Школьнику необходимо планировать свою деятельность
Вложение | Размер |
---|---|
taym_-_menedzhment_shkolnika.doc | 292 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тайм – менеджмент школьника
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 6А класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»
Архангельской области,
Пушняковой Анфисой Николаевной
Руководитель - учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2», МО «Котлас»
Архангельской области,
Толстикова Светлана Николаевна
г. Котлас, 2018
Оглавление
Введение 3
Основная часть
1 История появления тайм - менеджмента 4
2 Особенности восприятия времени школьником 5
3 Хрофаги времени 6
4 Специфические инструменты для управления временем. 7
5 Принципы правильного режима дня школьника 8
6 Практическая часть 8 - 9
Заключение 10
Библиографический список 11
Приложение 1 12
Приложение 2 12
Приложение 3 13
Приложение 4 14 - 15
Приложение 5 16
ВВЕДЕНИЕ
Во время развития цифровых технологий, не познав правил тайм-менеджмента, ребенок рискует попасть в зависимость от интернета, социальных сетей, телевидения. Большинство детей нуждаются в помощи родителей и наставников, чтобы научиться управлять своим временем. Тайм-менеджмент — это навык, которому можно научить и научиться.
Умение управлять своим временем - необходимый навык для детей. Он снижает стресс и беспокойство, убирает чувство перегруженности, повышает успехи, поднимает самооценку и самодисциплину, сохраняет здоровье.
Время – единственный невосполнимый ресурс, который неукоснительно убывает. Как прожить его максимально полно? Как ставить цели и достигать их? Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящена данная работа.
Актуальность данного исследования заключается в том, что наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, и чем раньше школьник приобретет нужные навыки, тем легче ему будет в дальнейшем.
Цель исследования: выяснить, как правильно организовать время школьника, и научиться им управлять.
Задачи:
- изучить литературу по интересующему нас вопросу;
- проанализировать, правильно ли организовывается время школьников;
- освоить разные приемы тайм-менеджмента и выбрать для себя наиболее подходящие;
- изучить личное суточное распределение времени, найти «потерянное время»;
- скорректировать личное распределение времени с учетом «потерь»;
- провести анкетирование респондентов по данному вопросу.
Объект исследования: тайм-менеджмент школьника.
Предмет исследования: управление временем.
Методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование, проведение опросов), аналитические (обработка результатов исследования и их сравнение).
Гипотеза: можно научиться управлять временем с помощью инструментов тайм-менеджмента.
Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах.
1 История появления тайм - менеджмента
Тайм-менеджмент – искусство управления временем, наука о методах определения, что для человека важно, и на что в первую очередь следует потратить время.[1]
Идея управление временем существует ровно столько, сколько существует человечество. Проблема времени находится под пристальным вниманием пытливого человеческого ума на протяжении всей истории. Что такое время? Существует ли оно объективно? Куда оно течёт? На эти вопросы, составляющие главную сложность проблемы, пытались и пытаются найти ответы представители различных областей знания. Одни мыслители оставили после себя системы, в которых время рассматривалось или как вещь в себе, или как форма человеческого разума. Другие рассматривали время как основную форму движущейся материи, в котором существует и сам познающий субъект – человек.
В 50-м году от Р. X., научные работники вели счет своему времени и старались экономить его. Древние философы первыми поняли ценность времени, они пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало людей своей быстротечностью. Согласно одним взглядам, время, как объект, не существует, а согласно другим, время, как объект с определёнными физическими свойствами, находится вне субъекта в виде текущих изменений внешнего мира. Проблема времени рассматривается с позиций человеческого бытия, т.е. время, как реальность, существует для каждого человека в виде непосредственно переживаемой длительности в пределах его собственного настоящего. Проблема постановки целей, выбора приоритетов в делах, и разумного использования времени человеком была поставлена достаточно давно. Одним из первых этот вопрос поднял римский философ Луцилий Сенека. Он утверждал: «Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс, тогда ни один ветер не будет для меня попутным». В своих «Письмах к Луцилию» он призывал своего друга «беречь и копить время, которое прежде отнимали или крали, которое зря проходило».
В ХІХ веке промышленная революция позволила перейти от аграрной экономики к промышленной, увеличилась потребность в умении управлять своим временем. Также важным фактором является развитие почтового сервиса, телеграфа и транспортной инфраструктуры. Следует упомянуть важные советы тайм-менеджмента, которые озвучил в этот период Бенджамин Франклин, такие как, «время – деньги» или «время – материя, из которой состоит жизнь». Люди постепенно начали организовывать свое рабочее время. В этом столетии у рабочих уже появился четкий график работы.
История тайм-менеджмента в ХХ столетии развивается параллельно с эволюцией науки о тайм-менеджменте. Важное место в ней занимает научный подход Ф.У.Тейлора к менеджменту. Он уделял внимание управлению времени работников в сфере торговли. Именно он говорил о неэффективности тенденции работников к медленному ритму работы, без какой-либо инициативы развития для того, чтобы работать быстрее. И именно он предложил ввести постановку четких целей, а также вознаграждение работников за их выполнение.
Стивен Кови, автор бестселлера «Главное внимание главным вещам» охарактеризовал развитие тайм-менеджмента как науки после второй мировой войны, разделив на четыре этапа или поколения:
1. Первое поколение тайм-менеджмента основывается на традиционных подходах к управлению временем, таких как напоминания.
2. Второе поколение уделяет больше внимания планированию и подготовке расписаний и событий.
3. Третье поколение основывается на расстановке приоритетов при планировании заданий, а также контролирует их выполнение расписанием.
4. Четвертое поколение: это и есть современный подход, также ставит на первое место расстановку заданий по приоритетам, но приоритетность уже зависит не от срочности выполнения, а от важности задания.
Традиционный тайм-менеджмент пропагандирует подходы для эффективного выполнения заданий для того, чтобы научится контролировать нашу жизнь.
2 Особенности восприятия времени школьником
Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время «сейчас», а затем – «недавно».
Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только через движение. У взрослого человека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единой системы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет.
Время текуче. Время не может быть воспринято сразу, а лишь последовательно. Это относится ко всем «частицам» времени, даже к самым маленьким. Время – верный помощник, если им правильно распоряжаться. Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством выступает фактором, который предопределяет успех или неудачу. Вот четыре основных блока для дальнейшего развития:
умение работать с целями; правильное определение приоритетов;
знание инструментов планирования; наработка привычек.
Управлять временем просто. Надо лишь изменить методы своей работы и эффективно использовать высвободившееся в итоге время.
3 Хрофаги времени
Как и любая наука, тайм-менеджмент имеет свои законы, принципы и подходы:
Закон Парето (принцип 80/20) говорит нам о том, что 80% результата достигается путем 20% наших усилий, а 80% наших усилий дает нам только 20% результата.
Также немаловажным в тайм-менеджменте является закон Паркинсона. В 1958 году С.Н. Паркинсон сформулировал тезис о том, что работа имеет особенность растягиваться на все время, отпущенное на ее исполнение.[2]
Альтернативная стоимость времени – это стоимость тех благ, которые мы могли бы получить в единицу времени, но от которых отказались или намеревались отказаться, потратив эту единицу времени еще на что-то.
В настоящее время очень актуально планирование времени через приоритеты – технология планирования, заключающаяся в составлении списка дел на период и упорядочении их по приоритетам в порядке убывания с целью последующего выполнения.
Не нужно забывать и о поглотителях времени. Поглотители времени – это различного рода препятствия, затрудняющие, а иногда даже делающие невозможным дальнейшее выполнение работы. К ним можно отнести отсутствие продуманных планов, попытки много сделать за один раз, чрезмерное стремление к совершенству, откладывание, нерешительность, спешку, визиты случайных гостей и многое другое. Тратить время на абсолютных «поглотителей» не только жалко, но и бывает вредно. А относительные «поглотители» могут быть вариантом отдыха, хобби и даже работой.
«Поглотители» времени
Абсолютные | Относительные |
Переделывание неправильно сделанной работы | Общение с друзьями, в том числе в социальных сетях |
Пустые споры | Просмотр телевизора |
Волнение, беспокойство | Интернет |
Ожидание | Компьютерные игры |
Постоянные переключение с одного дела на другие | Излишние разговорчивость и общительность |
Как бороться с «поглотителями» времени? Мы сделали для себя такие выводы:
- Необходимо планирование дня. Когда день распланирован, то человек знает цену каждого «поглотителя».
- Нужно поддерживать порядок во всем. Если рабочий стол в порядке, если есть запас бумаги, ручек, карандашей и других принадлежностей для дел, то нам не придется тратить время на поиски.
- Время ожидания по возможности исключить, а если это невозможно, подготовиться к нему или придумать его использование в зависимости от места.
- Ограничивать время на выполнение каждого домашнего задания. Если запланировать время на выполнение задания и завести таймер, то отвлекаться будет некогда.
- Отключать звук у телефона на время выполнения домашней работы. Если кто-то позвонит в это время, потом можно перезвонить.
- Отдыхать каждые 40 минут, иначе организм начнет это делать независимо от желания – человек начнет работать медленно и отвлекаться.
- Волнения, беспокойство и страх часто возникают из-за плохих поступков и невыполненных обязательств. Нужно стараться не брать на себя невыполнимых обязательств и не совершать плохих поступков. Самому не быть «поглотителем» чужого времени.
4 Специфические инструменты для управления временем
Одним из инструментов, помогающим рациональному управлению временем, является КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК. Он представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (Приложение №1). Календарик призван показать школьнику то, сколько времени он тратит впустую. Учащийся собственноручно отмечает потерянные часы цветом, что дополнительно показывает ребенку, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени.
Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 21.00 потратил время на социальные сети, хотя ему было позволено общаться в течение часа, а остальное время он должен был выполнять домашние задания и оказывать помощь по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет, как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.
По итогам дня, а затем всей недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.
Для анализа количества потерянного времени есть прием ХРОНОМЕТАЖ. Он реализуется в виде 2-ух последовательных этапов:
1. Ребенок просто записывает все, что он делает от подъёма до отбоя.
2. Анализируется лист зафиксированных событий.
В отличие от «календарика - пинарика» анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на что конкретно ребенок потратил время.
ПЛАН НА ДЕНЬ (Приложение №2) – еще один удобный инструмент в управлении временем. К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы никуда не опаздывать и всё успевать.
5 Принципы правильного режима дня школьника
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:[3]
1. Правильное чередование труда и отдыха;
2. Регулярный прием пищи;
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну;
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;
5. Определенное время для приготовления домашних заданий;
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
6 Практическая часть.
После изучения методик по тайм-менеджменту, я решила опробовать методы правильного распределения времени на себе. Для начала, я решила найти собственную «потерю времени» в течение суток с помощью календарика-пинарика. Результаты не заставили долго себя ждать, как оказалось, что из 24 часов личного полезного времени, мною были упущены порядка 4-ёх часов впустую. Если 4-е часа «траты времени» умножить на 7 дней недели, получаем 28 бесполезных часов. Т.е. в год я могу упустить катастрофически огромную сумму часов – 1460.
Метод хронометраж, оказался для меня не слишком удобным, т.к. приходилось ежедневно кропотливо описывать все прошедшие за день события и подсчитывать полезные и бесполезные минуты, а это также требовало значительно много времени.
План на день – оказался самым удобным инструментом в управлении временем. В течение учебного года я посещаю определённые кружки и занятия, на которые отведено конкретно неизменные дни недели и время. Эти определенные часы можно проставлять в графике на недели вперед, т. к они неизменны, это также касается занятий в школе, выполнения домашних заданий, сон, гигиенические процедуры и т.д. Проще говоря, мой план на день перестроился в план на неделю, а дальше я буду его просто повторять, изредка внося небольшие коррективы.
Но есть ли тайм-менеджмент у школьников , обучающихся в школе со мной? Для того чтобы выяснить, насколько правильно школьники организуют свое время и вообще задумываются ли о режиме дня, я провела социологический опрос среди учащихся 6 -х классов МОУ «СОШ №2» г. Котласа в количестве 108 учеников о том, как они проводят свой день (Приложение №3).Некоторые респонденты испытывали трудности с составлением своего плана и распределением времени на каждый день. Как же можно изменить данную ситуацию? Я решила провести беседы по тайм-менеджменту для школьников и посмотреть, как изменятся показатели. В подростковом возрасте ребенка труднее приучить к определенному режиму, так как уже сформировался некий поведенческий стереотип. Однако, результат не заставил себя ждать у учеников, которые придерживались простых правил и эффективность их деятельности выросла (Приложение №3 ).Повторная диагностика показала, что учащиеся стали более эффективно распределять свое время в течение дня, ставить приоритеты. Научились находить «потерянное время». Многие теперь постоянно составляют планы на день и контролируют время.
Для проверки первой гипотезы о бережном отношении ко времени 100% респондентов ответили положительно, при этом соблюдают режим дня только 48% респондентов. 62% респондентов ежедневно планируют свой день, поэтому успешно выполняют все дела намеченные на каждый день, а 38 % ответили отрицательно. В предложенной анкете учащиеся показали, что каждый день (в среднем до 3 часов) тратят на подготовку домашнего задания, хотя по нормативам они должны выполнить до 2,5 часов.. Они мало читают дополнительную литературу. Большинство респондентов отметили, что часть времени ежедневно тратят впустую. Какие же «хронофаги» мешают респондентам? Анализ анкет показал следующие: неумение довести начатое дело до конца отмечено – 44%, чрезмерно долгая игра на компьютере - 45%; телефонные разговоры с друзьями мешали – 32%; просмотром телепередач увлекаются – 38% учащихся; незапланированные визиты друзей, болтовня отнимает время у 29%; личная неорганизованность, лень отмечены у 45% опрошенных (Приложение № 4).
Как мы видим, ученики не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом распоряжаться временем. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом.
После проведенных бесед, каждый ученик получил памятку-алгоритм по тайм-менеджменту. Она очень эффективна при работе и правильному распределению своего времени. Ученики смогут всегда иметь возможность заглянуть в нее и придерживаться простых и полезных правил (Приложение №5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения литературы по интересующему нас вопросу мы пришли к выводу, что все выдвинутые нами гипотезы частично подтвердились. Изучая данную тему, мы сделали следующие выводы: сегодня очень популярны методики тайм-менеджмента. Каждый грамотный человек должен знать о существующих технологиях, т.к. они призваны улучшить жизнь человека. Тайм – менеджмент – система приемов, позволяющих человеку организовать деятельность по достижению поставленной цели.
Как выяснилось, не все опрошенные нами респонденты знают и владеют методиками тайм – менеджмента. Выбранные методики были успешно опробованы и позволили, сделать вывод о том, что использование методик тайм – менеджмента позволяет значительно экономить время. Мы сейчас знаем, как правильно планировать время, бороться с поглотителями времени. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение – научившись правильно организовывать свое время, можно успевать больше.
Тайм-менеджмент воспитывает у детей следующие качества: самостоятельность, ответственность, целеполагание. Все это связано с умением организовывать свою деятельность и время.
Сегодня организация времени рассматривается в тесной связи с жизненной позицией личности как инструмент для максимальной реализации персонального потенциала в соответствии с жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением человека.
Результатом системного управления временем является понимание, что необходимо для достижения поставленных целей и учащийся будет достигать большего за меньшее время, а сэкономленное время сможет использовать для достижения других целей.
Библиографический список
1. Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
2. Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.
4. Кови С. Главное внимание главным вещам. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
5. Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013.
6. Лакейн А. Искусство успевать. – М.: ФАИР, 1995.
7. Лидс Р. Полный порядок. Понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове. – М.: Юнайтед Пресс, 2010.
8. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989.
9. Тейлор Ф.У.Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991.
10. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М.: Институт практической психологии, 1996.
11 http://mindspace.ru/55-tajm-menedzhment_prostye_sposoby_upravleniya_vremenem/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
«Календарик-пинарик»
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итого за день | ||
Пн | ||||||||||||||||||||||||||
Вт | ||||||||||||||||||||||||||
Ср | ||||||||||||||||||||||||||
Чт | ||||||||||||||||||||||||||
Пт | ||||||||||||||||||||||||||
Сб | ||||||||||||||||||||||||||
Вс | ||||||||||||||||||||||||||
Итого за неделю |
Приложение №2
Пример плана на день для учащегося:
План на день | ||
время | занятость | отметка о выполнении |
8.00-14.30 | уроки в школе | + |
15.00-16.00 | чтение худож. литературы | + |
16.00-18.30 | приготовление уроков (!!!) | + |
18.30-19.00 | уборка по дому | + |
19.00-19.30 | прогулка с собакой | - |
19.30-20.00 | повторение устных уроков | + |
20.00-20.30 | игра на синтезаторе | + |
20.30-21.30 | свободное время, подготовка ко сну | + |
Приложение №3
Вывод: некоторые школьники испытывали трудности с составлением своего плана на день и распределением времени в течение дня.
Вывод: я убедились, что эффективность школьников после ознакомления с основами тайм-менеджмента выросла. Повторная диагностика показала, что учащиеся стали более правильно распределять свое время в течение дня, ставить приоритеты. Научились находить «потерянное время». Многие теперь постоянно составляют планы на день и контролируют время.
Приложение №4
Анкета «Как используете свое время».
Спасибо!
Приложение № 4
Приложение №5
Памятка по составлению плана и работы с ним для школьника:
* Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения.
* Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра.
* Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным.
* Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время.
* Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:
- Учебные дела,
- Полезные дела, – помощь по дому
- Свободное время.
- Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).
* После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»
* Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…
Ответь для себя на ряд вопросов:
Все ли из запланированного я сделал?
Что мне не удалось сделать?
Почему?
Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»?
Или и те и другие…
Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными).
ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.
* После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.
[1] http://mindspace.ru/55-tajm-menedzhment_prostye_sposoby_upravleniya_vremenem/
[2] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989.стр.14
[3] Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. – М.: Литера, 2013.стр.24
Сказка "Колосок"
Швейня
Прекрасное далёко
Басня "Две подруги"
Простые летающие модели из бумаги