемы, подверженные рекреационным нагрузкам, нуждаются в постоянном наблюдении и отслеживании происходящих в них изменений». (Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника.- с.33,34,204).
Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, ель, тополь, черемуха и др. Насаждения очищают воздух от промышленных и выхлопных газов. Подобными свойствами обладают сирень, акация, шиповник, розы, ясень, шелковицы, вяз, клен, ель, тополь и др. Деревья и кустарники эффективно снижают уровень шума в городах. Звуки поглощаются не листвой. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, которой и поглощаются. Наилучшем стражем тишины считают ель. Растения очищают атмосферу от вредных веществ. Растения- поглотители радиоактивности: дуб, брусника. Поглотители свинца: каштан, липа, тополь, береза, акация. Поглотители угарного газа: бирючина, ольха, осина, ель, клен. Поглотители окислов азота: сосна, ясень, дуб, яблоня обыкновенная. Поглотители сернистого газа: тополь, клен, ольха, ива, береза и др.
Итак, ученые утверждают, что в Волгоградской области большинство растений, используемые в озеленении интродуцированные, адаптированы к нашим условиям и предлагают конкретный ассортимент растений для посадки, улучшающих окружающую среду и здоровье человека.
РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Методы и места исследований.
Проанализировав литературные источники по интересующей нас проблеме и ознакомившись с методами и методиками по данной теме, мы приступили к исследованиям.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
Исследования проводились в 2017-2018 гг.
Места исследований:
3.2 Исследования.
Исследование № 1. Определение видов видимой городской среды.
Объект исследования: улицы им. К.Симонова и Космонавтов Дзержинского района г. Волгограда.
Оборудование: фотоаппараты, блокноты, карандаши.
Цель: определить к каким видам визуальной среды относятся строения на данных улицах.
Методика исследования: исследование улиц проводится при прохождении проработанного маршрута. На фотографиях видны объекты (см Приложения 1,2), которые попадают в категории той или иной видимой среды. Для каждой улицы в процентном соотношении определяется количество элементов, относящихся к трем визуальным средам.
На улице К. Симонова 13 строений, 2 относятся к благоприятной визуальной среде- 15,4%, 8 к гомогенной среде-61,5%, 3-к агрессивной среде-23%.
На улице Космонавтов 8 строений, 4 относятся к благоприятной среде-50%, 3-к гомогенной среде-37,5%, 1- к агрессивной среде-12,5%.
Вывод: жители ул. Космонавтов живут в более комфортной благоприятной среде, а вот на ул.К.Симонова в гомогенной среде, т.е. имеет место визуальное загрязнение.
Рекомендации: жителям ул. К.Симонова необходимо предпринять меры по озеленению балконов и окон, использовать вертикальное озеленение, продумать оформление во дворах клумб, рабаток, альпийских горок и др.
Эти данные подтверждаются проведенным социологическим опросом.
Исследование № 2. Социологический опрос «Восприятие окружающей городской среды».
Цель: узнать мнение обучающихся, родителей об окружающей их видимой городской среде.
Опрошено 71 обучающийся и 35 родителей.
Вначале дано краткое сообщение о проекте, затем были предложены следующие вопросы:
На первый вопрос из 71 обучающихся 3 (4,2%) ответили безразлично, 58 человек (81,7%) считают среду благополучной (им нравится наш город, Дзержинский район, много памятников, сохранены старинные постройки), 13 человек(18,3%) считают, что среда неблагополучная (грязно, много мусора и большое скопление машин во дворах, на основных улицах много ларьков, бутиков и др.); из 35 взрослых 2 человека (5,7%) ответили, что им безразлично,13 человек (77%) считают среду благополучной (им нравится город, наш район), 8 человек (22,8%) считают, что среда неблагополучная (мотивация та же, что и у детей, добавили пожелание, чтобы в зимнее время рано очищались тротуары от снега и посыпались песком, а в теплое время был налажен регулярный полив озеленения).
Отвечая на второй вопрос ,78% обучающихся и 92 % взрослых хотели бы видеть во дворах отремонтированные дороги, фонтаны, красивое озеленение, хорошо оборудованные закрытые площадки либо парки или зоны для выгула животных, доступные развлекательные и спортивные центры, удобный транспорт.
Отвечая на третий вопрос, 63 % обучающихся и 95 % взрослых хотели бы видеть меньше многоэтажных домов, больше парков и скверов, ухоженных улиц, где можно было вечером отдохнуть, детских городков, летних открытых бассейнов, больше освещения, а самое главное, чтобы везде было чисто и были отремонтированы дороги.
Отвечая на четвертый вопрос о пришкольной территории, 98% обучающихся и 100% взрослых ответили, что им нравится территория 9 лицея, считают, что здесь господствует комфортная городская среда. Они ежедневно гуляют. Им комфортно, уютно, всегда чисто. Предложили поставить побольше лавочек в определенных зонах, установить фонтан, разнообразить ассортимент растительности, юноши предложили подумать о настоящем покрытии футбольного поля, а родители также сделать традиционными совместные субботники, воскресники, а выпускникам 11 классов и их родителям высаживать аллеи (территория лицея 4 га) на память. Конкретно многие предлагают свою помощь, в том числе и спонсорскую.
Вывод: несмотря ни на что 81,7% обучающихся и 77% родителей считают комфортной окружающую их городскую среду. Таким образом наша гипотеза не подтвердилась. Им очень нравится наш город и Дзержинский район. Высказаны конкретные предложения по изменению внешнего облика города, района, лицея.
Данные опроса доведем до вышестоящих инстанций (определены сроки встречи в администрации Дзержинского района, встреча с депутатами). Намечен план по изменению лицейской территории. Объявлены в классах архитектурного профиля конкурсы на лучшие проекты по озеленению, по освещению, созданию детского городка, фонтана, малых архитектурных объектов. А самое главное мы приобрели единомышленников, друзей среди опрошенных родителей и приняли решение познакомить всех родителей лицея с проектом (на родительских собраниях или общелицейском собрании, выпустить специальный номер бюллетеня «Здоровый образ жизни. Проект социально значим.
Исследование № 3. Определение психофизиологического состояния человека по методике восьмицветового ряда М. Люшера.
Города – это «каменные джунгли», которые влияют на здоровье человека, в том числе психическое.
Объект исследования – человек.
Цель: определить психофизиологическое состояние испытуемых на данный момент и тип темперамента на основе психофизиологических особенностей цвета по методике восьмицветового ряда Люшера.
Используется методика цветовых выборов.
« Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией».
Проранжировано 71 обучающихся и 23 взрослых. На момент исследования 47 обучающихся (62,2%) и 15 взрослых (65,2%) находились в благополучном состоянии; 33 обучающихся (46,5%) и 8 взрослых (34,9%) в состоянии психологического конфликта или физиологического неблагополучия. Из 71 обучающегося 22 (30,9%) –сангвиники, 17 (23,9%) – флегматики, 11 (15.5%) – холерики, 7 ( 9.9%) – меланхолики. (см. Приложение 7)
Вывод: результаты исследования помогли определить группу психологически и физиологически благополучных людей (62,2% обучающихся и 65,2% сотрудников лицея), на которых можно опираться в любых видах деятельности (мы продолжим работать над проектом и тестирования будем проводить с данной группой людей ). Эти данные и определенные типы темперамента помогают нашим учителям в работе с обучающими.
Исследование 4. Озеленение территорий как экологический фактор, улучшающий видимую городскую среду.
Цель: провести инвентаризацию растительности пришкольного участка, определить ее видовой состав и влияние на окружающую среду.
Используем для инвентаризации растений метод геоботанических площадок (модельные участки 500мх500м), для санитарно-гигиенической оценки растений методику Б.Г. Нестерова, эстетическую оценку декоративности по методике В.А. Агальцевой.
Инструкция по инвентаризации зеленых насаждений.
- вид насаждений (рядовая, групповая посадка, одиночные экземпляры);
- номер дерева (кустарника);
- порода (род, вид);
- диаметр ствола дерева на высоте 1,3 м (в см);
- состояние насаждений;
Обработка материалов исследования
Инвентаризация зеленых насаждений пришкольной территории является началом экологического мониторинга селитебной территории с помощью растений . Загрязнение городской среды неизбежно вызывают болезни растительности, а также распространены паразитарные повреждения. Вот почему нам необходимо провести инвентаризацию растительности (а также вырезать старые деревья и ветви, т.е. провести обновление и омоложение) и определить видовой состав зеленых насаждений, а из полученных данных можно составить ассортимент тех растений, которые будут благоприятно влиять на окружающую нас среду и наше здоровье.
Таблица 1
Видовой состав зеленых насаждений пришкольного участка лицея №9
1 модельный участок
№ п/п | Вид насаждения | № дерева на участке. | Порода. | Диаметр. | Состояние. | Класс устойчи-вости. | Класс эстетическая оценка (балл). |
1. | Рядовая. | 1. | Тополь пирамидальный | 33,9 | хор | I | 1 |
2. | Рядовая | 2. | Тополь пирамидальный | 34,9 | хор | I | 1 |
3. | Рядовая | 3. | Тополь пирамидальный | 36,7 | хор | I | 1 |
4. | Рядовая | 4. | Тополь пирамидальный | 35,9 | хор | I | 1 |
5. | Рядовая | 5. | Тополь пирамидальный | 37,1 | хор | I | 1 |
6. | Рядовая | 6. | Тополь пирамидальный | 39,0 | хор | I | 1 |
7. | Рядовая | 7. | Тополь пирамидальный | 37,8 | хор | I | 1 |
8. | Рядовая | 8. | Тополь пирамидальный | 35,6 | хор | I | 1 |
9. | Рядовая | 9. | Тополь пирамидальный | 34,9 | хор | I | 1 |
10. | Групповая | 10. | Береза повислая | 24,1 | хор | II | 2 |
11. | Групповая | 11. | Береза повислая | 22,3 | хор | II | 2 |
12. | Групповая | 12. | Береза повислая | 23,1 | хор | II | 2 |
13. | Групповая | 13. | Биота восточная | удов | II | 2 | |
14. | Групповая | 14. | Биота восточная | удов | II | 2 | |
15. | Групповая | 15. | Биота восточная | удов | II | 2 | |
16. | Групповая | 16. | Сирень обыкновенный | - | хор | II | 2 |
Всего на территории МОУ Лицей № 9 15 модельных участков.
Вывод: 1. Зеленая зона пришкольного участка соответствует санитарно-гигиеническим и эстетическим нормам. 2. На территории лицея нет необходимого количества растительности. На каждого обучающегося приходится всего 7 кв. м (по данным Всемирной организации здравоохранения на одного жителя города должно приходиться 50 кв. м). Создать «школки» саженцев. 3. Видовой состав деревьев и кустарников беден. Необходимо а) составить и подобрать ассортимент растений, учитывая влияние на окружающую среду, б) провести обновление и омоложение деревьев и кустарников. 4. Составить долгосрочный план реконструкции пришкольной территории и превращение ее в садово-парковый комплекс. (см. Приложение 10)
В ходе реализации проекта начата совместная работа по подбору ассортимента интродуцированных древесных, кустарниковых и цветковых видов для озеленения во дворах домов и на пришкольной территории лицея с учеными нашего города. На данный момент консультирует нас Сагалаев В.А.- профессор, зав. кафедрой биологии ВОЛГУ и Шалаева И.Ю., кандидат биологических наук, старший преподаватель ВГАФК. В приобретении растений помогает Общественная организация «Волгоградская межрегиональная Экологическая Академия» (заключен родителями договор). В ноябре 2017 года уже посажено 32 дерева и 10 кустарников (виды наиболее устойчивые к условиям минимального увлажнения, красивоцветущие, стойкие к дыму и газам – такие как белая акация, шелковица, ель колючая, спирея, розы, сирень, сумах и др.). Большинство растений интродуцированные, адаптированы к нашим условиям. (см. Приложение 9)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Городская среда существенно отличается от естественной природной среды. Город Волгоград сегодня – один из крупнейших промышленных и культурных центров России.
Экологическая обстановка в целом далеко неблагополучная, что определённым образом сказывается на здоровье населения.
Видимая среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. Процессы урбанизации внесли существенные изменения в нашу жизнь.
В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный серый цвет бетона и асфальта, в природе же – более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие разные цвета. В городе много монотонно повторяющихся однотипных деталей на фасадах зданий, что связанно главным образом с индустриальным изготовлением типовых изделий – окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей, например, нет абсолютно одинаковых листьев, кустов и др.
Ученые констатируют, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека сенсорная среда постепенно стала «агрессивной» для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов более склонны к агрессивным действиям – хулиганству, преступлениям.
Нами были изучены виды визуальной городской среды: гомогенная, агрессивная, комфортная. Работая над проектом, мы познакомились с наукой видеоэкологией (о которой очень мало знали), колористикой города и экологической ролью озеленения территорий.
В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:
Практическая значимость проекта:
Работая над данной темой мы узнали много нового, и данный вопрос заинтересовал нас еще больше.
Данный проект помогает благоустроить территорию лицея, превратить её в пришкольный садово-парковый комплекс, а значит, в условиях засушливого климата создает благоприятные условия для жизни и здоровья городского населения
Полученные выводы станут предметом дальнейших исследований по данной проблеме.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Валентин Берестов. Аист и соловей
Бабочка
Ручей и камень
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Барсучья кладовая. Александр Барков