Цель: Изучение вопросов спортивного отбора, а также значимости ростового показателя для юношейбаскетболистов на примере спортсменов МБОУ ТР СОШ №1
Задачи:
Гипотеза: высокий рост – один из основных критериев отбора для баскетболистов.
Методы: опроса, контрольных испытаний, наблюдения, синтеза, анализа.
Объект: юноши-баскетболисты
Предмет: ростовой показатель, как критерий отбора в спорте.
Актуальность: Начиная заниматься спортом, необходимо иметь представление о важных качествах спортсменов данного направления. Попробовать спрогнозировать успехи ребёнка в выбранном виде спорта. Правильная видимость этих вопросов позволит избежать физических травм и психических срывов во время тренировочного и соревновательного процесса. Позволит улучшить самооценку и повысить спортивный интерес, а также спортивные достижения. Данные наших исследований помогут тренеру подобрать наилучшую методику тренировочного процесса, а также наметить ориентацию каждого баскетболиста на игровой площадке.
Вложение | Размер |
---|---|
chashchina_m_10a_sosh_1.docx | 91.43 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа №1
IV муниципальная научно-практическая конференция школьников
«За страницами учебника…»
Секция: естественные науки
Тема работы: Ростовой показатель – как один из важных элементов отбора в спорте на примере юношей баскетболистов
Выполнила: Чащина Мария ученица 10а класса
Научный руководитель: Юрченко Татьяна Николаевна
учитель физической культуры МБОУ ТР СОШ №1
г.Торопец
2019 год
1. Значение ростового показателя для баскетболиста 6
2. Опрос тренеров Торопецкой ДЮСШ 6
3. Прогнозирование роста юношей баскетболистов 7
4. Выявление биологического (игрового) спортивного возраста спортсменов. 8
5. Выявление уровня развития физических качеств. 10
Цель: Изучение вопросов спортивного отбора, а также значимости ростового показателя для юношей баскетболистов на примере спортсменов МБОУ ТР СОШ №1
Задачи:
Гипотеза: высокий рост – один из основных критериев отбора для баскетболистов.
Методы: опроса, контрольных испытаний, наблюдения, синтеза, анализа.
Объект: юноши-баскетболисты
Предмет: ростовой показатель, как критерий отбора в спорте.
Актуальность: Начиная заниматься спортом, необходимо иметь представление о важных качествах спортсменов данного направления. Попробовать спрогнозировать успехи ребёнка в выбранном виде спорта. Правильная видимость этих вопросов позволит избежать физических травм и психических срывов во время тренировочного и соревновательного процесса. Позволит улучшить самооценку и повысить спортивный интерес, а также спортивные достижения. Данные наших исследований помогут тренеру подобрать наилучшую методику тренировочного процесса, а также наметить ориентацию каждого баскетболиста на игровой площадке.
Этапы работы по проекту:
Вопросы спортивного отбора
Спортивный отбор – это процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).
Спортивный отбор предлагает систему организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, методико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в определенном виде спортивных игр. Таким образом, отбор в спортивных играх следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека способностям данной игре (Ефименко Г. Л., Вакслер М.А.,КлювакВ.Е.,1998).
Непросто в юном спортсмене распознать будущего чемпиона. Поэтому роль тренера очень важна, он выявляет спортивные способности, в последующем превращая их в талант. Спортивные способности - это предпосылки спортивных успехов и возможность их прогрессивного развития. К числу важнейших предпосылок относятся биологические факторы, генетические задатки, особенности телосложения, тип нервной деятельности, уровень аэробных возможностей, соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, темпы биологического созревания. Именно для выявления у будущих спортсменов спортивных способностей необходима система спортивного отбора.
Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела(рост, длинна конечностей), меньше – на объемные размеры, еще меньше – на состав тела. Величина коэффициента наследуемости наиболее высока для костной ткани, меньше для мышечной и еще меньше для жировой ткани.
Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медленных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе и некоторые другие.
В спортивной практике выработались определенные представления об анатомическом «типе» спортсмена (рост, вес, телосложение и пр.), характерном для каждого вида спорта. Поэтому при отборе во многие виды спорта учитывают рост (или прогнозируют его в зависимости от роста родителей).
Виды отбора
1.Спонтанный отбор
Спонтанный отбор основан на естественном ходе событий при выборе молодыми спортсменами-новичками вида спорта, которыми они хотят заниматься.
2. Организованный отбор
Организационный отбор встречается чаще в двух вариантах. Первый характеризуется действием, ограниченным относительно коротким периодом. Основной рабочий принцип этого отбора сводиться к концентрированию педагогических и специализированных действий на относительно короткий временной период, с намерением «просмотреть» и «оценить» возможно большое число новичков.
Второй вариант-отбор в качестве системы или спортивно-педагогического процесса с характеристиками программой работы. Так, специализированная тренировка-это не только педагогический процесс, следующий за отбором, это есть его составная часть. Поэтому отбор игроков и специализированное спортивное обучение следует проводить параллельно.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 метра от пола. Соответственно в «зоне, около кольца» игра за мяч ведётся на высоте. Игрок «на высоте» совершает: атаку кольца, защиту, подбор мяча, блокирование броска. Там же раскрываются такие качества, как ловкость и высота прыжка. Из двух игроков, примерно одинаково развитых физически, выиграет спортсмен более высокого роста.
Тренерам спортивной школы мы задавали следующие вопросы:
На этот вопрос тренера единогласно ответили – спонтанный. Заниматься спортом приходят все желающие.
Юрий Владимирович Саддль и Голованов Андрей Валерьевич однозначно ответили - на рост ребёнка. Для тренеров по волейболу и баскетболу оказалось важным и хорошим показателем высокий рост.
Для начинающих спортсменов по прыжкам на батуте наоборот высокий рост мешает, так как физические качества развиты ещё плохо и медленнее идёт их развитие, то страдает самооценка ребёнка и его психическое состояние.
Тренеров по остальным видам(лыжным гонкам, футболу, аэробике) всё устраивает, так как следующим показателем считаются именно физические качества.
В значительной степени рост ребенка определяется наследственностью. Известно, что рост контролируется более чем сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов и прогнозировать окончательный рост ребенка.
Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего. Отсюда вывод: если ребенок хронически недосыпает или вынужден рано просыпаться и вставать, это может негативно отразиться на его росте.
Ученые доказали, что рост замедляется в условиях дефицита любви. Ребенок хорошо растет в атмосфере счастья и радости, когда он чувствует защищенность и безопасность. И напротив, психические нагрузки, депрессия, чувство угрозы и незащищенности, отсутствие искренней, а не наигранной родительской любви и заботы могут привести к замедлению роста.
В периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Большое влияние на рост оказывает пол ребенка. Ни для кого не секрет, что мальчики растут быстрее и становятся выше девочек.
Есть множество формул для прогнозирование роста ребёнка.
Приведем пример: Формула Каркуса, по которой рассчитаем предполагаемый рост экспериментальной группы спортсменов.
Формула на основе экспериментальных данных выведена исследователем из Чехословакии (когда еще существовала такая страна) В. Каркусом. Для расчета роста мальчиков нужно рост матери умножить на 1,08, прибавить к этому результату рост отца и полученную сумму разделить на 2. Для расчета роста девочки нужно рост отца умножить на 0,923, прибавить к результату рост матери и сумму разделить на 2.
ПР мальчика = (РО + РМ*1,08):2;
ПР девочки = (РО*0,923 +РМ):2.
Определим экспериментальную группу, которая состоит из юношей 11-12 лет, занимающихся в Торопецкой ДЮСШ баскетболом. Спрогнозируем их взрослый рост.
Б.М | Т.А | В.М | Л.Д | Ф.А | Т.А | С.М | И.М | В.А | Н.С | |
Рост | 160 | 160 | 165 | 153 | 157 | 161 | 154 | 156 | 163 | 143 |
Прогноз | 183 | 176 | 190 | 181 | 178 | 178 | 172 | 177 | 180 | 179 |
Одним из факторов управления системой спортивной подготовки
спортивного резерва является четкое планирование, которое должно
учитывать множество факторов, влияющих на специфику подготовки
спортсменов. Регулярная оценка функциональных особенностей организма
(функционирование костно-мышечной, сердечнососудистой, дыхательной,
нервной и других систем), уровня развития физических качеств (быстроты,
силы, выносливости, ловкости, гибкости), относительно стабильных
признаков, определяющих антропометрические размеры тела, лабильных
компонентов массы тела (обхват туловища и конечностей,
кожно-жировые складки) в зависимости от пола позволяет решать вопросы
текущего контроля за состоянием адаптации и уровнем физической
подготовленности спортсменов, обеспечивая своевременную коррекцию
планирования тренировочного процесса в соответствии с текущими
адаптационными сдвигами.
Цели, которые преследует спортсмен, могут существенно меняться или
быть относительно постоянными в течение длительного времени в
зависимости от этапа подготовки и вида спорта, что также необходимо
учитывать при планировании многолетнего периода подготовки спортсменов
летних видов спорта.
Специальная тренировка с использованием значительных по объему и
интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных вариантов
роста и развития юных спортсменов может привести как к
предпатологическим, так и к патологическим нарушениям. Поэтому при
оценке состояния здоровья, физического развития и функциональных
возможностей, выборе средств и методов общефизической и специальной
подготовки, определении объема и интенсивности физических нагрузок
необходимо учитывать биологический возраст юных спортсменов. Юные
спортсмены одной возрастной группы, но с разными темпами
биологического созревания (ретарданты, нормальное развитие, акселераты)
характеризуются различными морфофункциональными возможностями
сердца и аэробными и анаэробными показателями.
Существует множество методов определения биологического возраста:
Мы использовали формулу Прокопа для определения игрового возраста спортсменов:
Б.М. | Т.А. | В.М. | Л.Д. | Ф.А. | Т.А. | С.М | И.М | В.А | Н.С | |
КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ | 12 | 12 | 12 | 11 | 11 | 11 | 11 | 12 | 12 | 11 |
ИГРОВОЙ ВОЗРАСТ | 12 | 13 | 12 | 11 | 12 | 12 | 11 | 13 | 13 | 11 |
Определим контрольную группу, которая состоит из юношей 11-12 лет которые также занимаются в Торопецкой ДЮСШ не баскетболом а другими видами спорта (волейбол, прыжки на батуте, лыжные гонки).
Б.М. | Т.А | В.М. | Л.Д. | Ф.А. | Т.А | С.М. | И.М | В.А. | Н.С | |
Рост | 162 | 160 | 165 | 153 | 157 | 161 | 154 | 156 | 165 | 143 |
Бег 3х10 | 7,8 | 8,0 | 8,1 | 7,9 | 7,8 | 8,2 | 7,9 | 9,3 | 8,0 | 8,6 |
Прыжок в длину с места | 205 | 175 | 169 | 165 | 175 | 178 | 180 | 155 | 174 | 148 |
Т.Н. | Б.С. | К.С. | К.П. | П.И. | Т.А | Н.И | С.М. | П.В | К.Р | |
Рост | 150 | 156 | 154 | 152 | 157 | 161 | 152 | 155 | 155 | 152 |
Бег 3х10 | 7,8 | 8,1 | 7,9 | 7,9 | 8,2 | 8,2 | 8,1 | 8,0 | 8,9 | 8,0 |
Прыжок в длину с места | 165 | 176 | 178 | 190 | 188 | 178 | 167 | 155 | 157 | 169 |
Средние показатели | КГ | ЭГ |
Средний показатель роста | 153 | 157,6 |
Средний показатель челночного бега | 8,1 | 8,2 |
Средний показатель прыжка в длину с места | 172,3 | 172 |
Сравнив данные по средним показателям, контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод о том, что по физическим показателям группы почти равные, а показатель среднего роста ЭГ выше чем КГ.
Работая над проектом, исследуя нашу группу баскетболистов, опрашивая тренеров, мы пришли к следующим выводам:
Наши измерения мы передали тренеру баскетбольной сборной. Он подтвердил наши выводы. Также, имея спрогнозированный рост ЭГ, можно с уверенностью определить амплуа игроков на площадке и более активно тренировать направление каждого спортсмена.
Мы в нашем исследовании не говорим о том, что высокий рост это единственный и самый главный показатель в отборе баскетболистов. Как и в любом правиле есть исключения.
Приведём пример великих баскетболистов небольшого роста.
Магси Богз 160
Самый низкий игрок в истории НБА
Эрл Бойкинс 165 см
Статистика в НБА: 644 игры
Самый низкий игрок НБА в Зале Славы Баскетбола
Самый низкий игрок, чей номер вывели из обращения в НБА
Самый низкий игрок, проведший 1000 игр в НБА
Самый низкий игрок, набравший 10000 очков в НБА
Самый низкий победитель конкурса слэм-данков в НБА
Самый низкий (и единственный) трехкратный победитель конкурса слэм-данков в НБА
Самый низкий многократный участник МВЗ
Самый низкий игрок, набиравший 50 очков
Самый низкий игрок, делавший трипл-дабл
Конечно, таких игроков очень мало и высокий рост является одним из основных требований к отбору. Но при большом желании, огромной работоспособности можно стать исключением из правила.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рукавичка
Аэродинамика и воздушный шарик
Упрямый зяблик
Мост из бумаги для Киры и Вики