Проект по данной теме содержит материалы туристического маршрута .
Вложение | Размер |
---|---|
ryabchenkova_m.docx | 455.58 КБ |
ryabchenkova_m.docx | 455.58 КБ |
Открытая краеведческая конференция
“Калуга - Золотое кольцо России”
среди учащихся муниципальных образовательных учреждений
Секция: “Край мой - гордость моя”
Великое Стояние на Угре,
его значимость в туристических маршрутах
Калужской области.
Автор работы: Рябченкова Милана Андреевна
Класс: 3"В"
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"города Калуги.
Научный руководитель:
Демидова Инна Вячеславовна
Должность :
учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7
"города Калуги.
Калуга, 2019
ВВЕДЕНИЕ
Земля Калужская, земля священная,
Форпост России для любых боёв,
И острый меч, в руках России,
От нападавших на неё врагов
Коловангин Владимир
Калужский поэт.
Калужская земля… Быть может, не самая большая на великой Руси, но от этого – не менее прекрасная. Прекрасная своим историческим наследием, талантливыми писателями, учёными, художниками и музыкантами, вековыми лесами по берегам Угры и Оки, и, конечно же значимые историческими события, о которых должен знать каждый россиянин, есть в их числе и «Великое Стояние на Угре 1480 года». Я увлекаюсь историей своего родного края и хочу в последующем стать экскурсоводом. В своей исследовательской работе я решила создать познавательный маршрут для младших школьников, посвященный историческому событию, которое произошло, именно, на Калужской земле и положило конец Монголо-татарскому игу, господствовавшему на Руси почти три столетия.
Целью исследовательской работы является разработка туристического маршрута для младших школьников и раскрытие значимости исторического события Великое Стояние на Угре.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать литературу, архивные материалы, содержащие информацию об истории создания памятников, связанных с Великим Стоянием на Угре, установленных на территории Калужской области.
2. разработка познавательного туристического маршрута.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА1. Памятник Ивану III (город Калуга, площадь Старый торг)
(см. Приложение. Фото 1)
Экскурсия начинается с города Калуги, с одной из старейших площадей, где установлен памятник великому князю Ивану III.
Памятник установлен перед зданием администрации Калужской области на том месте, на котором до недавнего времени был установлен памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ульянову (Ленину). Памятник Ленину был перенесён в сквер, расположенный неподалёку, рядом с Гостиными рядами, в то место, на котором он располагался когда-то ранее.
Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим правую руку вперед, в левой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России - двуглавого орла"
Памятник Ивану III создан при содействии Российского Военно-исторического общества, о чём говорит соответствующая надпись на постаменте.
Автором идеи художественного решения для памятника является известный режиссёр Андрей Кончаловский. Скульптор Андрей Коробцов, архитектор Константин Фомин. Андрей Коробцов родился в 1987 году. Закончил факультет скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Является членом Московского Союза художников.
На церемонии открытия памятника из известных лиц присутствовали губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, министр культуры России Владимир Мединский, Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
Андрей Кончаловский отметил, что в России до сих пор не было памятника этому выдающемуся царю, и этот факт он считает вопиющей несправедливостью. Он поблагодарил правительство Калужской области за свершившееся, и считает значимым установку памятника в Калуге, в том месте, где начиналось возрождение России, освобождение её от ордынского ига. Андрей Сергеевич отметил, что много художников пыталось сделать памятник Ивану III, но не у всех это получалось. У молодого и талантливого скульптора Андрея Коробцова всё получилось.
Великий князь Иван III Васильевич, превратившийся за годы своего правления из Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. В период правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы и произошло образование Московского государства. В 1508 г. по договору Василия III с Сигизмундом Москве отошла большая часть калужских территорий из состава Польско-Литовского государства. Это Таруса, Оболенск, Мосальск, Воротынск, Козельск, и др. При этом Калужский край продолжал оставаться пограничным и на протяжении всего XVI в. постоянно подвергался набегам крымских татар.
Он не просто поставил точку в освобождении Руси от монгольского ига 11 ноября 1480 года, победно завершив знаменитое Стояние на Угре, он не просто провел ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, издал первый русский судебник, объединил многочисленные русские земли под сенью Москвы. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжелые времена, Когда мы говорим о России, преодолевшей смуту, о России, победившей Наполеона, о России, выигравшей Вторую мировую войну, мы говорим о России, созданной по принципам, которые были впервые заложены государем Иваном III.
Ивану Третьему страна обязана новым видом Московского Кремля. Именно при его правлении началось обновление зданий и стен и всего облика Кремля. Воздвигнут новый Успенский собор (1475-1479). Построены Архангельский собор (усыпальница московских правителей). Известное полотно Васнецова «Московский Кремль при Иване III» показывает, именно в годы его правления сложился духовный и державный центр российского государства.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб его действий.
ГЛАВА 2. Великое Стояние на реке Угре (историческая справка).
Во время автобусной, автомобильной поездки к месту исторического события, экскурсовод рассказывает об историческом событии.
Историки много спорили о том, почему Иван III так долго ждал, прежде чем освободиться от ордынской зависимости – пусть номинальной, но унизительной для его монаршего достоинства и для престижа государства. Хотя верховная власть Орды на деле ничего уже не значила, Иван не ездил с поклонами хану, перестал платить ему дань, был намного богаче и сильнее, все же в глазах иностранных государств великий князь продолжал оставаться вассалом «варварского» азиатского царства.
Государь хорошо умел считать деньги, а для его казны юридическая подчиненность хану была очень прибыльна. В качестве всерусского великого князя Иван III исправно собирал со всех земель «выход», то есть ордынскую дань, однако не отправлял ее татарам, а оставлял в собственной казне. В этом, видимо, и заключалась главная причина, по которой Москва совершенно не торопилась провозглашать независимость.
Кроме того, несмотря на оскудение и внутренние раздоры, в военном отношении татары оставались еще сильны, и затевать с ними большую войну было рискованно. Иван брался за оружие, только когда был полностью уверен в победе, а тут еще неизвестно чем закончилось бы.
К освобождению от ордынской зависимости великого князя подтолкнули определенные обстоятельства – иначе так называемое татаро-монгольское иго наверняка длилось бы еще сколько-то лет, хотя вряд ли долго. В самодержавном государстве, которое строил Иван, не было места для двусмысленности касательно источника верховной власти: он мог быть только один.
Теперь давайте посмотрим, в каком состоянии в это время находился татарский мир, расколовшийся на части после распада Золотой Орды.
С Русью граничили три ханства. Нижневолжские степи принадлежали так называемой Большой Орде, правопреемнице Золотой Орды и номинальной владычице русских земель. Севернее находилось Казанское царство, подчинившее себе приволжские племена – марийцев, чувашей, мордвинов. На Крымском полуострове и в северном Причерноморье утвердилась династия Гиреев.
Все эти государства враждовали между собой; с каждым из них Иван III вел себя по-разному.
Успех его татарской политики основывался на дружбе и союзе с Крымским ханством, которое он очень ловко использовал то против Большой Орды, то против Литвы.
С Большой Ордой, требовавшей изъявлений покорности и выплаты долгов по дани, хорошие отношения были невозможны, но Иван до поры до времени старался ограничиваться мелкими стычками: так сказать, показывал зубы, чтобы его не трогали.
Казань была слабее, и с ней великий князь вел себя напористей, но в основном обходился средствами политическими – потихоньку подкармливал там партию своих сторонников.
В 1479 году умер казанский хан Ибрагим, и царство погрузилось в смуту: сыновья от одной ханши, Фатимы, схватились с сыновьями от другой ханши, Нур-Султан. Вторая фракция ориентировалась на Москву. В любом случае, удара с этой стороны в 1480 году можно было не опасаться.
Однако перестал опасаться Казани и хан Большой Орды, ему этот момент тоже показался удобным для нападения. Ахмат был сильным военным вождем, который сумел подчинить своевольных татарских мурз и уже двадцать лет правил в своих обширных владениях твердой рукой. Он давно мечтал о возобновлении русской дани. В 1472 году даже попробовал повоевать с Русью и сжег небольшой город Алексин, однако для решительного сражения у него не хватило сил, пришлось уйти.
Теперь Ахмат подготовился более основательно. Он собрал большое войско и, главное, сговорился с Казимиром Литовским о совместных действиях. Кроме того, он наверняка знал, что зимой 1479–1480 годов чрезвычайно обострились отношения Ивана с братьями, Андреем Большим и Борисом.
В начале 1480 года разразился кризис. В тылу у Ивана Васильевича подняли мятеж младшие братья – их войско встало лагерем в Великих Луках; на вассальную Псковскую республику напал Орден; враждебные литовцы готовились к войне; разгромленный Новгород при первом же поражении Москвы мог снова взбунтоваться. Процитирую замечательного исследователя этой эпохи Руслана Скрынникова: «Опасность угрожала Москве с трех сторон. От Мценска к Калуге двигался Ахмат-хан с татарами. Удельные князья могли в любой момент подойти из Великих Лук. Королю Казимиру принадлежала Вязьма, и его войска могли достичь Москвы за несколько дней».
Но обычно неторопливый Иван III при необходимости умел действовать быстро. Угрозу междоусобной войны он решил, дав отступного, – и братья не только успокоились, но и пришли со своими дружинами помогать против Ахмата.
От литовской опасности Иван избавился при помощи крымских союзников. Они вторглись во владения Казимира с юго-востока, и королю стало не до Москвы.
Но от ордынского войска отбиться можно было только силой оружия, а этого великий князь очень не любил.
Не зная, откуда ждать удара, и осторожничая, он распределил полки вдоль рубежа со Степью. Ахмат двигался параллельно этой оборонительной линии к западу, рассчитывая найти слабое место и заодно надеясь встретиться с войском своего литовского союзника.
Наконец главные силы обеих армий встали напротив друг друга, у реки Угры, недалеко от Калуги. Псковская летопись сообщает, что в русском войске было 180 000 человек, но это, несомненно, сильное преувеличение. По расчетам Р. Скрынникова у Ахмата было 30–40 тысяч воинов, и у русских на Угре примерно столько же, хотя общая численность великокняжеской армии, прикрывавшей московскую территорию с разных направлений, была значительно больше.
Государь держался на безопасном расстоянии от Угры и вообще, как уже было рассказано, сильно нервничал, так что это даже вызвало недовольство у москвичей и духовенства. Иван III был выдающимся государственным стратегом, но героя из себя никогда не изображал, и в «Стоянии на Угре», в отличие от, скажем, Куликовской баталии, героического мало. Впрочем, по-настоящему умелый правитель никогда не доводит дело до того, чтобы его народу понадобилось проявлять героизм – последнее, отчаянное средство спасения в критической ситуации.
Если коротко пересказать суть последующих событий, она сводится к следующему. Две рати простояли на месте почти всю осень, то и дело ввязываясь в стычки, но не решаясь затеять сражение. Русским это было не нужно, да и государь не велел; татары боялись форсировать Угру и всё ждали, не придет ли Казимир. Казимир не пришел, у ордынцев кончились припасы, лошади съели весь корм, начались холода – и татары убрались. Так недраматично закончилось двух с половиной вековое татаро-монгольское владычество над Русью.
Однако интересны некоторые подробности «стояния».
О том, как сильно Иван III был напуган ордынским нашествием, свидетельствует некоторая истеричность действий, обычно несвойственная этому хладнокровному, уверенному человеку. Он сам сжег Каширу, чтобы она не досталась татарам (хотя они туда и не пошли); спалил московские посады (то есть весь город за пределами московских стен); отправил жену и государственную казну далеко на Север (что, собственно, и возмутило москвичей); пытался насильно увезти из действующей армии и наследника, но Иван Молодой был боевитее отца и наотрез отказался.
Иван Иванович и воевода Даниил Холмский (Шелонский победитель) руководили боем, начавшимся 8 октября и с перерывами продолжавшимся четыре дня. Это была единственная сколько-нибудь серьезная попытка ордынцев переправиться на русский берег. Неширокие броды не давали Ахмату развернуть свою конницу; русские пушки и пищали вели огонь по столпившейся массе татар, и те в конце концов отступили.
Ахмат встал лагерем, сказав, что подождет, пока река покроется льдом.
Приехал из Москвы и Иван Васильевич, но устроил свою ставку на безопасном расстоянии от Угры. Он попробовал договориться с ханом о мире, послав щедрые дары. Ахмат ответил: хорошо, но приезжай сам. Когда великий князь отказался, предложил прислать сына или брата. Потом согласился на простого боярина.
И тут, в конце октября, вдруг ударили ранние морозы, и Угра встала. Памятуя об угрозах Ахмата, Иван велел войскам отступать.
Но татары не стали нападать и по льду. Ахмату воевать тоже не хотелось. Он придумал другое решение. Вместо того чтобы лезть под московские пули и сабли, повернул свое оголодавшее, измерзшееся войско в литовскую сторону – в отместку за неисполнение Казимиром союзнических обязательств. Там, не встречая сопротивления, татары набрали богатой добычи и ушли назад, в степь.
В результате «Стояния на Угре» Иван оказался двойным триумфатором. Он – притом почти без потерь – посрамил Большую Орду, а заодно ее руками наказал другого заклятого врага, Литву.
После этого Большая Орда кое-как просуществовала еще двадцать лет, уже не представляя для Руси никакой угрозы. В 1502 году ее окончательно добили крымцы.
ГЛАВА 3. Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре».
Наша экскурсия продолжается во Владимирском скиту монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, расположенному по адресу: Калужская область, Дзержинский район, село Дворцы. (см. Приложение. Фото 2)
Спустя пять веков новая братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская».
В апреле 2007 года на берегу реки Угры на месте Великого Стояния установлен Поклонный Крест с семью иконами Божией Матери и землей с Куликова поля в основании. К августу 2011 года в скиту был построен и освящен храм с двумя пределами.
За два года, с 2012 по 2014, во Владимирском скиту монастырем был выстроен музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» (см. Приложение. Фото 3) с живописной диорамой Длина холста 23,6 м, высота 6,7 м (см. Приложение фото 4).
Автор и создатель живописной диорамы – заслуженный художник РФ, уроженец Калуги Павел Викторович Рыженко 1970-2014 г. (см. Приложение фото 5)
Строительство здания для музея-диорамы еще не началось, имелись лишь его чертежи, а заслуженный художник России Павел Рыженко уже загорелся идеей. Уроженец Калуги, горячий патриот России, для которого, как писали в прессе, русские князья, полководцы, святые становились живыми людьми со своей болью, переживаниями, сомнениями, страданием и решимостью к подвигу, он признался наместнику полюбившейся ему обители, что десять лет мечтал об этой работе. Вскоре приступив к ней, он назвал предстоящий труд своим личным стоянием на Угре. Длилось оно около двух месяцев. Архимандрит Тихон говорит, что работал художник по 10-12 часов в сутки, а то и больше. И это после инфаркта! Не щадил себя. Причем в монументальных работах обычно принято, что мастер делает эскиз, главные зарисовки, затем подмастерья дорисовывают мелкие фигуры, фон, траву, небо. А Павел все рисовал один. Даже грековцы удивлялись такой работоспособности и колоссальной творческой энергии Павла. В итоге на полотне длиною в 23,6 метра и высотой в 6,7 метра разместились 155 персонажей. Среди которых Павел Викторович изобразил и себя – в облике могучего воина в доспехах, с саблей в руках. На первом плане показан лагерь русского ополчения. Войско готовится к бою. На диораме видны пушки, ядра, раненые, пленные, воины, иконы, свет от лампадок, монахи и дети, слышится цокот копыт, удары молота о наковальню в кузнице, выстрелы, церковные песнопения, показан крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Владимирская». Благословление Преподобного Тихона предопределяет победу русского воинства в этой военной кампании. Изобразил он на полотне и наместника Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона, исповедующего раненого воина.
Те, кто видел Павла за работой, оценили прекрасную его черту: он умел слушать! Этот замечательный художник, мастер исторической композиции прислушивался к советам и замечаниям других людей и во время согласования эскизов, макета диорамы, и в самом процессе работы.
В документальном фильме (снятом Калужской телекомпанией «НИКА»), – «Ополченец светлого воинства», для зрителя, особо пронзительным может стать кадр: могучий с виду Павел Рыженко, действительно, напоминающий былинного богатыря, стоит на фоне почти написанного им полотна и тяжело вздыхает. Слышен чей-то голос: «Устал?» – «Есть немного», – отвечает художник, затем как-то невесело смеется и говорит: «Что-то устал!» К марту 2014 года он закончит в своей мастерской холст диорамы, а установят его в музейном здании Владимирского скита в начале июня того же года, за полтора месяца до смерти художника. На 44-м году жизни Павел Рыженко закончил свой земной путь, уйдя от нас, как писали его друзья, в расцвете сил и таланта. Предметный план, инсталляции доделывался уже без мастера. Но мастер успел озвучить свои замыслы, и молодые художники-грековцы старались соблюсти их с максимальной точностью. А 9 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил здание монастырского музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре в 1480 году». Предстоятель почтил память талантливого православного художника Павла Рыженко.
ГЛАВА 3. Художник Павел Викторович Рыженко (1970-2014 г.г.)
Возвращение в город Калугу, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28" (ул. Дзержинского, д. 53), где на здании открыта мемориальная доска заслуженного художника России Павла Викторовича Рыженко и расположен музей, где хранятся копии картин знаменитого художника.(см. Приложение. фото 6)
Художник Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. Светлый образ русской земли и ее многострадальной истории стали источником вдохновения для одного из самых талантливых мастеров отечественной исторической живописи. До 1982 года Павел Викторович учился в МБОУ "СОШ №28"г. Калуги
Годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова (1982-1988) – открыли перед юношей новый мир. Мир залов Третьяковской галереи и улочек Замоскворечья. Мир запахов масляной краски, благоговейной тишины и одновременно многообразие большого современного города.
Служба в армии лишь укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца. Поэтому первая половина 1990-х прошла в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник профессор И.С. Глазунов. Это были годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа. К моменту написания дипломной работы «Калка» приходит осознание своего творческого назначения – разбудить генетическую память своих современников, гордость за свое Отечество.
За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
За свою, столь неожиданно оборвавшуюся 16 июля 2014 года жизнь, в момент наиболее полного расцвета творческих сил, Павел Рыженко создал галерею образов эпического масштаба («Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.). Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы «Крещение Руси», «Стояние на реке Угре», «Начало войны 22 июня 1941 года».
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Рыженко удостоен почетного звания - Заслуженный художник Российской Федерации.
17 сентября 2018 в честь заслуженного художника РФ Павла Викторовича Рыженко названа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28". г. Калуги.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое место Калужской области «Великое Стояние на реке Угре» – уникальная достопримечательность, способная оживить память минувших дней. Также такая экскурсия станет необычайным эмоциональным подарком. Она сможет погрузить младших школьников в историческое действие, рассказать о героизме предков или восхитить неожиданной развязкой повествования. Более 2500 школьников за год посетили Музей - диораму «Великое Стояние на реке Угре». Данная диорама произвела огромное впечатление на меня. Не смотря на то, что подробно историю мы ещё не изучали в школе, я почувствовала гордость за наш народ, их патриотизм, смелость просто поражают. По-моему мнению посещение этого прекрасного места будет полезно каждому, каждый найдёт для себя что- то значимое и интересное. И мне очень хотелось бы, чтобы ребята моего класса так же посетили составленный мной маршрут.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бориса Годунова» / Акунин Б. – М.: Издательство АСТ, 2016.
http://www.visit-kaluga.ru/
Открытая краеведческая конференция
“Калуга - Золотое кольцо России”
среди учащихся муниципальных образовательных учреждений
Секция: “Край мой - гордость моя”
Великое Стояние на Угре,
его значимость в туристических маршрутах
Калужской области.
Автор работы: Рябченкова Милана Андреевна
Класс: 3"В"
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"города Калуги.
Научный руководитель:
Демидова Инна Вячеславовна
Должность :
учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7
"города Калуги.
Калуга, 2019
ВВЕДЕНИЕ
Земля Калужская, земля священная,
Форпост России для любых боёв,
И острый меч, в руках России,
От нападавших на неё врагов
Коловангин Владимир
Калужский поэт.
Калужская земля… Быть может, не самая большая на великой Руси, но от этого – не менее прекрасная. Прекрасная своим историческим наследием, талантливыми писателями, учёными, художниками и музыкантами, вековыми лесами по берегам Угры и Оки, и, конечно же значимые историческими события, о которых должен знать каждый россиянин, есть в их числе и «Великое Стояние на Угре 1480 года». Я увлекаюсь историей своего родного края и хочу в последующем стать экскурсоводом. В своей исследовательской работе я решила создать познавательный маршрут для младших школьников, посвященный историческому событию, которое произошло, именно, на Калужской земле и положило конец Монголо-татарскому игу, господствовавшему на Руси почти три столетия.
Целью исследовательской работы является разработка туристического маршрута для младших школьников и раскрытие значимости исторического события Великое Стояние на Угре.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать литературу, архивные материалы, содержащие информацию об истории создания памятников, связанных с Великим Стоянием на Угре, установленных на территории Калужской области.
2. разработка познавательного туристического маршрута.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА1. Памятник Ивану III (город Калуга, площадь Старый торг)
(см. Приложение. Фото 1)
Экскурсия начинается с города Калуги, с одной из старейших площадей, где установлен памятник великому князю Ивану III.
Памятник установлен перед зданием администрации Калужской области на том месте, на котором до недавнего времени был установлен памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ульянову (Ленину). Памятник Ленину был перенесён в сквер, расположенный неподалёку, рядом с Гостиными рядами, в то место, на котором он располагался когда-то ранее.
Иван III изображен припавшим на одно колено мощным движением выкинувшим правую руку вперед, в левой он держит скипетр с орлом. На монументе надпись: "Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов", построил Московский кремль, учредил герб России - двуглавого орла"
Памятник Ивану III создан при содействии Российского Военно-исторического общества, о чём говорит соответствующая надпись на постаменте.
Автором идеи художественного решения для памятника является известный режиссёр Андрей Кончаловский. Скульптор Андрей Коробцов, архитектор Константин Фомин. Андрей Коробцов родился в 1987 году. Закончил факультет скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Является членом Московского Союза художников.
На церемонии открытия памятника из известных лиц присутствовали губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, министр культуры России Владимир Мединский, Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
Андрей Кончаловский отметил, что в России до сих пор не было памятника этому выдающемуся царю, и этот факт он считает вопиющей несправедливостью. Он поблагодарил правительство Калужской области за свершившееся, и считает значимым установку памятника в Калуге, в том месте, где начиналось возрождение России, освобождение её от ордынского ига. Андрей Сергеевич отметил, что много художников пыталось сделать памятник Ивану III, но не у всех это получалось. У молодого и талантливого скульптора Андрея Коробцова всё получилось.
Великий князь Иван III Васильевич, превратившийся за годы своего правления из Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. В период правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы и произошло образование Московского государства. В 1508 г. по договору Василия III с Сигизмундом Москве отошла большая часть калужских территорий из состава Польско-Литовского государства. Это Таруса, Оболенск, Мосальск, Воротынск, Козельск, и др. При этом Калужский край продолжал оставаться пограничным и на протяжении всего XVI в. постоянно подвергался набегам крымских татар.
Он не просто поставил точку в освобождении Руси от монгольского ига 11 ноября 1480 года, победно завершив знаменитое Стояние на Угре, он не просто провел ряд колоссальных реформ, полностью преобразивших нашу страну, издал первый русский судебник, объединил многочисленные русские земли под сенью Москвы. Он создал ту систему управления, которая позволила нашей стране выстоять в самые тяжелые времена, Когда мы говорим о России, преодолевшей смуту, о России, победившей Наполеона, о России, выигравшей Вторую мировую войну, мы говорим о России, созданной по принципам, которые были впервые заложены государем Иваном III.
Ивану Третьему страна обязана новым видом Московского Кремля. Именно при его правлении началось обновление зданий и стен и всего облика Кремля. Воздвигнут новый Успенский собор (1475-1479). Построены Архангельский собор (усыпальница московских правителей). Известное полотно Васнецова «Московский Кремль при Иване III» показывает, именно в годы его правления сложился духовный и державный центр российского государства.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб его действий.
ГЛАВА 2. Великое Стояние на реке Угре (историческая справка).
Во время автобусной, автомобильной поездки к месту исторического события, экскурсовод рассказывает об историческом событии.
Историки много спорили о том, почему Иван III так долго ждал, прежде чем освободиться от ордынской зависимости – пусть номинальной, но унизительной для его монаршего достоинства и для престижа государства. Хотя верховная власть Орды на деле ничего уже не значила, Иван не ездил с поклонами хану, перестал платить ему дань, был намного богаче и сильнее, все же в глазах иностранных государств великий князь продолжал оставаться вассалом «варварского» азиатского царства.
Государь хорошо умел считать деньги, а для его казны юридическая подчиненность хану была очень прибыльна. В качестве всерусского великого князя Иван III исправно собирал со всех земель «выход», то есть ордынскую дань, однако не отправлял ее татарам, а оставлял в собственной казне. В этом, видимо, и заключалась главная причина, по которой Москва совершенно не торопилась провозглашать независимость.
Кроме того, несмотря на оскудение и внутренние раздоры, в военном отношении татары оставались еще сильны, и затевать с ними большую войну было рискованно. Иван брался за оружие, только когда был полностью уверен в победе, а тут еще неизвестно чем закончилось бы.
К освобождению от ордынской зависимости великого князя подтолкнули определенные обстоятельства – иначе так называемое татаро-монгольское иго наверняка длилось бы еще сколько-то лет, хотя вряд ли долго. В самодержавном государстве, которое строил Иван, не было места для двусмысленности касательно источника верховной власти: он мог быть только один.
Теперь давайте посмотрим, в каком состоянии в это время находился татарский мир, расколовшийся на части после распада Золотой Орды.
С Русью граничили три ханства. Нижневолжские степи принадлежали так называемой Большой Орде, правопреемнице Золотой Орды и номинальной владычице русских земель. Севернее находилось Казанское царство, подчинившее себе приволжские племена – марийцев, чувашей, мордвинов. На Крымском полуострове и в северном Причерноморье утвердилась династия Гиреев.
Все эти государства враждовали между собой; с каждым из них Иван III вел себя по-разному.
Успех его татарской политики основывался на дружбе и союзе с Крымским ханством, которое он очень ловко использовал то против Большой Орды, то против Литвы.
С Большой Ордой, требовавшей изъявлений покорности и выплаты долгов по дани, хорошие отношения были невозможны, но Иван до поры до времени старался ограничиваться мелкими стычками: так сказать, показывал зубы, чтобы его не трогали.
Казань была слабее, и с ней великий князь вел себя напористей, но в основном обходился средствами политическими – потихоньку подкармливал там партию своих сторонников.
В 1479 году умер казанский хан Ибрагим, и царство погрузилось в смуту: сыновья от одной ханши, Фатимы, схватились с сыновьями от другой ханши, Нур-Султан. Вторая фракция ориентировалась на Москву. В любом случае, удара с этой стороны в 1480 году можно было не опасаться.
Однако перестал опасаться Казани и хан Большой Орды, ему этот момент тоже показался удобным для нападения. Ахмат был сильным военным вождем, который сумел подчинить своевольных татарских мурз и уже двадцать лет правил в своих обширных владениях твердой рукой. Он давно мечтал о возобновлении русской дани. В 1472 году даже попробовал повоевать с Русью и сжег небольшой город Алексин, однако для решительного сражения у него не хватило сил, пришлось уйти.
Теперь Ахмат подготовился более основательно. Он собрал большое войско и, главное, сговорился с Казимиром Литовским о совместных действиях. Кроме того, он наверняка знал, что зимой 1479–1480 годов чрезвычайно обострились отношения Ивана с братьями, Андреем Большим и Борисом.
В начале 1480 года разразился кризис. В тылу у Ивана Васильевича подняли мятеж младшие братья – их войско встало лагерем в Великих Луках; на вассальную Псковскую республику напал Орден; враждебные литовцы готовились к войне; разгромленный Новгород при первом же поражении Москвы мог снова взбунтоваться. Процитирую замечательного исследователя этой эпохи Руслана Скрынникова: «Опасность угрожала Москве с трех сторон. От Мценска к Калуге двигался Ахмат-хан с татарами. Удельные князья могли в любой момент подойти из Великих Лук. Королю Казимиру принадлежала Вязьма, и его войска могли достичь Москвы за несколько дней».
Но обычно неторопливый Иван III при необходимости умел действовать быстро. Угрозу междоусобной войны он решил, дав отступного, – и братья не только успокоились, но и пришли со своими дружинами помогать против Ахмата.
От литовской опасности Иван избавился при помощи крымских союзников. Они вторглись во владения Казимира с юго-востока, и королю стало не до Москвы.
Но от ордынского войска отбиться можно было только силой оружия, а этого великий князь очень не любил.
Не зная, откуда ждать удара, и осторожничая, он распределил полки вдоль рубежа со Степью. Ахмат двигался параллельно этой оборонительной линии к западу, рассчитывая найти слабое место и заодно надеясь встретиться с войском своего литовского союзника.
Наконец главные силы обеих армий встали напротив друг друга, у реки Угры, недалеко от Калуги. Псковская летопись сообщает, что в русском войске было 180 000 человек, но это, несомненно, сильное преувеличение. По расчетам Р. Скрынникова у Ахмата было 30–40 тысяч воинов, и у русских на Угре примерно столько же, хотя общая численность великокняжеской армии, прикрывавшей московскую территорию с разных направлений, была значительно больше.
Государь держался на безопасном расстоянии от Угры и вообще, как уже было рассказано, сильно нервничал, так что это даже вызвало недовольство у москвичей и духовенства. Иван III был выдающимся государственным стратегом, но героя из себя никогда не изображал, и в «Стоянии на Угре», в отличие от, скажем, Куликовской баталии, героического мало. Впрочем, по-настоящему умелый правитель никогда не доводит дело до того, чтобы его народу понадобилось проявлять героизм – последнее, отчаянное средство спасения в критической ситуации.
Если коротко пересказать суть последующих событий, она сводится к следующему. Две рати простояли на месте почти всю осень, то и дело ввязываясь в стычки, но не решаясь затеять сражение. Русским это было не нужно, да и государь не велел; татары боялись форсировать Угру и всё ждали, не придет ли Казимир. Казимир не пришел, у ордынцев кончились припасы, лошади съели весь корм, начались холода – и татары убрались. Так недраматично закончилось двух с половиной вековое татаро-монгольское владычество над Русью.
Однако интересны некоторые подробности «стояния».
О том, как сильно Иван III был напуган ордынским нашествием, свидетельствует некоторая истеричность действий, обычно несвойственная этому хладнокровному, уверенному человеку. Он сам сжег Каширу, чтобы она не досталась татарам (хотя они туда и не пошли); спалил московские посады (то есть весь город за пределами московских стен); отправил жену и государственную казну далеко на Север (что, собственно, и возмутило москвичей); пытался насильно увезти из действующей армии и наследника, но Иван Молодой был боевитее отца и наотрез отказался.
Иван Иванович и воевода Даниил Холмский (Шелонский победитель) руководили боем, начавшимся 8 октября и с перерывами продолжавшимся четыре дня. Это была единственная сколько-нибудь серьезная попытка ордынцев переправиться на русский берег. Неширокие броды не давали Ахмату развернуть свою конницу; русские пушки и пищали вели огонь по столпившейся массе татар, и те в конце концов отступили.
Ахмат встал лагерем, сказав, что подождет, пока река покроется льдом.
Приехал из Москвы и Иван Васильевич, но устроил свою ставку на безопасном расстоянии от Угры. Он попробовал договориться с ханом о мире, послав щедрые дары. Ахмат ответил: хорошо, но приезжай сам. Когда великий князь отказался, предложил прислать сына или брата. Потом согласился на простого боярина.
И тут, в конце октября, вдруг ударили ранние морозы, и Угра встала. Памятуя об угрозах Ахмата, Иван велел войскам отступать.
Но татары не стали нападать и по льду. Ахмату воевать тоже не хотелось. Он придумал другое решение. Вместо того чтобы лезть под московские пули и сабли, повернул свое оголодавшее, измерзшееся войско в литовскую сторону – в отместку за неисполнение Казимиром союзнических обязательств. Там, не встречая сопротивления, татары набрали богатой добычи и ушли назад, в степь.
В результате «Стояния на Угре» Иван оказался двойным триумфатором. Он – притом почти без потерь – посрамил Большую Орду, а заодно ее руками наказал другого заклятого врага, Литву.
После этого Большая Орда кое-как просуществовала еще двадцать лет, уже не представляя для Руси никакой угрозы. В 1502 году ее окончательно добили крымцы.
ГЛАВА 3. Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре».
Наша экскурсия продолжается во Владимирском скиту монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, расположенному по адресу: Калужская область, Дзержинский район, село Дворцы. (см. Приложение. Фото 2)
Спустя пять веков новая братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская».
В апреле 2007 года на берегу реки Угры на месте Великого Стояния установлен Поклонный Крест с семью иконами Божией Матери и землей с Куликова поля в основании. К августу 2011 года в скиту был построен и освящен храм с двумя пределами.
За два года, с 2012 по 2014, во Владимирском скиту монастырем был выстроен музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» (см. Приложение. Фото 3) с живописной диорамой Длина холста 23,6 м, высота 6,7 м (см. Приложение фото 4).
Автор и создатель живописной диорамы – заслуженный художник РФ, уроженец Калуги Павел Викторович Рыженко 1970-2014 г. (см. Приложение фото 5)
Строительство здания для музея-диорамы еще не началось, имелись лишь его чертежи, а заслуженный художник России Павел Рыженко уже загорелся идеей. Уроженец Калуги, горячий патриот России, для которого, как писали в прессе, русские князья, полководцы, святые становились живыми людьми со своей болью, переживаниями, сомнениями, страданием и решимостью к подвигу, он признался наместнику полюбившейся ему обители, что десять лет мечтал об этой работе. Вскоре приступив к ней, он назвал предстоящий труд своим личным стоянием на Угре. Длилось оно около двух месяцев. Архимандрит Тихон говорит, что работал художник по 10-12 часов в сутки, а то и больше. И это после инфаркта! Не щадил себя. Причем в монументальных работах обычно принято, что мастер делает эскиз, главные зарисовки, затем подмастерья дорисовывают мелкие фигуры, фон, траву, небо. А Павел все рисовал один. Даже грековцы удивлялись такой работоспособности и колоссальной творческой энергии Павла. В итоге на полотне длиною в 23,6 метра и высотой в 6,7 метра разместились 155 персонажей. Среди которых Павел Викторович изобразил и себя – в облике могучего воина в доспехах, с саблей в руках. На первом плане показан лагерь русского ополчения. Войско готовится к бою. На диораме видны пушки, ядра, раненые, пленные, воины, иконы, свет от лампадок, монахи и дети, слышится цокот копыт, удары молота о наковальню в кузнице, выстрелы, церковные песнопения, показан крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Владимирская». Благословление Преподобного Тихона предопределяет победу русского воинства в этой военной кампании. Изобразил он на полотне и наместника Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона, исповедующего раненого воина.
Те, кто видел Павла за работой, оценили прекрасную его черту: он умел слушать! Этот замечательный художник, мастер исторической композиции прислушивался к советам и замечаниям других людей и во время согласования эскизов, макета диорамы, и в самом процессе работы.
В документальном фильме (снятом Калужской телекомпанией «НИКА»), – «Ополченец светлого воинства», для зрителя, особо пронзительным может стать кадр: могучий с виду Павел Рыженко, действительно, напоминающий былинного богатыря, стоит на фоне почти написанного им полотна и тяжело вздыхает. Слышен чей-то голос: «Устал?» – «Есть немного», – отвечает художник, затем как-то невесело смеется и говорит: «Что-то устал!» К марту 2014 года он закончит в своей мастерской холст диорамы, а установят его в музейном здании Владимирского скита в начале июня того же года, за полтора месяца до смерти художника. На 44-м году жизни Павел Рыженко закончил свой земной путь, уйдя от нас, как писали его друзья, в расцвете сил и таланта. Предметный план, инсталляции доделывался уже без мастера. Но мастер успел озвучить свои замыслы, и молодые художники-грековцы старались соблюсти их с максимальной точностью. А 9 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил здание монастырского музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре в 1480 году». Предстоятель почтил память талантливого православного художника Павла Рыженко.
ГЛАВА 3. Художник Павел Викторович Рыженко (1970-2014 г.г.)
Возвращение в город Калугу, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28" (ул. Дзержинского, д. 53), где на здании открыта мемориальная доска заслуженного художника России Павла Викторовича Рыженко и расположен музей, где хранятся копии картин знаменитого художника.(см. Приложение. фото 6)
Художник Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. Светлый образ русской земли и ее многострадальной истории стали источником вдохновения для одного из самых талантливых мастеров отечественной исторической живописи. До 1982 года Павел Викторович учился в МБОУ "СОШ №28"г. Калуги
Годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова (1982-1988) – открыли перед юношей новый мир. Мир залов Третьяковской галереи и улочек Замоскворечья. Мир запахов масляной краски, благоговейной тишины и одновременно многообразие большого современного города.
Служба в армии лишь укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца. Поэтому первая половина 1990-х прошла в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник профессор И.С. Глазунов. Это были годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа. К моменту написания дипломной работы «Калка» приходит осознание своего творческого назначения – разбудить генетическую память своих современников, гордость за свое Отечество.
За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
За свою, столь неожиданно оборвавшуюся 16 июля 2014 года жизнь, в момент наиболее полного расцвета творческих сил, Павел Рыженко создал галерею образов эпического масштаба («Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.). Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы «Крещение Руси», «Стояние на реке Угре», «Начало войны 22 июня 1941 года».
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Рыженко удостоен почетного звания - Заслуженный художник Российской Федерации.
17 сентября 2018 в честь заслуженного художника РФ Павла Викторовича Рыженко названа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28". г. Калуги.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое место Калужской области «Великое Стояние на реке Угре» – уникальная достопримечательность, способная оживить память минувших дней. Также такая экскурсия станет необычайным эмоциональным подарком. Она сможет погрузить младших школьников в историческое действие, рассказать о героизме предков или восхитить неожиданной развязкой повествования. Более 2500 школьников за год посетили Музей - диораму «Великое Стояние на реке Угре». Данная диорама произвела огромное впечатление на меня. Не смотря на то, что подробно историю мы ещё не изучали в школе, я почувствовала гордость за наш народ, их патриотизм, смелость просто поражают. По-моему мнению посещение этого прекрасного места будет полезно каждому, каждый найдёт для себя что- то значимое и интересное. И мне очень хотелось бы, чтобы ребята моего класса так же посетили составленный мной маршрут.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бориса Годунова» / Акунин Б. – М.: Издательство АСТ, 2016.
http://www.visit-kaluga.ru/
Военная хитрость
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Золотая хохлома