На сегодняшний день компьютер и мобильный телефон есть практически в каждой семье и, как правило, каждый из них имеет подключение к «всемирной паутине». Мы получаем неконтролируемый доступ к сети и пользуемся им совершенно свободно. Интернет по своей сути не представляет опасности для подрастающего поколения. Вредоносное влияние оказывают многочисленные сайты и всплывающие окна рекламного характера. Помимо образовательной роли виртуальная реальность таит и множество негативных моментов, в особенности для нас - детей. Зная правила безопасного использования Интернет и пользуясь ими, можно безопасно общаться в социальных сетях.
Вложение | Размер |
---|---|
opasnosti_kotorye_podsteregayut_detey_v_seti_internet.docx | 330.58 КБ |
Городской научно-практический марафон «Шажок в науку»
III этап
СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ ДЕТЕЙ
В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Исследовательская работа
Выполнена учеником 3 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 220»
г. Заречного
Сафоновым Тимофеем Сергеевичем.
Научный руководитель -
учитель начальных классов I категории
МБОУ «СОШ № 220»
Кисиль Лилия Николаевна.
г. Заречный, 2019 г.
Оглавление
Глава I. Какие опасности возникают при использовании социальных сетей? 4
§1. У каждого возраста свои запросы 4
§ 3. Роль родителей в процессе освоения детьми сети Интернет 5
Глава II. Смертельно-опасные игры в сети Интернет 6
Глава III. Правила безопасного общения в сети Интернет 6
На сегодняшний день компьютер и мобильный телефон есть практически в каждой семье и, как правило, каждый из них имеет подключение к «всемирной паутине». Мы получаем неконтролируемый доступ к сети и пользуемся им совершенно свободно. Интернет по своей сути не представляет опасности для подрастающего поколения. Вредоносное влияние оказывают многочисленные сайты и всплывающие окна рекламного характера. Помимо образовательной роли виртуальная реальность таит и множество негативных моментов, в особенности для нас - детей.
Обоснование актуальности темы: свою работу считаю актуальной, т.к. многие мои одноклассники, едва дождавшись перемены, украдкой достают телефоны и, прячась от учителей, сидят в Интернете или играют. Общаясь с одноклассниками, узнал, что многие из них вечером заходят в YouTube и смотрят видео с пугающими контентом, а потом боятся каждого шороха и тени. Кроме этого были случаи, когда они попадались на рекламу злоумышленников, с просьбой позвонить по указанному телефону.
Гипотеза: считаю, что бесконтрольное общение в социальных сетях может повлечь за собой угрозу жизни, здоровью детей, а увлечение компьютерными играми может привести к агрессивности.
Цель работы: исследовать, какие угрозы и опасности подстерегают детей и подростков в социальных сетях.
Задачи исследования:
Методы и приёмы исследования:
Нынешнее поколение детей и подростков всё больше времени проводит в Интернете и общается чаще в виртуальном мире, забывая о ценностях настоящего общения. Анкетирование показало (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), что ученики реже используют Интернет как библиотеку знаний, а чаще играют и общаются в сети. Возникают лишь иллюзии общения, а навыки настоящего общения не формируются, отвергается реальный мир. Интернет формируют сознание и психологию подрастающего поколения. В интернете не блокируют запрещённые сайты, куда заходят дети. По данным корпорации Microsoft, на 98% персональных компьютеров по всей планете установлена хотя бы одна игра. Это означает, что компьютерными играми увлекается весь мир! Мои одноклассники не являются исключением. Учёные пришли к выводу, что дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, теряют способность контролировать своё поведение. Дело в том, что компьютерные игры развивают только те части мозга, которые отвечают за восприятие и движение. А прочие части мозга при этом деградируют. В том числе и лобные доли, отвечающие за контроль над поведением, за память.
Дети разного возраста отличаются интересами, восприятием окружающего мира и реакцией на разные события.
а) Дети 5 – 6 лет. Для дошкольников характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, любят делиться своими идеями. В этом возрасте дети сильно зависят от родителей при поиске детских сайтов.
б) Дети 7 – 8 лет. Для детей этого возраста естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете, ребёнок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.
в) Дети 9 – 12 лет (мои сверстники). В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Они хотят это увидеть, прочитать, услышать.
г) Дети 13 – 14 лет. В данном возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчишкам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общение в чатах.
Подключаясь к Интернету, ребёнок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать.
Опасность № 1 – зависимость
Зависимость может быть не только наркотической или алкоголической, но и компьютерной. Детская интернет–зависимость с каждым днём набирает всё большие масштабы, и во многом этому способствуют именно родители, не уделяющие должного внимания своим детям. Общение в социальных сетях заменяют ребёнку общение с родителями и сверстниками, подвижные игры во дворе и физические занятия.
Дети перестают испытывать потребность в нормальном общении. Живые эмоции – улыбки, слезы, подмигивание, показывание языков и другое им легко заменяют такие любимые «весёлые смайлики». Ребёнок, углубившись в виртуальное общение, перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается. Наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружение.
Опасность № 2 – пренебрежение к учёбе
Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников. Подростки распечатывают нужный реферат и сдают его учителю, даже не прочитав его. В Интернете легко можно найти «решебники» по любым предметам. Ребёнок, привыкший регулярно списывать, перестает самостоятельно учить уроки, а это значит, что материал он не усваивает. И таким образом ребёнок перестаёт развиваться, отстаёт от школьной программы, у него начинаются проблемы с учителями.
Опасность № 3 – сайты «недетского» содержания
Интернет – этот огромный мир бесконечной информации как полезной, так и не очень. Совершая путешествие в сети, дети легко могут оказаться на сайтах «недетского» содержания. Это насилие, наркотики, страницы с фашисткой идеологией, сайты «для взрослых», страницы, подталкивающие к самоубийствам и убийствам, и многое другое. Такие сайты побуждают ребёнка к действиям, которые могут поставить под угрозу его психологическое или физическое здоровье.
Возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится всё моложе. Возникает проблема обеспечения безопасности детей в сети Интернет. Я считаю, что помочь в этом могут родители. Им необходимо объяснить детям, что опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. И не всё, что там могут увидеть и прочитать – правда. Нужно как можно раньше научить ребёнка отделять правду ото лжи, а для этого необходимо с раннего возраста приучить ребёнка советоваться и обсуждать с родителями все свои проблемы.
Родители должны объяснить своим детям правила безопасности при работе в Интернете, приучить ребёнка сообщать им о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Они должны объяснить ребёнку, что он может посещать только те сайты, которые ему разрешены, не потому что родители просто наблюдают за ним, а потому, что беспокоятся о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Волна агрессии и суицида докатилась и до России. «Синий кит», «Птичий дом», «Море китов» - онлайн-игры, которые доводят детей и подростков до самоубийства. Игра начинается, когда ребёнок добровольно вступает в некое Интернет-общество. Кураторы предлагают ему выполнять задания и представлять доказательства в виде фото- или видео. Если отказ от выполнения действий на начальных стадиях игры грозит только исключением из неё, то к концу игры кураторы уже не дают бросить её, угрожая самому ребёнку и членам его семьи. Длительность прохождения игры в среднем 50 дней, а конечный результат – самоубийство. Ребенок, участвующий в такой игре, тщательно скрывает действия от окружающих, поэтому родители не всегда успевают заметить, что с их ребёнком что-то не так.
Как уберечь детей и подростков от участия в смертельно-опасной игре?
В семье должны быть доверительные отношения между родителями и детьми. Родители должны быть в курсе всех проблем своих детей. А дети должны все интересующие и волнующие их вопросы в первую очередь обсуждать с родителями. Родители должны больше времени уделять своим детям, не уходить с головой в работу, уметь слушать и понимать своих детей. С раннего возраста детей нужно занимать подвижными играми и полезным физическим трудом, другими занятиями, где работают руками. Если с раннего возраста приучить заниматься чем-то «живым», а не электронным, последующее знакомство с компьютером и Интернетом уже не принесёт такого вреда.
Глава III
Правила безопасного общения в сети Интернет
(рекомендации детям)
С помощью анкетирования учащихся и родителей, получилось сформулировать правила безопасного общения (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
(Рекомендации родителям)
Чтобы обеспечить Интернет для детей, родители должны учесть некоторые моменты:
1. установить программу защиты от компьютерных вирусов и программы фильтрации, которые блокируют доступ к нежелательным сайтам;
2. по возможности устанавливать компьютер в общей комнате, тогда можно ненавязчиво контролировать время, проводимое ребёнком за компьютером и информацию, которую он черпает в виртуальной сети;
3. наладить доверительные отношения с детьми во всех вопросах, касающихся посещения Интернета;
4. объяснить в понятной форме своему ребенку, какие опасности могут скрываться и Интернете и предостеречь их от ошибок.
Заключение
В процессе исследования я убедился, что моё предположение было верным. Действительно, бесконтрольное общение в социальных сетях может повлечь за собой угрозу жизни, здоровью детей, а чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к агрессивности.
В ходе работы было выявлено, какие опасности существуют в соцсетях, как надо себя вести, чтобы с этими опасностями не столкнуться. Получилось сформулировать правила безопасного общения в сетях. Для того чтобы общение в соцсетях не было негативным, на классном часе я ознакомил одноклассников с этими правилами. С практической точки зрения работа может быть полезна каждому современному школьнику, поэтому я предложил поместить памятки с правилами (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) в классный уголок каждого класса. На одном из собраний рассказал родителям одноклассников об их роли в процессе освоения детьми сети Интернет, так как посчитал, что доведённая мною информация будет для них более значимой и запоминающейся.
Зная правила безопасного использования Интернет и пользуясь ими, можно безопасно общаться в социальных сетях. И самое главное, надо строить доверительные отношения с родителями. Они всегда смогут помочь в затруднительных ситуациях.
В заключении хочется добавить:
Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
«Лишь ты позаботься о личном здоровье»,-
Такие КОМПЬЮТЕР нам ставит условия.
Но всё, же считаю, что главным союзником ребёнка должен быть не интернет, а семья и социум.
Список литературы:
1. https://www.youtube.сom/watch ? v- I-O-K-FWXes.
2. https://www.youtube.сom/watch ? v = RUHmx 7v7edc.
3. https://e-Kaspersky.Livejournal.com/70000.html.
4. https://yandex.ru/yandsearch ? did = 2186618&text.
Им может быть доступна информация об оружии, об изготовлении самодельных бомб.
5. https://en.ppt-online.org ∕ 365932
Анкета для младших школьников
Уважаемые ребята, предлагаю принять участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у вас компьютер?
а) да | б) нет |
2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
а) 30 мин. – 1 час | б) 1 – 3 часа | в) 3 и более часов |
3. Вы пользуетесь Интернетом?
а) да | б) нет |
4. С какими целями вы используете Интернет?
а) для учёбы | б) общение и игры |
5. На какие сайты вы заходите чаще всего?_____________________________________________
6. Родители ведут над вами контроль (во время нахождения за компьютером)?
а) всегда | б) иногда | в) никогда |
7. Рассказывали ли вам родители об опасностях в Интернете?
а) да | б) нет |
8. Доверительные ли у вас отношения с родителями?
а) да | б) нет | в) не всегда |
9. Часто ли вы играете в компьютерные игры?
а) не часто | б) часто |
10. Что вас больше интересует?
а) прогулка на свежем воздухе | б) компьютер |
11. Часто ли вы общаетесь в социальных сетях?
а) часто | б) всё время | в) редко | г) никогда |
12. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
_____________________________________________________________
БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!
Анкета для учащихся среднего звена
1. Укажите ваш возраст:
а) 12 – 13 лет | б) 13 – 14 лет | в) 14 – 16 лет |
2. В каком возрасте вы начали работать с компьютером? __________________________
3. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
а) 30 мин. – 1 час | б) 1 – 3 часа | в) 3 и более часов |
4. Вы пользуетесь Интернетом?
а) да | б) нет |
5. С какими целями вы используете Интернет?
а) для учёбы | б) общение и игры | в) игры |
6. Знаете ли вы об опасностях в Интернете?
а) да | б) нет |
7. Доверительные ли у вас отношения с родителями?
а) да | б) нет | в) не всегда |
8. Родители ведут над вами контроль (во время нахождения за компьютером)?
а) всегда | б) иногда | в) никогда |
9. Как вы думаете, для чего вообще нужен компьютер?
а) для работы и учёбы | б) для общения и развлечения |
10. Часто ли вы общаетесь в социальных сетях?
а) часто | б) всё время | в) редко | г) никогда |
БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!
Анкета для старших школьников
1. Укажите ваш возраст: _____________________________
2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
а) 1 час | б) 2 – 3 часа | в) более 3 часов |
3. Играете ли вы в компьютерные игры?
а) да | б) нет | в) редко |
4. Сколько времени вы уделяете Интернету?
а) меньше 1 часа | б) 1 – 2 часа | в) более 2 часов |
5. Знаете ли вы об опасностях в Интернете?
а) да | б) не знаю | в) что-то слышал |
6. Родители ведут над вами контроль (во время нахождения за компьютером)?
а) всегда | б) никогда | в) иногда |
7. Знаете ли вы правила безопасного общения в Интернете?
а) знаю | б) не знаю |
8. Возникают ли у вас в семье конфликты с родителями из-за частого пользования компьютером?
а) да | б) нет | в) очень редко | г) редко |
9. Часто ли вы общаетесь в социальных сетях?
а) часто | б) всё время | в) редко | г) никогда |
10. Считаете ли вы, что у вас появляется зависимость от Интернета?
а) да | б) нет | в) ещё не понял |
БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!
Анкета для родителей
1. Сколько лет вашему ребёнку?
а) до 10 лет | б) 10-12 лет | в) 13-14 лет | г) старше 14 лет |
2. Есть ли у вас компьютер?
а) да | б) нет |
3. Подключен ли ваш компьютер к сети Интернет?
а) да | б) нет |
4. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) да | б) нет | в) выходим вместе с ребёнком |
5. Стоит ли на вашем компьютере «фильтр» (запрет на посещение нежелательных сайтов)?
а) да | б) нет |
6. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да | б) нет | в) не знаю |
7. В каких целях ваш ребёнок использует Интернет?
а) поиск информации | б) общение с друзьями | в) для игры | г) другое |
8. Какие сайты посещает ваш ребёнок чаще всего?
а) не знаю | б) (если знаете, укажите какие) |
___________________________________________________________________________
9. Знаете ли вы, какие опасности могут подстерегать вашего ребёнка в Интернете?
а) да | б) нет |
10. Объясняете ли вы своему ребёнку, как безопасно пользоваться Интернетом?
а) да | б) нет |
11. Знаете ли, что означает выражение «Разбуди меня в 4.20»?
а) знаю
б) слышал, но точно не знаю
в) не знаю, но думаю это что-то безопасное
г) не знаю, но думаю это что-то опасное
12. Доверительные ли у вас отношения с вашим ребёнком?
а) да | б) нет | в) не совсем |
БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты анкетирования школьников и родителей
В анкетировании приняли участие 73 учащихся младших классов, среднего и старшего звена и 19 родителей. Анкетирование покали следующие результаты:
1. Компьютер есть у 98,6% учащихся.
2. За компьютером проводят:
30 мин. – 1час (39,1% уч.) 1 – 3 часа (34,8% уч.) 3 и более часов (26,1% уч.)
3. Пользуются Интернетом 97,2% учащихся.
4. Используют Интернет для учёбы 21,9% учащихся;
для учёбы и общения – 30,1% учащихся;
для общения и игры – 34% учащихся;
для общения – 11,3% учащихся;
для игры – 2,7% учащихся.
5. Во время нахождения за компьютером родители ведут контроль:
всегда – 16,4% иногда – 46,6% никогда – 37%
6. Доверительные отношения с родителями у 74% уч-ся.
7. Об опасностях в Интернете рассказывали 90% родителей.
8. Установили на компьютере «фильтр» (запрет на посещение нежелательных сайтов) - 47% родителей младших школьников.
9. Не знают, какие сайты посещает ребёнок чаще всего 26,3% родителей..
10. Об опасностях в Интернете знают 81% уч-ся.
11. В социальных сетях общаются:
редко – 21,9% часто – 49,3% всё время – 8,2% никогда – 20,5 %
12. Возникают конфликты с родителями из-за частого пользования компьютером 34,7% уч-ся.
13. Считают, что появилась зависимость от Интернета у 21,7% старшеклассников;
нет зависимости у 56,5% старшеклассников;
ещё не поняли у 21,7 % старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Правила безопасного общения в сети Интернет
(рекомендации детям)
1. При регистрации в социальной сети надо оставлять о себе минимум информации.
2. Нельзя распространяться о своих планах в местах общих бесед, нельзя сообщать свой номер телефона, адрес, пароль, Ф.И.О., не давайте информацию про ваших знакомых.
3. Очень обдуманно и осторожно формировать список друзей.
4. Проводить за компьютером можно не более 1 часа в день.
5. Думайте, прежде чем что-либо напечатать. Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате; не пишите грубых и нецензурных слов.
6. Не заходите на незнакомые сайты.
7. Советоваться с родителями, прежде чем загружать какие-то программы, игры, переходить по ссылкам.
8. Прежде, чем играть в онлайн-игры, нужно узнать подробные правила игры. Если их не показывают, не стоит связываться с этой игрой.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Есть ли лёд на других планетах?
Басня "Две подруги"
Стеклянный Человечек
Тигрёнок на подсолнухе